в данной статье представлены различные наглядные средства обучения и их воздействие на продуктивность усвоения учащимися информации на уроках истории. так же там перечислена классификация наглядных форм обучения учащихся на уроках истории, какие бывают нагляжности и для чего они необходимы на уроке
наглядные формы обучения.docx
Наглядные материалы на уроках истории
Антонов Владимир Геннадьевич
Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это
естественны способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным, прирожденным
свойствам человеческо природы.
йй
йй
Наглядность обучения вытекает из того, что она выступает для учащихся как
средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно,
если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлении или
событии
В процессе познания окружающе действительности, участвуют все органы
йй
чувств человека. Поэтому знания будут тем прочнее и полнее, чем большим
количеством различных органов чувств они воспринимаются.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая
образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных
представлении о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их
изображении.
В современно дидактике наглядность делится на внутреннюю, или словесно
йй
образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную
(графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения).
Существует классификация по внешним признакам, в частности: печатные (картины,
иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экраннозвуковые ( кинофильмы,
видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки,
графики, таблицы) средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по
содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную,
изобразительную, условнографическую.
Под предметно наглядностью в изучении истории понимается непосредственное
йй
восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его
материальных следов. К предметно наглядности, можно отнести: вещественные
памятники прошлого, памятные места исторических событии, произведения искусства и
предметы быта прошлых времен, подлинные древности, составляющие музейную
экспозицию.
йй
Также можно выделить специально изготовленную предметную наглядность –
различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля,
модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. Значительно более широкое применение
имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событии, деятеле , йй
исторических памятников. К изобразительно наглядности относятся произведения
историческо живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты,
йй
йй карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты,
модели.
йй
Особы вид наглядности представляет условнографическая наглядность, т.е.
выражение исторических явлении на языке условных знаков. Сюда относятся карты,
схематические планы, схемы, диаграммы, графики. В современных условиях в школьно йй
практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства
наглядности.
Значительное место среди изобразительно наглядности занимают учебные картины
йй
йй
– наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам
школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические,
культурноисторические и портреты.
Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего
они воссоздают решающи момент в истории и требуют сюжетного рассказа.
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические
факты, события, типичные для изучаемо эпохи.
Культурноисторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками
материально культуры.
Картиныпортреты помогают воссоздать образы исторических личносте . К условно
графической наглядности относят: схематические рисунки, схемы, таблицы.
Схематически рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует
формированию понятии.
Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительно йй
опоро . Обычно, это очень простои, живо , стремительны рисунок, воссоздающи образ
материальных предметов, люде , военных сражении.
йй
йй
йй
йй
йй
йй
йй
йй
йй
Подводя итог стоит отметить, что использование наглядных средств обучения не
гарантирует максимальной отдачи учащихся, они только мотивируют его на принятие
участия в процессе обучения, тем самым показывают заинтересованность учащихся.
Различные классификации наглядностей позволяют нам показать полноценный образ
объекта о котором ведется речь.
Наглядные материалы на уроках истории
Наглядные материалы на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.