Тема. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».
Цель:
· выявить фольклорные основы стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка», авторскую позицию; формировать представления о строфе;
· формировать навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, лексической работы;
· развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе анализа стихотворения.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Какие средства художественной выразительности вы знаете?
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Вступительное слово учителя.
Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г.
Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П.Огарёв писал Т.Н.Грановскому: «Тройка» Некрасова – чудесная вещь. Я её читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И.Дюбюк, М.В.Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и её сердечной «тревоги».
Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням, в которых возникали образы одинокой героини, окружённой «весёлыми подругами», нелюбимого мужа и злой свекрови.
3.Выразительное чтение стихотворения учителем.
4.Обращение к репродукции картины И.Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»
5.Анализ содержания стихотворения.
- Найдите в тексте описание портрета героини, определите черты сходства с героиней полотна И.Глазунова.
- Перечитайте первое и второе четверостишия. Почему стихотворение начинается вопросами? (Это вопросы – упрёки (что жадно глядишь? зачем бежишь?)
Ирония – вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.
-Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в данных четверостишиях?. Автор с сожалением и иронией замечает волнение героини (знать, забило сердечко тревогу), понимает, что душа девушки полна надежды на счастье, которому не дано осуществиться).
- Знает ли героиня о том, что её ждёт в будущем? (Она знает о нелёгкой судьбе крестьянки, но лирическая героиня так молода, так красива! Девушка напряжённо всматривается в даль, как будто пытаясь обмануть судьбу).
- Что значит для неё тройка, мчащаяся по дороге? (Стремительная тройка для героини – символ перемен, сказочная сила, которая перенесёт её в счастливое будущее).
- Тройка – образ-символ, часто появляющийся в народных песнях. Это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье).
- Почему в стихотворении Некрасова возникает образ корнета? (Корнет для героини – сказочный принц, который непременно должен сделать её счастливой).
- На какие смысловые части можно разделить стихотворение Н.А.Некрасова? (Стихотворение Н.А.Некрасова можно условно разделить на две части: в первой говорится о красоте героини, о её заветной мечте стать счастливой; во второй речь идёт о нелёгкой судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки).
- В каких словах звучит отношение лирического героя к крестьянке? Прочитайте выразительно этот фрагмент. (Фрагмент стихотворения от слов «На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя каждый не прочь» до слов «В сердце юноши кинет любовь» свидетельствует о восхищении лирического героя красотой девушки).
6.Исследовательская работа с текстом. Лексическая работа.
- Выпишите из текста слова и сочетания слов, позволяющие представить облик красавицы.
Дикарка – застенчивая, избегающая людей девушка.
- Почему лирический герой так называет девушку? (Лирический герой показывает неискушённость героини, её беспомощность перед лицом судьбы).
7.Анализ содержания стихотворения.
- Каких сказочных героинь напоминает девушка? (Героиня похожа на сказочную царевну из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).
- Каким чувством наполнены строчки: «Поживёшь и попразднуешь вволю, /Будет жизнь и полна и легка»? (В этих строчках звучит горькая ирония).
- Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотворения? (Первая и вторая части связаны образом лирической героини и противопоставлены как мечта и действительность).
8.Выразительное чтение отрывка от слов «Поживёшь и попразднуешь вволю…» до слов «И ничем не согретую грудь».
9. Исследовательская работа с текстом.
- Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в будущем. (Перетянешь уродливо грудь, отцветёшь, погрузишься в сон непробудный, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, бесполезно угасшая сила, ничем не согретая грудь.)
10.Анализ содержания стихотворения. Лексическая работа.
- Свидетельством каких внутренних изменений стали перемены во внешности героини? Каково значение строчки «ничем не согретая грудь»? (Героиня измучена жизнью, она потеряла надежду, согревавшую её душу в юности).
- Как изображается жизнь в семье героини? (Бьёт муж-привередник, гнёт в три погибели свекровь. Крестьянка ничего не знает, кроме изнурительного труда).
- Объясните смысл фразы: «Выраженье тупого терпенья / И бессмысленный, вечный испуг». Какова жизнь героини?
Терпеть – выносить, страдать, крепиться.
(Героиня принимает такую жизнь как раз и навсегда установленный порядок вещей. Она и не пытается помышлять о справедливости законов, по которым живут многие поколения русских людей).
- Смерть героини – трагедия или закономерный финал её жизни?
- Почему два последних четверостишия начинаются с отрицания? Что скрывается за призывом лирического героя? (Лирический герой призывает крестьянку забыть о бесполезных мечтах, не бередить душу красивой сказкой).
- Почему героине не суждено нагнать бешеную тройку? Каково значение фраз «кони крепки, сыты и бойки, / И ямщик под хмельком»? (Бешеная тройка – это совсем другой мир, полный счастья и довольства. Реальность крестьянской жизни наполнена тяжёлым трудом и лишениями).
11. Прослушивание романса «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…») на музыку неизвестного композитора в исполнении Л.Зыкиной.
12.Подведение итогов по анализу содержания стихотворения.
- Каково отношение лирического героя к крестьянке? (Он испытывает чувство сострадания и тайного негодования, описывая тяжёлую участь крестьянки).
- Как в отношении лирического героя к крестьянке проявляется авторская позиция? (В обращениях лирического героя к крестьянке звучит авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого зависит счастье простых людей).
IV. Работа по теории литературы.
Стих – это одна стихотворная строчка.
Строфа – повторяющееся в стихотворении сочетание из нескольких строк с определённой рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов.
Четверостишие (катрен) – в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», с.278-304, ч.1.
2.Инд.задания. Подготовить сообщения:
- «историка» о присоединении Кавказа к России;
- «искусствоведа» о картинах, посвящённых Кавказской войне, о портрете Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского;
- «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «Кавказский пленник».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.