х
педагогов детского сада с родителями.
Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:
- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;
- содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
- довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Направления работы воспитателей и социальных
педагогов детского сада с родителями.
Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях
часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества
детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми
распространенными являются:
воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать
соответствующие им содержание и методы;
содержание педагогического просвещения родителей недостаточно
дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не
учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь
коллективные формы работы с семьей.
Причины этого недостаточное знание специфики семейного воспитания,
неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей,
особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою
деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно
молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что
заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести
систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков
воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю
воспитательнообразовательную работу в детском саду. Необходимо следить
за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя
внимание совершенствованию практических воспитательных навыков
родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими
наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо
следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский
сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе
были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего
возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во
второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять
роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе роли
в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших
группах обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за
выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п.
Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания
детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и
тестирования существует масса других способов изучения семьи, как
групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является
посещение семьи социальным педагогом или воспитателем.
Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его
интересы, которые часто отличаются от интересов в детском саду, имеет
возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить
положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям,
а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду.
Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, особое
внимание уделяя неблагополучным семьям.
Как правило, больше ошибок совершают молодые специалисты. В
помощь молодым педагогам можно предложить вопросники относительно
различных видов деятельности ребенка в семье. Например, при ознакомлении
с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:
наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
размещение игрушек, их состояние;
что побуждает родителей покупать игрушки; любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть
дома и знают ли об этом родители;
решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и
т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их
содержание, направленность;
как дети выполняют эти обязанности;
какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
установлено ли определенное время для выполнения ребенком
трудовых обязанностей;
учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с
детьми;
интерес ребенка к отдельным видам труда.
Такого типа вопросники можно применять, изучая различные виды
деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или
социальный педагог при какихлибо нарушениях должен направить работу
родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но предложения семье, которые
дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести
игрушки, то какие, определить трудовые обязанности какие именно и т.д.
Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год,
обобщать результаты. выявлять положительное и отрицательное, ставить
задачи для дальнейшей работы.
Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных
возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению
работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:
1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое
есть) в поведении ребенка?
4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на
родительских собраниях?
5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?
Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как
они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли
анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.
Также такие небольшие опросники помогают активизировать и направлять
работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные
вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации
воспитательной работы в детском саду.
Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина в
том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно
положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют
своевременную подготовку родителей к родительским собраниям.
консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если
педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах,
возникающих в воспитании детей.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от
психологического настроя, который возникает в процессе повседневных
контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется
индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они
учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного
воспитания.
В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям
по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять
систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический
материал можно условно разделить на четыре группы:1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения
педагогической культуры родителей в детском саду.
2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания,
форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б)
педагогические беседы и тематические консультации; в) родительские
собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного
воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми
из этих семей; е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей
разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа
определенной формы работы воспитателей с родителями.
3. Повышение педагогических умений воспитателей: а) планирование
работы с родителями; б) педагогическое самообразование педагогов; в)
педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями.
Итак, изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической
культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением
квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их
родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень
воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом
требованиям.
На примере работы я/с № 66 г. Тамбова можно предложить следующую
методическую работу это проведение методических недель по проблеме
работы с кадрами.
1. Консультации на тему “Работе с родителями нетрадиционные
подходы”.
2. Просмотр и анализ конспектов нетрадиционных встреч с родителями.
3. Составление конспектов встреч с родителями в свете новых подходов.
4. Составление перспективного плана работы с родителями разных
возрастных групп на год совместно с методистом, психологом, социальным
педагогом.5. Педсоветы на тему “Работа педагогического коллектива с
родителями” (нетрадиционные подходы), с приглашением родителей из
состава родительских комитетов.
Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать
нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического
просвещения и воспитания родителей.