«НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД»
Оценка 4.7

«НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД»

Оценка 4.7
doc
12.05.2020
«НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД»
Выступление на конференции Медуницы ТН.doc

                                   Медуница Т.Н., учитель начальных классов МОСШ №3 г. Белоярский

 

 «НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД»

Основная цель занятия: Познакомить с целями, структурой и особенностями содержательно-методических линий надпредметного курса «Мир деятельности»

Основные задачи:

  1. Уточнить понятие УУД – «Что такое УУД»?
  2. Уточнить механизм формирования УУД  на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон – «Как формировать УУД»?
  1. Определить основную цель надпредметного курса «Мир деятельности» – «Что такое МиД и почему он необходим»?
  2. Познакомиться с содержательно-методическими линиями курса – «Из чего состоит МиД»?
  3. Рассмотреть методическое обеспечение к курсу «Мир деятельности» – «Что такое МиД для ученика, и что такое МиД для учителя»?
  4. Рассмотреть организацию работы с методическим обеспечением курса «Мир деятельности». (На примере урока «Правила работы в парах» 1 класс.) – «Как работать с новым курсом?»

 

План:

1.      Что такое УУД? Как формировать УУД? Что такое МиД и почему он необходим?

2.      Из чего состоит МиД?

3.      Что такое МиД для ученика, и что такое МиД для учителя? Как работать с новым курсом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1.Добрый день, уважаемые коллеги!

Моя сегодня задача – познакомить Вас с новым надпредметным курсом «Мир деятельности», далее МИД, который предназначен прежде всего для учителей начальных классов, реализующих ФГОС.  Курс, который прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умений учиться в целом.

Слайд 2. Чтобы уточнить понятие УУД, вспомним основные понятия, которые составляют Федеральный государственный образовательный стандарт: это понятия учебной деятельности, учебного действия, как структурной единицы учебной деятельности и универсальные учебные действия, как надпредметные учебные действия.

Академик Асмолов в программе развития УУД предлагает 2 подхода к формулированию понятия УУД: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию и второй подход –  УУД как совокупность действий учащегося, которые  обеспечивают способность к самостоятельному освоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3.Вам хорошо известны универсальные учебные действия, которые выделены ФГОС. Это: познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные.

Слайд 4. Данные УУД должны быть сформированы у выпускника начальной школы.

Слайд 5. Концептуальная идея механизма формирования УУД заключена в том, что любое УУД формируется тем же способом, что и любое умение.

Вы видите 4 шага:

Именно эти 4 шага проходят в формировании любого умения, а значит и универсального учебного действия.

Слайд 6. Условия, которые обеспечивают формирование УУД – это система дидактических  принципов системы Школы 2000, ведущим из которых является принцип деятельности.

Слайд 7.А также  технология деятельностного метода, представленная в виде 9 этапов урока. Организация урока в данной технологии позволяет ученику пройти все этапы учебной деятельности и получить первичный опыт о деятельности, которой он занимается.

Слайд 8. Таким образом, реализуя технологию деятельностного метода на уроках  по разным учебным предметам, мы создаём условия для системного прохождения учащимися только первого шага в формировании УУД (+)

А где же мы даём ребёнку знания о надпредметных действиях, которые он выполняет? (?)

Слайд 9. Предлагаю задание: выберите место в учебном процессе, где формируются знания об универсальных учебных действиях:

·        на любом уроке;

·        на специальном уроке;

·        нет ответа.

(Проголосуйте)

Большинство из Вас  считают, что знания об универсальных учебных действиях формируются на любом уроке.

Давайте разберёмся, что же получается. Мы вынуждены на одном уроке давать знания – это одна структурная единица и знания надпредметные – это другая структурная единица. Как только Вы даёте, например, на уроке математики надпредметные знания, а в нашей технологии необходимые условия – дети сами должны открывать знания, то уходите от предметных знаний и занимаетесь надпредметными. Занимаясь предметными знаниями, уходите от надпредметных. Создаётся ситуация, что Вы сидите на двух стульях. В русском языке есть пословица: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Поэтому приходим к выводу, что необходимо новое место для формирования надпредметных УУД.

Слайд 10. В разработанном новом курсе Мир деятельности авторы определили, где должно быть это место, где эти знания получает ученик.

Слайд 11. А где их получит учитель? Где может он найти эти знания? Вы скажете, что

сейчас богатый информационный ресурс: это литература, Интернет, различные методики. Но эти знания будут несистемными. А нам нужна система знаний.

Слайд 12. Эти знания приобретаются в курсе Мир деятельности. Это может быть как урок, так и внеклассное занятие.

Слайд 13. Цель этого надпредметного курса: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личных качеств.

Слайд 14.Давайте познакомимся с содержательно – методическими линиями данного курса.

Слайд 15.Надпредметный курс «Мир деятельности» начали создавать до разработки ФГОС. Но если посмотреть на новые федеральные стандарты и содержательные линии курса, то мы видим, что УУД, выделенные ФГОС совпадают по коммуникативной и познавательной линиям. Знания о регулятивных универсальных действиях даются в организационно – рефлексивной линии, а личностные универсальные учебные действия – в ценностной линии.

Слайд 16. Познакомимся с целями каждой линии.

1.Организационно-рефлексивная. Ее цель: знакомство с шагами учебной деятельности, формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом. У детей каждым новым шагом учебной деятельности формируется представление «Что значит уметь учиться?», «Какие шаги нужно для этого пройти?».

2.Коммуникативная. Ее цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

Слайд 17. 3. Познавательная. Ее цель: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д. 4. Ценностная. Ее цель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни  и т.д.

Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Сегодня Вы увидите такое занятие, относящее к этой линии, формирующее  регулятивные УУД.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата.

Слайд 18.     Взгляните на тематическое планирование. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» рассчитана на 4 года, причем обучение можно начинать как с 1 по 4 класс, так и со 2 по 5 класс. Наибольшее количество часов выделено на организационно – рефлексивную линию (36 часов), так как именно эта линия формирует умение учиться.

            На коммуникативную линию выделено 19 часов, а познавательную и ценностную линии по 15 часов.

Слайд 19. Давайте рассмотрим, какие темы изучаются в организационно-рефлексивной линии, формирующие регулятивные УУД, по классам. 1класс.

Слайд 20. 2 класс.

Слайд 21.Рассмотрим 3 класс. Темы уроков с каждым шагом усложняются.

Слайд 22. Итак, 4 класс. Сейчас уже видно, как сложно было бы дать эти темы на предметном уроке.

Таким образом, у детей формируется представление об универсальном действии в целом. Но чтобы это было доступно ребенку  - в работу обязательно включены наглядные пособия.

Слайд 23. Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания этого курса – Смайлик. Смайлик – это образ ученика. Он делает первые шаги и  помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности.

Первый этап урока - мотивация к учебной деятельности. Что выбирает Смайлик: игру или учебу? Смайлик выбирает учебу.

Следующий шаг урокаактуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Повторение тех знаний, которые нам пригодятся для открытия нового. Смайлик не все шарики собирает, а только необходимые, ключи к новым знаниям. Ключи собрали, обобщаем, что мы собрали. Пробуем выполнить пробное действие. Прыгал, прыгал Смайлик, не достал шарик. Остановлюсь и подумаю.

Третий шаг – выявление места и причины затруднения. Что я делал? Что не получилось? Определение причины затруднения. Какого знания мне не хватает. А как только я определил причину, поставлю цель – узнать новый способ или новое. Я строю план. Это следующий шаг. (Какие нужно сделать шаги?)

Пятый шаг -  реализация построенного проекта. Работаю по плану, который построил. Смайлик по знакомым знаниям (шарикам) взбирается к новому.

Шестой шаг. Новые знания построили, зафиксируем его в эталоне. Это может быть в виде знаков, алгоритма. Проговариваем новые знания во внешней речи.

Седьмой шаг – посмотрю, как я усвоил (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Оцениваю себя. Как я справился? После самостоятельной работы следующий этап.

Восьмой этап - включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

Последний шаг - рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Все эти шаги вы увидите на сегодняшнем практическом занятии.

Слайды 24– 25.Давайте рассмотрим несколько эталонов в организационно рефлексивной линии. Эталон – это фиксация нового знания, которое учащиеся открывают на занятии по курсу «Мир деятельности», и служит опорой для осознанного учения.

Эталон выдается каждому ребенку в середине или в конце урока открытия нового знания по курсу «Мир деятельности». После урока ученик вставляет новую карточку в специальный альбом, который включен в данный комплект, и пользуется ею в течение всех последующих предметных и надпредметных уроков как критерием для обоснования своих суждений при выполнении задач на повторение и закрепление изучаемого материала, а также при самооценке своих работ и своей учебной деятельности.

Слайды 26-27. Что такое домашнее задание? Повторить и научиться. Как выполнять д/з? Прописаны шаги по выполнению д/з. Это алгоритм действий не только для ученика, но и для родителей. Все это нужно для того, чтобы в дальнейшем дети самостоятельно выполняли д/з.

Слайд 28. Сделаем вывод:  организационно-рефлексивная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования регулятивных УУД.

Слайд 29. Следующая линия – коммуникативная (20 часов). Наименьшее количество часов в 1 классе – приобретение опыта деятельности. В 4 классе, что очень важно, 7 часов, так как идет подготовка к переходу на 2 ступень обучения.

Слайд 30. В основе коммуникативной линии лежит аксиома коммуникативного взаимодействия.

Слайд 31. Примеры эталонов коммуникативной линии – Правила работы на уроке.

Слайд 32. Правила работы в паре.

Слайд 33. Правила работы в группе.

Слайд 34 - 36.           Итак, если сравнить коммуникативные УУД, данные в ФГОС и темы уроков в курсе «Мир деятельности» по коммуникативной линии, то можно сделать вывод. Эти уроки дают возможность сформировать знания по коммуникативным УУД.

Слайд 37. Делаем вывод: Коммуникативная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для формирования коммуникативных УУД.

Слайд 38 Следующая линия – ценностная (15 часов). Напоминаю, что личностные УУД формируются в данном курсе именно в ценностной линии .

Слайд 39. Знания также фиксируются в эталоне. Общие знания о личностных качествах ученика  фиксируются в эталоне Солнышко (познакомились с понятием – заполнили лучик).

Слайд 40. Помимо личностных качеств, знакомим с ценностями нашей жизни.

Слайд 41 -43. Вот темы уроков по классам, относящиеся к ценностной линии.

Слайд 44. Рассмотрим эталоны ценностной линии. Какой из уроков связан с правилами здоровья? (Верь в себя). Что значит верить в себя? (открываются правила, которые помогут поверить в себя).

Слайд 45. Следующий эталон – активность (делаю все задания с желанием).

Слайд 46. Доброжелательность должна быть и в мыслях, и в словах, и в поступках.

Слайд 47. Честность к себе, к другим.

Слайд 48. Делаем вывод: ценностная линия курса «Мир деятельности» закладывает теоретическую базу для достижения личностных результатов.

Слайд 49. Последняя линия – познавательная. Посмотрим на распределение часов.  С чем это связано?  1 класс – приобретают первичные знания, 2 класс – опыт расширяется, 3 и 4 классы – применение знаний.

Слайды 50 -52. Темы по познавательной линии.

Слайд 53.

Эталоны по познавательной линии. Что значит быть внимательным? Чтобы попасть в цель – нужно слышать, видеть, думать. Какие правила нужно соблюдать: думай о задании (не отвлекайся), устал – сделай паузу, тренируй свое внимание.

Слайд 54. Таким образом, курс «Мир деятельности» обеспечивает каждому ребенку возможность не просто получать знания о некоторых надпредметных умениях, но и учит применять эти знания, сформировать УУД. Помним цель курса – эта теоретическая база дается в системе.

Слайд 55.  Адольф Вильгельм Дистервег (немецкий педагог) говорил: «Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».

Слайд 56. Надпредметный курс «Мир деятельности» тесно связан с технологией деятельностного обучения, в котором строятся предметные уроки. Одно связано с другим.

Слайд 57.      Как же контролировать уровень сформированности УУД?

1 этап – самодиагностика. На уроках, когда дети открывают новые знания, фиксируют в эталоне и используют лесенку достижений. Индивидуальная карта «Копилка моих достижений» заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели (5-ти дней) на любом предметном уроке, проводимом в ТДМ, по выбору учителя.

На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указана тема урока, после которого проводится данная самодиагностика, и две шкалы: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Самодиагностика проводится в соответствии с критериями, предложенными учителем.

Индивидуальная карта «Копилка моих достижений» может ежедневно выборочно просматриваться учителем, но собирается один раз в неделю для получения общей картины по ученику. Результат самодиагностики можно фиксировать в таблице, обозначая соответствующие уровни, например, цветом.

Слайд 58.      2 и 3 этапы – это контроль знаний, который проверяется в виде тестирования в учебном пособии и контроль умений, в виде наблюдений. Психологическая диагностика проводится психологом.

Основной целью использования «Лесенки успеха» является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке.

            Пособие «Лесенка успеха» состоит из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Таким образом, в курсе «Мир деятельности» уже с 1 класса начинается важная работа над формированием у учащихся понимания того, что «знать» – не значит «уметь». Учащиеся отдельно оценивают свои знания по какому-либо вопросу и умение это знание правильно применять.

Раздел «ЗНАЮ» заполняется в конце урока по каждой теме курса «Мир деятельности» на этапе рефлексии деятельности на уроке.

Работа с «Лесенкой успеха», так же, как и с «Копилкой моих достижений», не носит контролирующего характера. Важно выработать у учащихся спокойное и адекватное отношение к своим реальным результатам, чтобы каждый ребенок понял, что выявление своих затруднений при самооценке поможет ему в дальнейшем получить хороший результат.

Слайд 59.    МиД  – это урочная и внеурочная деятельность (со слайда).

Слайд 60. Каково же методическое обеспечение курса и как с ним работать?

 Слайд 61. И так методическое обеспечение курса – это

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Программа курса

Сценарии уроков

Презентации к урокам

Демонстрационный  и  раздаточный материал

ДЛЯ УЧЕНИКА:

Учебная тетрадь

Разрезной материал + Наклейки

Эталоны + «Копилка моих достижений»

Слайд 62. Демонстрационным материалом учитель может пользоваться на уроках, если нет возможности показать презентацию   (в него входят эталоны работы - опорные сигналы). Так же есть диск, на котором записана презентации к урокам и печатный материал, который необходимо распечатать  учителю для урока, помимо этого есть подробные методические рекомендации для учителя к каждому уроку.

Слайд 63. А для ученика  яркое красочное учебное пособие с подробными заданиями, иллюстрациями; наклейки; разрезной материал (что можно раздать каждому ребёнку)

Слайд 64. И конечно главное условие, о котором мы говорили – это эталоны. Есть папка с файликами, куда эти эталоны помещаются, по мере знакомства с ними и на обратной стороне карточка с достижениями. А в учебном пособии лесенка успеха (начинается и заканчивается каждый урок с этой лесенки)

Слайд 65. Таким образом, программа  надпредметного курса «Мир деятельности»  позволяет:

Ø  проводить занятия  1 раз в неделю

Ø  надпредметные знания системно применяются       на предметных уроках

Ø  возможно проведение открытых занятий   ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителями

Ø  все занятия проводятся в деятельностном методе обучения Л.Г. Петерсон

Слайд 66. Вот так расписан каждый урок для учителя.

В каждом уроке:  определена линия (к какой линии относится урок), сформулирована тема урока и основная цель

 Особенностью курса является то, что есть заметки на полях, в которых даются общие рекомендации к уроку, выделяются основные структурные элементы урока

Слайд 67. Далее идёт оборудование. 

 И затем сноска «После урока», где учитель сможет найти, как сделать связку с другими уроками и как эти знания применять на предметных уроках

Слайд 68. Рассмотрим кадр из презентации урока по теме «Работа в парах». Герои этого урока Крокодил Гена и Чебурашка, которые захотели построить Дом дружбы. Крокодил Гена клал кирпичи, а Чебурашка собирал цветы. Когда они решили строить, каждый из них предлагал свой вариант, и они так и не смогли договориться. В результате их дом не был построен.

Слайд 69. Детям предлагается задание: выбрать правила, которые помогут нашим героям построить Дом дружбы. Учащиеся выбирают и фиксируют своё затруднение (кто-то не смог выбрать правила, кто-то выбрал, но не знает верно, или нет, а может кто-нибудь скажет, что не может обосновать, т. е выбрать эталон верно ли   выбрал правила).

Слайд 70. Затем идёт открытие нового знания, и новые знания фиксируются в эталоне. Таким образом, дети этот эталон всегда используют на уроках при организации парной работы, и учитель постоянно обращается к нему.

Слайд 71. Ну и  в конце урока дети строят Домик дружбы,   что стало возможно, благодаря дружной работе.

Слайд 72. Мы разобрали с вами основные структурные элементы курса урока «МИР деятельности». Все остальные уроки написаны в такой же структуре. Давайте сейчас с вами рассмотрим схему «Как сформировать УУД  и умение учиться в целом?» в дидактической системе деятельностного метода

Как вы считаете, где дети приобретают Первичный опыт УУД? (на предметных  уроках, на которых учащиеся включены в учебную деятельность).

А где происходит Мотивация,  и  дети получают знание УУД (в надпредметном курсе «Мир деятельности») 

Тренинг, самоконтроль, коррекция (на предметных Уроках, на которых учащиеся включены в УД).

Контроль (в Надпредметном курсе «Мир деятельности»)

Таким образом, мы с вами построили схему формирования УУД.

Слайд 73. В заключение своего выступления хочу отметить, что:

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

Курс «Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Курс «Мир деятельности» помогает ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Спасибо всем за внимание.

А теперь вашему вниманию предлагается занятие по курсу МИД в 1 классе по теме «Учитель и ученик», относящийся к содержательно-регулятивной линии, формирующий регулятивные УУД.

        Хочется сказать большое спасибо авторам курса, так как в наше пользование предлагается и учебный комплект для учащихся, и методическая литература для учителя, и демонстрационный материал, и презентации к урокам, и раздаточный материал. Все есть, работать одно удовольствие!

          Мы желаем Вам успехов в апробации курса «Мир деятельности». Все реквизиты по приобретению этого комплекта мы готовы предоставить всем, кого он заинтересовал.

Желаем удачи и творческих успехов.


Скачано с www.znanio.ru

Медуница Т.Н., учитель начальных классов

Медуница Т.Н., учитель начальных классов

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Проголосуйте) Большинство из

Проголосуйте) Большинство из

Организационно-рефлексивная. Ее цель: знакомство с шагами учебной деятельности, формирование в достаточной полноте

Организационно-рефлексивная. Ее цель: знакомство с шагами учебной деятельности, формирование в достаточной полноте

Слайд 23. Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя

Слайд 23. Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя

Слайды 26-27. Что такое домашнее задание?

Слайды 26-27. Что такое домашнее задание?

Слайд 47. Честность к себе, к другим

Слайд 47. Честность к себе, к другим

Результат самодиагностики можно фиксировать в таблице, обозначая соответствующие уровни, например, цветом

Результат самодиагностики можно фиксировать в таблице, обозначая соответствующие уровни, например, цветом

Слайд 63. А для ученика яркое красочное учебное пособие с подробными заданиями, иллюстрациями; наклейки; разрезной материал (что можно раздать каждому ребёнку)

Слайд 63. А для ученика яркое красочное учебное пособие с подробными заданиями, иллюстрациями; наклейки; разрезной материал (что можно раздать каждому ребёнку)

Слайд 71. Ну и в конце урока дети строят

Слайд 71. Ну и в конце урока дети строят
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020