Урок литературы в 7 классе №29
Тема: Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы
Цель урока: познакомить с исторической основой и героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Задачи:
1) формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;
2) создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему;
3)воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.
Ход урока
1. Оргмомент.
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.
Н.А. Некрасов
Тема женщины – одна из главных тем в творчестве поэта.
Актуализация опорных знаний.
«Русские женщины», «Дед Мазай и зайцы», «Мороз Красный нос» — эти стихи Некрасова знает каждый школьник. Лирик, певец народного горя, поэт, поклонявшийся женщине — матери, труженице и защитнице, — таким был Николай Алексеевич Некрасов. Он оставил заметный след в развитии русской литературы XIX века — прославился как лирик, драматург и публицист. Под его руководством приобрел весомое общественное и литературное значение журнал «Современник» (Некрасов был владельцем издания), вошли в период расцвета «Отечественные записки».
Отец Некрасова унаследовал не лучшие черты характера от своих предков. Игрок и мот, любитель женщин, он очень быстро спустил все деньги, проиграл имение в Ярославской губернии и служил исправником. Часто, уезжая по делам службы, брал с собой Николая. Тот был поражен бедностью крестьян, их бесправностью, высокой смертностью. Это и сформировало впоследствии особое отношение Некрасова-поэта к судьбе народа, что отразилось на тематике его произведений.
Второе впечатление детства Николая — издевательства отца над матерью, кротость, с которой она терпела его деспотический нрав и несдержанный характер. Мать стала символом страдания, благородства и великодушия. В будущем лирик возвысил женщину, сделав ее воплощением любви и духовной силы, страдалицей и жертвой беззакония и бесчинства.
2. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы «Русские женщины». (Запишите тему урока)
- Как вы думаете, о чем эта поэма? О каких женщинах?
- Русская женщина, она какая? Охарактеризуйте русскую женщину с помощью прилагательных и запишите их в тетради.
-Вот видите, вы не читали ещё поэму, а уже смогли описать главную героиню поэмы «Русские женщины». Кто же она? Откройте учебник и посмотрите, о ком у нас сегодня пойдет разговор.
- Открыв первую страницу, читаем название «Княгиня Трубецкая». Кто же эта женщина? (читаем сноску внизу). Есть и вторая часть поэмы, которая называется «Княгиня Волконская». Она тоже рассказывает о судьбе женщины, последовавшей в Сибирь за мужем-декабристом. В истории этих женщин называют – декабристками.
- Кто такие декабристы, что мы о них знаем?
- Что вы знаете о восстании декабристов?
3. Историческая справка (проектная технология).
Выступление учащегося (предварительная подготовка)
14 декабря 1825 года в Санкт – Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Но для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е. должны были быть сторонниками самодержавия и крепостного права.
Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили, но восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправы. Пятеро заговорщиков были казнены.
Это П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. П. Бестужев – Рюмин, П. Г. Каховский.
Могилу казненных сравняли с землей, и никто не должен был знать, где она находится.
Многие (120 человек) были лишены всего – семьи, чинов, богатства – и сосланы в Сибирь
Все они были дворянами и, по понятиям того времени, опорой самодержавия.
Но они ценой своей жизни хотели улучшить жизнь народа.
Восстание было подавлено через несколько часов. Начались расследования и расправа. Заключенных лишили всех дворянских прав, званий, приравняли к простым крестьянам, лишили право возвращаться столицы.
Многие были отданы в солдаты и отправлены в Сибирь на каторжные работы.
Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. Остальных заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.
Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Начались расследование и расправа. Пятеро заговорщиков были казнены, многие отданы в солдаты и отправлены на Кавказ, огромное число сослано в Сибирь в каторжные работы. Заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.
Демонстрация
фрагмента телефильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь
декабристов)
- Как поступили жены
декабристов, которых отправили на каторгу?
На Руси это
издавна чтимо,
Что, наверное, в нашей крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви
- От чего, ради чего отказывались дамы светского
общества, отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? (от богатства,
роскоши; ради любви и верности)
Учитель
Обратите внимание на фото декабристов. Все они были молодыми, сильными, богатыми, красивыми, но пожертвовали жизнью, положением во имя своих убеждений, торжества справедливости. Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих престарелых родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.
Но сегодня мы будем говорить о подвиге, который совершили жены этих храбрых людей.
А рядом с ними были их жены. Они последовали в Сибирь вслед за своими мужьями, оставляя жизнь удобную и богатую, часто светскую, даже придворную, покидая детей и родных. Последовали вопреки угрозам и жестоким мерам пресечения, принимавшимися царем и властями. Им было запрещено брать с собой детей, они были осуждены на вечную разлуку с родными. Ничто их не могло остановить.
Указ царя гласил
Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.
- “...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).
- Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы- мы отправляемся в дорогу.
Учитель Кто эти мужественные женщины, представьте их. Кто отправился в след за мужьями преодолев невероятный путь.
1. - княгиня Е.И. Трубецкая (не было детей) разные по
2. - княгиня М.Н. Волконская соц. и мат.
3. - графиня Муравьева положению,
4. - графиня Нарышкина (не было детей) характеру.
5. - жена полковника Давыдова
6. - генеральша Фонвизина
1. - невеста Анненкова — П. Гебль
2. - баронесса Розен
3. - генеральша Юшневская продала шубу, сер. ложки
4. - невеста Ивашева
В 1872 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая», в работе над которой автор опирался на исторические источники: «Записки декабриста» А. Розена. Менее чем через год была опубликована вторая часть - «Княгиня Волконская», точно известно, что был черновой вариант и третьей части, посвящённой
Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены?
Мы будем анализировать первую часть поэмы.
- Кто такая княгиня Трубецкая? Что вы знаете о ней? Почему ей посвящена первая часть?
Екатерина Ивановна Трубецкая – дочь французского эмигранта И. С. Лаваля. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до декабристского восстания, великий князь Николай Павлович танцевал с ней мазурку. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали другие.
Учитель
Да, Екатерина Трубецкая жила в великолепном доме, где была огромная библиотека, уникальные собрания скульптур и гравюр.
В доме Лавалей бывали дипломаты, литераторы, художники, музыканты. Здесь Карамзин читал главы из «Истории государства Российского», а Пушкин – оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».
Привычное течение жизни в графском доме оборвалось 14 декабря 1825 года. Описание особняка графа Лаваля дает и Некрасов в поэме. Найдите эти строки.
- Как проходила юность Трубецкой в этом доме? (В богатстве, блеске, роскоши. Устраивались балы, приемы, путешествия - словом, были все обольщения света).
- Ребята, перечитайте эпизод, где княгиня размышляет о светском обществе своего, 19 века.
- Как вы понимаете следующие выражения:
1. «Этот рай своей рукой расчистил Николай…»
2. «Люди заживо гниют…»
3. От слов «Что я найду там?..» до слов «Вернуться, все простя?..»
(В высшем обществе блаженствует ханжество, поруганная честь, продажность, клевета, лицемерие, низость, одинаковость людей, бессмыслие в светских беседах. Свет не просто скучен, он преступен: он убивает инакомыслящих людей. Светская чернь не терпит свободного слова).
- Мы живем в XXI веке. Изменилось ли наше общество? Что общего у этих двух эпох, которые разделяют почти 200 лет.
Е. Трубецкая не может и не хочет остаться в том, красивом внешне, но уродливом внутри, мире. Она едет за мужем в Сибирь, суровую и жестокую.
Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.
- Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?
- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.
- Какие аргументы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться (Суровый климат, бесплодная земля, черствые и бездушные люди, разбои, убийства – привычное дело, жизнь в общей казарме, скудная пища, нищета и даже то, что её поведут по этапу с конвоем).
- Как вы считаете, решение княгини – временный порыв или твердое убеждение в своей правоте? (Это твердое убеждение в своей правоте. Она считает, что верная жена должна быть рядом с мужем. Княгиня не отстает от своей цели, несмотря на все угрозы и преграды).
- Чем заканчивается противостояние генерала и княгини? Что заставило губернатора уступить? ( Настойчивость героини, несгибаемая воля, мужество. Её не страшат ни суровый климат, ни нищета).
- В чем сила княгини? В чем источник нравственной силы этой русской женщины? (Сила княгини в любви, преданности. Эта женщина богата духовно. Не богатство и не положение в обществе главное для неё, а человеческие чувства, переживания).
Этап исследования (групповая работа)
Работа в группах: задание на карточках; записи ведут «секретари».
После знакомства со второй частью поэмы, я вам хочу предложить разделиться на группы и, проанализировав отрывок, записать выводы в тетради или отметить в учебнике.
I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине .
II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.
Девочки - позиция княгини (нужно увидеть, какие доводы, слова княгини подчёркивают величие духа)
Мальчики - позиция губернатора Иркутска Цейдлера (какие доводы приводит губернатор, чтобы остановить княгиню)
- Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину..
Что ожидало её впереди?
Медленно тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих детей».
Итог урока.
- 1-ая часть поэмы
названа «Княгиня Трубецкая». Встречаем ли мы далее эту фамилию? Почему? (не
встречаем, так как автор подчёркивает обобщающий смысл созданных им образов)
- Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей,
первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария
Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.
- Как вы думаете,
можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?
(Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и
беззаботности.
-Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.
Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна, Камилла Ивашева.
Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30 – летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.
Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.
- Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
Аргументируйте свой ответ. (Ответы детей.)
- Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?
- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?
Вывод
- Каковы причины отъезда в Сибирь княгини? Какова цель её поездки? Какие качества характера проявила эта русская женщина?
Учитель
Проходит год за годом, надежды на окончание ссылки тают, призрачными становятся мечты о возможном свидании с близкими. Подневольная жизнь, суровый климат, переживания, нужда – все это не прошло бесследно для декабристов и их жен. Многие остались в Сибири навечно. Е. И. Трубецкая умерла в Иркутске в 1854 году. Ей было 54 года, 28 из них она провела в Сибири.
– А женщины, жены XXI века способны на такой подвиг?
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая?» или «Можно ли назвать подвигом поступок Трубецкой? Ваше отношение к поступку героини?» (по желанию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.