Награды и поощрения
Оценка 5

Награды и поощрения

Оценка 5
pdf
16.07.2023
Награды и поощрения
ilovepdf_merged (2).pdf









 

МБОУ «Чинарская СОШ №1»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Подготовил

 учитель музыки МБОУ «Чинарская СОШ №1»

Шахбанов Шамиль Насруллаевич

 

 

 

Современное понимание патриотизма, гражданственности характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно

объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его

содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма

рассматривается разными исследователями в различных исторических, социальноэкономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм, чувство гражданственности как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания школьников обладает система общего и дополнительного музыкального образования, которой в нашей школе уделяется особое внимание. Мы убеждены, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств школьников только в том случае, если эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Выстроенная линия музыкального образования в корпусе отвечает запросам Федерального государственного образовательного стандарта образования: осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

               обеспечивается духовно-нравственного развитие учащихся;

               формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия. Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности. Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественнопедагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству. Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” для 1-4 классов начальной школы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С..Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность. В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Большое внимание уделяется в программе праздникам Русской православной церкви. «Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.» - пишет Е.Д.

Критская в методическом пособии к учебнику музыка для 1 – 4 классов. В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.

Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.

 

Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.

С первого класса дети входят в многообразный мир музыкальной культуры:

               через доступные интонации песен, танцев, маршей, простейших народных

               попевок, песен, колыбельных песен – кладезя нравственных ценностей (“колыбель” – это Родина, место происхождения самого народа.);

               через первоначальное знакомство с духовной музыкой (молитва, кант), которое дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности; через творческую деятельность в процессе игры на народных инструментах, вокальную импровизацию, художественно-музыкальное творчество, певческую деятельность.

Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:

               дети с интересом воспринимают материал урока;

               у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.

Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.

Воспитание патриотических качеств школьников на уроках музыки ведется в соответствии с подпрограммой воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию.

С огромным успехом в школе проводятся праздники “Славные сыны Отечества”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, рассказы о службе в армии и т.д.

В канун праздника великой Победы в школе проводится спортивно-познавательная игра “Салют, Победа!”, где ребята показывают не только свои физические, но и интеллектуальные знания о великих сражениях и битвах, о воинах-героях, о музыкальной жизни страны во время войны, исполняют известные военные песни, рассказывают об авторах и композиторах того времени.

 

Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины.

Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты, отсчитывают время часы Спасской башни — свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.

Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по радио

Государственный Гимн России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.

Надо объяснить младшим школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить вест народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.

А также звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегда будет солнце!», помогавшая сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической молодежи» Новикова.

 «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певучей средней частью, в которой поочередно звучат женская и мужская группы хора.

Учитель должен рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.

Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Эмоционально-нравственной вершиной занятий должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затем можно дать классу послушать всю арию с большим речитативным вступлением и заключением. Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа.

Сравним по контрасту эти сцены — гибель героя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорные краски, во второй — мажорные; сдержанные темпы и динамика придают арии суровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное; арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождении двух оркестров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радостной, праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, совершениями.

П.И.Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преобладанием песенности.

Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощавший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).

Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музыкальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощущением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.

Народная музыка — источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.

Идея патриотического воспитания находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1–7-х классах. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение на таких уроках, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к петровским кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Кроме того, ребята слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, жизни народа в прошлом.

Особое внимание уделяется изучению русской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. На мой взгляд, народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного школьника, дает ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красоту родной природы, запечатленные в произведениях искусства, раскрываются на уроках музыкально-художественного творчества. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаю основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду. С целью воспитания межнациональной толерантности, формирования общечеловеческих ценностей – дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, на уроках дети знакомятся с музыкальными традициями народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья.

Опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоциональнооткрытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах, концертах ,фестивалях и других мероприятиях. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. Музыкальный репертуар широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Концертная деятельность является важнейшим элементом деятельности: дети участвуют в различных концертных программах, Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

Нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание школьников, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на одну и ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным произведениям, это относится к богатым по содержанию темам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), с музыкой Великой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д. Жизненного материала более чем достаточно, и учитель может свободно отбирать его в зависимости от собственных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта. Так, изучая музыку, обучающиеся уже с первого класса чувствуют, что они изучают жизнь, что музыка — это сама жизнь.

 


МБОУ «Чинарская СОШ №1»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Проектная деятельность школьников на уроках музыки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Подготовил

 учитель музыки МБОУ «Чинарская СОШ №1»

Шахбанов Шамиль Насруллаевич

 

 

 

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования, в том числе - музыкального.

Вхождение в мир искусства возможно лишь через активную творческую деятельность. Отсюда, перед педагогами встает задача найти такие методы, приемы, формы работы, которые бы формировали активную, самостоятельную и индивидуальную позицию учащихся в учении, нацеливали на познавательный интерес учащихся. Такие, которые бы способствовали развитию  не просто умений, а компетенций - непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности и  реализующих принцип связи обучения с жизнью. 

Ведущее место среди таких форм организации учебного процесса принадлежит проектной деятельности.

     Проектная деятельность становится все более важным компонентом музыкального воспитания школьников, поскольку предусматривает не только выполнение требований и знаний учителя, но прежде всего инициативу и самостоятельность самих учащихся, а педагог при этом выступает лишь в роли консультанта. Обязательным конечным результатом такой деятельности является создание определенного продукта. Им может быть организация конкурса или проведение школьного праздника, самостоятельно разученное музыкальное произведение или постановка фрагмента оперного спектакля, создание музыкально-поэтического рукописного журнала или сочинение классного гимна. Не все ученики готовы к такому рода деятельности, но всегда  находятся такие, инициативу которых достаточно только направлять и вовремя корректировать.

В последнее время общеобразовательные  школы активно использует преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся, так как исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного 

К творческой деятельности учащихся надо готовить. Так, В.А. Моляко принадлежит аспект трансформации творческой деятельности, что позволяет предполагать динамику ее развития в процессе проектной деятельности школьников. 

Рассмотрим основные составляющие понятия «творческая проектная деятельность». 

На сегодня в научной педагогической  литературе нет единого подхода к определению данного понятия, так понятие "проект" Е.С. Полат трактует как « прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия"[16 ]. 

По мнению ученого Н.В. Матяш,  термин "проект" пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев понятие"проект" подразумевает неявное расширение - "технический проект". Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. 

Другой ученый - К. М. Кантор - подчеркивает, что проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию"[18]. Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс. 

Словарь иностранных слов  понятию «проект» дает три  определения:

технические документы (чертежи, расчеты и т.д.); предварительный текст какого-либо документа и т.д.; план, замысел [19].

Не смотря на разные трактовки понятия «проект», в них можно выделить общее – это  план, создание какого замысла, идеи.  Именно на эту трактовку мы будем опираться в своем исследовании.

В  качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов. 

Проектная деятельность  предполагает опору на принципы, нормы и правила проектирования, совокупность которых позволяет создать самоорганизующуюся систему школьной жизни, организовать деятельность школьников от идеи до ее практического воплощения.

Анализ научной литературы  позволил нам в качестве принципов проектной деятельности  выделить следующие:

    Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление

возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании.

    Принцип     личностного        развития    –        проекты     должны

предусматривать возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации. При этом важной частью проектирования становится преобразование самого субъекта проектирования.

    Принцип управляемости – подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса проектирования, требует понимания структуры процесса проектирования, выделения его этапов, отслеживания переходов с этапа на этап. Этот принцип позволяет научиться отличать мифы от реальности, выделять сущностные, объективные стороны процесса проектирования. 

    Принцип целостности – установление прочной взаимосвязи между          компонентами     методической      системы      педагога     и       этапами проектирования. Учебная техника направляется не столько на обеспечение способов          трансляции          знаний,сколько   на      создание     условий      для самостоятельной работы субъекта проектирования. 

    Принцип     культуросообразности          –        проявляется         через

нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации.

    Принцип мультикультурности – проектирование должно содержать возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, эксплуатации технических средств, обращения с информацией.

    Принцип сочетания исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности – подразумевает, что проектировочная и исследовательская деятельность едины по отношению к субъекту. Принцип основывается на концепции о единстве исследования, проектирования и организации      педагогического процесса.          Требуется   согласование исследовательской и проектной деятельности по всем параметрам. Качество исследовательской деятельности по изучению объекта в значительной степени определяет качество проекта. 

    Принцип     продуктивности –        подразумевает     полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности. Продуктивные       проекты          помогают   раскрыть    учащимся   современную реальность и использовать в ней социокультурный опыт.

    Принцип завершенности – доведение проекта до логического завершения.

    Принцип открытости –        понимается как принципиальная незавершенность проекта, составляющая простор для «до» или «пере» оформления          проекта(предлагаемых объектов). Здесь          проявляется феноменологическая сущность современной проектировочной процедуры, когда проект      выступает как          «текст,картина, требующая понимания, сопереживания Автора и его последователей»

Раскрывая процесс реализации проектной деятельности, будем рассматривать его на примере  внедрения проектной деятельности в учебной деятельности школьников.

 Алгоритм реализации проектной деятельности включает  в себя этапы:

1.               Выбор темы.

2.               Сбор сведений.

3.               Выбор проектов.

4.               Реализация проектов.

5.               Презентация.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

Выбор темы

Работа над темой  проекта начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам школьников.  Например, в теме «Океан» могут быть подтемы: «Жизнь в океане», «Плавающие динозавры», «Глубоководные животные», «Корабли», «Морские профессии», «Пираты», «Блюда из морепродуктов», «Писатели об океане»,

«Кругосветные путешествия» и т.д.

   Критериями выбора могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятие, отраслевая ориентация города, опыт  учителя по работе с  конкретной темой). Коллективный выбор детьми одной темы для всех может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Проектная деятельность на уроках музыки пока не нашел широкого применения. Он в основном рассматривается как одно  из средств проблемного обучения, хотя, как показывает изученный опыт учителей музыки,проблемное обучение  тоже не заняло должного места в школьном музыкальном образовании. А между тем большинство ученых-дидактов в результате теоретических и практических исследований пришли к выводу, что без проектной деятельности и проблемного обучения  формирование творческого мышления учащихся невозможно. Именно они создают условия дляоптимального развития задатков детей, для проявления и развития их умственныхспособностей, для формирования их эмоционально-ценностного отношения к миру.

Урок музыки, как ни один другой, является благодатной почвой для развития музыкального умений детей, для воздействия на их эмоциональную сферу, переживания, на формирование их ценностного отношения не только к самой музыке, но и, что более важно, на наш взгляд,  на отношения к миру во всех его проявлениях.

Тот факт, что проектная деятельность  не получила должного воплощения в практике музыкального образования, на наш взгляд, обусловлен рядом причин. Во-первых, отсутствует необходимая целенаправленная подготовка будущих учителей музыки к проектированию в рамках преподавания педагогики и методики музыкального образования. Вовторых, нежелание учителей музыки совершенствовать свое педагогическое мастерство, а, как известно, работа над проектами предъявляет высокие требования к учителю. В-третьих, отсутствие достаточной научнометодической литературы по использованию проектной деятельности  в преподавании предметов художественного цикла.

Главная педагогическая цель проектной деятельности – формирование различных ключевых компетенций, под которым в современной педагогике понимается комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правил, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проектной деятельности – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений  и навыков из предложенного ниже списка. 

1.     Поисковые (исследовательские) умения:

-   умение самостоятельно найти недостающую информацию;

-   умение запросить недостающую информацию у учителя;

-   умение находить несколько вариантов решения проблем

2.     Коммуникативные умения:

-   умение вести дискуссию;

-   умение отстаивать свою точку зрения;

3.     Презентационные умения и навыки:

-   навыки монологической речи;

-   умения уверенно держать себя во время выступления;

-   умения использовать различные средства наглядности при      выступлении.

Итогом проектной деятельности является сформированность умений проектной деятельности.

Критерии, которые нами определенны:

-   Когнитивный

-   Мотивационно–ценностный

-   Деятельностный

Рассмотрим каждый критерий отдельно:

1.                 Когнитивный критерий, который предполагает наличие представлений,  знаний учащихся об  эмоциональных состояниях другого человека в форме сопереживания и сочувствия, способность учащихся  к сопереживанию и сочувствию при восприятии произведений различных видов искусств. Умение описать свои переживания, возникающие при восприятии произведений различных видов искусств. 

2.                 Мотивационно–ценностный критерий, который выявляет умение определять  свои эмоциональные состояния, оценивать свои эмоциональные состояния, желание воспринимать и эмоционально переживать музыкальные произведения и произведений других видов искусств. Отношение к произведениям искусства как к ценному продукту творческой деятельности человека. 

3.                 Деятельностный критерий, заключающийся в проявлении эмоций адекватных ситуации, их разнообразие, их сопереживание. Избирательный подход к восприятию музыкального произведения и произведений других видов искусств, наличие любимых произведений.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение выраженности степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения, или определенных методов диагностики.  

В данном исследовании мы использовали критерии, показатели и уровни сформированности умений проектной деятельности школьников на уроках музыки, методы их диагностики, представленные в таблице 2. 

На основании разработанных критериев и показателей были определенны 3 уровня сформированности:

1.Высокий уровень:

Ученик правильно определяет цели и задачи в работе над проектом, самостоятельно находи недостающую информацию, умеет грамотно и обоснованно запросить недостающую информацию, самостоятельно

планирует работу, активно включается в дискуссию, уверенно держит себя во время выступления, активно использует различные средства наглядности при выступлении, легко находит контакт в общении.

2. Средний уровень: 

Определяет цели и задачи с помощью учителя, самостоятельно находи недостающую информацию, может запросить недостающую информацию, самостоятельно планирует работу, включается в дискуссию, не всегда уверенно держит себя во время выступления,  не всегда использует  различные средства наглядности при выступлении, не всегда легко находит контакт в общении.

3.Низкий уровень:

Определяет цели и задачи только с помощью учителя, находи недостающую информацию по указанию учителя, не умеет запросить недостающую информацию, не умеет планировать свою работу, не умеет включаться в дискуссию, не уверенно держит себя во время выступления, не использует различные средства наглядности при выступлении, тяжело вступает в контакт в общении.

Для диагностирования сформированности проектной деятельности нами были разработаны следующие методы диагностики:

-   анкетирование

-   беседа 

-   тестирование

Для выявления уровня сформированности был проведен 1 констатирующий эксперимент.

Эксперимент проводился в пятых классах .  В качестве контрольной группы были выбраны учащиеся класса 5 «А» в количестве 22 человек.

В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся класса 5 «Б» в количестве 22 человек.

Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями, уровни сформированности умений проектной деятельности школьников на уроках музыки, методы их диагностики, представленными в таблице 1. 

В данных классах было проведено анкетирование:

Диагностика проведена в 5 «А» классе   участвовало 22 человека.

Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика

В.Ф. Ряховского

 

Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). 

 

Вопросы

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли увам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

 

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

 

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  Обработка результатов (Таблица 3.)

Интерпретация результатов.

Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать

самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно  было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Вывод:

По результатам исследования можно сделать вывод ,что 30% - коммуникативные умения развиты,  активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, у 80% - в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки. Стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу ,у 60% - коммуникативные умения развиты слабо, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой.

 

 

Список литературы

                1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта  [ Текст   ] /  Ю.Б. Алиев.

– М.. , 2000 . – С. 84.

2.                 Бобиенко, О. М. Теоритические подходы к проблеме ключевых  компетенций 

[  Электронный ресурс ] /  О. М. Бобиенко //  www. tisbi. ru / science /  veatnik / 2003/  issues 2/

3.                 Дьюи, Дж. Методы проектирования  [ Текст  ] / Дж. Дьюи, 1986. -326.

4.                 Дьюи, Дж. Школа и общество ( 1925 ). Педагогическая лоция. 2003/04

учебный год. Метод проектов  в  школе. [ Текст ] /  Дж. Дьюи //  Лицейское и гимназическое  образование. – 2003. -№ 4.

5.                 Игнатьев, В.В. На путях  к методу  проектов  [ Текст ] / В.В. Игнатьев, М.В.

Крупенина // Сборник, 1930.

 

 

Приложение.

Таблица 1. Проект.

Проблема         -----            Подготовка            -------           Презентация 

 

-   постановка проблемы

-   выдвижение гипотезы

-                     Сбор информации

-                     Структурирование информации 

-                     Изготовление продукта

-                     Оформление продукта

 

-                     Подготовка информации 

-                     Презентация  

 

 

 

Таблица 2.

Критерии, показатели и уровни сформированности умений проектной деятельности школьников на уроках музыки, методы их диагностики.

 

Критерии

Показатели

Методы диагностики

1.

Когнитивный

-                     способность осмысливать поставленные задачи

  -способность

самостоятельно   найти информацию

-                     способность запросить недостающую информацию

 Анкетирование беседа

2.

Мотивационно–

-    способность    определить

Беседа,

 

ценностный

 

 

 

 

 

свое   эмоциональное состояние.

-                     способность оценивать собственную деятельность.

-                     отношение к проекту как ценностному продукту творческой          деятельности человека.

наблюдение

 

 

 

 

3.

Деятельностный  

 

 

-                     способность держать себя во время выступления.

-                     способность         к

использованию различных средств наглядности при выступлении.

 

 

Наблюдение, беседа, тестирование.

 

 

 

Таблица 3.

Обработка результатов.

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

Награды и поощрения

Награды и поощрения

Награды и поощрения

Награды и поощрения

Награды и поощрения

Награды и поощрения

Награды и поощрения

Награды и поощрения

МБОУ «Чинарская СОШ №1»

МБОУ «Чинарская СОШ №1»

Шахбанов Шамиль Насруллаевич

Шахбанов Шамиль Насруллаевич

Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности

Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности

России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества

России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества

Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились

Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились

Учитель должен рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр

Учитель должен рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр

Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя

Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя

Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов

Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов

МБОУ «Чинарская СОШ №1»

МБОУ «Чинарская СОШ №1»

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии…

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии…

Им может быть организация конкурса или проведение школьного праздника, самостоятельно разученное музыкальное произведение или постановка фрагмента оперного спектакля, создание музыкально-поэтического рукописного журнала или сочинение классного…

Им может быть организация конкурса или проведение школьного праздника, самостоятельно разученное музыкальное произведение или постановка фрагмента оперного спектакля, создание музыкально-поэтического рукописного журнала или сочинение классного…

Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении

Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении

Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании

Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании

Принцип основывается на концепции о единстве исследования, проектирования и организации педагогического процесса

Принцип основывается на концепции о единстве исследования, проектирования и организации педагогического процесса

Реализация проектов. 2.

Реализация проектов. 2.

Урок музыки, как ни один другой, является благодатной почвой для развития музыкального умений детей, для воздействия на их эмоциональную сферу, переживания, на формирование их ценностного…

Урок музыки, как ни один другой, является благодатной почвой для развития музыкального умений детей, для воздействия на их эмоциональную сферу, переживания, на формирование их ценностного…

Коммуникативные умения: - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; 3

Коммуникативные умения: - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; 3

Отношение к произведениям искусства как к ценному продукту творческой деятельности человека

Отношение к произведениям искусства как к ценному продукту творческой деятельности человека

Низкий уровень: Определяет цели и задачи только с помощью учителя, находи недостающую информацию по указанию учителя, не умеет запросить недостающую информацию, не умеет планировать свою…

Низкий уровень: Определяет цели и задачи только с помощью учителя, находи недостающую информацию по указанию учителя, не умеет запросить недостающую информацию, не умеет планировать свою…

Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика

Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика

Нравится ли вам находиться среди людей? 12

Нравится ли вам находиться среди людей? 12

Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает

Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает

Стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу ,у 60% - коммуникативные умения развиты слабо, не стремится…

Стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу ,у 60% - коммуникативные умения развиты слабо, не стремится…

Таблица 1. Проект. Проблема -----

Таблица 1. Проект. Проблема -----

Деятельностный - способность держать себя во время выступления

Деятельностный - способность держать себя во время выступления

Награды и поощрения

Награды и поощрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2023