Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.
Оценка 5

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Оценка 5
Памятки
docx
русский язык
11 кл
18.03.2018
Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.
Публикация является частью публикации:
сочинение. теория..docx
План написания сочинения­рассуждения по предложенному тексту  Независимо от текста, предлагаемого на экзамене, следует придерживаться следующего плана, составленного на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С:  1) Сформулировать проблему. 2) Прокомментировать проблему. 3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме. 4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором. 5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее  двух аргументов  (каждый из них дается в новом абзаце): ♦ первый аргумент ­ из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы; ♦ второй   аргумент   ­   из   собственного   жизненного   опыта   или   жизненного   опыта   других людей; или из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы. 6) Сделать итоговый вывод.  Примечание:  наверное,   вы   обратили   внимание   на   то,   что   в   предлагаемом   плане   отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение. Алгоритм подготовки к написанию сочинения­рассуждения  1. Формулировка проблемы  Проблема ­ вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.             Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая  находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной;  дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).            Сформулировать проблему можно разными способами: Способы формулировки проблемы Ряд   вопросов, созвучных проблеме текста риторических   Сочетание   слова   проблема   с существительным,   употреблённым   в родительном   падеже:   проблема (чего?) Может   начинаться   с   цитаты, пословицы, поговорки. Но выбранное высказывание   должно   служить способом   выхода   на   проблематику текста Примеры Должны ли мы помнить известных людей? Почему зачастую мы   забываем   их   тогда,   когда   они   исчезают   с   экрана телевизора   или   со   сцены?   Что   нужно   сделать,   чтобы сохранить память о них? Именно такие вопросы невольно возникают после прочтения текста А.Н.Вертинского.  А.Н.Вертинский   в   предложенном   для   анализа   тексте затрагивает проблему забвения выдающихся личностей. В тексте писателя А.Вознесенского поднимается проблема духовной деградации человека. «Чудаки украшают мир», ­ когда­то мудро заметил Максим Горький.   становится бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных,   художников,   музыкантов,   писателей.   В   данном тексте   Н.Рерих   поднимает   проблему   непризнанной гениальности   людей,   благодаря   которым   мир   меняется   и совершенствуется.   Эта   мысль   обретает   жизнь, Иллюстрация   каким­либо   фактом основной   мысли   или   основной проблемы текста     назывных Ряд предложений, создающих   образную   картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста Можно   начинать   с   ключевого   слова текста (в именительном падеже) У итальянцев есть пословица: «Кто в состоянии выразить, как   он   пылает,   охвачен   слабым   огнём».   У   русских   – «Пустая бочка громче гремит». Но смысл этих пословиц одинаков:   настоящее   чувство   не   нуждается   в   громких словах,   особенно   если   это   чувство   –   любовь   к   Родине. Злободневную проблему истинного и ложного патриотизма поднимает в своём тексте Л.Жуховицкий. Каждый   человек   имеет   собственное   мнение   о   том,   что хорошо   и   что   плохо.   Это   принято   связывать   с   большим количеством   личных   ассоциаций,   с   различиями   в интеллектуальном   и   духовном   развитии   людей,   со спецификой   социальной   обстановки   вокруг   них.   Но   есть такие   явления,   которые   имели   одинаковое   значение   для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство.   Но   благородство   настоящее,   основными проявлениями  которого  являются  честность  и  сила  духа, благородство,   не   выставляемое   напоказ,  как   раз  такое,   о каком   пишет   автор   данного   текста.   Ю.   Цетлина   волнует проблема истинного человеческого благородства. Родители...Любовь...Забота...Терпение...Что объединяет эти понятия?   Какой   истинный   смысл   заключается   в   них? Почему   мы   стесняемся   своих   родителей,   не   ценим   их любовь   и   заботу?   Над   этими   вопросами   предлагает задуматься   автор   предложенного   для   анализа   текста. М.Агеев поднимает  нравственную проблему, над которой размышляли величайшие умы прошлого и которая остается актуальной и в настоящее время. Её можно обозначить как проблему «отцов и детей». Жадность…   Один   из   отвратительных   нравственных пороков,   который   овладевает   человеческими   душами.   Но одно   дело,   когда   жаден   один   человек,   и   совсем   другое, когда   эта   моральная   червоточина   поселяется   в   сердцах тысяч  людей.  О том, к  каим  немыслимым  по масштабам последствиям   может   привести   человечество   эта   роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин. Примечание.  На наш взгляд, несмотря на разнообразие видов формулировки проблемы исходного текста, всё же лучше начинать с 2­3 риторических вопросов с последующей формулировкой основной проблемы,   выбранной   пишущим   для   комментария.   Переход   от   серии   вопросов   к   формулировке проблемы можно осуществить, используя, например, следующую фразу:  «Именно такие вопросы возникают после прочтения текста NN».  Примеры возможных вариантов начала сочинения­рассуждения: 1)   Нужно   ли   оберегать   русский   язык   от   засорения?   Насколько   опасно   для   него употребление в речи людей жаргонных слов? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста С.Маршака.  Проблема засорения русского языка, поднятая автором, является актуальной в последние десятилетия. 2) Какое значение для человека представляет культурное наследие его предков? Почему так важно сохранять и оберегать исторические памятники? К чему может привести общество их утрата? Именно над этими вопросами заставляет задуматься Л.А.Жуховицкий.  Экологическая   проблема   сохранения   культурных   ценностей,   поднятая   автором   в предложенном   для   анализа   тексте,   существовала   всегда,   но   особенно   она   обострилась   в последние десятилетия. Избегайте типичных ошибок при формулировке проблемы:  Помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая   проблему,   писать   слово   «тема».   Иначе   эксперты   при   проверке   сочинения подобное   неразличение   терминов   квалифицируют   как   фактическую   ошибку   в   фоновом материале и снимут 1 балл по критерию К12. Так   начинать   работу   нельзя:  «Автор   данного   текста   затрагивает   актуальную   проблему.   Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».  Нужно   учитывать,   что   в   тексте   может   быть   затронуто   несколько   проблем,   при   этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них. Типы проблем Философские Самые общие вопросы развития  общества, природы, человека Социальные Устройство и жизнь общества Политические Деятельность государственной  власти Нравственные Духовная жизнь человека,  взаимоотношения людей Экологические Взаимодействие человека и  окружающей среды ­ смысл жизни ­ познание и самопознание ­ свобода и ответственность ­ человек и история ­ человек и культура ­ социальная  несправедливость ­ создание правового государства ­ соблюдение прав человека ­ прогресс и общество ­ наука и общество ­ политика в жизни общества ­ гражданское общество ­ международные конфликты ­ разоружение ­ терроризм ­ национализм ­ эгоизм и гуманизм ­ доброта и жестокость ­ духовность и бездуховность ­ честь и бесчестье ­ интеллигентность и хамство ­ дружба и предательство ­ любовь и ревность ­ конфликт поколений (отцы и дети) ­ взаимосвязь человека и природы ­ экологическая катастрофа ­ потребительское отношение к природе ­ экология культуры ­ экология языка ­ восприятие искусства Эстетические Восприятие человеком прекрасного ­ воспитание эстетического вкуса ­ духовность в искусстве ­ чтение, роль книги в жизни человека ­ влияние произведений искусства на  человека ­ массовая культура, телевидение,  Интернет  Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов   ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются. Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в данном вопросе. Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении­рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: 1.  Взаимоотношения отцов и детей.  проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?); проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви; проблема предательства детьми своих родителей.    Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:  проблема   влияния   детства   на   формирование   жизненной   позиции   человека,   а   также   на становление системы его нравственных ориентиров; проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?); проблема   влияния   событий   детства,   детских   и   юношеских   переживаний   на   формирование характера   человека,   его   дальнейшую   судьбу   (Какое   влияние   оказывают   на   формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).    Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:   проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека; проблема   снижения   уровня   читательской   активности   в   современном   обществе   (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?); проблема понимания важности и необходимости изучения  литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).   Сложность и противоречивость человеческих поступков:  проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?); проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации; проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизни.  Человеческое благородство:   проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; проблема   совести   и   ответственности   человека   за   свои   поступки   (К   чему   может   привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?); проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей; проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?). 2. 3. 4. 5.     проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?); проблема защиты чести и собственного достоинства; проблема истинных и ложных жизненных ценностей. 6. 7.  Честь и человеческое достоинство:     Отношения человека с другими людьми:     проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми; проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом; проблема истинной дружбы; проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?); проблема   отношения   к   пожилым   людям   (Что   нужно   сделать,   чтобы   пожилой   человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?); проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.   8.  Восприятие человеком окружающего мира:   проблема   утраты   современным   человеком   способности   радоваться   жизни   из­за   мелких бытовых неурядиц; проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?). 9.  Одиночество человека:    проблема   одиночества   человека   (Когда   и   почему   человек   чувствует   себя   одиноким?   Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?); проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?); проблема одинокой старости. 10.  Человек и искусство:    проблема   неоднозначного   восприятия   искусства   разными   людьми   (Почему   одни   люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?); проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?); проблема восприятия музыки человеком. 11.  Отношение человека к миру природы:      проблема   бездушного,   потребительского,   безжалостного   отношения   человека   к   миру природы; проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы; проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека; проблема   негативного   воздействия   научно­технического   процесса   на   взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?); проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?). 12.  Бережное отношение человека к языку:  проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как   относятся   современные   россияне   к   культуре   своей   речи?   Почему   необходимо предпринимать   экстренные   меры   по   сохранению   и   поддержанию   чистоты   и   правильности русской речи?). 13.  Человек и власть, которой он наделен:  проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести   себя   по   отношению   к   окружающим   люди,   получившие   особые   полномочия   и привилегии?   Почему   даже   минимальная   власть   делает   некоторых   людей   жестокими   и грубыми?). 14.  Сострадание окружающим:   проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?); проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку. 15.Отношение человека к войне:      проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?); проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?); проблема   поведения   человека   на   войне   (Как   война   заставляла   человека   вести   себя?   Что помогало   людям   в   годы   войны   вести   себя   героически?   Что   привело   советских   людей   к Победе?); проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях; проблема героизма и стойкости перед лицом военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в   годы   войны?   Что   может   быть   под   силу   обыкновенному   человеку   в   экстремальных ситуациях?). Запомните!   Проблема (чего?) смысла жизни  Вопрос (о чём?) о смысле жизни. Не забудьте!  Не   забудьте  после   текста   прочитать   информацию   об  авторе,   чтобы   избежать   фактических ошибок. Например: Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.   Информацию  об  авторе   вы  можете   использовать   в  сочинении,   чтобы  избежать  тавтологии,  Некрасов   Виктор   Платонович   (1911   –   1987)   –   прозаик,   участник   Велиой например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора. 2. Комментарий к проблеме Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Ваш   комментарий   должен   связать   сформулированную   проблему   с   авторской   позицией, показать   ход   мысли   автора,   как   именно   он   раскрывает   сформулированную   проблему,   подводя читателей к определённому выводу. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором. Выделяют два типа комментария: Текстуальный «от текста к действительности» Концептуальный «от действительности к тексту» Текстуальный   комментарий   предполагает объяснение структуры текста, следование за автором   в   раскрытии   проблемы,   которое Концептуальный комментарий предполагает интерпретацию   пишущим   проблемы   исход­ ного текста (рассмотрение ее актуальности и включает   в   себя   ответы   на   следующие вопросы: • • • • • • • как   автору   удается   привлечь внимание   читателей   к   данной проблеме?  как,   на   каком   жизненном   материале автор   раскрывает   проблему   (какой случай из жизни им описан)? какими   фактами,   событиями   автор иллюстрирует проблему? какие   поступки   совершает   герой   и как это его характеризует? какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? какие   высказывания   заслуживают особого внимания? Почему? какие эмоции вызывают у автора опи­ санные им события и почему? Автор   Пример:    текста рассматривает проблему отношения человека к войне. данного Чтобы   привлечь   внимание   читателей   к этому вопросу, J1. Андреев приводит разверну­ тый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно ли­ шить человека его лучших качеств. Его собе­ седник сам был участником боевых действий, но   стремится   поскорее   позабыть   о   том тяжелом   времени.   Л.   Андреев   восхищается мудростью   этого   человека,   которой,   пройдя через   тяжелые   испытания,   осознал:   смысл жизни и радость каждого из нас заключается не   в   разрушении   и   уничтожении   себе подобных,   а   в   свободном   созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. Примечание: сопоставление   различных   точек   зрения   по данному вопросу): • • • • к какой категории относится затрону­ тая автором текста проблема (нравст­ венная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? актуальна ли эта проблема сегодня? кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой? традиционна   ли   проблема   или   нова, что стало причиной её появления? • жизнеспособна   ли   она   (прогноз   на • • • будущее)? почему   эта   проблема   привлекла внимание автора? как   автору   удается   привлечь внимание   читателей   к   данной проблеме? какой   аспект   этой   проблемы рассматривает автор? Пример:  Духовно­нравственная   проблема деградации   внутренней   культуры   человека, поднятая   автором,   актуальна   в   наше   время. Если посмотреть на современное общество, то становится грустно оттого, что люди живут скучной   жизнью.   Предел   интересов   – дискотека, компьютер. А спросите подростков, когда они в последний раз были в библиотеке, есть   ли   дома   у   них   ряды   книжных   полок   и, наконец,   читают   ли   они.   Думаю,   что   с ответом возникнут трудности. А.Вознесенский привлекает   внима­ние   читателя   к   данной проблеме,   выразив   тревогу   об   оскудении культуры   и   высказав   мысль   о   том,   что истинные   ценности   жизненно   важны   для человека.   Его   беспокоит   тот   факт,   что молодое поколение узнаёт о великих людях из видеокассет,   а   роман   «Война   и   мир»   почти никто не прочитал целиком.  1) Как текстуальный, так и концептуальный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему. 2) Комментарий   ­   не   пересказ,   не   цитирование,   а   анализ   постижения   авторской   логики   в раскрытии проблемы данного текста. Речевые клише для введения текстуального комментария:  Автор раскрывает проблему на примере…   В качестве примера автор рассматривает…  Поступок героя свидетельствует о том…  Автор заставляет читателя задуматься над…  Автор текста обращает внимание на…  Автор осуждает/одобряет поступок героя/героев…  Автор сочувствует своему герою…  Автор доказывает, что…  Автор искренне восхищён/огорчён (чем)…  Автор по­настоящему встревожен тем, что…  Симпатии автора на стороне (кого)…  Автор приводит нас к выводу о том, что… Речевые клише для введения концептуального комментария:  Нравственная проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени.  Экологическая проблема (чего), поднятая автором,  приобрела актуальность в последние  десятилетия.  Социальная проблема (чего), которую рассматривает автор в данном тексте,  имеет  многовековую историю.  Философская проблема (чего) является жизненно важной.  Эта морально­этическая проблема исчезнет вместе с человечеством.  Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...  Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).  Как и большинство из нас, автор считает, что…  Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав о том, что…  Автор подробно рассматривает …  Автор обращает наше внимание на…  Автор убеждает нас в том, что… Фрагмент сочинения (текстовый комментарий):  Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства. Он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей. Автор   по­настоящему   встревожен   тем,  что   в   наши   дни   благородный   человек   –   большая редкость.   Ведь   благородные   поступки   –   это   деятельность,   направленная   прежде   всего   на помощь   людям,   деятельность,   основанная   на   чуткости   к   их   проблемам.  Ю.   Цетлин   в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.  Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий): Нравственная   проблема  забвения   выдающихся   личностей,  поднятая   поэтом   и композитором  XX  века, приобрела актуальность в последние годы.  Большинство  из  нас  в детстве воспитывалось на добрых, поучительных сказках Роу, Птушко. Детьми мы влюблялись в актёров   фильмов,   хотели   им   подражать.  Но   сейчас   мы   не   задумываемся   над   тем,   как сложилась   судьба   тех,   кто   дарил   нам   радость.   К   сожалению   состарились,   ушли   из   жизни многие известные артисты, режиссёры, композиторы. Парадоксально, но большинство актёров из любимых нами советских сказок трагически окончили жизнь. Они уходили в безвестности и нищете.  Также и А.Вертинский  в своём тексте рассказывает о  судьбе   Ивана  Мозжухина, который   раньше   был   знаменитым   актёром   и   о   котором   забыли   тогда,   когда   появилось «говорящее кино». Поэт с горечью говорит о том, что «первый актёр российского кино» умирал в   бедности   и   одиночестве.  Автор текста  сравнивает  славу   артиста   с   дымом.  Она, по его мнению, «проходит легко и бесследно». Типичные ошибки при написании комментария: • Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов   при   оценивании   этого   критерия.   Подмена   комментария   простым   пересказом недопустима. • Сужение   комментария   до   одного   предложения,   где   отражены   актуальность   проблемы   и характеристика   ее   как   социальной,   нравственной   или   философской.   Помните:  при комментарии   необходимо  показать,  как  автор   раскрывает   проблему,  остановиться   на микротемах данного текста. • Формулируется одна проблема, а комментируется другая. • Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далеких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования   проблемы.   Это   возможно   при   условии,   если   изобразительно­ выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о  средствах выразительности,  так как это задание уже несколько лет как  вынесено в задание  В. При проверке эссе экспертам даётся среди прочих нормативных документов лист с распечатанным заданием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания.  Введение цитат в текст сочинения В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём.  Важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить   информацию   исходного   текста   в   сочинение   приводит   к   ошибкам.   Рассмотрим   типичные способы включения информации текста в сочинение. Способы оформления Пример чужой речи Прямая речь Косвенная речь А: «П».     А: «П!»     А: «П?» Поэт   Н.А.Некрасов     утверждал   почти   два   века   назад:   «Не   будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…» «П», – а.     «П!» – а.     «П?» – а.  «Чудаки украшают мир», – когда­то мудро заметил Максим Горький. «П, – а, – п». «Словарь,   –   однажды   заметил   Вольтер,   –   это   Вселенная   в алфавитном порядке».  «П, – а. – П». «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, – сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья». Об учителях говорят, что они «сеятели разумного, доброго, вечного». Цитата как часть предложения Предложение с вводной конструкцией Цитирование стихотворного отрывка Л.Чуковская   в   данном   тексте   вспоминает   своего   отца К.И.Чуковского,   который   «мечтал   о   возведении   лестницы»,   где «каждый возраст – это ступенька», а её вершина – это Пушкин. По   словам   Сонечки   Мармеладовой,   «переступить   себя   можно,   а чужую жизнь нельзя». Особенно   мне   М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»:                       Не вынесла душа Поэта                      Позора мелочных обид,                      Восстал он против мнений света                      Один, как прежде… и убит! запомнились   строки   из   стихотворения                Я вас люблю (к чему лукавить?),               Но я другому отдана;               Я буду век ему верна, ­  именно   эти   прекрасные   и   драматические   слова,   которые   станут эталоном   поведения   русских   женщин,   героиня   произносит   в   конце романа. 3. Авторская позиция Авторская позиция – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Помните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный   в   тексте.   Для   того   чтобы   выявить   позицию   автора,   нужно   ответить   на   следующие вопросы:  1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?  2)  Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев? Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора  должны  соотноситься  как  вопросно­ответное  единство.  Если  этого не  происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена. Речевые клише, используемые для выражении позиции автора. Авторская позиция может быть отражена через 1) рассмотрение содержания  проблемы и предложенных  автором способов ее решения 2) разъяснение авторского   Примеры  Автор текста считает, что… (В подтверждение данных слов добавить подходящую цитату).  Позиция   автора   текста   выражена   ясно   и   раскрывается   в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты).  Позиция   автора   текста   довольно   ясна   и   раскрывается   в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что...        Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?)   обозначена   прямо:  (далее   идет   цитата   из текста).  NN   считает,   что  (далее   идет   разъяснение цитаты)   /  По   мнению  NN,....   (далее   идет   разъяснение цитаты).  Позиция   автора   текста   довольно   ясна.   Публициста   NN эмоционального отношения к  тому, о чем он говорит волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что...  Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что...  С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о 3) обращение к выводам, к  формулировке основной  авторской идеи том, что .... NN уверен:  Автор   текста   прямо   не   высказывает   своего   отношения   к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что ...  Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что...  Данные   аргументы   позволяют   автору   прийти   к   обосно­ ванному выводу о том, что...  Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает   свое   отношение   к   проблеме   (чего?)...   Он убежден:... Примечание.  1) Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицистического стилей)   или   КОСВЕННО   (в   текстах   художественного   и   публицистического   стилей).  В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно­выразительных средств.  2) Для того, чтобы понять скрытую позицию автора, нужно ответить на вопросы: Что хотел сказать автор   данным   текстом?   Одобряет   или   осуждает   автор   поступки,   поведение   героя?   Как относятся к герою окружающие его персонажи? Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения? 3)  Позицию   автора   следует  формулировать   кратко,  одной­двумя   фразами.   Можно   привести небольшую цитату из текста, но не пересказывать текст. 4) При определении авторской позиции  нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем­рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик». Помните!  Даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.  Например,   в   предложенном   для   анализа   художественном   тексте   авторская   позиция   не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного   отношения   к   ним.   Однако   портретные   и   речевые   характеристики   героев,   их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика,   метафоры,   градация,   авторская   ирония)   позволят   вам   безошибочно   определить позицию автора.  Типичные ошибки при формулировании позиции автора: в сочинении отсутствует формулировка авторской позиции; позиция автора формулируется слишком широко или неточно;    формулируется позиция автора по другой проблеме текста, а не заявленной в сочинении;  позиция автора подменяется мнением героя­рассказчика; Примеры возможных формулировок авторской позиции (отрывки из сочинений): 1)   В   Никляев   призывает   читателей   учиться   культуре   радости   и   считает,   что   находить   её нужно «среди однообразных и трудных будней», как бы ни была тяжела жизнь.  2)   Ю.   Цетлин   считает,   что   «надо   уметь   при   всех   обстоятельствах   оставаться   честным, непоколебимым,   гордым   человеком»,   для   которого,   однако,   характерны   и   гуманность,   и великодушие. 3) Автор считает, что патриотизм людей в годы войны проявлялся в стремлении защитить Родину от врага, сберечь Москву – столицу государства. «Каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было, что защищать!» 4) Хотя автор не выражает явно свою точку зрения, но он через поведение героя данного текста говорит нам о том, что нельзя уходить от ответственности за совершённые проступки. Чтобы научиться быть в ответе за то, что ты делаешь, надо, чтобы сначала «разбитое стекло» в нужный момент попалось на пути.  5) Точка зрения автора на обозначенную проблему, на мой взгляд, абсолютно ясна: он считает, что   дети   зачастую   воспринимают   только   внешнюю   красоту   человека,   не   осознавая   глубины родительской любви, их душевной щедрости. Публицист обеспокоен тем, что нам не хватает мужества   признаться   другим   людям,   что   человек,   с   которым   вы   недавно   разговаривали, является вам папой или мамой. 6)   К.Паустовский   завершает   свои   рассуждения   вполне   закономерным   выводом   о   том,   что писательство не может быть просто занятием или ремеслом. Писательство – это призвание, иначе,   что   же   может   заставить   человека   заниматься   столь   прекрасным,   но   мучительным трудом. 4. Формулирование собственного мнения В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните   о   том,   что   оно   должно   быть   представлено  корректно  и  развернуто.  Важно   не   просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит. Согласие   с   точкой   зрения   автора   исходного   текста  можно   выразить,   используя   сле­ дующие речевые клише: 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса). В   этом   убеждают   нас   и   примеры   из   произведений   русской   классики. Вспомним роман/повесть/рассказ... (далее идет пример­аргумент). 2) Я   согласен   с   автором   данного   текста   в   том,   что  (далее   идет   формулировка   важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих  произведениях русские писатели­классики. Вспомним судьбу заглавного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»... 3) Я с интересом прочитал текст писателя  NN.  Автор помог мне увидеть проблему  (далее идет   формулировка   проблемы)   с  новой   стороны.   Сразу   вспомнился   один   случай   из   моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ... (далее идет формулировка важного тезиса). 4) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю, что... (далее идет формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. 5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет ... (далее идет авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто ... (далее идет пример­аргумент). 6) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что ... Для того чтобы выразить несогласие (полное или частичное) с точкой зрения автора ис­ ходного текста, можно опираться на следующие речевые клише: 1) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения... 2) Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идет согласие), но, с другой, ­ ... (выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.            3) Я с большим интересом прочитал текст публициста N N ,  однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что ...  (далее идет мысль автора + свой аргумент).            4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что... (далее идет мысль автора + свой аргумент). Помните!  Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором.  Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Примеры возможных формулировок собственного мнения (отрывки из сочинений): 1) Я согласна с мнением А.Вознесенского и считаю, что только мы виноваты в угасании культуры. Как человек может считать себя интеллигентным, образованным, если он не читал и не читает классическую   литературу,   если   он   узнаёт   о   великих   художниках   только   через   Интернет,   не посещая при этом музеев и выставок? Мы сами закапываем себя в яму бескультурья.  2) Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость. 3) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что какой бы интересной ни была жизнь человека, не прочти он произведений мировой классики, он будет духовно обворован. 4)  Я  считаю, что автор  абсолютно прав,  когда  пишет,  что  человек  постепенно  утрачивает умение   ценить   то,   что   создано   предыдущими   поколениями.   Он   уверен,   что   только   на историческом опыте люди смогут создать себе светлое будущее. К сожалению, утрата памяти, прошлого   опыта   ведёт   к   печальным   последствиям.   Теряется   связь   поколений,   забываются идеалы нравственности, тлеют духовные ценности. Аргумент ­ суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей 5. Доказательство собственной точки зрения точки зрения. Аргументы приводятся на основе: • жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а • также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций; читательского   опыта,   который   приобретается   при   прочтении   художественной,   публи­ цистической,   научно­популярной   литературы   и   складывается   из   сострадания   героям, наблюдения над их поведением и поступками. В сочинении­рассуждении можно использовать следующие типы аргументов: • • • • • • • • примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей; поучительные события из жизни выдающихся личностей; примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений); ссылки на мнение известного, уважаемого человека ­ ученого, философа, общественного деятеля; цитаты из авторитетного источника; выводы науки и статистические данные; события из жизни страны;  обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности. Важным   элементом   аргументации   являются  иллюстрации,   т.е.   примеры,   поддерживающие аргумент. Тезис Аргумент 1 Иллюстрации к аргументу 1 Аргумент 2 Иллюстрации  к аргументу 2 Вывод Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного  развития. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы наполнена грубыми   словами.   Я   убеждён,   что   каждое   такое   слово   несёт   в   себе «отрицательный   заряд».   Да   и   кому   хотелось   бы   услышать   от   близкого человека что­либо оскорбляющее слух? Правоту   автора   подтверждает   и   опыт   художественной   литературы.   Не случайно   писатели   всегда   рассматривали   речь   персонажа   как   важнейший способ его характеристики. Вспомним   Порфирия   Головлёва   –   героя   романа   М.Е.   Салтыкова­Щедрина «Господа   Головлёвы».   Иудушка   (таково   его   прозвище)   вовсе   не сквернословит,   напротив,   на   каждом   шагу   сыплет   «ласковыми»   словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь. Аргументация может быть поддерживающая и опровергающая. При   поддерживающей   аргументации  ученик,   соглашаясь   с   мнением   автора,   приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство. Связь   языка   и   культуры   очевидна   для   каждого   мыслящего   человека.   Не случайно Д.С.Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура не мыслима без языка и речи, которые не только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С.Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык»: «Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается   дома».   Вспомните   также   знаменитые   строки   стихотворения А.Ахматовой   «Мужество»,   написанные   в   страшные   годы   Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Мне кажется, особенно ярко в этом произведении звучит мысль о значимости русского языка для всего нашего народа. Вывод Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщиться к этому богатству и приумножить его. При   опровергающей   аргументации  учащийся   не   соглашается   с   автором   и,   формулируя собственную   позицию   по   проблеме,   выдвигает   контртезис   (тезис,   противоположный   авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами. Тезис Контртезис Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод На войне осознаётся ценность человеческой жизни. Я   не   могу   согласиться   с   автором:   очень   часто   люди,   оказавшиеся   в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность. В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» ­ так называют   на   Западе   молодых   фронтовиков,   которые   воевали   в   1914­1918 годы,   независимо   от   страны,   за   которую   они   воевали,   и   вернулись   домой морально   или   физически   искалеченными.   Оказавшись   дома,   эти   люди   не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания. Подтверждение   моей   точки   зрения   можно   найти   в   художественной литературе.   В   1930   году   немецкий   писатель   Эрих­Мария   Ремарк   создаёт роман   «Возвращение»,   в   котором   рассказывает   о   возвращении   на   родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально.   Ремарк   описывает   положение,   в   котором   оказались   эти   люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили. Любая  война   скорее  разрушает  все   нравственные  ценности,  чем  позволяет осознать   их   значимость.   История   двух   мировых   войн   служит   грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.  Используемые в сочинении аргументы оцениваются разными баллами: 1) аргументы, оцениваемые 2 баллами:  примеры из художественной литературы,  примеры из публицистической литературы,  примеры из научно­популярной литературы; 2) аргументы, оцениваемые 1 баллом:  примеры из жизни,  собственные наблюдения и выводы,  ссылки на авторитет,  предположительные примеры,  примеры из кинофильмов,  пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения). Помните!  Аргументы, оцениваемые 2 баллами,   всегда   предполагают   ссылку   на  автора   и   название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения, необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова,   мысли,   которые   демонстрируют   связь   данного   произведения   с   рассматриваемой   в исходном тексте проблемой. Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь людям, ­ потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к человеку.  В качестве аргумента на 2 балла могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они  сопровождаются пояснениями, размышлениями над их содержанием. Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не   имей   сто   рублей,   а   имей   сто   друзей»,   «Старый   друг   лучше   новых   двух»,   «Друзья познаются в беде», «Друга ищи, а нашёл – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.  Приводя  пример   из   публицистической   литературы,   также   указывайте   автора,   название статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал. Например:   Над   проблемой   влияния   телевидения   на   современное   российское   общество размышляет   тележурналист   Олег   Пташкин   в   статье   «Треш­ТВ»,   которую   я   недавно прочитал в Интернете. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис – кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают   об   общественной   пользе.   Журналист   озабочен   тем,   что   современные   СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные   традиции.   Только   тогда   телевидение   будет   способствовать   возрождению духовности.  Нельзя   придумывать   фамилии   несуществующих   публицистов   и   названия   несуществующих произведений. Все подобные «опусы» будут квалифицироваться как фактические ошибки, а значит,   вы   не   только   не   заработаете   баллы   за   аргументацию,   но   и   потеряете   1   балл   за нарушение фактической точности.  Если вы приводите аргумент из жизни, будет убедительнее, если это будет наблюдение над жизнью   людей   и   общества  в   целом,   поскольку   их   легче   обобщить   и   оформить   в   виде выводов. Например:  Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок   был   окружён   заботой   и   ласой,   то,   повзрослев,   он   будет   дарить   это   добро окружающим.  Можно приводить в пример  предположительные аргументы, которые представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях. Например: Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам   познавать   мир,   без   художественной   литературы,   открывающей   тайны   людских взаимоотношений   и   формирующей   нравственные   ценности.   Такая   жизнь   была   бы неимоверно бедной и скучной.  По   своей   сути  пословицы   и   поговорки  представляют   собой   разновидность   ссылки   на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости.   Простое   упоминание   пословиц   и   поговорок,   не   сопровождающееся   вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом. Например:   Не   случайно   в   русских   пословицах   утверждается   ценность   опыта   старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится», «Кто родителей очитает, тот вовек не погибает».  Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца. Структура аргумента При   написании   сочинения   следует   помнить,   что   между   тезисом   и   двумя   аргументами, подтверждающими   вашу   позицию,   должна   просматриваться   чёткая   связь,   которая   выражена логическими переходами – высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» ­ высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям. Тезис Я   согласен   с   автором:   одна   из   важнейших   задач   искусства   –   будить   в человеке чувство родины. Логический переход Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно Аргумент Микровывод обращались к тем родины и создали удивительные образы России. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин. А.А.Блок – все эти поэты показали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина:              Если крикнет рать святая:              «Кинь ты, Русь, живи в раю!»              Я скажу: «Не надо рая,               Дайте родину мою». Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. 6. Заключение Заключение   должно   подвести   итог   рассуждениям   пишущего   по   поводу   проблемы, поставленной автором исходного текста. Вид заключения Обобщение   основных мыслей автора Вопросительное предложение, (риторический вопрос) Призыв,   обращение   к читателю Цитата Прогноз событий,   предположение Виды заключения Примеры Итак, автор показал нам, что не такими людьми держится Россия. Истинная любовь,   тревога   и   гордость   за   неё   живут   в   изобретениях   учёных, произведениях художников и музыкантов, в каждодневном труде многих граждан нашей страны, которые никогда не говорят вслух о естественном чувстве к своему Отечеству. Художественная   литература   дарит   нам   несметные   сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто­либо из нас отказываться от этого бесценного дара? Благодарность родителям, учителям, друзьям… Многим из нас приходится обучаться  этому чувству – чувству  искренней  благодарности.  Научитесь отвечать   добром   на   добро,   и   мир   услышит   это!   Даже   оставаясь незамеченной, ваша благодарность будет творить чудеса! Задумываясь   о   состоянии   современного   русского   языка,   вслед   за И.С.Тургеневым хочется воскликнуть: «Как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома!» Я надеюсь, что пройдёт время и человек почувствует, какое очарование в нашей речи. Коротка, к сожалению, бывает людская память. Быстро мы забываем всё хорошее, что для нас было сделано. Если будет и дальше так продолжаться, то   в   душах   людей   останется   только   злоба,   и   станем   мы,   сами   того   не Типовые конструкции, используемые в заключении замечая, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми.  Таким образом,  Следовательно,  Итак,  В заключение хочу подчеркнуть…  В заключение важно отметить…  Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…  Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Речевое оформление сочинения К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (логические ошибки, наблюдаемые в рамках текста) К   логическим   ошибкам   относят   те,   которые   связаны   со   смысловой   цельностью,   речевой связностью и последовательностью изложения. Логичность на уровне всего сочинения предполагает соответствие композиционным особенностям выбранного жанра (наличие вступления, основной части, заключения,  между  которыми  должны  быть переходы).  Особую роль  в  построении  текста  играет абзац. Высшая оценка (2 балла)  ставится в случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.   По данному критерию снижаются баллы, если:   имеются случаи нарушения абзацного членения текста; при   рассуждении   аргументы   не   подтверждают   тезис,   пропущено   важное   звено   в   цепи доказательств; при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения; нарушается логичность в построении предложений; вместо сочинения даны отдельные, не связанные друг с другом высказывания.    Помните!  Каждая новая мысль выносится в отдельный абзац! Виды логических ошибок:  подмена понятий (например, вместо слова «проблема» используется «тема»);  нарушение   причинно­следственных   отношений  (например:   Вскоре   пришла   весна,   так   как морозы прекратились);  нарушение   логики   развёртывания   мысли   или   отсутствие   связи   между   предложениями (например, при комментировании говорится, что проблема, поднятая в тексте, является актуальной,   а   далее   эта   мысль   не   доказывается.   Другой   пример:   Из   Митрофанушки Простакова   воспитала   невежественного   грубияна.   Комедия   «Недоросль»   имеет  большое   значение   в   наши   дни.   В   комедии   Простакова   является отрицательным  персонажем.);  двусмысленность,   неясность   высказывания  (например:   Многие   люди  теряются  из­за отсутствия   информации   на  улице   и   в   магазинах   (теряются:   пропадают   или   стоят   в растерянности?)). К6. Точность и выразительность речи В   числе   основных   качеств   хорошей   речи   выделяются   следующие   показатели:   точность, уместность, выразительность, богатство, логичность, чистота.  Наличие в работе речевых и грамматических ошибок не могут свидетельствовать о точности речи, поэтому и дают снижение по данному критерию. В хорошей речи нет места просторечным словам, диалектизмам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям. Речь небогатая отличается ограниченным объёмом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений, в которых в качестве средства связи чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимами, ни другими   средствами   связи   пишущий   не   владеет.   Такая   речь   не   может   точно   передать   смысл высказывания и оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют. Высший балл по этому критерию не ставится, если в работе присутствуют речевые ошибки, то есть высший балл по критерию К6 ставится, если высший балл (2 балла) полечен по критерию К10. К7. Орфографические ошибки Орфографическая   ошибка   ­  неправильное   написание   слова,   допущенное   на   письме. Различаются однотипные и неоднотипные орфографические ошибки: • однотипные   –  ошибки   на   одно   и   то   же   орфографическое   правило.   Эти   ошибки   ис­ правляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой; Примечание:  не   считаются   однотипными  ошибки,   допущенные   в   словах   с   проверяемыми гласными и согласными в корне. • повторяющиеся   ­  ошибки   в   одном   и   том   же   повторяющемся   слове   или   в   корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.  Грубые   и   негрубые   орфографические   ошибки.  К  негрубым   орфографическим  ошибкам традиционно относятся: • • • • исключения из правил; строчная и прописная буквы в собственных наименованиях; не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий; слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых; различение НЕ и НИ в оборотах никто иной не...; ничто иное не...; не кто иной, как...; не что иное, как..., а также во фразах типа:  Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ; написание собственных имен нерусского происхождения; написании И и Ы после приставок. Другие виды ошибок: графические ошибки (при проверке не учитываются) ­ разновидность ошибок, связанных с графикой (различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения). описки ­  ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. • • • • • К опискам относятся: • • • • пропуски букв; перестановки букв; замены одних букв другими; добавление лишних букв. К9. Пунктуационные ошибки Пунктуационные ошибки – ошибки,  связанные  с  нарушением  пунктуационных  правил.   2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.  К негрубым пунктуационным ошибкам относятся: • • • употребление одного знака препинания вместо другого; пропуск одного из двойных знаков препинания; нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков. Не относится к ошибкам  авторская  пунктуация.  Понятие  об  однотипных  ошибках  не распространяется на пунктуационные ошибки. К10. Грамматические ошибки Грамматические ошибки  – это ишибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой­либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи: 1. Неправильное   использование   приставок:  Зафотографировали   (вм.   сфотографировали); завсегда (вм. всегда); надсмехаться (вм. насмехаться). 2. Неправильное   использование   суффиксов:  Одеяло   мокнуло   (вм.   мокло);   упрямость   (вм. упрямство). 3. Ошибки при образовании сложных слов: Полуумный (вм. полоумный). 4. Неправильное образование формы именительного падежа множественного числа: Торта (вм. торты), шофера (вм. шофёры), договора (вм. договоры). 5. Неправильная форма рода: пирожки с повидлой (вм. с повидлом), вкусное кофе (вм. вкус­ ный), легкая тюль (вм. легкий), мальчик был круглой сиротой (вм. круглым). 6. Неправильная форма числа: Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки). 7. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий:  У Барклая де Толля (вм. де Толли); фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (ем. Вайнеров). 8. Неправильное   образование   формы   родительного   падежа   множественного   числа:  Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин), доволен новыми дверями (вм. дверь­ ми). 9. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферзя). 10.Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато). 11. Неверное   образование   форм   кратких   прилагательных:  Вывод   беспочвенен   (лучше:   бес­ почвен); ему свойственен оптимизм (вм. свойствен). 12. Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый); более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело); младшую дочь ему было жачьчее (нет нормативной формы сравнительной степени); он хорошее меня (вм. лучше). 13. Неправильное образование местоимений 3­го лица мн. ч.: ихний сын, ихняя книга (вм. их); сестра старше него (вм. его); разница между ей и подругами очень большая (вм. ней). 14. Ошибки в образовании личных форм глаголов:  ветер колыхает листву (вм. колышет); ими двигает чувство сострадания (вм. движет). 15. Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. поезжай); ляжь (вм. ляг). 16. Неверное   образование   видовых   форм:  институт   организовывает   подготовительные курсы (вм. организует). 17. Ошибки при образовании деепричастий: вышев на сцену, артист поклонился (вм. выйдя); Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия). 18. Неправильное   образование   действительных   и   страдательных   причастий:  ручейки,   сте­ каемые вниз, были холодными (вм. стекающие); изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые). 19. Ошибки при образовании наречий: использование разговорной формы вместо литературной: Он тута. Остановите здеся. Ошибки в согласовании: 1. Неправильное   использование   сказуемого   при   подлежащем,   выраженном   собирательными существительными:  Молодежь   собрались   в   парке   (вм.   собралась).   Стая   лебедей   летели   (вм. летела).  2. Неправильное   употребление   числа   сказуемого:  Чтобы   приносить   пользу   Родине,   нужно знания, честность (вм. нужны). Там жила старая бабушка и ее внук (вм. там жили). 3. Согласование обобщающего слова и однородных членов:  На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел... (вм. Красноярска, Москвы, Орла). Ошибки в управлении: 1.   Употребление   неверно   выбранного   падежа:  Заведующий   кафедры  (вм.  заведующий   ка­ федрой). Летать вертолетом (вм. на вертолете). Плыть лодкой (вм. на лодке). Согласно при­ каза (вм. приказу). Многие люди не имеют своё мнение (вм. не имеют своего мнения). 2. Два управляющих слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова.   Неправильны   конструкции,   в   которых   общее   зависимое   слово   находится   при   словах, требующих   разного   падежа   или   предлога:  Многие   покупают   и   забывают   о   книгах   (вм.   Многие покупают (что?) книги и забывают (о чём?) о них). Ошибки в построении простых неосложнеиных предложений: 1. Личное   местоимение   дублирует   подлежащее:  Этот   автор,   он   всегда   ставит   острые вопросы. 2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала). Ошибки в построении простых предложений, осложненных однородными членами: 1. Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит). 2. Объединение   в   одном   ряду   однородных   членов   родовых   и   видовых   понятий:  Он   принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов. 3. Парное   сочетание   несопоставимых   понятий:  Родители   и   друзья,   коллеги   и   дети, поздравляем вас... 4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов:  Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). 5. Объединение   в   качестве   однородных   полных   и   кратких   форм   прилагательных:  Комната просторная и светла. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом: 1.   Определяемое   слово   должно   находиться   перед   причастным   оборотом   или   после   него: Поставленная проблема автором очень актуальна (вм. Проблема, поставленная автором, очень актуальна). Ошибки в построении сложного предложения: 1. Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. 2. Употребление лишнего союза:  Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским,  но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок. 3. Неверное   построение   сложного   предложения:  Текст   принадлежит   перу   Лихачёва,   в котором   поднимается   важная   проблема   (вм.   В   тексте   Лихачёва   поднимается   важная проблема…) К11. Речевые ошибки Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм. 1.   Лексические   анахронизмы  (ошибки,   связанные   с   перенесением   современного   слова   в действительность прошлого или немотивированное использование архаизмов в современной речи): Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов, собравшихся в Филях. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи. 2. Вульгаризация речи (этико­речевые ошибки): • использование   стилистически   сниженной   и   нелитературной   лексики   (жаргонизмов, просторечий): ...политические ворюги и шестерки. Старый маразматик... Ему его мать на фиг не нужна. Да он просто придурок. За это его надо как следует отфигачить. • использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: Жмурик (о покойнике); накопитель (помещение для ожидания посадки в самолет); пушечное мясо (о солдатах); • использование слов­паразитов:  Они,  так сказать,  решили...; Раскольников  типа  раскаялся; Мы как бы умные люди. 3.   Двусмысленность,   неоднозначность   фразы,   высказывания;   возможность   двоякого   пони­ мания   речи:  Учителю   надо   многое   сказать   (учитель   должен   многое   сказать   или   учителю должны многое  сказать?).  Мы посетили музей и вынесли из него  все  самое лучшее. Ребенок требует ухода матери. На костре ­ лучшие люди села. 4.   Канцелярские   штампы   (канцелярит),   стилистически   не   мотивированное   использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте:  Катериной  было принято решение утопиться. Наташа с Соней говорили  по поводу того,  как прекрасна летняя ночь. Жуковский осуществил перевод «Слова о папку Игореве». 5.   Нарушения   лексической   сочетаемости  (нарушение   говорящим   правил   соединения   слов   в словосочетание):  Микроскопическая разница (вм. незначительная); обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение); одержать поражение (вм. победу). 6. Ошибки в употреблении синонимов  (неверный   выбор   одного   из   близких   по   значению   слов): Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена). Капитан надел нарядный китель (вм. парадный). Его имя знакомо во многих странах (вм. известно). 7. Ошибки в употреблении паронимов (неразличение паронимов):  Вы уже ходили вешаться? (вм.   взвешиваться).   Одень   пальто   (вм.   надень).   Скрипка   в   этом   произведении   ­   сольный инструмент (вм. солирующий).  8.  Ошибки   в   употреблении   антонимов   (неправильный   подбор   антонима):  Эта   комедия вызывает   у   зрителя   не   только   смех,   но   и   сострадание   (вм.:   смех   ­   слезы,   сострадание   ­ равнодушие). 9. Плеоназм (немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): В апреле месяце (достаточно: в апреле); памятный сувенир (достаточно: сувенир);   моя   автобиография   (достаточно:   автобиография);   труп   мертвеца   (достаточно: труп). 10. Тавтология  (неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех   же,   однокоренных   или   созвучных   слов):  Следует   сказать   следующее.   С   одним   моряком случился случай. Рост его авторитета растет. Писатель мастерски описывает своего героя. 11.   Ошибки   в   выборе   слова   (неоправданное   использование   похожего   слова):  Пустота   фа­ мусовского общества рано возбуждала Чацкого (вм. возмущала, раздражала). А.Блок­мастер звукозаписи (вм. звукописи). 12.   Речевая   недостаточность   (пропуск   слов,   необходимых   для   точного   выражения   мысли): Автор   стремится   донести   до   читателя,   что   нельзя   быть   равнодушным   (вм.   …донести   до читателя мысль о том, что…). 13. Ошибки при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов. Большинство ошибок связано с изменением состава фразеологизма: заменой слов, смешением двух разных выражений и т. п.: Тому, кто нуждается в помощи, друзья всегда могут подставить грудь (правильно:  подставить   плечо,  т.   е.   помочь).  Патриотизм   всегда  занимал  важную  роль  в истории нашей страны (правильно: играл важную роль или занимал важное место).  14.   Неудачное   употребление   местоимений.  Местоимения   обычно   указывают   на   употреблённые ранее   в   тексте   существительные,   стоящие   в   том   же   роде,   числе,   падеже.   Местоимения   обычно заменяют стоящее рядом существительное. Русские писатели создали множество произведений. Они учат нас справедливости и добру (второе предложение содержит двусмысленность, непонятно, о чём идёт речь, — о писателях или произведениях). 15.   Неоправданное   повторение   слова:  В   прочитанном   мною   тексте  автором,  поднимается проблема   патриотизма.  Автор  очень   ярко,   точно   и   смело   рассказывает   о   героизме   солдат. Позиция  автора  мне   близка   и   понятна.  (Неоправданного   повторения   слов   можно   избежать, используя   местоименные   замены,   синонимы,   родовые   или   видовые   наименования   предметов, например:  автор — публицист — академик Лихачёв — он) К11. Соблюдение этических норм К снижению баллов по этому критерию ведут присутствующие в работе выпускника следующие недостатки:   грубость,   нарушение   речевого   этикета,   что   представлено,   прежде   всего,   бранными словами, унижающими человеческое достоинство не только собеседника, но и самого говорящего. Таким   образом,  0   баллов  по   этому   критерию   ставится,   если   в   работе   зафиксированы проявления   речевой   агрессии,   недоброжелательности,   выражающие   высокомерное   и   циничное отношение к человеческой личности, жаргонные слова и обороты. В качестве языковых единиц, загрязняющих речь, могут выступать канцеляризмы, жаргонизмы, просторечные слова. 1 балл  по этому критерию  ставится,  если отсутствуют  все вышеперечисленные проявления речевой агрессии. К12. Фактические ошибки Фактические ошибки — это искажение информации о событиях, предметах, лицах,  упоминаемых в тексте сочинения. Обычно встречаются следующие виды фактических ошибок: 1)   подмена   понятий,   фактов,  приводимых   в   исходном   тексте,   другими;   искажение   фактов, содержащихся в тексте: В тексте приводятся некоторые факты из биографии писателя Дюрера (Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса); 2)   неверная   характеристика   примера,   явления,   о  котором   идёт   речь   в   тексте:  В   тексте рассказывается о событиях Великой Отечественной войны,  когда Германия напала на  Россию (Германия напала на СССР, или Советский Союз); 3) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся используют  в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.):  В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. У известного писателя Лихачёва есть множество статей, в которых осуждается национализм.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

Накопительная папка для подготовки к сочинению на ЕГЭ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018