Фрагмент книги:
Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л.
Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Изд. 3е, испр. и доп. — Иваново: ЛИСТОС, 2021. — 80 с.
Мальчики и девочки: наиболее яркие отличия в усвоении языка детьми раннего возраста и группы риска
Традиционное представление специалистов и родителей о том, что речь мальчиков развивается медленнее, чем речь девочек, во многом обоснованно. Однако скорость усвоения того или иного явления детьми разного пола зависит как от особенностей самого явления, так и от возраста детей.
Понимание речи. В области понимания речи на самых ранних этапах мальчики в целом почти не отстают от девочек, а в реакции на свое имя и слово нельзя в 11–14 мес. даже опережают их. В целом в развитии понимания тенденция к различию в пользу девочек отмечена в 11–14 мес. , а после (до 18 мес. – это граница заполнения первого опросника) статистически значимых различий нет.
Имитация и называние. По развитию имитации речи взрослых (повторяет ли ребенок) и стремления называть предметы (хочет ли узнать, как называется) с 8 мес. есть некоторое опережение девочек. Однако к 18 мес. мальчики догоняют их. 18 месяцев – возраст, ограничивающий использование первого опросника, в который включены эти умения. Следует помнить, что имитация и стремление узнавать, как называется окружающее, активно развиваются у многих детей позже — ближе к 2 годам, и гендерных отличий здесь не обнаружено.
Жесты, потешки и действия. Первые жесты (указательный, «на», «пока» и др.), игры и потешки (ладушки, сорока-ворона и т.п.), действия (ест при помощи ложки, пьет из чашки, чистит зубы, причесывается, нюхает цветы и т.п.) появляются до 10 мес., а в 11– 14 мес. их количество заметно увеличивается. После 14 мес. рост внутри второй группы меньше: вероятно, те игры, которые используются в данной семье, усваиваются ребенком рано. Социальные умения возникают немного позже и развиваются ровно в течение всего рассматриваемого периода у мальчиков и девочек. В производстве жестов в целом девочки с 8 мес. опережают мальчиков, и разница в скорости усвоения к 18 мес. постепенно увеличивается.
Предметные игры-подражания гораздо лучше развиты у девочек (кормит, укачивает, одевает, обнимает, шлепает), а бытовые действия (подметает, пылесосит, заколачивает гвозди) – у мальчиков, что объяснимо российскими особенностями воспитания.
Символическая игра – единственный пункт, где полностью отсутствуют статистически значимые гендерные различия. Это объясняется тем, что действия с воображаемыми предметами и игры с предметами-заместителями раз виваются относительно автономно, зависят от особенностей отношения к ним взрослых, характеризуют не столько речь, сколько развитие других когнитивных способностей, например воображения и мышления.
Активный словарь. Возрастная динамика развития активного лексикона (то, что дети говорят) сходна у мальчиков и девочек, но после 14 мес. девочки демонстрируют более резкий рост, и эта разница сохраняется и в дальнейшем: развитие активного словаря девочек с 18 до 36 мес. значительно опережает развитие словаря мальчиков.
Словарь: симптомы риска задержки темпа речевого развития
Если девочка в 18 мес. произносит 13 слов, а мальчик — 5, следует обеспокоиться. Отсутствие 9 слов у девочек и 3 у мальчиков является отставанием, 4 у девочек и 2 у мальчиков — значительной задержкой.
В 24 мес. медиана у девочек — 252 слова, у мальчиков — 155; в 30 мес. — 505 и 427; в 36 мес. — 642 и 623 соответственно.
Медиана — срединное значение выборки, при котором 50% значений находятся выше, а 50 — ниже. Группа «беспокойства» — дети 15-ой процентили (их всего 15%), группа задержки — 10-ая процентиль (таких детей 10%), значительная задержка — 5-ая процентиль (таких детей всего 5%, все остальные говорят лучше).
В группу «беспокойства» в два года попадают девочки, говорящие 61 слово и мальчики, говорящие 29 слов; в группе риска — девочки с лексиконом 44 слова и мальчики с 20 словами. Значительная речевая задержка к двум годам отмечается при условии наличия в активном словаре только 24 слов у девочек и 12 у мальчиков. Мы видим, насколько отличаются показатели детей разных полов.
Морфология (как ребенок изменяет слова). Мальчики овладевают морфологией позже, чем девочки. «Медианные» мальчики используют все грамматические категории (падеж, число существительных, время и лицо глагола) с 33 мес., а девочки — с 31 мес. Безусловно, многие дети раньше начинают изменять существительные и глаголы (до 2-х лет), но немало нормально развивающихся детей показывают более низкие результаты. Мальчик в 27—28 мес. и девочка в 25 мес., начинающие изменять слова, находятся в «коридоре» нормы.
Морфология: симптомы риска задержки темпа речевого развития
Если мальчик в 2 года и 5 мес., а девочка в 2 года и 2 мес. не начали изменять слова, следует обеспокоиться. Отсутствие хотя бы одной грамматической категории в 2 года 10 мес. у мальчиков и в 2 года 4 мес. у девочек является отставанием. Значительная задержка развития речи фиксируется, если морфология отсутствует в 3 года у мальчиков и в 2 года 8 мес. у девочек.
Фразовая речь (синтаксис). В 18 мес. процент двусловных высказываний у мальчиков несколько выше, чем у девочек. Девочки соединяют слова в предложения в 20 мес., а мальчики - около 22 мес. (медиана). До 25 мес. девочки опережают мальчиков по развитию фразовой речи, а затем почти все дети начинают комбинировать слова. Двусловные фразы в речи более 90% девочек возникают в 23 мес., мальчиков – в 25 мес. По удлинению фразы девочки постоянно опережают мальчиков, но к 3 годам эта разница стирается: в речи «медианных» девочек семисловные высказывания, в речи мальчиков – шестисловные (медиана).
Группы риска по отклонениям в речевом развитии девочек и мальчиков от 8 месяцев до трех лет
Пассивный словарь (количество понимаемых слов): группы риска
|
возраст |
«беспокойство» |
задержка |
значительная задержка |
Девочки/мальчики |
8 мес. |
8/13 |
4/10 |
3/3 |
|
12 мес. |
32/42 |
20/32 |
12/15 |
|
14 мес. |
61/70 |
42/55 |
15/31 |
|
18 мес. |
176/165 |
145/141 |
91/111 |
Жесты (количество производимых коммуникативных жестов и игр-потешек): группы риска
|
возраст |
«беспокойство»(?) |
задержка |
значительная задержка |
Девочки/мальчики |
8 мес. |
3/3 |
2/2 |
1/1 |
|
12 мес. |
7/6 |
6/5 |
3/3 |
|
14 мес. |
10/8 |
9/7 |
6/5 |
|
18 мес. |
15/13 |
15/13 |
14/12 |
Активный словарь (количество произносимых слов): группы риска
|
возраст |
«беспокойство»(?) |
задержка |
значительная задержка |
Девочки/мальчики |
12 мес. |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
|
14 мес. |
1/1 |
0/0 |
0/0 |
|
18 мес. |
13/5 слов |
9/3 |
4/2 |
|
24 мес. |
61/29 |
44/20 |
24/12 |
|
30 мес. |
231/147 |
184/106 |
116/63 |
|
36 мес. |
498/434 |
455/361 |
372/254 |
Изменяет ли ребенок слова (усвоение грамматики)
|
возраст |
«беспокойство»(?) |
задержка |
значительная задержка |
Девочки/мальчики |
26/29 мес. |
Ребенок не начал изменять слова |
|
|
|
28/34 мес. |
|
Ребенок не начал изменять слова |
|
|
32/36 мес. |
|
|
Ребенок не начал изменять слова |
Есть ли у ребенка фраза?
|
возраст |
«беспокойство» |
значительная задержка |
Девочки/мальчики |
20/22 мес. |
Ребенок не начал соединять слова в предложение |
|
|
23/25 мес. |
|
Ребенок не начал соединять слова в предложение |
Ребенок в половине случаев использует фразу с изменяемыми словами
Девочки/мальчики
|
Значительное опережение |
медиана
|
«беспокойство»
|
задержка
|
значительная задержка |
18/18
|
26/28 мес. |
31/35 мес.
|
33/ мес.
|
36/ мес.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.