НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи. К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр. К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне, аппарат “Эхо” (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.
Иконка файла материала Наглядность и технические средства обучения.doc
корректофон   Деражне, звукоусиления, магнитофон.  “Эхо”   НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ На  логопедических  занятиях  с  заикающимися   используются соответственно   их   возрасту   общепринятые   в   учебном   процессе пособия   и   технические   средства   обучения   и   специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи. К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература,   произведения   искусства,   настольные   игры,   маски, кукольный   и   пальчиковый   театр,   радио­   и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.   диафильмы, К   специфическим   техническим   средствам   относятся:   аппарат   аппарат   (АИР), Аппарат   Деражне   (как   и   трещотка   Барани)   построен   на эффекте   звукозаглушения.   Разной   силы   шум   (в   корректофоне   он реглируется   с   помощью   специального   винта)   подается   через резиновые   трубочки,   оканчивающиеся  оливами,  прямо   в  слуховой проход, заглушая собственную  речь. Для заикающихся, у которых имеется   фиксированность   на   дефекте,   отключение   слухового контроля   облегчает   проведение   речевых   упражнений.   Уменьшая силу   заглушения,   заикающиеся   успешно   учатся   говорить   и   без корректофона.  Но далеко не во всех случаях метод  звукозаглушения  может быть   применим.   Некоторые   заикающиеся   плохо   переносят   шум, который   вызывает   у   них   головные   боли,   раздражительность. Постоянный   шум   может   мешать   выполнению   сложных   речевых упражнений.   слухового   контроля   снижает возможность   активного   речевого   общения   заикающегося   с окружающими.   Отсутствие   Аппарат   “Эхо”,   сконструированный   Б.   Адамчиком,   состоит из   двух   магнитофонов   с   приставкой.   Записанный   звук воспроизводится   через   долю   секунды,   что   создает   эффект   эха. Отечественными   конструкторами   создан   портативный   аппарат “Эхо” (АИР) для индивидуального пользования. Своеобразный   аппарат   для   работы   с   заикающимися   был предложен   В.   А.   Раздольским.   Принцип   его   работы   построен   на звукоусилении   речи   заикающихся   через   громкоговорители   или воздушные   телефоны   к   слуховому   аппарату   “Кристалл”. Воспринимая   свою   речь   звукоусиленной,   заикающиеся   меньше напрягают   речевую   мускулатуру,   чаще   начинают   пользоваться мягкой   атакой   звуков,   что   благотворно   отражается   на   их   речи. Положительным   является   и   тот   факт,   что   при   использовании звукоусиления   заикающиеся   с   первых   же   занятий   слышат   свою правильную   речь,   а   это   ускоряет   выработку   положительных рефлексов и свободной, ненапряженной  речи. Ряд исследователей используют   в   практике   различные   варианты   отставленной   речи (“белого шума”, звукозаглушения и др.).целях В   процессе   логопедических   занятий   с   заикающимися   в психотерапевтических использовать звукозаписывающую   аппаратуру.   При   магнитофонном   занятии   с последующей   беседой   логопеда   у   заикающегося   повышается настроение,   появляется   желание   добиваться   успехов   в   речевых занятиях,   вырабатывается   уверенность   в   положительном   исходе занятий,   растет   доверие   к   логопеду.   На   первых   магнитофонных занятиях   материал   для   выступления   заикающегося   отбирается   и тщательно репетируется. можно     Выработке   навыков   правильной   речи   способствует обучающие   магнитофонные   занятия.   Цель   этих   занятий заключается   в   том,   чтобы   обратить   внимание   заикающегося   на темп   и   плавность   его   речи,   звучность,   выразительность, грамматическую   правильность   фразы.   После   предварительных бесед   о   качествах   правильной   речи,   прослушивания соответствующих   образцов   речи,   после     неоднократных репетиций   заикающийся   выступает   перед   микрофоном   со   своим текстом   в   зависимости   от   этапа   занятий.   Задача   ­   следить   и управлять   своим   поведением,   темпом,   плавностью,   звучностью речи,   не   допускать   грамматических   неправильностей   в   ней. Руководитель   фиксирует   в   своей   тетради   состояние   речи   и поведение   заикающегося   в   момент   выступления   перед микрофоном. Закончив  выступление, заикающийся  сам оценивает свою   речь   (говорил   тихо   ­   громко,   быстро   ­     медленно, выразительно   ­   монотонно   и   т.   д.).   Затем,   прослушав     речь, записанную   на   магнитофонной   пленке,   заикающийся   вновь оценивает   её.   После   этого   логопед   анализирует   речь заикающегося,   его   умение   дать   правильную   оценку   своей   речи, выделяет   положительное   в   его   выступлении,   в   поведении   на занятии и подводит общий итог. Вариантом   обучающих   магнитофонных   занятий   является подражание   выступлениям   артистов,   мастеров   художественного слова.   В   этом   случае   прослушивается   художественное выступление, отрабатывается воспроизведение,   записывается   на   магнитофонную   пленку,   а затем   сравнивается   с   оригиналом,   констатируются   сходства   и различия. выучивается текст,       Полезны   сравнительные   магнитофонные     занятия,   на которых заикающемуся предоставляется возможность сопоставить свою   настоящую   речь   с   той,   что   была   у   него   раньше.   В   начале курса   речевых   занятий   при   включенном   микрофоне   ему   задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные  картинки для описания   их   содержания   и   составления   рассказа   и   пр. Магнитофонная   пленка   фиксирует   случаи   судорог   в   речи:   их место   во   фразе,   частоту,   длительность.   В   последующем   эта первая   запись   речи   заикающегося   служит   мерилом   успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в последующем. По   окончании   логопедического   курса   логопед   строит заключительную   беседу   на   материале   последнего   сравнительногомагнитофонного   занятия.   Используя   его   логопед   советует заикающимся   систематически   наблюдать   за   своей   речью, ежедневно   закреплять   приобретенные   на   занятиях   умения   и навыки. Магнитофонные   занятия   рекомендуются   проводить   в   тех случаях,   когда   у   заикающегося   имеется   фиксированность   на своем дефекте и осознание своей неправильной речи. В настоящее  время существует  ряд логопедических  методик по  устранению  заикания.   Их  можно  рассматривать   в  зависимости от   возраста   заикающихся:   работа   с   дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.