Проект: «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 12.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими? Ответ на этот вопрос дает генеалогия. Генеалогия - это историческая наука, которая изучает происхождение и родственные связи людей.
Иконка файла материала Проект Судьба прадеда.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

Тема «История моей семьи в годы Великой Отечественной Войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.3

Глава I.История  моей семьи в годы Великой Отечественной войны7

Глава II. Судьба Климцева Ивана Андреевича                                          8

Заключение.  9

Литература.                      11

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение

Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с близкими? Ответ на этот вопрос дает генеалогия. Генеалогия - это историческая наука, которая изучает происхождение и родственные связи людей.

 К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семью, просто имена предков дальше своих бабушек-дедушек, максимум прабабушек и прадедушек.…Живем, не ведая своих собственных корней? Хотя давно уже разработаны методики поиска, существует специальная литература, открываются архивы. 

 В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.

   Я считаю, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они - ваши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаю, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.

Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо осознавать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

 

 

3

 Изменилась не только жизнь, но и мы сами.   Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.     Патриотическое воспитание школьников – актуальная проблема в условиях современной России

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу.

Актуальность

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды  и прадеды. Необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. И это должен помнить каждый. В 2020 г. наша страна будет праздновать 75-летие Победы над фашизмом. Война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. А ведь с каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от времён войны. Но время не имеет власти над народной памятью. И ещё многие поколения будут восхищаться героизмом людей, боровшихся с фашизмом. Мою семью война тоже не обошла стороной. Я задалась целью узнать о жизни родственников в это страшное время и более подробно познакомиться с историей моей семьи. В своём небольшом исследовании я использовал воспоминания, моей бабушки, и моего дедушки. Их рассказы я сравнивал с историческими данными, которые находил. Также я использовал документы из семейного архива.

Надеюсь, что моя работа будет иметь практическую направленность и может быть использована на уроках истории при изучении событий Великой Отечественной войны.

4

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.

Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию    важно показать героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать, как увековечена память героев войны.

Реализация проекта «История  моей семьи в годы Великой Отечественной Войны» позволяет прикоснуться к «живым» документам истории семьи, будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

     Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории семьи в современном мире является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении этой темы.

Цель:изучить вклад моей семьи в историю Победы.

Задачи:

1.     Собрать материал об участии в  Великой Отечественной войне близких родственников.

2.     Исследовать материал, касающийся истории наших семей и Великой Отечественной войны.

5

3.     Исследоватьи изучить данные о прапрадедушке  – ветеранах  Великой Отечественной войны.

4.Собрать фото и документальный материал по изучаемой теме.

5.Сохранить память о солдате- Климцеве Иване Андреевиче.

Методы исследования: изучение архивных материалов и исторических документов, систематизация и обработка полученной информации, опрос, беседа.

Объект исследования: участник  ВОВ:  Климцев Иван Андреевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Глава 1. История  моей семьи в годы Великой Отечественной Войны

Я расскажу о своём прапрадедушке, судьба которого так или иначе была связана с событиями Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

После беседы со своими бабушкой и дедушкой, а также родителями, я узнал многое и сделала выводы о том, что Великая Отечественная война оставила след в каждой семье.

Многие не вернулись с фронта, другие потеряли свои семьи в результате вражеских бомбардировок.

Война - это горе! Чем измерить потери человеческих жизней?

 И те, кто отдали свои жизни за победу, думали, прежде всего, о нас, о своих детях, внуках, о нашем счастливом будущем…

Человеческая память… Она безгранична, она может быть долгой и благодарной. Но как человек может помнить о большом, об истории целой страны, не зная малого, историю своей семьи, рода. Задумавшись над этим, я решил узнать, кого из моих родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину. Для этого мне пришлось провести настоящую поисковую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Глава 2.Судьба Климцева Ивана Андреевича.

Мой прапрадед участник Великой Отечественной войны. Всех подробностей я не знаю. Свой проект  я писал на основе воспоминаний бабушки и деда. По моему убеждению, человек, который прошёл огненный ад, не очень хочет даже своим близким рассказывать об этом, видимо начинает щемить сердце и болеть душа.

Мне не довелось встретиться с ним, но я  очень люблю этого человека

хочу рассказать о нём. Климцев Иван Андреевичродился в 1909 году.

 Начинал службу - 34 кавалерийский полк кавалерии с октября 1931года по 1934 год.уволен в долгосрочный отпуск с 1 января 1934 года. На войну ушел в 1941 году и воевал до Победы.  Призван по мобилизации Нижнетагильским РВК 278 стрелкового полка, НКВД – стрелок с июля 1941 года по август 1941 года. Находился в плену с августа 1942 года по февраль 1943 года.с февраля 1943 года по июль 1943 года – стрелок в 884 стрелковом полку. 306 гвардейский полк – командир орудия с июля 1943 года по октябрь 1945 года.

Демобилизовался на основании указа президиума верховного совета СССР от 25 сентября 1945 года. Был ранен 7 мая 1943 года.

Участвовал на войне с Японией. Воевал на втором и третьем Украинских фронтах. Был командиром роты. Имеет благодарность Сталина за освобождение городов.

Имеет благодарность за прорыв обороны немцев Юго – Западнее Будапешта.

Награды: два ордена Славы – II, III степени, две медали «За отвагу», медаль «За взятие Будапешта», медаль «За освобождение Белграда», медаль «За Победу», медаль «За взятие Вены», медаль « За освобождение Праги».

 Мой прапрадед прожил нелёгкую,  но счастливую жизнь. После войны работал сапожником. Умер в мае 1988 года.

 

8

Заключение

      Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру. Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.

          В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он - продолжение рода.

       Когда в роду сильна преемственность и достоинство в почете, то чувство гордости за род укрепляет силы подростка, «поднимает» планку его целеустремленности и достижений».

       Да, многое о жизни и подвигах моих предком остается еще не известно, но я надеюсь, что данная работа будет продолжаться. Вся семья заинтересовалась поисковой работой в данном направлении. Мы подняли семейные архивы, нашли фотографии военных лет, воспоминания очевидцев.

Моё исследование помогло узнать много нового, интересного о жизни советских людей в годы войны в тылу. На уроках истории мы изучаем факты, которые изложены в учебниках, а живые воспоминания очевидцев тех событий помогают глубже осознать весь трагизм военного времени, история становится ближе и понятнее. Я горжусь тем, что мой прапрадед с

честью прошел все испытания, которые выпали на его долю. Как и многие 9

 

советские люди, он мужественно воевал, защищая свою Родину, героически трудился, помогая приблизить Победу. Я обязательно расскажу об их нелёгкой жизни своим детям, чтобы не прервалась нить истории, чтобы они тоже помнили и гордились. Мне очень хочется, чтобы как можно больше людей стали интересоваться своей родословной, чтобы записывали истории, которые могут рассказать бабушки и дедушки. Время уходит, участников Великой Отечественной войны становится всё меньше. Их воспоминания бесценны также как и их награды. Они позволяют дополнить уже известные факты и узнать новые. И может быть тем школьникам, которым не очень интересно бывает на уроках истории, рассказы родственников, прошедших через многие испытания, помогут изменить своё отношение и к предмету, и к истории страны в целом.

 Практическое значение: Эту работу можно использовать для проведения классных часов и мероприятий, посвященных ВОв.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

10

Литература

1. Аббасов А.М. Семейный родословник. Воронеж, 1994г. С 24-26.

 2. Аксенов А.И. Генеалогия. // Вопросы истории, 1972. N10. С.206-212.

 3. Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России.// История и генеалогия. М., 1977. С. 57-79.

 5. Мошаров Н.Д. Как начать составлять свою родословную: консультации для начинающих. М., 1991. С 34-38.

 6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980г. С 33-34.

7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

ПРИЛОЖЕНИЕ

Климцев Иван Андреевич

Военный билет

 

Черепанов Кирилл. Учащийся 3 класса