наиболее яркие отличия в усвоении языка детьми раннего возраста и группы риска

  • docx
  • 22.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Группы риска по отклонениям в речевом развитии девочек и мальчиков от 8 месяцев до трех лет.docx

Фрагмент книги:

Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л.

Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Изд. 3­е, испр. и доп. Иваново: ЛИСТОС, 2021. 80 с.

 

Мальчики и девочки: наиболее яркие отличия в усвоении  языка детьми раннего возраста и группы риска

Традиционное представление специалистов и родителей о том, что речь маль­чиков развивается медленнее, чем речь девочек, во многом обоснованно. Однако скорость усвоения того или иного явления детьми разного пола зависит как от особенностей самого явления, так и от возраста детей.

 

Понимание речи. В области понимания речи на самых ранних этапах мальчики в целом почти не отстают от девочек, а в реакции на свое имя и слово нельзя в 11–14 мес. даже опе­режают их. В целом в развитии понимания тенденция к различию в поль­зу девочек отмечена в 11–14 мес. , а после (до 18 мес. – это граница заполнения первого опросника) статистически значимых различий нет.

 

Имитация и называние. По развитию имитации речи взрослых (повторяет ли ребенок) и стремления называть предметы (хочет ли узнать, как называется) с 8 мес. есть некоторое опережение девочек. Однако к 18 мес. мальчики догоняют их. 18 месяцев – возраст, ограничивающий использование первого опросника, в кото­рый включены эти умения. Следует помнить, что имитация и стремление узнавать, как называется окружающее, активно развиваются у многих детей позже — ближе к 2 годам, и гендерных отличий здесь не обнаружено.

 

Жесты, потешки и действия. Первые жесты (указательный, «на», «пока» и др.), игры и потешки (ладушки, сорока-ворона и т.п.), действия (ест при помощи ложки, пьет из чашки, чистит зубы, причесывается, нюхает цветы и т.п.) появляются до 10 мес., а в 11– 14 мес. их количество заметно увеличивается. После 14 мес. рост внутри второй группы меньше: вероятно, те игры, которые используются в данной семье, усваиваются ребенком рано. Социальные умения возникают немного позже и развиваются ровно в течение всего рассматриваемого периода у мальчиков и девочек. В производстве жестов в целом девочки с 8 мес. опережают мальчиков, и разница в скорости усвоения к 18 мес. постепенно увеличивается.

Предметные игры­-подражания го­раздо лучше развиты у девочек (кормит, укачивает, одевает, обнимает, шлепает), а бытовые действия (подметает, пылесосит, заколачивает гвозди) – у мальчиков, что объяснимо российскими особенностями воспитания.

 

Символическая игра – единственный пункт, где полностью отсутствуют статистически значимые гендерные различия. Это объясняется тем, что дей­ствия с воображаемыми предметами и игры с предметами­-заместителями раз­ виваются относительно автономно, зависят от особенностей отношения к ним взрослых, характеризуют не столько речь, сколько развитие других когнитивных способностей, например воображения и мышления.

 

Активный словарь. Возрастная динамика развития активного лексикона (то, что дети говорят) сходна у мальчиков и девочек, но после 14 мес. девочки демонстрируют более резкий рост, и эта разни­ца сохраняется и в дальнейшем: развитие активного словаря девочек с 18 до 36 мес. значительно опережает развитие словаря мальчиков.

 

Словарь: симптомы риска задержки темпа речевого развития

Если девочка в 18 мес. произносит 13 слов, а мальчик — 5, следует обеспокоиться. Отсутствие 9 слов у девочек и 3 у мальчиков является отставанием, 4 у девочек и 2 у мальчиков — значительной задержкой.

В 24 мес. медиана у девочек — 252 слова, у мальчиков — 155; в 30 мес. — 505 и 427; в 36 мес. — 642 и 623 соответственно.

 

Медиана — срединное значение выборки, при котором 50% значений находятся выше, а 50 — ниже. Группа «беспокойства» — дети 15-ой процентили (их всего 15%), группа задержки — 10-ая процентиль (таких детей 10%), значительная задержка — 5-ая процентиль (таких детей всего 5%, все остальные говорят лучше).

 

В группу «беспокойства» в два года попадают девочки, говорящие 61 слово и мальчики, говорящие 29 слов; в группе риска — девочки с лексиконом 44 слова и мальчики с 20 словами. Значительная речевая задержка к двум годам отмечается при условии наличия в активном словаре только 24 слов у девочек и 12 у мальчиков. Мы видим, насколько отличаются показатели детей разных полов.

 

Морфология (как ребенок изменяет слова). Мальчики овладевают морфологией позже, чем девочки. «Медианные» мальчики используют все грамматические категории (падеж, число существительных, время и лицо глагола) с 33 мес., а девочки — с 31 мес. Безусловно, многие дети раньше начинают изменять существительные и глаголы (до 2-х лет), но немало нормально развивающихся детей показывают более низкие результаты. Мальчик в 27—28 мес. и девочка в 25 мес., начинающие изменять слова, находятся в «коридоре» нормы.

 

Морфология: симптомы риска задержки темпа речевого развития

Если мальчик в 2 года и 5 мес., а девочка в 2 года и 2 мес. не начали изменять слова, следует обеспокоиться. Отсутствие хотя бы одной грамматической категории в 2 года 10 мес. у мальчиков и в 2 года 4 мес. у девочек является отставанием. Значительная задержка развития речи фиксируется, если морфология отсутствует в 3 года у мальчиков и в 2 года 8 мес. у девочек.

 

Фразовая речь (синтаксис). В 18 мес. процент двусловных высказываний у мальчиков несколько выше, чем у девочек. Девочки соединяют слова в предложения в 20 мес., а мальчики - около 22 мес. (медиана). До 25 мес. девочки опережают мальчиков по развитию фразовой речи, а затем почти все дети начинают комбинировать слова. Двусловные фразы в речи более 90% девочек возникают в 23 мес., мальчиков – в 25 мес. По удлинению фразы девочки постоянно опережают мальчиков, но к 3 годам эта разница стирается: в речи «медианных» девочек семисловные высказывания, в речи мальчиков – шестисловные (медиана).

 

 

Группы риска по отклонениям в речевом развитии девочек  и мальчиков от 8 месяцев до трех лет

 

Пассивный словарь (количество понимаемых слов): группы риска

 

возраст

«беспокойство»

задержка

значительная задержка

Девочки/мальчики

8 мес.

8/13

4/10

3/3

 

12 мес.

32/42

20/32

12/15

 

14 мес.

61/70

42/55

15/31

 

18 мес.

176/165

145/141

91/111

Жесты (количество производимых коммуникативных жестов и игр-потешек): группы риска

 

возраст

«беспокойство»(?)

задержка

значительная задержка

Девочки/мальчики

8 мес.

3/3

2/2

1/1

 

12 мес.

7/6

6/5

3/3

 

14 мес.

10/8

9/7

6/5

 

18 мес.

15/13

15/13

14/12

 

Активный словарь (количество произносимых слов): группы риска

 

возраст

«беспокойство»(?)

задержка

значительная задержка

Девочки/мальчики

12 мес.

0/0

0/0

0/0

 

14 мес.

1/1

0/0

0/0

 

18 мес.

13/5 слов

9/3

4/2

 

24 мес.

61/29

44/20

24/12

 

30 мес.

231/147

184/106

116/63

 

36 мес.

498/434

455/361

372/254

 

Изменяет ли ребенок слова (усвоение грамматики)

 

возраст

«беспокойство»(?)

задержка

значительная задержка

Девочки/мальчики

26/29 мес.

Ребенок не начал изменять слова

 

 

 

28/34 мес.

 

Ребенок не начал изменять слова

 

 

32/36 мес.

 

 

Ребенок не начал изменять слова

 

 

Есть ли у ребенка фраза?

 

возраст

«беспокойство»

значительная задержка

Девочки/мальчики

20/22 мес.

Ребенок не начал соединять слова в предложение

 

 

23/25 мес.

 

Ребенок не начал соединять слова в предложение

 

 

Ребенок в половине случаев использует фразу с изменяемыми словами

 

 

                             

Девочки/мальчики

                             

Значительное опережение

медиана

              

«беспокойство»

                        

задержка

               

значительная

задержка    

18/18

                     

26/28

    мес.  

31/35 мес.

                        

33/­ мес.

               

36/­ мес.