План-конспект урока русского языка
Учитель: Сидорук Тамара Владимировна
Школа: МБОУ ВМР «Присухонская основная школа»
Предмет: русский язык
Класс-4
УМК: «РИТМ»
Тема урока: "На какие две группы делятся части речи"
Место урока: 1 урок в теме " Слово"
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: дифференцировать самостоятельные и служебные части речи.
Задачи:
1.Противопоставить самостоятельные и служебные части речи.
2.Определить роль каждой группы при составлении предложений.
3.Отработать навыки правописания предлогов.
4. Обеспечить подготовку к ВПР.
5.Организовать самоанализ и самоконтроль действий учащихся на уроке.
Оборудование к уроку : учебник «Русский язык" 4 класс, 1 часть (авт. С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко) ,на партах - листочки для оценивания с напечатанными критериями, оформление на доске.
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Актуализация знаний Вспомнить ранее изученный материал. |
- Какой раздел завершили? -Из чего состоит речь? предложения? - Прочитайте название 3-го раздела (с. 52 уч.) -Как понимаете, чем будем заниматься на протяжении изучения темы раздела? - Как мы называем слова на уроках русского языка? -Какие части речи нам уже знакомы?
|
Ответы детей: -"Язык и речь" -Из предложений, предложения - из слов. -" Слово"
-Части речи.
Перечисляют |
Коммуникативные (монологические высказывания) личностные |
2.Целеполагание. Сформулировать тему, поставить учебные задачи, наметить план действий. |
- Прочитайте тему урока. - Определите цель, исходя из темы. - Ознакомьтесь с этапами работы, пронумеруйте...
-это будут задачи и критерии для оценивания. Составим план.(предлагается проранжировать готовые пункты плана) |
ранжируют на карточках и на доске
- распределить на группы - определяем роль в предложении - тренируемся в правописании |
Познавательные (постановка задач , осмысление , решение.)
Регулятивные (принятие цели ,планирование, прогнозирование)
|
3.Открытие новых знаний. Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы, ,взаимодействовать в паре.
|
-Действуем по плану:
1) Упр. 73 ( с. 52 уч.) - Что требуется выполнить?
-Как легче выполнять -одному или в паре? Почему?
-Договоритесь, как будете работать.Рекомендую вам выписывать слова сразу группируя по частям речи (напр. : сущ., прилагат., глаголы, те, которые неизвестны, выписав, обозначьте -?
- В какой форме выписываем? (Вспомним нач. форму ч. речи)
- Возникли ли разногласия? К какой группе отнесли " все"? Докажите свою точку зрения.
Проверка.
-Сделайте вывод. Оцените работу в паре по критерию: умение различать по ч.речи , умение ставить в нач. форму ( + , - , полплюса) - Какую задачу выполнили?
-Сделайте вывод: - На какие 2 группы делятся части речи? -Прочитайте комментарий в учебнике , сравните со своим выводом. Что ещё узнали?
2 .-Какая след-я задача? Упр. 74 уч. (составить предложения из слов)- выполним по вариантам.
Проверка: -Прочитайте составленное предложение . - Какое слово пришлось добавить? Можно ли было употребить без предлога? Какое ещё слово добавили в 3-м предложении ? - Объясните, почему предлоги и союзы называют служебными частями речи? Сделайте вывод , сверьте с выводом учебника. Подготовка к ВПР . Есть такое задание - обозначить части речи . Выполните в составленном вами предложении. - Оцени выполнение 2-ой задачи по критерию: составление предложения , умение определять части речи.
Физминутка.
|
Работают в паре обсуждая, параллельно одна пара - на доске.
ответы детей - распределение по частям речи; - нач. форма
доказывают устно
оценивают работу письменно (на карточке) .1-ю
речевые высказывания, читают и сравнивают
-определить роль. составив предложения.
2 ученика работают самостоятельно на доске
|
Коммуникативные (взаимодействие)
Регулятивные (удержание плана)
Регулятивные (самооценка)
Познавательные (умозаключения, логические, удержание плана)
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, )
|
4.Применение новых знаний. Развивать умение использовать знание, делать умозаключения. |
- Какую задачу ещё не решили? 3) Упр. 75 уч. - найди и исправь ошибки, сверься с соседом. - Какое правило письма нарушено? Сколько раз?(5) Как различить приставку и предлог? Пере какой частью речи не может быть предлога, а только- приставка? - Продемонстрируйте способ различения (закон проницаемости).
Если позволяет время, то можно записать под диктовку словосочетания из упр. : вылепить из снега, сделать на щёчках, сдвинуться с места. пойти по огороду , пойти к избе. - Оцените себя по критерию: правописание.
Д.з. Упр. 76 (подготовиться к диктанту, найти предложения только из самостоятельных и из самостоятельных и служебных ч. речи) |
Работают в паре:
.
устные ответы: вставляют между словами прилагательное
2 желающих работают на доске
|
Регулятивные (удержание задач урока)
Коммуникативные (сотрудничество ,кооперация)
Познавательные (наблюдение, сравнение, умозаключение)
Регулятивные (прогнозирование,самооценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности) |
5.Рефлексия. Формировать умение оценивать себя. |
- Вернёмся к цели урока. Удалось ли нам выполнить ? - Составьте схему по итогам урока прочитайте её. -Пользуясь началом фраз . оцените свою работу на уроке.
|
работа на карточках со схемой
|
Регулятивные (самооценка) Познавательные (создание и чтение схемы)
Коммуникативные (монологические высказывания, аргументация) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.