На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи.
К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.
К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне, аппарат “Эхо” (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.
корректофон Деражне,
звукоусиления, магнитофон.
“Эхо”
НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
На логопедических занятиях с заикающимися используются
соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе
пособия и технические средства обучения и специфические,
направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи.
К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники,
литература, произведения искусства, настольные игры, маски,
кукольный и пальчиковый театр,
радио и
телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.
диафильмы,
К специфическим техническим средствам относятся:
аппарат
аппарат
(АИР),
Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на
эффекте звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он
реглируется с помощью специального винта) подается через
резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой
проход, заглушая собственную речь. Для заикающихся, у которых
имеется фиксированность на дефекте, отключение слухового
контроля облегчает проведение речевых упражнений. Уменьшая
силу заглушения, заикающиеся успешно учатся говорить и без
корректофона.
Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения может
быть применим. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум,
который вызывает у них головные боли, раздражительность.
Постоянный шум может мешать выполнению сложных речевых
упражнений.
слухового контроля снижает
возможность активного речевого общения заикающегося с
окружающими.
Отсутствие
Аппарат “Эхо”, сконструированный Б. Адамчиком, состоит
из двух магнитофонов с приставкой.
Записанный звук
воспроизводится через долю секунды, что создает эффект эха.
Отечественными конструкторами создан портативный аппарат
“Эхо” (АИР) для индивидуального пользования.
Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был
предложен В. А. Раздольским. Принцип его работы построен на
звукоусилении речи заикающихся через громкоговорители или
воздушные телефоны к слуховому аппарату “Кристалл”.
Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше
напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться
мягкой атакой звуков, что благотворно отражается на их речи.
Положительным является и тот факт, что при использовании
звукоусиления заикающиеся с первых же занятий слышат свою
правильную речь, а это ускоряет выработку положительных
рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей
используют в практике различные варианты отставленной речи
(“белого шума”, звукозаглушения и др.).целях
В процессе логопедических занятий с заикающимися в
психотерапевтических
использовать
звукозаписывающую аппаратуру. При магнитофонном занятии с
последующей беседой логопеда у заикающегося повышается
настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых
занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе
занятий, растет доверие к логопеду. На первых магнитофонных
занятиях материал для выступления заикающегося отбирается и
тщательно репетируется.
можно
Выработке навыков правильной речи способствует
обучающие магнитофонные занятия.
Цель этих занятий
заключается в том, чтобы обратить внимание заикающегося на
темп и плавность его речи, звучность, выразительность,
грамматическую правильность фразы. После предварительных
бесед о качествах правильной речи,
прослушивания
соответствующих образцов речи,
после
неоднократных
репетиций заикающийся выступает перед микрофоном со своим
текстом в зависимости от этапа занятий. Задача следить и
управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью
речи, не допускать грамматических неправильностей в ней.
Руководитель фиксирует в своей тетради состояние речи и
поведение заикающегося в момент выступления перед
микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает
свою речь (говорил тихо громко, быстро
медленно,
выразительно монотонно и т. д.). Затем, прослушав речь,
записанную на магнитофонной пленке, заикающийся вновь
оценивает её.
После этого логопед анализирует речь
заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи,
выделяет положительное в его выступлении, в поведении на
занятии и подводит общий итог.
Вариантом обучающих магнитофонных занятий является
подражание выступлениям артистов, мастеров художественного
слова.
В этом случае прослушивается художественное
выступление,
отрабатывается
воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а
затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и
различия.
выучивается
текст,
Полезны сравнительные магнитофонные
занятия, на
которых заикающемуся предоставляется возможность сопоставить
свою настоящую речь с той, что была у него раньше. В начале
курса речевых занятий при включенном микрофоне ему задаются
вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для
описания их содержания и составления рассказа и пр.
Магнитофонная пленка фиксирует случаи судорог в речи: их
место во фразе, частоту, длительность. В последующем эта
первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности
проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи
в последующем.
По окончании логопедического курса логопед строит
заключительную беседу на материале последнего сравнительногомагнитофонного занятия. Используя его логопед советует
заикающимся систематически наблюдать за своей речью,
ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и
навыки.
Магнитофонные занятия рекомендуются проводить в тех
случаях, когда у заикающегося имеется фиксированность на
своем дефекте и осознание своей неправильной речи.
В настоящее время существует ряд логопедических методик
по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости
от возраста заикающихся:
работа с дошкольниками,
школьниками, подростками и взрослыми.