Открытый урок в начальной школе «Налоги – это поддержка нашего будущего»
Класс:3
"Налоги для государства то же,
что паруса для корабля"
(Екатерина II)
Цель урока: систематизация и обобщение знаний, обучающихся по налогам и налогообложению; развитие у учащихся аналитического и логического мышления в процессе формирование у них базовых знаний о налоговой культуре; воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина РФ.
Планируемые результаты:
Личностные
- понимать суть налогов и их роль в жизни общества, необходимость уплаты налогов;
- формировать у школьников налоговую грамотность, осознанное отношение к законодательству РФ.
Предметные
- уметь обобщать тему налоги, основные элементы налогов, виды налогов, функции налогов.
- закрепить предметные умения: считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
Метапредметные
- грамотно применять полученные знания для определения рационального поведения домохозяйств и порядка действия в конкретных ситуациях взаимодействия с органами Федеральной налоговой службы;
- развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
Оборудование урока: набор слов, паруса для «ассоциативного куста», корабль, карта, карточки с заданием, кошелек красного и синего цветов, монеты, ребусы.
Ход урока
Орг.момент
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, но прежде чем мы его начнем, давайте подарим друг другу свои прекрасные улыбки! Присаживаемся на свои места!
Этот урок мы начнем с эпиграфа!
"Налоги для государства то же,
что паруса для корабля"
(Екатерина II)
- Как вы думаете, почему Екатерина II сравнивает налоги с парусом?(«ассоциативный куст») Запишите свои варианты ответов на парусах, которые находятся перед вами, затем поместите на наш корабль, который находится на доске, озвучив ваш вариант, таким образом, мы с вами отправимся в путешествие по бескрайним просторам и узнаем много интересного о налогах и закрепим полученные знания ранее.
- Правильно, налоги, как и паруса, которые приводят в движение корабли, приводят в движение государство. Ведь налоги помогают вести хозяйственную деятельность, поддерживают науку, образование, медицину и людей.
В своём высказывании Екатерина II Великая затрагивает проблему влияния налогов на жизнедеятельность государства. Сравнивая налоги с парусами, а государство с кораблем, она хотела сказать, что налоги являются движущей силой, способствующей развитию государства, обеспечению его жизнедеятельности.
Постановка цели и задач урока
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Выслушивание ответов учеников)
- Все верно, цель нашего урока закрепить все полученные знания о налогах мы вспомним какие виды налогов бываю, для чего они нужны, а также попробуем разобраться, нужно ли их платить?
Работа над темой урока
- И так вы помогли тронуться нашему кораблю с места, и мы отправляемся в путь, в котором нас ожидает, множество невероятных открытий.
- Ой ребята, мне кажется, что мы с вами попали на остров, который населяют, не знающие ничего о налогах папуасы! Это беда! Срочно нужна помощь, ведь они нас просто не отпустят с этого острова, если мы им не расскажем.
- Что такое налоги?
- Для чего они нужны?
- И, наверное, мы не обойдемся без интересных фактов о налогах
(Дети рассказывают исторические факты, которые подготовили дома).
Ученик 1
В начале XX века налоговая система Тибета насчитывала порядка 2 тыс. различных видов государственных налогов. Среди них налог на свадьбу, на право петь, на рождение детей, на звон колокольчиком, на право танцевать и бить в барабан. В 1926 году правительство Тибета начало создавать армию, поэтому срочно потребовались дополнительные деньги. Поскольку все обычные налоги уже были введены, Далай-Лама добавил налог на уши.
Ученик 2
В двенадцатом-тринадцатом веке в Англии был введен специфичный налог на трусость. Согласно его условиям, некоторую сумму денег в государственную казну должен был заплатить каждый рыцарь, который по определенным причинам не мог или не хотел участвовать в многочисленных войнах за короля. С момента своего появления сумма налога была невысокой, но во время правления короля Джона она увеличилась на 300 процентов от первоначальной величины. Кроме того, налог начал взиматься даже в тот период, когда войны не было.
Ученик 3
Полноправные граждане Древнего Рима были освобождены от налогов, их взимали только с рабов и чужеземцев. Но, очевидно, поступавших таким образом средств казне было недостаточно. И император Веспасиан ввел налог на общественные туалеты. Именно ему принадлежит легендарная фраза: «Деньги не пахнут»
Ученик 4
Во Франции до XIX века существовал налог на окна и двери, выходящие на улицу. Налоговый контролер их просто –напросто пересчитывал в каждом доме. Вот почему в архитектуре этой страны много внутренних двориков.
- Спасибо вам ребята, благодаря вам, мы смогли выбраться с этого острова. Поплыли дольше. Смотрите впереди остров, который полностью поглотила тьма, нужно спросить у местных жителей, что произошло. Вы хотите узнать?
(Входит правитель острова)
- Здравствуйте, а Вы кто?
-Добрый день, я правитель этой страны, НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС!
- Что случилось с вашим островом?
- Это все эта проклятущая баба-Яга, она заколдовала, мой остров. Понимаете, я правил самым лучшим островом уже несколько сотен лет, все жители меня любили и уважали. Они платили налоги, установленные мною точно в срок и в положенном размере. Но прилетела эта Ягуся и предложила научить ее быть честным налогоплательщиком, а я-то поверил ей, предложил свою помощь, а она, старая, меня обманула и украла из моего тайника все правила для людей, люди забыли, что означает быть «Честным налогоплательщиком» и не подчиняются мне больше, а из-за этого на наш остров обрушился мрак.
- Скажите, может мы с ребятами сможем Вам помочь?
- Эххх…даже и не знаю, попробуйте.
Вот у меня в библиотеке есть сундук, в котором лежали правила для «честных налогоплательщиков» в нем все исчезло, нужно его заполнить. Справитесь?
- Ну, что ребята? Поможем Налоговому Кодексу? (ответы детей)
(Достает сундук.)
- Ребята, перед вами листы, на которых вам нужно написать правила для «честных налогоплательщиков», для того, чтобы заполнить сундук. Мы с вами на прошлых уроках обсуждали их, теперь вы запишите их и озвучьте нам.
- Спасибо ребята, вы помогли прогнать мрак с моего острова, теперь я никогда не поведусь на уловки Бабы-Яги.
- До свидания!
- Кажется наш корабль сел на мель, видимо Баба-Яга на нас разозлилась! Что же нам теперь делать? Смотрите здесь послание «Вы избавили меня от прибыли, теперь, чтобы сдвинуть с места ваш корабль, вам придётся выполнить мои задания, и решить задачи, с помощью которых можно увеличить прибыль!» Ой…как вы думаете стоит нам решать ее задачи? (Каждый ряд получает свое задание и в коллективе обсуждают)
Фирма « Мойдодыр»
Уровень 1 ( увеличивает прибыль на 2 )
Фирма « Мойдодыр» выпускает порошок «Золушка», затраты на изготовление 1 пачки порошка составляют 80 монет, а в фирменном магазине этот порошок продают по цене 100 монет за 1 пачку. Найди прибыль от продажи 650 пачек порошка.
Уровень 2 ( увеличивает прибыль в 2 раза)
Фирма « Мойдодыр» выпускает 2 вида порошка «Золушка» и
« Обычный»
|
«Золушка» |
« Обычный» |
Затраты на 1 пачку |
80 монет |
100 монет |
Цена в магазине |
100 монет |
125 монет |
От продажи партии ( 650 пачек) какого порошка фирма получит прибыли больше и на сколько?
Фирма « Чистюлькино»
Уровень 1 ( увеличивает прибыль на 2)
Фирма « Чистюлькино» затратила на производство 1 тюбика пасты « Ягодная»-50 монет, о продавала эту пасту по цене 125 монет за каждый тюбик. Какую прибыль получила фирма от продажи 500 тюбиков пасты?
Уровень 2 ( увеличивает прибыль в 2 раза)
Фирма « Чистюлькино» производит 2 вида зубной пасты:
« Ягодная» и «Свежее дыхание»
|
« Ягодная» |
« Свежее дыхание» |
Затраты на 1 тюбик |
50 монет |
25 монет |
Цена в магазине |
125 монет |
50 монет |
От продажи партии ( 500 штук) какой пасты фирма получит прибыли больше и на сколько?
Фирма « Умывайкино»
Уровень 1 ( увеличивает прибыль на 2)
Для защиты кожи человека фирма « Умывайкино» изготовила антибактериальное мыло. Выручка от продажи 1 куска составила 80 монет, какую прибыль получит фирма от продажи 400 кусков, затратив на изготовление 1 куска 25 монет?
Уровень2 ( увеличивает прибыль в 2 раза)
Фирма «Умывайкино» изготовляет 2 средства для защиты кожи от бактерий. « Мыло» и « Гель для душа»
|
« Мыло» |
« Гель для душа" |
Затраты на 1 тюбик |
25 монет |
125 монет |
Цена в магазине |
80 монет |
375 монет |
От продажи партии ( 400 штук) какого средства фирма получит прибыли больше и на сколько?
(Дети дают ответы на задачи)
- Молодцы ребята, и с этим заданием мы справились!
Теперь пришло время отдохнуть, по классу у меня рядом с монеткой лежит записка, вам нужно положить монетку в синий кошелёк, если с этого люди уплачивают в нашей стране налоги, а в красный если нет (СЛОВА: жилье, ухо, транспорт, пыль, бытовая техника, земельный участок, велосипед, клад).
- Замечательно! Какие налоги платят в вашей семье? (ответы детей)
Закрепление
- Наш корабль прибыл в последний порт. И для вас есть очередное задание. Вам нужно пополнить государственный бюджет, за каждый правильный ответ вы получите монету, которую можете положить в него.
Начнем:
1. Виды налогов
2. Где написано кому и сколько платить налогов?
3. С чего взымается налоги?
4. Решите ребусы
л=б . ..
-Молодцы, вы пополнили бюджет государства! Наше путешествие подошло концу! Давайте подведем итоги!
Итоги и Рефлексия.
- С чем сравнивала налоги Екатерина Великая?
- Почему?
- Для чего же нужны налоги?
- Всем ли нужно их платить?
-Кто считает, что нужно платить только справедливые налоги, а от тех, которые вам не нравятся, можно уклониться?
-Кто считает, что налоги вовсе не нужны?
Кому понравился наш урок, и он получил сегодня полезную информацию, может подойти и взять монеты из государственного бюджета – они сладкие.
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.