Спесивцев А.В., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» городского округа город Урюпинск Волгоградской области |
Надпредметный курс «Мир деятельности» для 1-4-х классов –
необходимая составляющая в формировании УУД
Надпредметный курс «Мир деятельности» для 1-4-х классов, созданный в соответствии с дидактической системой деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (ДСДМ «Школа 2000…»), знаком учителям гимназии с 2011 г. Меня привлёк данный курс тем, что он реализует положение ФГОС НОО о внеурочной деятельности: способствует достижению личностных и метапредметных результатов, позволяет ученику на каждом занятии получить знания о способах выполнения УУД по всем четырём содержательным линиям: рефлексивной (умение учиться), коммуникативной (формирование норм поведения, взаимодействия в классе), познавательной (знакомство с методами и способами познания), ценностной (формирование нравственно-этических норм, здоровьесбережения). Как показали наблюдения в классе, занятия помогают детям учиться более увлечённо и качественно.
Для молодого учителя, не имеющего опыта практической деятельности, данный курс – школа педагогического и методического мастерства, ответ на множество вопросов, ежедневно возникающих в работе с детьми младшего школьного возраста. «Мир деятельности» даёт возможность вовлечения в учебный процесс родителей и превращения их в своих союзников и помощников.
Данный курс предполагает еженедельные внеурочные занятия по одной из тем, рассчитанных на весь учебный год. Для своего класса я выделил ряд тем, наиболее близких детям, рассчитал возможное количество занятий для каждой четверти и изготовил необходимый раздаточный материал. В помощь учителю авторским коллективом под руководством д.п.н., профессором Л.Г.Петерсон разработаны программа курса, сценарии занятий, демонстрационный и раздаточный материалы, презентации ко всем занятиям, поэтому подготовить
необходимый иллюстративный материал
не является проблемой, в некоторых случаях на помощь приходят родители. На официальном сайте «Школа2000…» можно получить электронную
версию материалов.
Несмотря на то что я не следую буквально плану на год, я придерживаюсь
чёткой технологической цепочки в структуре занятия:
первичный опыт в выполнении УУД и мотивация – приобретение знания выполнения
действия – применение полученного знания на основе самоконтроля и коррекции –
контроль. Постоянное прохождение данного алгоритма облегчает детям вхождение в
новый курс, позволяет им уже после двух-трёх занятий сравнительно легко
ориентироваться в структуре занятия, участвовать в беседе по теме,
прогнозировать дальнейшие учебные действия.
В УМК курса в конце каждого полугодия предусмотрена обработка результатов мониторинговых исследований на основе использования специальной компьютерной программы. В связи с тем, что я не следую полностью программе курса для каждого года, я использую только методы педагогического наблюдения за детьми, а также заполняю анкеты наблюдений по результатам освоения УУД, которые были предложены авторским коллективом курса во время проведения федерального эксперимента в 2011-2015 гг.
Важным условием надёжности и эффективности занятий я считаю то, что знания надпредметного характера, полученные детьми в курсе «Мир деятельности», затем закрепляются на уроках по всем предметам.
Моя цель – пройти вместе со своим будущим первым классом весь курс для начальной школы, т.к. считаю, что сегодня не существует более эффективного средства формирования у детей метапредметных умений и способности к самостоятельной деятельности, готовности к саморазвитию и самовоспитанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.