Самоконтроль младших школьников на уроках физической культуры при занятиях спортивными играми с элементами баскетбола.
Выполнила: Ганзелюк М.А. учитель физической культуры
Цель: Создать систему формирования навыков самоконтроля у младших школьников.
Необходимость изучения данной проблемы возникла по ряду причин:
- учебные действия учащихся и допущенные ими ошибки контролируются и исправляются, как правило, учителем, без привлечения к этому младших школьников;
- неразвитость самоконтроля ведёт к травматизму, плохому выполнению двигательных действий;
-в методических пособиях вопросу формирования самоконтроля уделяется недостаточное внимание;
Во время подвижных и спортивных игр трудно удерживать дисциплину. В пылу эмоций дети забывают и о правилах выполнения упражнений и о правилах техники безопасности. Поэтому я решила найти способ научить детей контролировать себя.
Ученик владеет самоконтролем, если умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований, изменять состав действий в изменившихся условиях, планировать состав действий, определяя субъективные трудности, сличать действия с образцом.
Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.
Направления и методические приёмы формирования самоконтроля
1. Самоконтроль поведения
«Ушки на макушке». Формирует умение слушать.
«Лучший друг». Формирует доброжелательное отношение к другим учащимся.
«Честное слово». Направлен на воспитание честности, учит соблюдать правила игр, эстафет
2. Самоконтроль двигательных действий
«Делай как я» Учит сравнивать с образцом. При разучивании сложно-координационных упражнений.
«Найди ошибку». Учит взаимоконтролю (замечать ошибки партнёра и стараться избегать их)
«Единство» Помогает добиваться слаженности выполнения упражнения с использованием различных предметов, требует представить, что ты и снаряд (мяч) – единое целое. Применяется для обучения упражнениям (ведению мяча, передач мяча, бросков по кольцу)
«Расчет силы» Способствует развитию двигательной чувствительности при выполнении упражнений (в полную силу, в полсилы, на определённую высоту или дальность). Применяется при обучении упражнениям, в которых требуется точность действия (передач мяча, бросков по кольцу).
3. Самоконтроль самочувствия
«Пульсометрия». Позволяет определить интенсивность нагрузки и как её переносят учащиеся.
Очень важно, чтобы данные приёмы были не только усвоены детьми, но и «присвоены» ими, что позволит учащимся без целевой установки учителя осуществлять самоконтроль по всем трём направлениям. Это обеспечивалось поэтапностью формирования самоконтроля.
1)Ознакомление с образцом. 2)Воспроизведение действия.3)Проверка по образцу.4)Нахождение ошибок.5)Исправление ошибок.6)Повторное выполнение действия без ошибок.
Данный подход был апробирован в ГБОУ НШ-ДС № 624 (237 человек). К 4 классу увеличилось количество учащихся, осознающих необходимость контролировать свои действия.
Значение самоконтроля для повышения качества овладения двигательными действиями и техническими приёмами на занятиях спортивными играми у младших школьников.
На ранних этапах формирования навыков, часто нарушается техника выполнения ведения, передач, бросков. Если ребёнок старается постоянно контролировать технику выполнения упражнений, то в результате формируются и уточняются различные формы содружественных и реципроктных отношений между нервными центрами мышечных групп. Контроль за своими действиями поможет ребёнку правильно рассчитать траекторию полёта мяча, силу, с которой надо выполнять передачу мяча в конкретной ситуации. Приучив себя к чёткому выполнению правил техники безопасности, ребёнок сможет избежать травм. Честное выполнение правил игры, учит быть честным и в обычной жизни. Контролируя свои эмоции ребёнок учится правильно реагировать на проигрыши и победы.
Это непосредственно влияет на формирование личности ученика, определяя его учебное самосознание, отношение к себе, сверстникам, окружающему миру и улучшает качество овладения двигательными действиями и техническими приёмами на занятиях подвижными и спортивными играми, в частности с элементами баскетбола.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.