Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников
Оценка 4.6

Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников

Оценка 4.6
docx
21.08.2023
Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников
Naglyadnoe_modelirovanie_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx

Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников

 

Речь – это важнейшее средство общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене разнообразной информацией, познании, образовании. Человек на протяжении всей жизни совершенствует свою связную речь, овладевая богатствами языка, его различными изобретательно-выразительными средствами.

К сожалению, характерная особенность современных детей – отставание в развитии речи – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. 

Нельзя не согласиться с автором статьи «Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях» А.Д. Андреевой, что одной из причин фиксируемых сегодня особенностей речевого развития детей стало снижение ценности культуры слова в современной цивилизации, вытеснение ее видеокультурой. [2]

Современные родители меньше, чем это необходимо для полноценного речевого развития ребенка, разговаривают со своими детьми, мало читают и рассказывают им, большую часть времени дети проводят у экранов телевизоров, у мониторов компьютеров, где не требуется живого общения.

Передовые информационные технологии, расширяющие возможности человека, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям коммуникативной сферы – заметному оскудению речи, что является актуальной проблемой нашего времени, тем самым подчеркивая необходимость развития у детей связной выразительной речи как существенного звена воспитания культуры речи в её широком понимании. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. [5]

Эффективным средством работы в данном направлении служит метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, который особенно важен для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В качестве условных заместителей (моделей) могут выступать:

• геометрические фигурысвоей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• опорные картинки (предметные и сюжетные картинки, серии сюжетных картинок);

• предметно-схематичные (планы и условные обозначения, используемые в них – сенсорно-графические схемы, предметно-графические схемы, опорные схемы-карточки, мнемодорожки, мнемотаблицы). 

Главное, на что следует обратить внимание – это то, что модель должна чётко отображать основные свойства объекта, быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней.

Первоначально следует освоить действия замещения, поэтому учим детей младшего дошкольного возраста использовать различные заместители предметов. Моделирование выполняется на знакомом дошкольникам материале, с опорой на имеющиеся знания. На этом этапе решается двойная задача: с одной стороны, задания на замещение развивают умение использовать «опредмечивающий» образ, а с другой – эти задания создают основу для перехода к действиям моделирования.

В работе с детьми все мы часто используем сказки, так как это одно из наиболее доступных для дошкольников жанров детской литературы. Устойчивые стереотипы знакомых героев народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и так далее) легко переносятся на модели (например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый квадрат), и это позволит без особых трудностей запомнить и разыграть эти сказки с помощью таких условных заместителей, как геометрические фигуры разной формы, цвета и размера. Вначале достаточно, чтобы дошкольники понимали соответствующие модели по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию самой сказки, таким образом осваивая с детьми более сложный вид моделирования – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, ребята вспоминают происходящие эпизоды. Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий.

После освоения указанных выше действий наглядного моделирования, можно переходить к обучению, которое прямо обращено на развитие умения уже старших дошкольников пользоваться моделями в качестве наглядных планов сочинений.

В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа используем графические планы-схемы по основным тематическим темам (игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года) по методике                     Т.А. Ткаченко. Предлагаемые опорные схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 – 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным. Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень. [3]

Сначала при пересказе сказок, рассказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов по картине или серии картин, сочинении историй подразумевается обучение детей использованию готовых моделей в тесном сотрудничестве со взрослым. Затем возможен переход к составлению совместной модели педагога с детьми, где ребенку предоставляется большая степень самостоятельности, а взрослый оказывает помощь в виде подсказок. По мере овладения детьми различными способами создания моделей, становится возможным привлечение их к самостоятельному моделированию, когда взрослый оказывает лишь косвенную помощь, направляет некоторые действия ребенка, поддерживает любую его инициативу в создании собственных моделей. [4]

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть».

Педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают большие трудности, возникающие у детей при составлении рассказов по сюжетным и пейзажным картинам.

Работая над обучением дошкольников рассказыванию по сюжетным картинам, необходимо помочь им выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, проанализировать причины возникновения данной ситуации, то есть подвести к пониманию того, что было до того момента, который изображен на картине (начало рассказа, истории) и чем может все закончится (конец).

Сущность и значимость пейзажной картины как средства в развитии речи дошкольников рассматривалась в исследованиях О.С. Ушаковой,                                      Л.С. Выготского и А.В. Запорожца. Именно они придавали огромное значение использованию пейзажной живописи для развития связной монологической речи дошкольников. Технология обучения дошкольников рассказыванию по картинам разработана Е.И. Тихеевой, Э. Коротковой, Е. Смирновой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной. Она в полной мере позволяет успешно решать задачи развития художественного восприятия детей, связной монологической речи, образности и выразительности речи. Технология состоит из 3 этапов: познавательного, речевого и творческого. Наглядное моделирование рассматривается как один из методов решения задач, поставленных на речевом этапе, в том числе закрепления навыка составления описательного рассказа по картине, употребления грамматически правильно составленных предложений, развития образности речи. [1]

При составлении описательных рассказов по пейзажным картинам также можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных фрагментах картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины.

Особенностью организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении является то, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется в ходе всех режимных моментов повседневной жизни ребенка, тем самым позволяя рационально использовать время, не увеличивая при этом учебную нагрузку. Например, собираясь на прогулку, используя предметно-схематическую модель последовательности одевания, можно предложить детям игру «Угадай, про кого я говорю» (по описанию одежды).

Алгоритм сервировки стола поможет детям составить связный рассказ о выполнении своих действий, закрепить названия предметов столовой, чайной, кухонной посуды. Во время проведения «Вечернего круга» (обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня) в старшем дошкольном возрасте прекрасной моделью для составления рассказа-описания служит «Портрет дня» (лист самодельного перекидного календаря), в который ребята самостоятельно заносят информацию, делают схематичные зарисовки.

В играх для развития связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. В начале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы.

В книжном уголке хорошо иметь карточки с изображением символов, чтобы побуждать детей самостоятельно записывать предложения.

Можно привести довольно много примеров. Все они будут сводиться к организации развивающей среды в детском саду и ее эффективному использованию, в нашем случае для решения задач речевого развития дошкольников.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что можно добиться высокого уровня развития связной речи детей, если наряду с другими условиями, широко применять метод наглядного моделирования. Эффективность метода в том, что он облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, ведет к речевой активности. Он позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия, дает возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.

 

Список литературы:

1.                 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.;

2.                 Андреева А.Д., канд. психол. наук, старший научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, [email protected]  Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях, 2013 г.;

3.                 Дошкольное воспитание №10, 1990 г. стр. 16 – 21;

4.                 Жигалик М.А. Формирование у детей способов наглядного моделирования: учеб-метод пособие / авт.-сост. М.А. Жигалик; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 64 с.;

5.                 Мигунова Е.В. Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении: учеб. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009.


 

Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников

Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников

В работе с детьми все мы часто используем сказки, так как это одно из наиболее доступных для дошкольников жанров детской литературы

В работе с детьми все мы часто используем сказки, так как это одно из наиболее доступных для дошкольников жанров детской литературы

Работая над обучением дошкольников рассказыванию по сюжетным картинам, необходимо помочь им выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности…

Работая над обучением дошкольников рассказыванию по сюжетным картинам, необходимо помочь им выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности…

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что можно добиться высокого уровня развития связной речи детей, если наряду с другими условиями, широко применять метод…

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что можно добиться высокого уровня развития связной речи детей, если наряду с другими условиями, широко применять метод…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2023