Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы
Оценка 4.8

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы
29.Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.docx

Урок литературы в 7 классе №29

Тема: Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

Цель урока: познакомить с исторической основой и   героическим  поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Задачи:

1) формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;

2) создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему;

3)воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.

Ход урока

1. Оргмомент.

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов

 Тема женщины – одна из главных тем в творчестве поэта.

Актуализация опорных знаний.

«Русские женщины», «Дед Мазай и зайцы», «Мороз Красный нос» — эти стихи Некрасова знает каждый школьник. Лирик, певец народного горя, поэт, поклонявшийся женщине — матери, труженице и защитнице, — таким был Николай Алексеевич Некрасов. Он оставил заметный след в развитии русской литературы XIX века — прославился как лирик, драматург и публицист. Под его руководством приобрел весомое общественное и литературное значение журнал «Современник» (Некрасов был владельцем издания), вошли в период расцвета «Отечественные записки».

Отец Некрасова унаследовал не лучшие черты характера от своих предков. Игрок и мот, любитель женщин, он очень быстро спустил все деньги, проиграл имение в Ярославской губернии и служил исправником. Часто, уезжая по делам службы, брал с собой Николая. Тот был поражен бедностью крестьян, их бесправностью, высокой смертностью. Это и сформировало впоследствии особое отношение Некрасова-поэта к судьбе народа, что отразилось на тематике его произведений.

Второе впечатление детства Николая — издевательства отца над матерью, кротость, с которой она терпела его деспотический нрав и несдержанный характер. Мать стала символом страдания, благородства и великодушия. В будущем лирик возвысил женщину, сделав ее воплощением любви и духовной силы, страдалицей и жертвой беззакония и бесчинства.

2. Сообщение темы урока 

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы «Русские женщины». (Запишите тему урока)

- Как вы думаете, о чем эта поэма? О каких женщинах?

- Русская женщина, она какая? Охарактеризуйте русскую женщину с помощью прилагательных и запишите их в тетради.

-Вот видите, вы не читали ещё поэму, а уже смогли описать главную героиню поэмы «Русские женщины». Кто же она? Откройте учебник и посмотрите, о ком у нас сегодня пойдет разговор.

- Открыв первую страницу, читаем название «Княгиня Трубецкая». Кто же эта женщина? (читаем сноску внизу). Есть и вторая часть поэмы, которая называется «Княгиня Волконская». Она тоже рассказывает о судьбе женщины, последовавшей в Сибирь за мужем-декабристом. В истории этих женщин называют – декабристками.

- Кто такие декабристы, что мы о них знаем?

- Что вы знаете о восстании декабристов?

3. Историческая справка (проектная технология).

Выступление учащегося (предварительная подготовка)

14 декабря 1825 года в  Санкт – Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Но для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е. должны были быть сторонниками самодержавия и крепостного права.

Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили, но восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправы. Пятеро заговорщиков были казнены.

Это П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский.

Могилу казненных сравняли с землей, и никто не должен был знать, где она находится.

Многие (120 человек) были лишены всего – семьи, чинов, богатства – и сосланы в Сибирь

Все они были дворянами и, по понятиям того времени, опорой самодержавия.

Но они ценой своей жизни хотели улучшить жизнь народа.

Восстание было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправа. Заключенных лишили всех дворянских прав, званий, приравняли к простым крестьянам, лишили право возвращаться столицы.

Многие были отданы в солдаты и отправлены в Сибирь на каторжные работы.

Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. Остальных заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.

Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследование и расправа. Пятеро заговорщиков были казнены, многие отданы в солдаты и отправлены на Кавказ, огромное число сослано в Сибирь в каторжные работы. Заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.

Демонстрация фрагмента телефильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов)
- Как поступили жены декабристов, которых отправили на каторгу?

На Руси это издавна чтимо,
Что, наверное, в нашей крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви
От чего, ради чего отказывались дамы светского общества, отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? (от богатства, роскоши; ради любви и верности)

Учитель

Обратите внимание на фото декабристов. Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.

Но сегодня мы будем говорить о подвиге, который совершили жены этих храбрых людей.

А рядом с ними были их жены. Они последовали в Сибирь вслед за своими мужьями, оставляя жизнь удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая детей и родных. Последовали вопреки угрозам и жестоким мерам пресечения, принимавшимися царем и властями. Им было запрещено брать с собой детей, они были осуждены на вечную разлуку с родными. Ничто их не могло остановить.

Указ царя гласил

Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.

- “...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

- Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы- мы отправляемся в дорогу.

Учитель Кто эти мужественные женщины, представьте их. Кто отправился в след за мужьями преодолев невероятный путь.

1.                                      - княгиня Е.И. Трубецкая (не было детей) разные по

2.                                      - княгиня М.Н. Волконская соц. и мат.

3.                                      - графиня Муравьева положению,

4.                                      - графиня Нарышкина (не было детей) характеру.

5.                                      - жена полковника Давыдова

6.                                      - генеральша Фонвизина

1.                                      - невеста Анненкова — П. Гебль

2.                                      - баронесса Розен

3.                                      - генеральша Юшневская продала шубу, сер. ложки

4.                                      - невеста Ивашева

В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая», в работе над которой автор опирался на исторические источники: «Записки декабриста» А. Розена. Менее чем через год была опубликована вторая часть - «Княгиня Волконская», точно известно, что был черновой вариант и третьей части, посвящённой

Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены?

Мы будем анализировать первую часть поэмы.

- Кто такая княгиня Трубецкая? Что вы знаете о ней? Почему ей посвящена первая часть?

Екатерина Ивановна Трубецкая – дочь французского эмигранта И. С. Лаваля. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабристского восстания, великий князь Николай Павлович танцевал с ней мазурку. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали другие.

Учитель

Да, Екатерина Трубецкая жила в великолепном доме, где была огромная библиотека, уникальные собрания скульптур и гравюр.

В доме Лавалей бывали дипломаты, литераторы, художники, музыканты. Здесь Карамзин читал главы из «Истории государства Российского», а Пушкин – оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».

Привычное течение жизни в графском доме оборвалось 14 декабря 1825 года. Описание особняка графа Лаваля дает и Некрасов в поэме. Найдите эти строки.

- Как проходила юность Трубецкой в этом доме? (В богатстве, блеске, роскоши. Устраивались балы, приемы, путешествия - словом, были все обольщения света).

- Ребята, перечитайте эпизод, где княгиня размышляет о светском обществе своего, 19 века.

- Как вы понимаете следующие выражения:

1. «Этот рай своей рукой расчистил Николай…»

2. «Люди заживо гниют…»

3. От слов «Что я найду там?..» до слов «Вернуться, все простя?..»

(В высшем обществе блаженствует ханжество, поруганная честь, продажность, клевета, лицемерие, низость, одинаковость людей, бессмыслие в светских беседах. Свет не просто скучен, он преступен: он убивает инакомыслящих людей. Светская чернь не терпит свободного слова).

- Мы живем в XXI веке. Изменилось ли наше общество? Что общего у этих двух эпох, которые разделяют почти 200 лет.

Е. Трубецкая не может и не хочет остаться в том, красивом внешне, но уродливом внутри, мире. Она едет за мужем в Сибирь, суровую и жестокую.

Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.

- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?

- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.                                           

- Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться (Суровый климат, бесплодная земля, черствые и бездушные люди, разбои, убийства – привычное дело, жизнь в общей казарме, скудная пища, нищета и даже то, что её поведут по этапу с конвоем).

- Как вы считаете, решение княгини – временный порыв или твердое убеждение в своей правоте? (Это твердое убеждение в своей правоте. Она считает, что верная жена должна быть рядом с мужем. Княгиня не отстает от своей цели, несмотря на все угрозы и преграды).

- Чем заканчивается противостояние генерала и княгини? Что заставило губернатора уступить? ( Настойчивость героини, несгибаемая воля, мужество. Её не страшат ни суровый климат, ни нищета).

- В чем сила княгини? В чем источник нравственной силы этой русской женщины? (Сила княгини в любви, преданности. Эта женщина богата духовно. Не богатство и не положение в обществе главное для неё, а человеческие чувства, переживания).

 

Этап исследования (групповая работа) 

Работа в группах: задание на карточках; записи ведут «секретари».

После знакомства со второй частью поэмы, я вам хочу предложить разделиться на группы и, проанализировав отрывок, записать выводы в тетради или отметить в учебнике.

I группаПроследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине .

II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.

Девочки - позиция княгини (нужно увидеть, какие доводы, слова княгини подчёркивают величие духа)

Мальчики - позиция губернатора Иркутска Цейдлера (какие доводы приводит губернатор, чтобы остановить княгиню)

- Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину..

Что ожидало её впереди?

Медленно тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих детей».

Итог урока.

- 1-ая часть поэмы названа «Княгиня Трубецкая». Встречаем ли мы далее эту фамилию? Почему? (не встречаем, так как автор подчёркивает обобщающий смысл созданных им образов)
- Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.

- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?
(Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности.

-Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.

Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна, Камилла Ивашева.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30 – летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

- Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Аргументируйте свой ответ. (Ответы детей.)

Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?

- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

Вывод

- Каковы причины отъезда в Сибирь княгини? Какова цель её поездки? Какие качества характера проявила эта русская женщина?

Учитель

Проходит год за годом, надежды на окончание ссылки тают, призрачными становятся мечты о возможном свидании с близкими. Подневольная жизнь, суровый климат, переживания, нужда – все это не прошло бесследно для декабристов и их жен. Многие остались в Сибири навечно. Е. И. Трубецкая умерла в Иркутске в 1854 году. Ей было 54 года, 28 из них она провела в Сибири.

– А женщины, жены XXI века способны на такой подвиг?

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая?» или «Можно ли назвать подвигом поступок Трубецкой? Ваше отношение к поступку героини?» (по желанию).


 

Урок литературы в 7 классе №29

Урок литературы в 7 классе №29

Многие были отданы в солдаты и отправлены в

Многие были отданы в солдаты и отправлены в

В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня

В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня

Что ожидало её впереди? Медленно тянулись в изгнании годы

Что ожидало её впереди? Медленно тянулись в изгнании годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021