"Надуваловка"- так называется языковая игра, посвященная Н.В.Гоголю и основанная на его творчестве. Она рассчитана на детей 6-7 классов, знакомых с "Вечерами на хуторе близ Диканьки" и "Тарасом Бульбой", но может быть проведена и в старших классах, потому что развивает языковое чутье, воспитывает интерес к слову.Сценарий игры по русскому языку "Надуваловка", которая посвящена устаревшим словам из произведений Н.В.Гоголя.
Надуваловка.docx
«НАДУВАЛОВКА»
Цели игры:
а) развитие языковой интуиции и чутья;
б) расширение словарного запаса детей;
в) воспитание интереса и любви к слову;
г) сплочение коллективов в условиях
совместной работы,
развитие взаимопомощи и взаимопонимания.
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА: ОТ 5 ДО 11
КЛАССА )
На мультимедийном экране отражается доска с протоколом
ведения игры. Количество граф соответствует числу команд.
Количество строк соответствует количеству слов на бланках
игроков.
Звучит музыка, обозначающая начало действия. Команды
заняли свои места. Зрители собираются на задних рядах
аудитории.
ВЕДУЩИЙ. Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся,
знатоки- любители русского языка! Сегодня эрудиты нашей
школы собрались на праздник «великого, могучего» русского
языка, чтобы состязаться в силе, смекалке, эрудиции. В
нашей игре выиграет тот, кто лучше слышит, чувствует
русские слова, их родственные связи. Сегодня мы будем
болеть за следующие команды (идёт представление команд,
названия которых заносятся на табло)
ВЕДУЩИЙ Сегодня мы играем в «Надуваловку»- игру со
словами, значение которых вы, скорее всего, не знаете, но
можете объяснить, вспомнив прочитанные произведения.
Для игры подобраны слова из текстов Н.В.Гоголя.
Каждой команде выдается бланк, где написаны эти
малоиспользуемые в обыденной речи слова. Присмотритесь к ним, прислушайтесь к их звучанию, постарайтесь найти
внутреннюю форму слов и дайте их толкование. Даже если
вы осведомлены о значении предложенного слова, вы
должны дать ему ложное толкование. Но такое, чтобы оно
казалось правдоподобным.
Толкование должно быть кратким, чётким. На эту работу
дается 5-7 минут. Старайтесь, чтобы соперники не слышали
ваши определения.
( Под музыку композиторов к произведениям Н.В.Гоголя
команды записывают определения. Заполненные бланки
сдаются ведущему. Он читает, уточняет непонятные записи.
В случае одинакового определения донного и того же слова
разными командами, необходимо вызвать представителя
одной из команд и попросить изменить определение).
ВЕДУЩИЙ. А теперь к вашим карточкам я добавляю свою,
такую же с виду, но в ней записаны правильные значения
всех слов. Теперь можно начать собственно игру. Я дважды
зачитываю вам все толкования одного слова. После этого
каждая команда старается выбрать правильное толкование,
которое «спряталось» среди ложных. Каждой команде
выгодно, чтобы соперник был ею обманут, то есть, чтобы кто-
то выбрал нашу ложную версию, так как за выбор
правильного ответа вы зарабатываете два очка, а за каждый
выбор соперниками вашего ложного толкования вы
получаете по одному « надувальному» очку. Итак, приступим.
Первое слово оселедец, по мнению наших игроков,
означает…
Запоминайте или записывайте эти определения. Вам
следует выбрать то, которое вам кажется правильным
значением этого слова. Все команды молчат, пока идёт
опрос.
( Ведущий зачитывает эти определения второй раз и по
очереди опрашивает каждую команду, какое определение
она считает правильным. Ответы, выбранные командами,
записываются в нижней части таблицы протокола, в графе соответствующей команды. Пока идёт опрос, команды в
авторстве не признаются. После того, как все команды
сделали выбор, ведущий спрашивает, кто же автор
выбранных неправильных версий. Эта команда заработала
«надувальные »очки.
Но кто же выбрал версию «клок волос, наматываемый за
ухо»? это правильный ответ - вы получаете два очка.
Записываем эти очки в правую колонку протокола, чтобы
сразу видеть, сколько правильных ответов дала команда в
ходе игры и сколько команд ей удалось обвести вокруг
пальца своими толкованиями. Переходим ко второму слову.
(Так проводится игра до подведения итогов со словами
титар, капелюха, смушки,тавлинка ).
ВЕДУЩИЙ.Подводим итоги. Суммируем все очки у каждой
команды по левой и правой колонкам. Так же вычисляем
общую сумму. Больше всего очков набрала команда… Это
наши умники – у них наибольшее количество очков.
Команда, давшая наибольшее количество
правильных ответов,- знатоки. Это команда…
Команда, набравшая наибольшее количество
«надувальных »очков, получает звание «Насоса». Это
команда… А те, кто меньше всего дал правильных ответов,
становятся «Воздушными шариками» или «Баллонами».
Вы можете увидеть по протоколу на экране, кто из вас
полетел на воздушном шаре в этот раз.
Карточка команды
Команда________________________
1.Оселедец- это_______________
2.Титар – это_______________________
3.Капелюха – это_______________________
4.Смушки – это___________________________
5.Тавлинка – это_______________________ Карточка ведущего
1. Оселедец- длинный клок волос, наматываемый за ухо.
2. Титар - церковный староста, заведующий хозяйством.
3. Капелюха – шапка с наушниками.
4. Смушки-овчина
5. Тавлинка- табакерка
"Надуваловка"-игра по русскому языку
"Надуваловка"-игра по русскому языку
"Надуваловка"-игра по русскому языку
"Надуваловка"-игра по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.