Развитие трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста в корне отличается от труда взрослых. Труд дошкольника не характеризуется получением объективно значимого продукта, но имеет значение для психического развития личности самого дошкольника.
Особенность трудовой деятельности дошкольника состоит в том, что она тесно связана с игрой. Стоит заметить, что у этих видов деятельности один источник – потребность в активном участии в жизни взрослых и стремление к самостоятельной деятельности. В труде и в игре ребенок осваивает особенности общественных отношений и действий, которые связаны с бытовыми и профессиональными ролями взрослых. В игре ребенок действует в воображаемом плане, она не имеет определенного результата. Развитие игры идет по пути возрастания условности игровых действий.
В трудовой деятельности действия и ситуация их исполнения реальны и всегда нацелены на получение определенного продукта. В труде дошкольник устанавливает прямую, непосредственную связь с деятельностью взрослых, чем в игре.
Чем младше дошкольники, тем быстрее их трудовая деятельность превращается в игру. Подмена трудовой цели игровой часто случается у детей младшего дошкольного возраста. Это происходит, если поручение, данное дошкольнику, сложно для него, и он не всегда понимает требования, предъявляемые ему, или не знает, как надо выполнять задание, а взрослый при этом не контролирует его деятельность. Старшие дошкольники уже понимают различия игры и труда. В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, игровые роли. В труде дети объясняют применение орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель трудовой деятельности, его пользу для общества. Игра рассматривается дошкольниками как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.
На протяжении дошкольного возраста игра и труд тесно связаны. С одной стороны, иногда применение конкретных игровых предметов диктует выполнение трудового действия. В этом случае дошкольники изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда часто позволяют создать некую воображаемую ситуацию, определяя выбор и развитие сюжета игры. Так, например, изготовление какой-либо игрушки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности осуществляется подготовка дошкольников к серьезному труду. Играя, они осознают смысл трудовой деятельности взрослых, сущность их трудовых взаимоотношений. Более того, ситуация игры благоприятна для развития трудовой деятельности тем, что работа становится качественнее, повышается стремление довести ее до завершения.
Стоит отметить, что преемственность между трудом и игрой заключается в том, что в них дошкольник получает, обобщает и систематизирует познания о трудовой деятельности взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Получение знаний о труде взрослых, выполнение определенных трудовых обязанностей способствует формированию представлений о профессиях, приводит к складыванию первых профессиональных предпочтений, возникновению профессиональных интересов.
Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях:
- усложняются ее компоненты;
- усложнение компонентов труда приводит к освоению новых видов и форм трудовой деятельности.
Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. Часто в трудовую деятельность вносятся игровые мотивы: когда дошкольник моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении дошкольного возраста очень действенным остается мотив поощрения и порицания. Если ребенок объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», это значит, взрослый допускает серьезные ошибки в трудовом воспитании.
Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а, в конечном счете, у него не формируется потребность трудиться.
Общественные мотивы трудовой деятельности возникают уже в младшем дошкольном возрасте. Сначала ребенок их не осознает, хотя и руководствуется ими. У старших дошкольников эти мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, другим взрослым, тем, кто младше»). Старший дошкольник постепенно переходит от того, что интересно, к тому, что нужно для него и для других.
Таким образом, в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования социальных мотивов труда. Трудовая деятельность требует от дошкольника умения принимать от взрослого или самостоятельно ставить цель труда. Причем чем младше дети, тем больше цели их деятельности определяются удовлетворением своих потребностей. Подчинить свои действия определенной цели дошкольник 2-4 лет может только, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Нередко 3-4-летние дети не хотят убирать игрушки потому, что плохо понимают, что же от них требуется. В таком случае необходимо пояснение взрослого: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». В дальнейшем, с накоплением опыта трудовой деятельности задание может быть сформулировано более в обобщенном виде: «Наведи порядок в уголке игрушек».
Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на базе сформированных представлений. Они осознанно действуют после словесной инструкции взрослого, которая предполагает выполнение разнообразных действий в течение длительного периода времени. У старших дошкольников цели более устойчивы, реальны, в их основе лежит самооценка ребенком своих возможностей и умений.
Уже до начала трудового процесса ребенок старшего дошкольного возраста определяет условия, средства и способы достижения цели. Таким образом, у него развивается умение предварительно планировать трудовые действия, что, в конечном счете, повышает качество работы.
Дети старшего дошкольного возраста способны спланировать не только свою, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что выражается в составлении плана работы, нахождении общего решения по поводу способов достижения цели, понимании общей ответственности за результаты работы. Навыки коллективного планирования содействуют формированию у дошкольников стремления к самоконтролю, постоянному совершенствованию приемов и умений, которые необходимы для выполнения намеченного плана, повышению чувства ответственности. Итогом коллективного планирования выступает высокое качество совместного результата труда.
Успешность достижения цели значительно зависит от умения контролировать свою трудовую деятельность. Дошкольники 3-4 лет не замечают своих ошибок в работе, считают ее хорошей, независимо от итога деятельности. К результатам труда сверстников склонны относится критически. В 5-7 лет дети стараются адекватно оценить свою работу, но при этом отмечают не все ошибки, а самые грубые. Старших дошкольников стремятся к качеству работы. Поэтому они часто задают вопросы взрослому о правильности и качестве своих трудовых действий.
К старшему дошкольному возрасту осваиваемые детьми трудовые действия усложняются. Со временем их отличает точность и скоординированность. Однако ограниченность возможностей дошкольника, особенности его психического развития приводят к тому, что трудовые задания ребенок выполняет долго, нередко некачественно. Поэтому очень важно давать дошкольнику посильные для него задания, научить его правильно применять орудия и предметы труда. Критерием оценки труда ребенка должно быть не только достижение какого-либо результата, но прежде всего его качество. Вспомним слова А.С.Макаренко: «Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества надо требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию».
Именно результат труда, его качество выражает отношение дошкольника к другим людям, которое проявляется в труде. Взрослый стремится, чтобы у ребенка формировалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если дошкольник понимает, как сложно помыть пол или посуду, каких усилия для этого нужны, то будет стараться не пачкать пол, будет аккуратно обращаться с посудой. И тогда качество труда становится главным критерием в оценке своих трудовых действий и труда сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.
Расширение взаимодействия дошкольника с окружающим миром, увеличение его физических и психических способностей приводит к расширению сферы трудовых действий и возникновению новых видов труда. Первый из них – труд по самообслуживанию – ребенок осваивает еще в младшем дошкольном возрасте. Выполнение труда по самообслуживанию нацелено на самого себя: причесался, вымыл руки, лицо. Со временем нацеленность на себя сменяется направленностью на другого, и уже на основе самообслуживания возникает бытовой труд, где объектом преобразования будут предметы, которые включаются в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь.
В хозяйственно-бытовом труде большую роль играют его внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают ребенка. Результат хозяйственно-бытового труда будет интересным для ребенка, если взрослый формирует у дошкольника потребность соблюдать порядок, эстетически организовать свой быт, постоянно указывает на значимость такого труда для других людей, формируя при этом общественные мотивы труда.
Подчеркнем два вида направленности хозяйственно-бытового труда:
- направленность на организацию собственного быта: почистил одежду, чтобы опрятно выглядеть; сервировал красиво стол, чтобы было приятно кушать;
- направленность на облегчение труда другого человека: помог маме погладить белье, чтобы она меньше уставала.
Труд дошкольника в природе направлен на растения и животных – объекты, благополучие которых зависит от ребенка. Дошкольник видит, что если он не полил вовремя цветок, то он засох; если забыл напоить щенка, тот мучается от жажды. Поэтому труд в природе порождает ответственность дошкольника за тех, кто слабее и беззащитнее его. Дошкольник чувствует себя взрослым, сильным, и оттого переживает сильные положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, ребенок ощущает свою причастность к ней.
Поскольку ручной труд требует от дошкольника сложных орудийных действий (умения работать с иглой, молотком и прочее), дети осваивают его не ранее, чем с пяти лет.
Особенность ручного труда заключается в том, что он имеет собственно продуктивный характер. Дошкольник создает замысел, реализует его и получает совершенно новый продукт в виде вышивки, поделки. Мотивы ручного труда разнообразны: игровые (изготовить атрибуты для игры); социальные (порадовать младшего, сделать подарок маме); эстетические (сделать что-то красивое для украшения своего быта). Поэтому в ручном труде формируется новая позиция ребенка – позиция созидателя.
Главная особенность детского труда состоит в том, что, несмотря на присутствие в ней всех структурных компонентов трудовой деятельности, они еще только в стадии развития и невозможны без участия и помощи взрослого.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется становлением основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому формирование трудолюбия в старшем дошкольном возрасте - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Познание ценности труда для детей, радости от коллективной работы превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств дошкольника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.