Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем-исследователем.
Сущность наблюдения – точная и полная
фиксация фактов с помощью всех органов
чувств и имеющегося жизненного опыта,
знаний и умений.
Функция наблюдения состоит в избирательном
приеме сведений об изучаемом предмете, процессе,
явлении в условиях обратной и прямой связи
исследователя с предметом наблюдения.
Объекты педагогических наблюдений:
средства и методы обучения, воспитания, развития;
совершенствования физических, личностных качеств, психологической подготовки;
учебно-познавательная, коммуникативная, созидательная деятельность ребенка;
деятельность учителя;
взаимоотношения между школьниками и педагогами;
характер и величина учебных нагрузок и т.д.
Классификация видов наблюдения
По форме организации
Структурированное наблюдение
Неструктурированное наблюдение
По степени включенности наблюдателя
Невключенное наблюдение
Включенное наблюдение
По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми
Скрытое наблюдение
Открытое наблюдение
По месту проведения
Полевое наблюдение
Лабораторное наблюдение
По регулярности проведения
Систематическое наблюдение
Несистематические наблюдение
Этапы процедуры наблюдения:
а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?);
д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).
Требования, предъявляемые к процессу наблюдения
Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели.
Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования.
Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.
Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.
Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений.
Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Оно должно быть минимальным.
Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект.
При организации наблюдения необходимо составить его план и программу.
В программе указываются:
- вид наблюдения, время, продолжительность и порядок организации.
В плане наблюдения отражаются:
основные вопросы,
осуществляется фиксация результатов наблюдения,
необходимо включить признаки наблюдения явлений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.