Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету
Оценка 4.8

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.12.2018
Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету
На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. В поисках новых технологий я обратилась к интересам самих обучающихся. Также я стала пытаться найти точки соприкосновения интересов моих и детей, так как невозможно преподаватель тот материал и в тех формах, в которых ты чувствуешь себя некомфортно. В этой работе выделены такие проблемы, как: 1) получение подростками знаний об интернете «на ощупь», вне диалога и рефлексии; 2) преобладание потребительского отношения к интернет- ресурсам; 3) неготовность большинства учителей к роли интернет- наставников и модераторов.
Татьянина тезисы исправ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности.docx
Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету Область применения. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   на   всех   информационно­ уровнях   образования   рекомендует   создавать образовательную   среду,   которая   включает   «комплекс   информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,   и совокупность   информационных средств,   технологических   коммуникационных   технологий:   компьютеры,   иное   ИКТ­   оборудование,   систему   современных   педагогических коммуникационные   каналы, технологий,   обеспечивающих   обучение   в   современной   информационно­ образовательной среде». Эта   информационно­образовательная   среда,   согласно   «Стандарту…», выполняет   множество   функций,   среди   которых   актуальной   становится организация   «дистанционного   взаимодействия   всех   участников образовательного   процесса   (обучающихся,   их   родителей   (законных представителей),   педагогических   работников,   органов   управления   в   сфере образования,   общественности),   в   том   числе,   в   рамках   дистанционного образования». Это,  прежде   всего,   значит,  что   наряду   с  традиционными   формами   и приемами   взаимодействия   педагогов,   обучающихся   и представителей   общественности   должны   использоваться   такие   средства,   родителей, которые могут быть организованы с привлечением различных современных сетевых   технологий.   Среди   них   главное   место   занимает   интернет.   В современных исследованиях по формированию медиаграмотности у студентов в   качестве   одной   из   проблем   отмечается   отсутствие   в   образовательной практике   систематической   работы   по   развитию   у   детей   таких   знаний   и умений, которые связаны с эффективным использованием средств и ресурсов интернета. Цель работы. Создание   условий   для   внедрения   дистанционных   образовательных технологий в образовательный процесс, организованный на основе сетевого взаимодействия. Методы и методология написания работы Основные   особенности   методики   обучения   с   применением дистанционные образовательные технологии и ЭО вытекают из сущностных характеристик данных понятий. Дистанционные образовательные технологии реализуются     применением   информационно­ в   основном   с телекоммуникационных   сетей   при   опосредованном   взаимодействии обучающихся   и   педагогов.   Это   значит,   что   общение   педагога   и   ученика происходит, как правило, не лицом к лицу, а через сеть Интернет с помощью различных  коммуникационных   сервисов, например, электронной почты  или видеоконференцсвязи. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой   при   реализации   образовательных   программ   информации   и обеспечивающих   ее   обработку   информационных   технологий,   технических средств,   а   также   информационно­телекоммуникационных   сетей, обеспечивающих   передачу   по   линиям   связи   указанной   информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Следовательно: 1)   при   дистанционном   обучении   необходимо   учитывать   физическое отсутствие участников учебного процесса, т.е. учитель и ученик не могут в постоянном режиме осуществлять обратную связь в отличие от очной формы обучения;   2)   основными   средствами   общения   и   обучения   являются информационные   и   коммуникационные   технологии;   3)   эффективность обучения   во   многом   будет   зависеть   от   наличия   и   качества   используемых технологий и уровня владения педагогами и обучающимися средствами ИКТ; 4)   для   осуществления   электронного   обучения   необходимы   различные   базы данных, в том числе учебных, методических и информационных материалов, а также обучающихся и педагогов и др.  При   выборе   методики   преподавания   с   применением   дистанционные образовательные   технологии   и   ЭО   следует   обратить   внимание   на   методы, активизирующие   коммуникативную   и   познавательную   деятельность обучающихся, и направленные на самостоятельное и совместное групповое решение учебных задач. Особенно тщательно следует продумать траекторию изучения учебного материала учениками при обязательном общении между учителем   и   учениками   в   форме   консультаций,   обсуждений   и   т.п.,   как минимум, в режиме отложенного времени.  В   практике   применения   дистанционного   обучения   используются методики синхронного, асинхронного и смешанного обучения.  Методика   синхронного   дистанционного   обучения   предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени.  Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени. Синхронная   методика   дистанционного   обучения   предполагает   активное взаимодействие   преподавателя   и   учащегося   и,   таким   образом,   большую нагрузку  и  на  учащегося, и  на преподавателя (тьютора).  При  асинхронной методике больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося, когда на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп   обучения,   регулирование   этого   темпа.   Преподаватель   (тьютор)   при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но   в   меньшей   степени,   чем   при   синхронной   методике   дистанционного обучения.   Смешанная   методика   дистанционного   обучения   подразумевает,   что программа   обучения   строится   как   из   элементов   синхронной,   так   и   из элементов   асинхронной   методики   обучения.   Представленным   вариантам методики   соответствуют   следующие   типы   уроков,   классифицированные   в зависимости от времени осуществления коммуникации: в режиме реального времени (он­лайн уроки); в режиме отложенного времени (офф­лайн уроки); смешанный тип, включающий элементы и он­лайн, и офф­лайн уроков. Результаты работы. На   основе   анализа   предложенных   моделей   внедрения   дистанционных   моделей   сетевого   взаимодействия образовательных   технологий, образовательных   организаций   различных   регионов   страны   нами   была разработана и апробирована модель организации сетевого взаимодействия на основе социальной сети «Вконтакте» может служить публичная страница или   образовательной   или   внеклассной   направленности,   которая группа   транслирует   информацию   о   событиях   школьной   и   внешкольной   жизни: объявления   о   мероприятиях   и   акциях,   новости,   опросы   и   голосования, оповещения об итогах конкурсов и соревнований, обзоры интернет­ресурсов и прочее. 1) эта социальная сеть популярна среди обучающихся (73% опрошенных выбрали ее) 2) создание и модерирование групп, страниц («пабликов») достаточно просто в обслуживании и может совершаться обучающимися; 3)   возможность   создавать  базу   фото­видео­аудио   файлов,   а   также различных   документов,  при  этом   получать   обратную   связь  от   посетителей страницы или группы; 4)  наличие   мобильной   версии   сайта   «В   Контакте»   упрощает коммуникацию   с   обучающимися,   так   как   именно   подростки   являются наиболее активными пользователями мобильного интернета. Аналитический   этап   инновационной   деятельности   позволил   сделать основные   выводы  по  результатам  деятельности  площадки. Для  проведения   диагностика, мониторинга   применялись   методы:   наблюдение, самодиагностика, анкетирование. Основные характеристики разработанного продукта или методики. Перечень основных принципов социальных сетей: «1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.) 2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками; 3)   отношения   –   возможность   описать   отношения   между   двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.); 4)   общение   –   возможность   общаться   с   другими   участниками   сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы); 5)   группы   –   возможность   сформировать   внутри   социальной   сети сообщества по интересам; 6)   репутация   –   возможность   узнать   статус   другого   участника, проследить его поведение внутри социальной сети; 7) обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для   них   материалами   (фотографиями, презентациями и т. д.).   документами,   ссылками, Как   мы   можем   видеть   исходя   из   этих   принципов,   возможности   у социальных   сетей   очень   велики:   это   и   самопрезентация,   и   обмен информацией, и общение, и координация. Все эти возможности могут помочь педагогу   при   их   правильном   использовании   и   при   реализации   конкретных педагогических целей. В России наиболее популярными являются ресурсы «Одноклассники» и «ВКонтакте». Нам же наиболее интересен именно второй ресурс так, как по данным   исследований   агентства   «РИА   Новости»   «В   России   73%   детей   в возрасте от девяти до 16 лет имеют личный профиль в социальных сетях». Кроме того, учащиеся имеют возможность делиться своими успехами и находками с обучающимися других ОУ, городов по глобальной сети. Это то поле деятельности, где могут самореализоваться, проявить себя и не совсем успешные   обучающиеся,   а   преподаватели,   в   свою   очередь,   заинтересовать учебной дисциплиной. В связи с этим актуально создание в техникуме такой информационно­ образовательной   среды,   которая   действительно   становится   открытой, включает максимальное количество участников образовательного процесса и позволяет решать различные образовательные и методические задачи.   На сегодняшний день информационная открытость учебных заведений создается посредством официального сайта в интернете. Тем не менее, как показывает   практика,   большинство   школьных   сайтов   практически   не посещаемы   и   выполняют   только   информационную   функцию   и   по   сути являются онлайн­хранилищем различных официальных документов. Степень внедрения. Рекомендации по внедрению и итоги внедрения результатов работы. Выбор той или иной интерактивной формы зависит на прямую от стиля педагогического   общения,   выбранного   учителем.   Если   им   был   принят демократический   стиль   общения,   тогда   целесообразно   осуществлять организационную   деятельность   через   «группу».   А   если   учитель   выбирает авторитарный   стиль   общения,   тогда   стоит   использовать   «публичную страницу». Работа по созданию дистанционной площадки состояла из нескольких этапов. 1.Этап. Поиск материалов 2 Этап. Оформление материалов (подача в презентациях, инфографике, таблицах) Материалы должны быть в виде постов и виде приложений к ним. Пост в социальных сетях – это запись, оставленная на стене личного аккаунта   или   группы,   то   есть,   это   короткое   сообщение.   Заголовок   поста должен быть коротким и содержательным.  Описание   –   это   самая   большая   часть   поста.   В   нём   тоже   нужно применить ключевую фразу.  Картинку   для   поста   следует   подобрать   так   же,   как   и   текст   – привлекательную и тематическую.  Некоторые социальные сети позволяют использовать в постах опросы – каждый   пользователь   может   проголосовать,   выбрав   вариант   среди нескольких. Это помогает улучшить вовлеченность и распространение поста. Поэтому рекомендуется применять опросы. Есть несколько видов постов для образовательных целей: 1.Информативный   пост­лучше   материал   дополнительный закрепительный,   идеально   графическая   форма,   презентация,   можно   также прикреплять файлы с подробной информацией (если много текста ) под пост. 2.Пост­задание. Он может давать каждое задание отдельно или также прикрепляться к посту. Очень эффективно использовать опрос под постом. Каждый ученик голосует за понравившейся ответ. 3.   Мотивационные,   эстетические   посты.   Не   носят   образовательный характер   но   повышают   интерес   к   группе   и   предмету,   способствуют взаимопониманию между студентом и педагогом. 3.Этап.Создание обратной связи.  Чтобы группа в социальной сети не превратилась   в   застывшее   болото   и   была   всегда   актуальна,   необходимо организовать чат, обсуждения, проводить индивидуальные консультации. Вы сможете увидеть активных студентов, и возможно к вам лично обратятся за профессиональной помощью те обучающиеся , которым неудобно подойти к вам лично!. 4.   Этап.   Проведение   онлайн­занятий   в   форме   вебинара.  Этот   этап необязательный но очень эффективный. Проведение урока в нестандартной обстановке очень мотивирует обучающихся. Вебинары могут быть открытые и закрытые, на изучение нового материала и обобщающие! Важно что их можно записать и студенты могут посмотреть позже Эффективность и значимость работы. В связи с этим актуально создание в техникуме такой информационно­ образовательной   среды,   которая   действительно   становится   открытой, включает максимальное количество участников образовательного процесса и позволяет решать различные образовательные и методические задачи.   На сегодняшний день информационная открытость учебных заведений создается посредством официального сайта в интернете. Тем не менее, как показывает   практика,   большинство   школьных   сайтов   практически   не посещаемы   и   выполняют   только   информационную   функцию   и   по   сути являются онлайн­хранилищем различных официальных документов. Однако, несмотря на широкие возможности социальных сетей в решении вопросов образования, могут возникнуть следующие проблемы: 1) блокировка популярных социальных сетей и некоторых бесплатных интернет­сервисов школьным контент­фильтром; 2)   необходимость   постоянного   отслеживания   содержания   и комментариев; 3)   низкая   активность   большинства   обучающихся   в   создании   данной формы. Но   все­таки   чаще   всего   практика   поддержки   представительства техникума   в социальной сети показывает, что, если обучающийся осознает общественную значимость какого­либо образовательного события, то он готов поделиться информацией на странице пресс­центра. Среди   результатов   использования   ИКТ   во   внеурочной   деятельности моей практики можно отметить:  развитие   познавательной   активности   школьников   (увеличилось количество   обучающихся,   «включенных»   во   внеурочную   деятельность:   в начале   года   5   человек,   в   конце   третьей   четверти   –   12,   повышение   их мотивационной готовности к познанию);  развитие   творческого   мышления   (самостоятельные   работы обучающихся стали более разнообразными по форме и содержанию);  повышение   результативности   и   эмоциональной   привлекательности внеклассной работы по предметам (создании малых инициативных групп по подготовке   творческих   дел,   положительная   динамика   качества   знаний обучающихся   (в   среднем   на   5%   по   итогам   третьей   четверти),   активно участвующих в подготовке и проведении внеурочной деятельности). С   помощью   социальных   сетей   и   сам   педагог   также   может   решить   и организационные и методические цели. К   организационным   целям   решаемых   с   помощью   социальных   сетей относятся   организация   учебной   и  внеучебной   деятельности   учащихся.  Для реализации этих целей может быть создана «группа» в социальной сети «В Контакте» или «публичная страница». На которых в режиме «онлайн» можно обмениваться   необходимой   информацией,   получить   доступ   к   домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам. Сейчас   в   большинстве   школ   организационные   цели   достигаются   с помощью классных часов и информационного стенда в  в кабинете. В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети. Альтернативой классному уголку может служить «группа», созданная в социальной сети «В Контакте» или публичная страница. Основными различиями между ними является то, что в «группе» все члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать   фото­,   видео­,   аудио   материалы,   а   «публичная   страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать, находящуюся в ней информацию, может лишь создатель данной страницы. Выбор той или иной интерактивной формы зависит на прямую от стиля педагогического   общения,   выбранного   учителем.   Если   им   был   принят демократический   стиль   общения,   тогда   целесообразно   осуществлять организационную   деятельность   через   «группу».   А   если   учитель   выбирает авторитарный   стиль   общения,   тогда   стоит   использовать   «публичную страницу». Альтернативой классному часу будет являться «диалог»­обсуждение . Диалог обычно, создается для решения конкретных задач, например: «День самоуправления».   Как   правило,   конкретные   мероприятия   организуются инициативной   группой   студентов,   и   сообщать   информацию,   касающуюся данного   мероприятия   не   обязательно   всем   обучающимся.   В   этом   плане функция выбора участников «диалога» очень кстати. При этом в «диалоге» происходит не только передача информации, но и общение между педагогом и студентами, которые в свою очередь могут выдвигать свои идеи и предлагать способы повышения интереса к данному мероприятию. Комплексность   данных   форм   организации   учебной   и   внеучебной деятельности,   заключается   в   том,   что   решая   организационные   вопросы, педагог одновременно реализует и методические  цели. Методические  цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и   методов   учебной   и   внеучебной   деятельности.   Вводя   в   свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но   и  средством  обучения.  В  статье   Клименко  О.А. «Социальные   сети  как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса» автор   указывает   преимущества   социальных   сетей   в   качестве   учебной площадки: 1. Привычная среда для учащихся. 2. В социальной сети человек выступает под своим именем­фамилией. 3.   Технология   позволяет   всем   участникам   сети   создавать   сетевой учебный контент. 4. Возможность совместной работы. 5. Наличие форума, стены, чата. 6. Каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь. 7. Активность участников прослеживается через ленту друзей. 8. Удобно использовать для проведения проекта. 9. Подойдет в качестве портфолио как для обучающегося, так и для преподавателя».   Таким   образом,   появляется   новое   учебное   пространство, которое   к   тому   же   является   привычной   средой   для   современного обучающегося,   и   не   воспринимается   им   враждебно.   А   также   появляются новые,   более   привычные   современному   поколению   формы   организации познавательной деятельности.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средства развития познавательного интереса к предмету
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2018