Наглядность как способ повышения познавательной активности на уроках истории
Оценка 4.7

Наглядность как способ повышения познавательной активности на уроках истории

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
28.05.2024
Наглядность как способ повышения познавательной активности на уроках истории
Использование наглядности на уроках истории
Наглядность как способ активизации мыслительной деятельности.docx

«Наглядность как способ повышения познавательной активности на уроках истории»

 

«Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями е, отсюда — необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком».

И.П Подласый

Согласно психологическим исследованиям, независимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

Предлагаю это проверить

1.Коллеги, с чем у вас ассоциируется Иван Грозный?(картина Убийство сына)

2.С чем ассоциируется непобедимый образ полководца Суворова?( Переход Суворова через Альпы)

3.Вспомните с чего началась Куликовская битва?(Поединок Пересвета с Кочубеем)

Все эти факты связаны у нас определенными визуальными образами, иногда спорными с точки зрения истории, но тем лучше, если они вызывают вопросы.

Значит, визуализация и наглядность информации может способствовать активизации мыслительной  деятельности  и закреплению определенных знаний.

 Наглядное обучение затрагивает не только сферу чувств при восприятии прошлого, но и сферу мышления.

 Учащиеся на уроках истории лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого, ведь исторические события неповторимы.

Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства, которые создают зрительные образы исторического прошлого.

Историю я преподаю у младших подростков(5 класс) и в классах коррекции у детей с замедленным психическим развитием. При изучении  истории у обучающихся в силу возрастных особенностей или особенностей  психического развитии  возникают трудности с запоминанием исторических понятий и их определений, составлением логических цепочек событий, процессов. Трудности вызывает работа с историческими  картами.

Я поставила перед собой цель : с помощью наглядных средств активизировать познавательную активность у обучающихся на уроках истории.

Приведу примеры как я использую наглядность для решения этих проблем на уроках истории.

При формировании исторических знаний, образов и представлений  я создаю условия для живого созерцания и погружения в период изучаемой эпохи.

Например, при изучении  темы «искусство Древнего Египта» в 5 классе я показываю фотографии открытия гробницы Тутанхамона и сопровождаю их звуком.

Для того, чтобы дети почувствовали себя первооткрывателями.

При написании исторического диктанта  по теме «Древняя Греция» у обучающихся  пятого класса большие трудности вызвала работа с терминами на букву «А» - архонты, агора, акрополь, амфора.

Для решения этой проблемы мной был выбран метод гипотез.

Например, показав изображение «агора»  я задаю классу вопросы

-Что происходит на изображении?

-Предположите, в каком полисе происходит действие на изображении?

-Предположите, что находится на возвышенности?

-Для чего необходима сцена посреди площади?

-Какие звуки будут характерны для этого места?

Затем на картине мы находим амфору, акрополь и агору, даем определением этим терминам с опорой на изображение.

Проверку знаний терминов я также провожу с помощью визуального ряда.

Например

При закреплении темы «Междуречье» в 5 классе учащимся в одном из заданий  необходимо соотнести понятие с соответствующими  им изображениями.

(зиккурат, ворота Богини Иштар, клинопись,и т.д)

Устанавливать причинно-следственные, логические связи и цепочки процессов, событий мне помогает приём «кроссенс».

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько, связи могут быть логическими и поверхностными,

В кроссенсе можно использовать портреты исторических деятелей, произведения искусства, изображения предметов материальной культуры и т.д

С помощью кроссенса можно определить тему урока и сформулировать его цель через связи между изображениями и поиск ключевого понятия.

Его можно использовать при закреплении и обобщении. Например, в 7 классе при закреплении знаний по теме «Смута» мной был использован кроссенс, для визуализации последовательностей событий и логических связей.

Кроссенс начинается с Федора Ивановича – последнего царя династии Рюриковичей, затем идет Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Лжедмитрий 2, правление семибоярщины, ополчение под предводительством Минина и Пожарского и выбор Земским собором царя – Михаила Фёдоровича. А в центре – картина «Иван Грозный и его сын Иван» как символ прекращения династии Рюриковичей и  одна из причин начала Смуты

Кроссенс можно выдать в виде творческого домашнего задания. Составление кроссенса повышает креативность, развивает воображение и нестандартное мышление.

Таким образом, кроссенс позволяет искать связи и смыслы в истории, углубить понимание уже известных понятий и явлений.

У школьников слабо развито целостное представление  о пространстве мира при работе с исторической картой.

Запомнив одну карту, которая была в учебнике, они не узнают того же объекта на другой карте( с другим масштабом или фрагментом) . Например, успешно находя Древнюю Грецию на карте в учебнике, пятиклассники испытывают трудности при нахождении найти ее на на карте с меньшим масштабом.

Это показывает несформированность умения определять местоположение историко-географических объектов в системе, относительно других объектов на карте.

Поэтому прежде чем, познакомить учеников с новой тематической  картой я предлагаю им найти изучаемые события на общей карте (можно использовать карты в цифровом варианте).

Например, При изучении «Древнего Египта» ,найти дельту реки Нила на карте мира, определить что это за материк, какие вокруг моря, а затем изучить тематическую карту в учебники или атласе.

При изучении Афинского порта Пирей мы сначала находим Балканский полуостров, затем Афины, и только потом переходим к схеме города.

Систематически используя этот метод работы с картой, я наблюдаю положительные результаты. Так как ученики учатся опираться на статичные географические объекты.

На своих уроках использую наглядность на этапах мотивации и постановки цели урока, создания проблемной ситуации на уроке, во время объяснения нового материала, при закреплении и обобщении материала.

Использую такие виды наглядности как видеофрагменты, комиксы, репродукции картин, работаю с мелом и доской, картой, лентой времени, учебными картинами, документальными фильмами.

При закреплении материала использую методы и приемы составления ментальных карт, кластеров, таблиц и схем.

Таким образом, наглядность служит опорой для формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.

 Наглядное обучение развивает наблюдательность, воображение, память, внимание, речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.

Показателями развития познавательной активности, можно считать следующие достигнутые результаты:

1)Выполняемость заданий с картой увеличилась на 13 процентов

2)улучшилось запоминание исторических терминов и их определений.

3)умение извлекать информацию из различных источников, в том числе исторических картин, фотографий, исторического кино,

 4)устойчивый интерес у обучающихся  к предмету "история"

Современный урок истории сложно представить без использования наглядности, имея при этом разнообразные технические возможности.


 

Наглядность как способ повышения познавательной активности на уроках истории» «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями е, отсюда — необходимость наглядного обучения, которое строится не на…

Наглядность как способ повышения познавательной активности на уроках истории» «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями е, отсюда — необходимость наглядного обучения, которое строится не на…

Историю я преподаю у младших подростков(5 класс) и в классах коррекции у детей с замедленным психическим развитием

Историю я преподаю у младших подростков(5 класс) и в классах коррекции у детей с замедленным психическим развитием

Проверку знаний терминов я также провожу с помощью визуального ряда

Проверку знаний терминов я также провожу с помощью визуального ряда

Кроссенс можно выдать в виде творческого домашнего задания

Кроссенс можно выдать в виде творческого домашнего задания

Использую такие виды наглядности как видеофрагменты, комиксы, репродукции картин, работаю с мелом и доской, картой, лентой времени, учебными картинами, документальными фильмами

Использую такие виды наглядности как видеофрагменты, комиксы, репродукции картин, работаю с мелом и доской, картой, лентой времени, учебными картинами, документальными фильмами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2024