Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.
Оценка 4.7

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Оценка 4.7
pptx
24.01.2020
Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.
наблюдение .pptx

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем-исследователем.

Сущность наблюдения – точная и полная
фиксация фактов с помощью всех органов
чувств и имеющегося жизненного опыта,
знаний и умений.


Функция наблюдения состоит в избирательном
приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе,
явлении в условиях обратной и прямой связи
исследователя с предметом наблюдения.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Объекты педагогических наблюдений:

средства и методы обучения, воспитания, развития;
совершенствования физических, личностных качеств, психологической подготовки;
учебно-познавательная, коммуникативная, созидательная деятельность ребенка;
деятельность учителя;
взаимоотношения между школьниками и педагогами;
характер и величина учебных нагрузок и т.д.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Классификация видов наблюдения

По форме организации
Структурированное наблюдение
Неструктурированное наблюдение
По степени включенности наблюдателя
Невключенное наблюдение
Включенное наблюдение
По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми
Скрытое наблюдение
Открытое наблюдение
По месту проведения
Полевое наблюдение
Лабораторное наблюдение
По регулярности проведения
Систематическое наблюдение
Несистематические наблюдение

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Классификация видов наблюдения

По длительности проведения
Кратковременное
Долговременное (лонгитюдное)
По охвату
Сплошное наблюдение
Выборочное наблюдение
По используемым средствам
Непосредственное наблюдение
Опосредованное наблюдение

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Этапы процедуры наблюдения:

а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?);
д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?). 

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

  Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели.
Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования.
Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.
Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.
Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений
Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков.  Оно должно быть минимальным.
Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдение, как метод психолого-педагогического исследования.

При организации наблюдения необходимо составить его план и программу.
В программе указываются:
- вид наблюдения, время, продолжительность и порядок организации.
В плане наблюдения отражаются:
основные вопросы,
осуществляется фиксация результатов наблюдения,
необходимо включить признаки наблюдения явлений.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020