Тема урока: «Цифровой след и безопасность в интернете»
Класс: 8 класс
Продолжительность: 45 минут
Цель:
Сформировать у учащихся понимание понятия «цифровой след» и навыки безопасного
поведения в интернете.
Задачи:
1. Объяснить, что такое цифровой след и как он формируется.
2. Научить оценивать риски, связанные с публикацией личной информации в сети.
3. Познакомить с правилами создания надежных паролей и защиты аккаунтов.
4. Развить критическое мышление при работе с онлайн-контентом.
Действия учителя:
· Приветствует класс, проверяет готовность к уроку.
· Объявляет тему: «Сегодня мы узнаем, как наши действия в интернете формируют цифровой след, и научимся защищать себя от киберугроз».
Действия учащихся:
· Настраиваются на работу, записывают тему в тетрадь.
Действия учителя:
· Показывает короткий видеоролик (2–3 минуты) о реальных случаях, когда неосторожные публикации в соцсетях привели к проблемам (например, отказ в приеме на работу).
· Задает вопросы:
o «Как вы думаете, что такое цифровой след?»
o «Может ли ваша страница в соцсети повлиять на ваше будущее?»
Действия учащихся:
· Высказывают предположения, участвуют в дискуссии.
Действия учителя:
1. Объяснение терминов:
o Цифровой след — это все данные, которые пользователь оставляет в интернете (посты, лайки, комментарии, история поиска).
o Типы цифрового следа: активный (сознательные действия) и пассивный (данные, собираемые автоматически, например, cookies).
2. Правила безопасности:
o Надежные пароли (не менее 12 символов, буквы + цифры + спецсимволы).
o Осторожность с фишинговыми ссылками.
o Настройки приватности в соцсетях.
3. Демонстрирует слайды с примерами и статистикой (например, как часто подростки делятся геолокацией).
Действия учащихся:
· Конспектируют ключевые понятия, задают уточняющие вопросы.
Задание 1: «Анализ цифрового следа»
· Учитель делит класс на группы.
· Каждая группа получает кейс с примерами действий в интернете (например: «Анна выложила фото паспорта в Instagram», «Максим написал в комментариях номер своей банковской карты»).
· Задача: определить риски и предложить способы их устранения.
Задание 2: «Создай безопасный пароль»
· Учащиеся придумывают пароль по критериям (12 символов, разнорегистровые буквы, цифры) и проверяют его надежность через онлайн-сервис (например, Password Meter).
Действия учителя:
· Консультирует группы, комментирует результаты.
Действия учителя:
· Задает вопросы:
o «Какие правила безопасности вы запомнили?»
o «Почему важно контролировать свой цифровой след?»
· Подводит итог: «Ваш цифровой след — это ваша репутация. Защищайте личные данные и думайте, прежде чем что-то публиковать».
Действия учащихся:
· Делятся впечатлениями, повторяют ключевые правила.
Учитель раздает два варианта теста.
Вариант 1 1. Цифровой след — это... 2. Надежный пароль должен содержать: 3. Фишинг — это... 4. Как защитить аккаунт в соцсети? 5. Можно ли полностью удалить цифровой след?
|
Вариант 2 1. Пассивный цифровой след — это... 2. Пример фишинга: 3. Для проверки надежности пароля можно использовать: 4. Как уменьшить цифровой след? 5.
Настройки приватности в
соцсетях нужны, чтобы... |
Правильные ответы (для учителя):
· Вариант 1: 1-б, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б.
· Вариант 2: 1-б, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б.
· Проверить настройки приватности в одной из соцсетей. Написать краткий отчет:
o Какие данные были открыты?
o Что изменили?
Урок сочетает теорию, практику и интерактив, что помогает ученикам осознать важность цифровой грамотности. Тест позволяет быстро оценить усвоение материала, а домашнее задание закрепляет навыки на практике.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.