Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Накорми птиц»
Пояснительная записка.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают
к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,
где живешь,- на расстоянии взгляда и голоса,
хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
(Д.Лихачев)
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.
Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.
Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести ответственность за « братьев наших меньших».
Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств.
Сценарий мероприятия.
1.Вступление
Как хорошо в краю родном
Зимой, когда, как мех,
Леса, луга и все кругом
Покроет пышный снег.
Ф.Миронов.
- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.
Однако для животных и птиц наступила суровая пора.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.
- Спасите от смерти! На помощь! Кто послал письмо? (Птицы).
- Поможем птицам?
- Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.
-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
2.Игра «Узнай птицу».
Игра «Угадай птицу».
1 слайд. Здравствуйте ребята! Вы прибыли на станцию «Угадай птицу».
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
Международный день защиты птиц проводится 1 апреля. 1906 была подписана Международная конвенция по охране птиц, Россия присоединилась к этой конвенции в 1927 году, однако массово этот праздник стали отмечать с1994 года. Проходит в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера»
Впервые в СССР «Международный день птиц» отмечался 1 апреля в 1927 году. Событие было знаменательно тем, что только в Москве было развешено 1098 птичьих домиков, в акции приняли участие около 5 тысяч человек, в основном детей и подростков. До этого часть скворечников разрушались хулиганами, но энтузиасты не унывали. Преподаватель Центральной биостанции столицы Николай Дергунов Именно под его руководством и прошла первая акция. В 1928 году «День птиц» зашагал по всей стране, собрав более 60 тысяч участников, которыми было развешено около 15.000 скворечников.
В наши дни про праздник не забывают, развешиваются кормушки для птиц, на базе нашей школы проходит акция «Накорми птиц». Сегодня мы сделаем доброе дело для наших птичек, после торжественной части мы пойдем вывешивать кормушки, сделанные своими руками, для того, что бы птички смогли пережить лютую зиму.
-Как вы думаете нужны ли такие мероприятия? (ответы детей)
2 слайд. Современный мир птиц удивительно разнообразен.
Птицы существуют на планете более 150 мл. лет
60 млн. лет назад обитали Диатримы –нелетающие гиганты высотой до 3 –х метров с лошадиной головой и весом до 300 кг.
Сегодня самые крупные - Африканские страусы до 150 кг. весом, а самые маленькие – Колибри (2,25 гр.)
На данный момент на планете обитает 8600 видов птиц
Мы с вами сегодня поговорим о птицах проживающих в нашем регионе, в Западной Сибири.
3слайд. О какой птице идет речь? Слайд 4,5,6,7,8
9 слайд. А теперь предлагаю вам задание. Я дам вам послушать голос птицы, а вы попробуете сказать кто это. Сайды 10,11,12,13,14,15
16 слайд У птиц так же как у людей есть у каждого своя профессия . Давайте попробуем догадаться кто какой профессией обладает. Для этого вам нужно вспомнить особенности птиц. Слайды 17,18,19,20,21,22.
23слайд Сегодня день птиц, посмотрите на этих птичек, какие они разные, красивые и беззащитные. Они наши братья меньшие , Давайте будем заботится о них ! А они будут радовать нас своим пением и красотой! Слайд23,24,25
26 слайд Давайте с птицами дружить! Вот правила друзей птиц!
3.Беседа.
- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
Выслушиваются ответы учащихся
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.
И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Выходят чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»
1-й
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
2-й
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
3-й
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
4-й
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Путешественник – скворец…
Вот и зимушке конец.
З. Александрова
- Есть ли у вас кормушки?
- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. ( Показываем кормушки, которые дети принесли в школу)
4. Правила укрепления кормушек.
- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.
Правила:
· Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
· В кормушке не должно быть снега.
· Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
· Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
· Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.
5. Практическая работа.
- Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.
Дети раскрывают образцы семян, лежащих на партах в конвертиках.
-Давайте теперь составим таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.
- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
Обучающиеся рассказывают стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»
1чтец:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2чтец:
Небогаты их корма-
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
3чтец:
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4чтец:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Учитель:
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
6. Значение птиц.
- Ребята, какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? (Выслушиваются мнения учеников.)
1.Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
2. Мухоловка-пеструшка каждый день ловит по 300 мух и комаров.
3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
5. Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только дна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 т зерна.
6. А кукушка за день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 4 паука и много муравьиных яиц.
7. Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
7.Итог мероприятия.
- Ребята, давайте возьмём кормушки, которые вы изготовили и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.
Литература.
1. Бабенко В.Г. Птицы\Науч.-поп.изд. для детей.-М.:РОСМЭН-ПРЕСС,2012.-(Детская энциклопедия РОСМЭН).
2. Классные часы в 1-4 классах\авт.-сост. И.В.Персидская и др.-Волгоград:Учитель, 2006.
3. Рудский В.Г.Экология. Ритмы природы. Учебное пособие для учащихся 2 класса.-Томск,1999.
4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2000г.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.