Направления работы воспитателей и социальны

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

х педагогов детского сада с родителями. Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются: - воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; - содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; - довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Иконка файла материала Направления работы воспитателей и социальных.doc
Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада с родителями. Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского   сада   и   семьи   в   нем   имеются   и   недостатки.   Среди   них   самыми распространенными являются:  ­ ­ воспитатели   не   всегда   умеют   поставить   конкретные   задачи   и   выбрать соответствующие им содержание и методы;  содержание   педагогического   просвещения   родителей   недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;  ­ довольно   часто   воспитатели,   особенно   молодые,   используют   лишь коллективные формы работы с семьей.  Причины этого ­ недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение   анализировать   уровень   педагогической   культуры   родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность  по  отношению к  родителям  и  детям. У  отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. Принимая   во   внимание   выше   сказанное,   можно   сделать   вывод,   что заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести систематическую   работу   по   повышению   уровня   знаний,   умений   и   навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.  Взаимодействие   детского   сада   и   семьи   должно   пронизывать   всю воспитательно­образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за   тем,   чтобы   педагоги   использовали   различные   формы   работы,   уделяя внимание   совершенствованию   практических   воспитательных   навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).При   анализе   планов   работы   с   родителями   из   года   в   год   необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были   затронуты   самые   актуальные   вопросы   воспитания   детей   раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе ­ роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах   ­   обучению   детей,   воспитанию   у   них   чувства   ответственности   за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п. Особое   значение   должно   придаваться   изучению   условий   воспитания детей   в   семье.   Помимо   вышеуказанных   методов   анкетирования   и тестирования   существует   масса   других   способов   изучения   семьи,   как групповых,   так   и   индивидуальных.   Самым   распространенным   является посещение семьи социальным педагогом или воспитателем. Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы,   которые   часто   отличаются   от   интересов   в   детском   саду,   имеет возможность   ближе   подойти   к   самому   ребенку.   Он   может   выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном  подходе к ребенку в детском саду. Каждую   семью   необходимо   посещать   не   реже   одного   раза   в   год,   особое внимание уделяя неблагополучным семьям. Как   правило,   больше   ошибок   совершают   молодые   специалисты.   В помощь   молодым   педагогам   можно   предложить   вопросники   относительно различных видов деятельности ребенка в семье. Например, при ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам: ­ наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам; ­ размещение игрушек, их состояние; ­ что побуждает родителей покупать игрушки;­ любимые игрушки ребенка, какими игрушками   ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители; ­ решают ли родители педагогические задачи с помощью игры; ­ когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.). При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет: ­ есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность; ­ как дети выполняют эти обязанности; ­ какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся; ­   установлено   ли   определенное   время   для   выполнения   ребенком трудовых обязанностей; ­ учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми; ­ интерес ребенка к отдельным видам труда. Такого   типа   вопросники   можно   применять,   изучая   различные   виды деятельности   ребенка.  После изучения  ответов  родителей  воспитатель  или социальный   педагог   при   каких­либо   нарушениях   должен   направить   работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но предложения семье, которые дает   воспитатель,   должны   быть   конкретными.   Например:   если   приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности ­ какие именно и т.д. Нужно   стараться   проводить   анализ   посещений   семей   каждый   год, обобщать   результаты.   выявлять   положительное   и   отрицательное,   ставить задачи для дальнейшей работы. Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных   группах,   а   также   их   интересов   и   предложений   по   улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана: 1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка? 2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?3.   Что,   по   Вашему   мнению,   обуславливает   отклонение   (если   таковое есть) в поведении ребенка? 4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях? 5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада? Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они   понимают   задачи   воспитания,   знают   ли   своего   ребенка,   умеют   ли анализировать   причины   отклонений   в   его   поведении   и   корректировать   их. Также   такие   небольшие   опросники   помогают   активизировать   и   направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы,   но   и   пожелания   родителей   относительно   вопросов   организации воспитательной работы в детском саду. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина в том,   что   педагоги   часто   не   используют   или   используют   недостаточно положительный   опыт   семейного   воспитания,   не   всегда   осуществляют своевременную   подготовку   родителей   к   родительским   собраниям. консультациям,   беседам   и   т.п.   Активность   родителей   повышается,   если педагоги  своевременно   просят   их   рассказать   о  своем   опыте,  о  проблемах, возникающих в воспитании детей. Эффективность   работы   с   родителями   во   многом   зависит   и   от психологического   настроя,   который   возникает   в   процессе   повседневных контактов   между   педагогами   и   родителями.   Этот   настрой   определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают   особенности   личности   родителей   и   затруднения   семейного воспитания. В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации   и   разработке   различных   рекомендаций.   Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:1.   Содержание   семейного   воспитания   и   вопросы   повышения педагогической культуры родителей в детском саду. 2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические   беседы   и   тематические   консультации;   в)   родительские собрания;   г)   изучение,   обобщение   и   распространение   опыта   семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей; е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями. 3.   Повышение   педагогических   умений   воспитателей:   а)   планирование работы   с   родителями;   б)   педагогическое   самообразование   педагогов;   в) педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями. Итак,   изучение   опыта   работы   показало,   что   вопросы   педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям,   уровень   его   педагогического   мастерства   определяют   уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям. На примере работы я/с № 66 г. Тамбова можно предложить следующую методическую   работу   ­   это   проведение   методических   недель   по   проблеме работы с кадрами. 1.   Консультации   на   тему   “Работе   с   родителями   ­   нетрадиционные подходы”. 2. Просмотр и анализ конспектов нетрадиционных встреч с родителями. 3. Составление конспектов встреч с родителями в свете новых подходов. 4.   Составление   перспективного   плана   работы   с   родителями   разных возрастных групп на год совместно с методистом, психологом, социальным педагогом.5.   Педсоветы   на   тему   “Работа   педагогического   коллектива   с родителями”   (нетрадиционные   подходы),   с   приглашением   родителей   из состава родительских комитетов. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные   методы   относительно   вопросов   педагогического просвещения и воспитания родителей.