МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе
(модуль «Светская этика»)
на тему:
«В жизни всегда есть место подвигу»
«ПНШ»
Составила:
Тренина Наталья Степановна
ЧОУ "школаинтернат №17
ОАО «РЖД» Курган 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Преподавание курса основ религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не
только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования
порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации,
уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения.
Цель учебного модуля «Основы светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Человек создан не только для того, чтобы приумножить свой род, или построить дом, а для того чтобы принести в
мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра, благодеяния и заботы. А вот в этом и заключается
смысл слов доблести, достоинства и чести. Достоинство и честь – самые высокие качества человека, которые вызывают
уважение окружающих. А совокупность этих свойств формирует чувство уважения к себе. Человек, имеющий честь,
достоинство, уважающий себя и других, никогда не совершит плохого поступка.
Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области
проектирования урока на тему: «Честь и достоинство» по курсу ОРКСЭ в модуле «Основы светской этики».
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия
проведения занятия с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и
средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.
Цель разработки: освоение технологии проектирования урока по модулю «Основы светской этики» курса ОРКСЭ
в соответствии с современными требованиями.
Особенности урока:
Урок № 20 на тему «В жизни всегда есть место подвигу» проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое
место в курсе ОРКСЭ, т.к. это одна из самых актуальных тем в наше время, вечная тема для каждого человека. При проектировании урока нами были учтены основные принципы личностноориентированного, индивидуального,
дифференцированого и системнодеятельностного подходов.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
парная.
Методы: беседа, обсуждение, чтение с комментированием, устный рассказ, работа с иллюстрированным
материалом, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве;
технология развития критического мышления; ИКТ – технологии; здоровьесберегающая технология.
Материальнотехническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
МПС: литература, окружающий мир.
Основные понятия: подвиг ,достойный человек. Класс: 4й класс
Автор учебника– Васильева Т.В., Савченко К. В., Тюляева Т. И.
Предмет: ОРКСЭ
Тема: В жизни всегда есть место подвигу.
Место темы: В учебном плане ФГОС НОО тема включена в раздел: Человек в мире людей урок № 20
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «ПНШ»)
Цель: Формировать представление о том, что такое подвиг и во имя чего его совершают.
Задачи:
образовательные:
познакомить с поступками известных предков и современников, достойных уважения
развивающие:
развивать гражданский патриотизм и чувство гордости за свою страну
совершенствовать умение излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения
осуществлять информационный поиск с помощью иллюстраций для выполнения учебных заданий.
воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к истории ,ответам одноклассников.
Планируемые образовательные результаты личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
учебных ситуациях, интерес к учебной деятельности.
регулятивные результаты:
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять,
умение проговаривать последовательность действий на уроке;
умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
умение высказывать свою версию; умение находить и исправлять ошибки самостоятельно;
умение определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; умение
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
коммуникативные результаты
допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
– познавательные результаты:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям; предметные результаты:
Умение излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения
осуществлять информационный поиск с помощью иллюстраций для выполнения учебных заданий
Основные понятия: подвиг
Форма организации урока:
индивидуальная
парная
фронтальная
групповая
Методы обучения: беседа, объяснительноиллюстрационный, частичнопоисковый.
Материально техническое обеспечение:
Учебник Васильева Т.В., Савченко К. В., Тюляева Т. И « Основы светской этики»
Мультимедийное оборудование
Презентация Microsoft Office Point Технологическая карта урока
№ Этап занятия.
Планируемые
результаты.
Содержание
деятельности педагога.
1. Подготовительный этап
Содержание деятельности
обучающегося.
Инструмен
тарий.
Полная готовность
обучающихся к
работе.
Быстрое включение
в деловой ритм.
11 (Приложение1)
1.1 Самоопределе
ние к учебной
деятельности
Задачи:
включение в
учебную
деятельность на
личностно
значимом
уровне.
Начинается урок
Он пойдёт сегодня впрок!
Добрый день, ребята!
Я рада вас приветствовать
на очередном занятии
курса «Основы
религиозных культур и
светской этики».
Пожелайте мысленно
удачи одноклассникам:
улыбнитесь своим
товарищам.
Пусть этот день несет нам
1.Приветствуют
2.Концентрируют внимание.
Слайд №1
– Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной
вопрос урока; открываем новые
знания, применяем новые
знания.
Слайд 2.
Отвечают на вопрос
На занятиях модуля
«Основы светской этики» мы
учимся отличать добро от
зла, приходим к выводу, что
человек сам должен отвечать
за свои поступки.)
Радость общения,
«открытия»
Наполнит сердце
Благородными чувствами!
Перед тем как приступить
к изучению темы, вспомним
и уточним задачи, которые
мы решаем (чем мы
занимаемся) на занятиях
«Основы светской этики»).
Перед тем как приступить
к изучению темы, вспомним
и уточним задачи, которые
мы решаем (чем мы
занимаемся) на занятиях
«Основы светской этики»).
(Дети отвечают:
Молодцы! А сейчас я
предлагаю
открыть
учебник и прочитать тему
нашего урока.
2.Основной этап
Активизация
имеющихся знаний и
умений.
Развитие внимания,
мышления
14 2
1.2
1.2.Актуализац
ия знаний и
мотивация
(4 мин.)
Задачи:
готовность
мышления и
осознание
потребности к
построению
нового способа
деятельности.
2.1 Постановка
Развитие внимания,
мышления
Прочитайте, что мы узнаем
на уроке.
1.Отвечают на вопросы.
2.Формулируют тему урока и
Работа с 2.2
учебной
задачи.
(2 мин.)
Задачи:
выявление
места и
причины
затруднения,
постановка
цели урока.
«Открытие»
детьми новых
знаний.(13
мин.)
Задача:
построение
нового способа
действий и
формирование
способности к
его
выполнению.
1 3 5
Сформулируйте,
пожалуйста, цель урока
Определить основной
вопрос урока.
Освоение понятий.
1 2 3 6 7 1 7 2 3 4 4
Давайте, найдём
нужную нам
информацию в словарях
и выведем определение
понятий «ПОДВИГ»
Итак, подведём итоги
вашей исследовательской
работы.
Значит, подвиг это
какоето движение. Но что
подразумевает это
движение?
Я предлагаю схему с
основными вопросами
И всякое ли движение
цель
учебником
На уроке мы узнаем, что такое
подвиг и во имя чего его
совершают; о наших предках и
современниках, которые
совершали подвиги)
1. Отвечают на вопросы.
2. Работают с
информационными
источниками.
3. Формулируют понятия.
Словарь
Текст
Иллюстра
ции
Слайд 3.
ПОДВИГ – это беззаветный,
бескорыстный,
самоотверженный героический
поступок, вызванный какимл.
Чувством. является подвигом?
Попробуем найти
ответы и на эти вопросы.
Что объединяет людей в
государстве?
Давайте прочитаем текст о
дне народного единства.
( Работа с учебником
стр.131132)
Чему посвящён День
народного единства
Почему мы чтим подвиг
Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского?
слайд
Работа по картине Э. Э.
Лисснера «Изгнание
поляков из Кремля» и
М. И. Скотти « Минин и
Пожарский» (Работа в
парах)
Рассмотрите иллюстрации.
Расскажите что на них
изображено.
Какие эмоции вызывает у
Работа с учебником стр.131
132)
Он посвящён освобождению
нашей страны от иноземных
захватчиков.
Минин и Пожарский
возглавили народное движение
Работа с иллюстрацией.
Работа с
учебником
Слайд 4,5
Работа с
иллюстра
цией. вас картина?
Кто изображён на
картине? Использует
художник?
Есть предметы, которые
чтолибо символизируют?
Какие краски использует
художник?
В истории нашей страны
можно найти множество
примеров того, как общая
беда и опасность для
Отечества объединяла всех
граждан.
Какие события вы можете
назвать, которые
объединили наших людей?
Слайд Обсудим.
_Расскажите, что вы знаете
о войне России с
Наполеоном в 1812 году?
Назовите книги и фильмы,
которые вы читали или
смотрели об этой войне.
Слайд Прочитаем
Предлагаю вам
самостоятельно прочитать
Рассказывают о войне 1812года.
Самостоятельное чтение
отрывка Лермонтова
« Бородино»
Слайд
Обсудим
Слайд отрывок из поэмы
Лермонтова
« Бородино» и
рассмотреть иллюстрацию
Богатова к этой поэме.
Прочитаем выразительно
отрывок.
О чём этот отрывок
Расскажите, что вы видите
на иллюстрации Н. А.
Богатова?
Что объединяет
иллюстрацию Богатова и
отрывок из поэмы
Лермонтова
« Бородино
Проводит физминутку для
обучающихся
Прочитае
м
Чтение выразительно одним
учеником отрывка
О героизме и мужестве
русских солдат
Они посвящены Бородинскому
сражению
Выполняют движения
Слайд 8
Первичное
закрепление
1 2 3 4 5 3 4 5 2 4 6
7
Организует осмысление
полученных знаний и
содействует овладению ими
способов деятельности
А что вы знаете о Великой
Отечественной войне?
Отвечают на вопросы
Выполняют практические
задания.
Слайд 9.
2.3 Физминутка
(1 мин.)
Цель:снять
умственное
напряжение.
2.4 Первичное
закрепление
(3мин.)
Задача:
усвоение
нового способа действий,
обобщить и
систематизиров
ать полученные
знания
Работа с текстом
Работа с
текстом
Оборона Севастополя
Слайд10.
Работа с
иллюстраци
ей
Слайд 11.
Это
интересно
Работа с текстом. (Приём
Инсерт)
По ходу чтения, делайте в
тексте пометки:
V эту информацию знал,
знаю, вспомнил;
+ это новая для меня
информация;
? – эта информация мне
непонятна, у меня
появились вопросы.
Что из этого вам знакомо?
Какую новую информацию
вы получили?
Какие у вас появились
вопросы ?
Какое событие запечатлел
на своей картине художник
А.А. Дейнека?
Слайд Это интересно
После окончания войны
Знамя Победы привезли в
Москву, и оно было
помещенов Центральном
музее Вооружённых
силСССР на вечное
хранение. А 8 мая 2011 Умение
самостоятельно, с
учетом полученных
знаний выполнять
задания .
1 3 4 5 9 1 5 8
2.5. Выполнение
продуктивных
заданий по
теме.
Задачи:
Индивидуальна
я рефлексия
достижения
целей, создание
ситуации
успеха.
Отвечают на вопросы,
Самостоятельно читают текст.
Анализируют, обобщают,
делают выводы.
Работа в группах
Составляют в группах (по 4
человека) алгоритм (5 мин.).
По одному представителю от
группы представляют свою
гипотезу.
.
Работа с
учебником
года в Центральном музее.
Вооружённых сил РФ был
открыт зал « Знамя
Победы»
1.Ведёт беседу с опорой на
жизненный опыт.
2. Организует и
координирует работу
обучающихся в группах.
Прочитать текст и
ответить на вопросы.
– Работать будем в
группах. Вспомним правила
общения.
1 , 3группа. Только ли на
войне совершают подвиг?
2,4 группа. Может ли
ребёнок совершить подвиг?
Во время работы подходит
к группам.
– Какая есть гипотеза?
Если нужно, предлагает
подсказку к решающей
гипотезе.
3.1. Рефлексия
деятельности.
Овладение способа
самооценки и
Закончите фразу
Подвиг это беззаветный,
Проводят самооценку,
саморефлексию.
Слайд12.
Работа с
3.Заключительный этап. вырезанно
й из
бумаги
ладошкой
саморефлексии.
13 6 8 3 4 6 7 1 3 4 5
7
(9 мин.)
Задача:
самооценка
результатов
деятельности,
границы
применения
новых знаний.
бескорыстный,
самоотверженный
героический поступок,
вызванный какимлибо
чувством.
М. Горький в своей книге
говорил:
«… когда человек любит
подвиги, он всегда умеет
их сделать и найдет, где
это можно.
В жизни, знаешь ли ты,
всегда есть место
подвигам».
Рефлексия «Пятёрочка 1»
(слайд)
Детям выдаются
вырезанные из бумаги
ладошки.
Каждый палец –это
определённая позиция, по
которой необходимо
высказать своё мнение:
Большой палец – Для меня было важно и интересно…
Указательный палец – Мне
было трудно (не
понравилось)…
Средний палец – Для меня
было недостаточно…
Безымянный палец – Моё
настроение …
Мизинец – Моё
предложение …
у
Комментирует домашнее
задание.
Узнайте
своих
родственников о том, как
твоя семья пережила ВОВ ,
и расскажи об этом в
классе
Умение
самостоятельно с
учетом своих
возможностей
сделать правильный
выбор.
1 3 4 5 1 4 5 6
3.2 Домашнее
задание
Задача:
сообщить
учащимся о
домашнем
задании,
разъяснить
методику его
выполнения.
Слушают инструктаж.
Слайд13
Универсальные учебные действия /УУД/
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Приложение 1. 1. Развивать умение анализировать, сопоставлять и
обобщать;
2. Помочь
выделить
познавательную цель;
и
сформулировать
3. Устанавливать причинноследственные связи,
выстраивать логическую цепочку рассуждений,
устроить устное речевое высказывание;
4. Развивать умения выделять основные признаки
нравственных ценностей, приводить пример их
проявления.
5. Способствовать высказыванию детьми своего
мнения;
6. Моделирование, решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений, выдвижение
гипотез и их обоснование.
7. Развивать умение структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов решения
задания, умение осознанно и произвольно
строить высказывания
8. Способствовать оцениванию своей деятельности
9. Развивать умение работать с разными видами
на уроке;
информации.
Личностные УУД
1. Сформировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к
1. Способствовать выполнению «открытия» новых знаний;
2. Создать возможность планирования совместно с учителем
своих действий в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
3. Развивать умение младшего школьника контролировать
свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить
необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил
и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий).
4.
5. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,
и того, что ещё неизвестно).
6. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества
и уровня усвоения).
7. Контроль (в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона)
Коммуникативные УУД
1. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. уроку, понимание необходимости учения.
2. Развивать умение адаптироваться к сложным
ситуациям.
3. Работать над самооценкой и адекватным
пониманием причин успеха/неуспеха в учебной
деятельности;
4. Способствовать проявлению познавательной
инициативы в оказании помощи соученикам;
5. Способствовать к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности.
6. Способствовать проявлению самостоятельности
в разных видах детской деятельности.
7. Развивать
этические
доброжелательность
нравственную отзывчивость,
сопереживание чувствам других людей;
и
чувства,
эмоционально
понимание и
8. Побудить детей к анализу собственных
поступков и обсуждению приёмов воспитания
нравственных качеств
2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
3. Создать условия для совместного решения учебной задачи;
4. Развивать умение определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые
действия на уроке; оценивать правильность выполнения
задания.
5. Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других);
6. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе
информации.
7. Управление поведением партнера, контроль, коррекция,
оценка действий партнера.
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Начальные классыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Светская этика») на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» «ПНШ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.