НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ …
Урок – реквием
подготовила Ганненко И.П., учитель высшей категории,
для возрастной категории – 10 класс
количество участников – 22 учащихся
Звучит фонограмма песни «На всю оставшуюся жизнь…» (1,3 куплеты)
1 ученик. Вечная слава героям!
Вечная слава! Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям! Слава!
2 ученик. … Но зачем она им, эта слава, - мёртвым?
Для чего она им, эта слава, - павшим?
Всё живое – спасшим. Себя – не спасшим.
Для чего она им, эта слава, - мёртвым?
3 ученик. Если молнии в тучах заплещутся жарко,
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара, -
Ни один из погибших даже не вздрогнет.
4 ученик. Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни, повторяю!
Вечная слава героям!
1 ученик. Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!
Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры»
1 ученик. – Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил
2 ученик. – Тем, кто согревал дыханьем в стужу блокадных ночей
3 ученик. – Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей
4 ученик. – Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну
1 ученик. – Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену
2 ученик. – Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов
3 ученик. – Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов
4 ученик. – Всем тем, кто ушел бессмертие и тем, кто победил,
Вместе. ПОСВЯЩАЕТСЯ
Звучит школьный вальс.
Ведущий. 21 июня 1941 года. Тихий летний вечер опустился на Макеевку, в темноте ярко светились окна высоких школ-десятилеток, гордо возвышавшихся над одноэтажными домами. Перед рассветом, взбудораживая сонные улочки города громкими песнями, выпускники направились в Пионерский парк. Все были счастливые, полные надежд.
Сценка.
Ученица 1. – Дима, как ты думаешь, что нас ждет в будущем?
Ученик 1. – Я буду работать на заводе с отцом.
Ученица 1. – А у меня мечта – стать учителем истории.
Ученик 1. – Я уверен, так и будет.
Ученица 2. – Какое сегодня чудесное утро!
Ученик 2. – Да, жаль, только, что сегодня мы все разъедемся.
Ученица 2. – Ты обязательно станешь известным авиаконструктором.
Ученик 2. – А ты актрисой, и я буду ходить на все твои спектакли, ведь мы расстаемся не навсегда?
Ученица 2. Мы обязательно встретимся!
Пауза. Немая сцена.
Ведущий. Откуда им было знать, что беда уже пришла…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Звучит фонограмма Левитана.
Звучит песня «Священная война»
Ведущий. Над нашей землей закружил огненный смерч войны, нависла мрачная ночь фашистской оккупации. Страна стала ареной смертельных боев: 57 дивизий, 1500 самолетов, 1200 танков были направлены на неё…
Война оставила след почти в каждой семье. Уходили на фронт мужья, сыновья, братья.
5 ученик. Вокзал был тихим,
Маленьким и грустным.
Жевали с хрустом лошади овёс.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колёс.
И к полустанку выплыли теплушки.
Берёзы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской:
6 ученица. Милый едет воевать,
Надел рубашку белую.
Я всё время буду ждать,
Изменушки не сделаю.
5 ученик. И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
И с дрожью взвился женский голос:
6 ученица. - Женя!
А как же мы… Себя побереги! –
5 ученик. И он пошёл, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком босые
По-взрослому шагали по бокам.
А женщина осталась небольшая, -
С неё печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И всё платка не может отыскать.
И в толкотне ей удалось всмотреться –
Целует муж заплаканных ребят…
И сквозь посёлок, словно через сердце,
Ушёл состав в пылающий закат.
Звучит песня «На безымянной высоте»
Ведущий. Не было у солдат конвертов на фронте, они писали письма и сворачивали листочки треугольником. Вот и получалось солдатское письмо.
6 ученик. – Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой.
Будем мы фашистов гнать!
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец,
До свиданья.
Твой отец.
Звучит песня «Темная ночь».
Ведущий. На оккупированной территории «новые власти» создали лагеря смерти. Только в Макеевке их было 16: 12 – для военнопленных и 4 – для мирного населения. Следуя программе планомерного уничтожения населения, гитлеровцы устраивали такой режим в лагерях, который не обеспечивал даже голодного существования. Каждый получал 300г. негодного для употребления хлеб с примесью опилок, по одному литру супа из гнилого проса и других отходов. У военнопленных отбиралась обувь и лучшая одежда, а взамен их выдавались деревянные колодки и старое рваное обмундирование. И, как следствие, на почве холода, голода, отсутствия медицинской помощи и антисанитарии заключенные приходили к сильному истощению, заболевали тифом, дизентерией, и в результате их истребляли. Местное население иногда устраивало побеги военнопленных из концлагерей, подвергая свою жизнь опасности.
За 22 месяца оккупации фашистские колонизаторы замучили 279 тысяч жителей области, на каторгу в фашистскую Германию угнали около 200 тысяч человек (в том числе и детей).
Ученица читает «недописанное» письмо. (Приложение 1)
Звучит песня «Бухенвальдский набат»
Ведущий. Занимая Донбасс, гитлеровцы рассчитывали поставить его экономику на службу рейху. Вслед за фашистскими армиями ехали представители Круппа, Опеля, Сименса и других немецких магнатов. Для эксплуатации донецких шахт и заводов гитлеровцы создали горно-металлургическое общество «Восход». В Донецке было открыто отделение концерна Германа Геринга. Рабочие шахт и заводов фактически находились на положении рабов. Все жители городов и сёл, начиная с 10-летнего возраста, были обязаны зарегистрироваться на бирже труда и носить нарукавную повязку с соответствующим номером. За нарушение этого требования расстреливали. На предприятиях был введен 14-16 часовой рабочий день. Работа проводилась под присмотром солдат и полицаев, которые часто прибегали к тяжелым телесным наказаниям. Но жители не сдавались. Именно в это тяжелое время начинают свою деятельность подпольщики и партизаны области. Зимой 1941 года в области начали действовать партизанские отряды М.И.Карнаухова, Ю.А. Потирайла, И.Г.Чаплина, Т.А.Тищенко, Д.К. Мележика и др. Базой для многих партизанских отрядов служили Краснолиманский, Серебрянский, Кременской леса.
7 ученик. Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел назначили рано,
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «Нет!» -
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь – такой народ
Нельзя заковать в цепи.
Ведущий. Молодые, сильные, жизнелюбивые… Не похожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:
Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня…
Ученик читает стихотворение В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»
Ведущий. И погнали врага с нашей земли. И звучали залпы «Катюш» над Бугом, Вислой, Одером…
Звучит песня «Катюша» в исполнении учащихся.
Ведущий. 1945 год. Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Еще не подобраны убитые… Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет знамя Победы.
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава,
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
Звучит фонограмма песни «Майский вальс». Мелодия звучит тише.
Сценка.
Ученица 2 и Ученик 2 выходят. Ученица 2 с цветами.
Ученик 2. - Здравствуй, Лена! А Дима?
Ученица 2. – … (пауза) А Маша?
Ученик 2. – … (пауза)
Стоят, молча, обнявшись. Музыка звучит громче, медленно начинают танцевать вальс. Музыка затихает. Уходят.
Ведущий. Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром. Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами… Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая. В вечном долгу наши поколения перед теми, кто пережил ужасы войны: перед детьми войны, ее участниками, ветеранами. С каждым годом все меньше и меньше остается живых свидетелей той войны. Дает о себе знать и обожженная войной молодость, сырые окопы и блиндажи, голод и холод, болезни и раны. На их груди медали, а на висках седина. Но они помнят то страшное время, хотя часто им не хочется его вспоминать. Но нам помнить необходимо!
Просмотр видеопрезентации.
Ведущий. Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне. Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины!
Минута молчания
Ведущий. Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда,
Помните!
(Зажигает свечу памяти)
Пусть этот огонь памяти никогда не гаснет в ваших душах и передается из поколения в поколение. А мы с молитвой о ветеранах можем обратиться к Богу.
Молитва о ветеранах.
За вас помолимся, седые ветераны,
Молитва пусть до Господа дойдет,
Дай Бог здоровья и терпенья,
Пусть Ваша боль в небытие уйдет.
Погибшим воинам земля пусть будет пухом,
А вам, живым, дай Бог подольше всем прожить,
О войнах на Земле больше не слышать
И мамам нашим сыновей не хоронить!
Мы молим, чтоб не кровь,
Любовь со светом повенчалась,
За вас молитва наша.
За нашу землю, за Донбасс.
Звучит песня «9 мая»
Приложение 1
Вспомним всех поименно…
Минута молчания
«Жди меня, и я вернусь»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.