Наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка.
Оценка 4.9

Наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка.

Оценка 4.9
docx
01.04.2020
Наглядно-действенного мышления  у  аутичного ребенка.
РДА.docx

 

Развитие наглядно-действенного мышления  у  аутичного ребенка

Аннотация. 

 В статье описывается поэтапная коррекционная работа по развитию наглядно- действенного мышления у детей с ранним детским аутизмом.

Ключевые слова: ранний детский аутизм (РДА), мышление.

 

                                 

           Мышление - это интегративный психический процесс (в качестве компонентов здесь выступают другие психические процессы: восприятие, память, внимание).   В широком смысле понятие «мышление» трактуется как «опосредованное и обобщенное… познание объективной реальности» (Рубинштейн, 1989) , в узком смысле чаще всего под этим термином подразумевается процесс решения задач. 

     Мышление у аутистов визуальное – они думают «в картинках». Думают медленно, вербальный процесс мышления для них чужд. Они думают  картинками и образами, а  не словами и суждениями. Опыт работы показывает, что дети с аутизмом понимают гораздо больше, чем могут выразить. Известно, что многие дети с аутизмом имеют неплохие способности к наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

     Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся  на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление является основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

   К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно. Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов.

     Что же делать, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление. До начала работы над мыслительными процессами необходимы и важны особые предварительные  этапы коррекционной работы.

     Первый этап работы. Установление эмоционально-личностного  контакта. Основная цель данного этапа - адаптация ребенка к условиям группы.

    Второй этап. Выработка учебного стереотипа. Целью данного этапа является выработать умение сидеть за столом. Первые несколько занятий  могут быть очень кратковременными (5-7 минут, а порой и 2 -х минут бывает достаточно),  так как у аутичных  детей все еще преобладает «полевое» поведение и удержать ребенка за столом достаточно сложно. Иногда, для выработки учебного стереотипа,  приходится прибегать к удержанию ребенка за столом до окончания выполнения им задания.

     Третий этап. Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков.

Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатываем фиксацию взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка, имеющую для него большое значение в данный момент (например: любимую  игрушку), которую держу на уровне своих глаз. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдаем ребёнку. Добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. Зафиксированный взгляд можно поощрить.

     Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа»,  выполнение простых инструк-ций: «Дай» и «Покажи». Эти инструкции понадобятся для обучения понимания названий предметов.

Выбираем один предмет, пониманию названия которого будем обучать ребенка. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; форма и размер предмета должны быть такими, чтобы ребенок мог взять его рукой. На этом этапе отрабатываем реакции оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предлагаемыми педагогом и захваченными рукой ребенка. Отрабатываем указательный жест, для этого пассивно охватывать указательный палец ребенка, касаясь им объемных предметов,  оконтуривая их и называем. Параллельно отрабатываем жест «да». На занятиях и в повседневной жизни специально созданные ситуации помогают овладеть ими. Задаем  вопросы, которые требуют ответа «да». При этом  слегка нажимаем ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, вводим жест «нет».

    Пятый этап. Развитие наглядно-действенного мышления. Коррекционную работу по развитию мыслительных процессов осущест-вляем поэтапно и последовательно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Для организации коррекционно – развивающей деятельности выявляем актуальную зону развития ребёнка и обозначим  зону ближайшего развития, т.е. проводим детальную диагностику сформированности мышления.  Используем  разные педагогические приемы развития наглядно -действенного мышления у детей с ранним детским аутизмом (РДА) : обогащение и расширение опыта предметно - практической деятельности, формирование особых практических действий, направленных на преобразование  предметов с целью их более глубокого познания, организация взрослым взаимодействия ребенка с предметным миром, предметное общение взрослого с ребенком, а особенно в условиях предметно дидактической игры, формирование сенсорных эталонов: развитие восприятия и целостного образа предмета, определение временных категорий, ориентировка в пространстве, обучение детей понятиям числа, счету. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Обучение аутичного ребенка

должно быть осмысленным. Особое внимание должно уделяться обсуждению значения приобретенного знания или умения, его конкретной пользы для ребенка. Важно постоянно  помогать ему связывать  полученные знания в целую картину, встраивать в жизненные сюжеты, проигрывать их. Нужно все время противостоять тенденции держать все знания «в разных карманах» и просто  накапливать их. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Четкая «пошаговость» обучения, точно проработанная система подкреплений и помощи педагогов позволяют делать обучение безошибочным для аутичного ребенка. Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть  детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1.Гринспен С. На «Ты» с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления/С. Гринспен.-М.:Тервинф, 2013 – 512 с.

2. Никольская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь/ О.С Никольская, Е.Р. Баенская, М. М. Либлинг.- М: Полиграф-сервис, 2003. -232 с.

3. Переверзева Д. С. Диагностика и коррекция зрительной когнитивной функции при раннем детском аутизме/ Д. С. Переверзева , Н. Л, Горбачевская// Дефектология -2010. - №2.- с.31-39.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА МЕТАДАННЫХ

1. Название статьи:  «Развитие наглядно-действенного мышления  у  аутичного ребенка».

2. Сведения об авторах:

 Садовникова Надежда Федоровна

- учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида города Чебоксары

- контактная информация (e-mail) - n.s.55@bk.ru

Борзова Альбина Юрьевна

- воспитатель МБДОУ «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида города Чебоксары

- контактная информация (e-mail) - borzowa.albi@yandex.ru

- Строкина Тамара Алексеевна

-воспитатель МБДОУ «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида города Чебоксары

- контактная информация (e-mail) - tamara.strockina@yandex.ru

3. Аннотация. 

 В статье описывается поэтапная коррекционная работа по развитию наглядно- действенного мышления у детей с ранним детским аутизмом.

The article describes a phased remedial work on the development of visually - effective thinking of children with early infantile autism.

4.Ключевые слова: ранний детский аутизм (РДА), мышление.

 Keywords: early infantile autism (RDA), visual-active thinking.

5.Тематический рубрикатор.

37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга. 1174

 

6. Библиографический список литературы:

1.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоционольным развитием. Младший дошкольный возраст. -М.: Институт учебника «Пандея», 1999, 88 с. 

2.Ихсанова. Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками».- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

3.Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981, 190 с. 

4.Лебединская К.С., Никольская О.С., Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 1. // Дефектология. - 1987.- №6.

 - С.10-16. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Развитие наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка

Развитие наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка

Зафиксированный взгляд можно поощрить

Зафиксированный взгляд можно поощрить

Использованная литература 1.Гринспен

Использованная литература 1.Гринспен

Название статьи: «Развитие наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка»

Название статьи: «Развитие наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка»

Наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка.

Наглядно-действенного мышления  у  аутичного ребенка.

Наглядно-действенного мышления у аутичного ребенка.

Наглядно-действенного мышления  у  аутичного ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020