Направленное использование спортивных игр в физическом воспитании школьников
Оценка 4.7

Направленное использование спортивных игр в физическом воспитании школьников

Оценка 4.7
docx
31.01.2020
Направленное использование спортивных игр в физическом воспитании школьников
курсовая.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ОРШАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Специальность 2-01 02 04 «Физическая культура»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»

Тема:”НАПРАВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ”

 

 

 

 

 

                                                                                       Канаховский Роман Андреевич,

                                                                                       IV курс, группа 4ФК15

                                                                                       Руководитель:

                                                                                       Комячко Сергей Васильевич,

                                                                                       преподаватель

 

 

 

 

Орша, 2019

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………03

1. Спортивные игры в системе физического воспитания……………………………..05

1.1 Характеристика спортивных игр, их специфические признаки…………….……05

1.2 Спортивные игры как средство физического воспитания………………………...07

2.Особености методики проведения занятий по спортивным играм………………...09

2.1 Обучение техническим элементам в волейболе на уроках по спортивным играм... …………………………………………………………………………………………….09

2.2 Обучение техническим элементам в футболе на уроках по спортивным играм...13

2.3 Обучение техническим элементам в баскетболе на уроках по спортивным играм.. ................………………………………………………………………………………….19

Заключение ………………………………………………………………………………28

Список использованных источников …………………………………………………..00


 

Введение

Тема: Направленное  использование спортивных игр в системе физического воспитания школьников.

Актуальность: спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.

В структуре образования в сфере физической культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.

Гипотеза исследования основана на том, что спортивные игры для учащихся имеет исключительное значение поэтому включение их в учебный процесс физического воспитания школьников, будет способствовать повышению интереса к занятиям физической культуры, а также улучшению физической и функциональной подготовленности детей школьного возраста. 

Объект исследования: физическое воспитание школьников.

Предмет исследования: влияние спортивных игр в физическом воспитании школьников.

Цель исследования: обосновать, что спортивные игры являются основным средством в физическом воспитании учащихся.

Задачи исследования:

·     Охарактеризовать спортивные игры и их роль в физическом воспитании.

·     Показать основные методические рекомендации по использованию спортивных игр при проведении уроков.

Методы исследования:   Анализ, синтез, сравнение, обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Спортивные игры в системе физического воспитания.

1.1 Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.

Особенности спортивных игр определяются спецификой сорев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по уста­новленным правилам с использованием присущих только конкрет­ной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игро­вых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, что­бы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определен­ное место площадки соперников и не допустить такового в отно­шении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спорт­смен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологи­ческой установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам коман­ды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установ­ки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, сла­женной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически под­готовленных игроков.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действен­ным, что способствует развитию у человека соответствующих лич­ностных качеств.

В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности трене­ров, воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсю­да требование надежности, стабильности навыков и т.д.

Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельнос­ти спортивные игры имеют ряд других особенностей.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют разли­чия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами -между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд..

 

1.2 Спортивные игры как средство физического воспитания

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсаль­ным средством физического воспитания всех категорий населения от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель -формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы цен­ностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жиз­ни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического вос­питания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование  осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физи­ческой культуры и спорта; физическое совершенствование и укреп­ление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельно­сти; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие фи­зического потенциала, обеспечивающего достижение необходимо­го и достаточного уровня физических качеств, системы двигатель­ных умений и навыков; физкультурное общее образование, направ­ленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравствен­ных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других*.

Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой, о чем было сказано в подглаве 1.1; во-вторых, глубоким разносторон­ним воздействием на организм занимающихся развитием физи­ческих качеств и освоением жизненно важных двигательных на­выков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздорови­тельной направленностью до предельного физического и психи­ческого напряжения на уровне спорта высших достижений); в-чет­вертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зре­лище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во вне­классной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры пред­ставлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпий­ского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсме­нов практически всех видов спорта как эффективное средство об­щей физической подготовки, развития физических качеств и обога­щения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игро­вых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и спе­циальной физической подготовки.

 

Вывод:  В данной главе была рассмотрена основная характеристика спортивных игр в физическом воспитании школьников. В ходе написания данной главы было выявлено то что игровая деятельность для детей наиболее лучше подходит для воспитания и развития физических и морально-волевых качеств. Так же через игровую деятельность наиболее легче привлечь детей к занятию спортом и сделать их на уроках физической культуры более активными.

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности методики проведения занятий по спортивным играм

2.1 Обучение техническим элементам в волейболе на уроках по спортивным играм

Обучение стойкам и перемещениям  С изучения стоек и перемещений начинается освоение игры в во­лейбол, им постоянно надо уделять внимание в подготовительной части тренировочных занятий и в процессе совершенствования на­выков технических приемов и тактических действий.

Надо постоянно сочетать развитие физических качеств, особен­но быстроты, с изучением способов перемещений, а изученные пе­ремещения - с техническими приемами.

Подводящие упражнения. . Выполнение перемещений медлен­но, по частям, с применением зрительных ориентиров и звуковых сигналов.

2.Броски и ловля набивного мяча: во время перемещения; после остановки различными способами; после остановки и поворота; с последующим падением. Скорость перемещения постепенно увели­чивают до максимальной. Броски выполняют, стоя лицом и спи­ной по направлению. Расстояние вначале - 1-2 м, затем - 3-6 м.

3.Упражнения в парах: один игрок бросает мяч вверх-вперед, другой бежит, останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уров­не головы в положении приема мяча сверху двумя руками; разги­бая ноги, плавным движением кистей бросает мяч партнеру и воз­вращается на место.

Упражнения по технике. В упражнениях по технике совершен­ствуют навыки основных способов перемещения: отдельно каждо­го способа, сочетаний способов между собой, в сочетании с вы­полнением приемов с мячом.

1.Перемещение в колонне вдоль определенных границ площад­ки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка.

2.Перемещение заданным способом, на определенном участке -ускорение, остановка и имитация технических приемов.

3.Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемеще­ние различными способами, остановки.

4.Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после остановки: передача вперед-вверх, перемеще­ние лицом вперед (бег, приставные шаги), передача над собой, пе­редача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова пере­дача над собой и т.д. Более сложное задание - передачи только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево.

Обучение передаче мяча двумя руками сверху

Данный прием является основным при организации нападающих действий. С него начинается овладение действиями с мячом. На про­тяжении всего периода обучения этот прием находится в центре вни­мания, а для связующих игроков совершенствование навыков верх­ней передачи составляет основу всех тренировочных занятий.

При передаче важны, во-первых, тонкий расчет движений в со­ответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевре­менного принятия исходного положения, во-вторых, правильное воздействие руками на мяч. Это и следует учитывать в процессе обучения данному техническому приему.

Подводящие упражнения. 1. Имитация передачи мяча двумя ру­ками сверху на месте и после перемещения. Внимание акцентиру­ется на следующих основных моментах техники: «мяч приближа­ется» - выпрямиться и поднять руки вверх; «погасить скорость по­лета мяча» - незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коле­нях; «передать мяч» - потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки; принять исходное положение.

2. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-сверху. Мяч под­нимается с пола в исходное положение над лицом (несколько повторений). Затем в исходном положении для передачи занимаю­щемуся вкладывают волейбольный мяч (несколько раз), проверяя положение пальцев и степень их напряжения.

3.Передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подве­шенного на шнуре: на месте вперед-вверх, над собой, назад; после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.

Упражнения по технике. Упражнения по технике ставят занима­ющихся в различные, постепенно усложняющиеся условия.

1.Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исход­ного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки.

2.Упражнения у тренировочной стенки (гладкой): изменять вы­соту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены, че­редовать передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену после того, как мяч отскочит от пола.

3.Сочетание передач: в стену; над собой и поворот кругом; в сте­ну, стоя спиной к ней; снова поворот кругом и передача в стену и т. д.

4.Передачи в парах на месте; стоя лицом и спиной к партнеру, расстояние варьируют - от 0,5 м до максимального, на которое спо­собны (варьируют и высоту передачи).

Игры, способствующие совершенствованию навыков переда­чи: «Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», побеждает команда, до­пустившая меньше падений мяча.

Обучение подачам мяча

Подача в волейболе занимает особое место, с нее начинается игра, подача сразу приносит очко. Если ошибается соперник при приеме, то очко присуждается подающей команде, если ошибка при подаче - команде соперника; подача может серьезно затруд­нить игрокам команды соперника прием и осуществление их так­тических замыслов.

При обучении любому способу подачи подбор и последова­тельность подводящих упражнений и упражнений по технике при­мерно одинаковы.

Подводящие упражнения. 1. Изучение исходного положения и подбрасывания мяча.

2.Подача мяча, установленного в держателе . При обу­чении нижней прямой подаче применяют пружинный держатель; для изучения верхних подач больше приемлем держатель замко­вый. Подачу выполняют из-за лицевой линии через сетку (высота соответственно возрасту).

3.Подача в стену, расстояние 6-9 м, высота отметки на стене 2 м 20 см - 3 м 50 см. Мяч должен коснуться стены выше отметки. То же через сетку.

Упражнения по технике. 1. Подача мяча на точность: в пределы площадки; в правую и левую, дальнюю и ближнюю ее половины; в три продольные части (4-5, 6-3, 1-2 зоны); в каждую из 6 зон; к боковым линиям (2,0-0,5 м); к лицевой линии; на партнера, рас­полагающегося в различных точках площадки; двое партнеров стоят рядом, расстояние от 2,0 до 0,5 м - мяч направляют между ними. Применяют технические устройства: мишени, ограничители над сет­кой, рамы и т. п.

2. Чередование способов подач по мере их изучения: нижней пря­мой и верхней прямой, верхней прямой и верхней боковой и т. п.

3. Подачи после вы­полнения интенсивных упражнений: прыжков, ускорений, кувырков и т.п. При этом условия выполнения упражнений надо приближать к игро­вым: занимающийся не­сколько раз блокирует, осуществляет серию на­падающих ударов, прием мяча с падением, затем подачу на силу или на точность.

 

2.2 Обучение техническим элементам в футболе на уроках по спортивным играм

Удары по мячу

Удары по мячу - основное средство ведения игры. Выполняют их ногой и головой различными способами, имеющими свои раз­новидности.

Все способы ударов носят определенную целевую направлен­ность, которая характеризуется необходимой траекторией движе­ния мяча, а также его оптимальной (а часто и максимальной) ско­ростью. Скорость полета мяча зависит от начальной скорости удар­ного звена (нога или голова) и мяча в момент соприкосновения, а также от соотношения их масс. Так как массы взаимодействую­щих звеньев относительно постоянны, для увеличения скорости полета мяча необходимо увеличить скорость ударного звена.

Удары по мячу ногой выполняют следующими основными спо­собами: внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внеш­ней частями подъема, носком, пяткой. Удары выполняют по неподвижному мячу, а также по мячам, катящимся и летящим в раз­личных направлениях, с места, в движении, в прыжке, с поворо­том, в падении. Несмотря на все многообразие ударов по мячу но­гой, можно выделить фазы движений, которые являются общими для многих способов.

Предварительная фаза - разбег. Величина разбега, его скорость определяются индивидуальными особенностями футболистов и так­тическими задачами. Однако во всех случаях, выполняя разбег, следу­ет рассчитывать, чтобы удар по мячу был выполнен заранее наме­ченной ногой.

Подготовительная фаза - замах ударной и постановка опорной ноги. Во время последнего бегового шага после заднего толчка выполняется очень важная подфаза - замах ударной ногой.  Значительное, часто близкое к максимальному разгибание бед­ра и сгибание голени позволяют выполнить удар требуемой силы, так как увеличивается путь стопы и предварительно растягивают­ся мышцы передней поверхности бедра.

Чтобы правильно выполнять замах, нужно несколько удлинить последний шаг разбега. Обычно он превышает по величине осталь­ные на 35-45% и варьирует от 2 до 2,5 м.

Рабочая фаза - ударное движение и проводка. Ударное движе­ние начинается в момент постановки опорной ноги с активного сгибания бедра. Причем угол, образованный бедром и согнутой голенью, сохраняется. Отставание голени и стопы от движения бед­ра приближает центр тяжести всей ноги к тазобедренному суставу, что приводит к увеличению ее угловой скорости. Перед ударом от­мечается торможение бедра.

Резким захлестывающим движением голени и стопы выполня­ется удар по мячу.

В момент удара нога закреплена в голеностопном и колен­ном суставах. Превращение ноги в «жесткий рычаг» позволяет увеличить массу ударяющего звена. С началом ударного взаи­модействия стопа бьющей ноги деформирует мяч. Он сжимает­ся до тех пор, пока скорость взаимного перемещения ноги и мяча не станет равной нулю. Затем упругие силы восстанавливают форму мяча и его скорость резко возрастает до определенной величины, которая несколько меньше скорости бьющей ноги в начале удара. Рабочая фаза заканчивается выполнением так на­зываемой проводки. Ударная нога движется вместе с мячом.

Завершающая фаза - принятие исходного положения для сле­дующего движения. После удара нога продолжает движение впе­ред-вверх. ОЦТ, находящийся в момент удара над площадью опо­ры, перемещается в сторону движения ноги. Тем самым создаются наилучшие условия для дальнейших действий.

Подобная структура действий характерна для многих способов ударов по мячу ногой. Строгое соблюдение изложенных выше тре­бований позволит выполнить удар по мячу различными способа­ми со значительной силой.

Однако нередко из-за тактических соображений возникает не­обходимость изменить время выполнения фаз движения, умень­шить его амплитуду и мышечные усилия. Кроме того, техника ряда способов ударов по мячу ногой имеет некоторые специфические особенности.

Удар внутренней стороной стопы применяется в основном при коротких и средних передачах, а также при ударах в ворота с близ­кого расстояния.

Рассмотрим некоторые особенности техники выполнения удара . Место начала разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Замах выполняется за счет заднего толчка последнего бегового шага. Ударное движение начинается с одновременного сги­бания бедра и поворота кнаружи (супинации) ноги. В момент удара стопа находится строго под прямым углом по отношению к на­правлению полета мяча. Удар выполняется серединой внутренней поверхности стопы. Положение ноги во время удара сохраняется I и во время проводки.    •-

Удар внутренней частью подъема используется при средних Ей длинных передачах, «прострелах» вдоль ворот и ударах по цели со всех дистанций .

Разбег выполняется под углом 30-60° по отношению к мячу и це­ли. Замах ноги близок к максимальному. Опорная нога, слегка со­гнутая в коленном суставе, ставится на внешнюю часть (свод) сто­пы (подошвы). Туловище несколько наклонено в сторону опорной ноги. В момент удара условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, наклонена во фронтальной плоскости. Данное условие, а также нанесение удара в среднюю часть мяча определяют его низвую траекторию.

средней частью подъема по технике исполнения во многом схож с ударом внутренней частью подъема, однако детали выпол­нения несколько отличны . Линия разбега, мяч и цель на­ходятся примерно на одной линии. Опорная нога ставится с пятки на уровне с мячом. Во время ударного движения происходит пере­кат опорной ноги с пятки на носок. Условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, в момент удара строго вертикальна. Такое по­ложение сохраняется во время проводки.

Значительная площадь соприкосновения стопы и мяча позволя­ет выполнить удар достаточно точно. Разбег, запах и ударное дви­жение выполняются в одной плоскости, благодаря чему биомеха­нически целесообразно используется система движения и удары на­носятся с большой силой по сравнению с другими способами.

Удар внешней частью подъема наиболее часто применяют для выполнения резаных ударов. Структура движений при ударах сред­ней и внешней частью схожа. Отличия заключаются в том, что во время ударного движения поворачиваются внутрь (пронируются) голень и стопа

Удар носком выполняют, когда надо произвести неожиданный, без подготовки удар. Кроме того, этот удар эффективен при выби­вании мяча у противника в выпаде или шпагате.

Остановки мяча

Цель остановки - погасить скорость катящегося или летящего мяча для осуществления дальнейших целесообразных действий.

Термин «остановка мяча» следует понимать как употребляемые иногда названия «обработка мяча», «прием мяча». Поэтому, рас­сматривая способы остановок мяча, мы будем иметь в виду, что футболист полностью не останавливает мяч, а приспосабливает (пе­реводит) его для выполнения последующих действий. Остановки выполняются ногой, туловищем и головой.

Остановка мяча ногой - наиболее часто применяемый техничес­кий прием. Он выполняется различными способами, основные фазы движения являются общими для различных способов.

Подготовительная фаза - принятие исходного положения. Она характеризуется одноопорной позой. Вес тела на опорной ноге, которая несколько согнута для устойчивости. Останавливающая нога посылается навстречу мячу и развертывается к нему останав­ливающей поверхностью.

Рабочая фаза - уступающее (амортизирующее) движение оста­навливающей ногой, которая несколько расслаблена.

В момент соприкосновения мяча и останавливающей поверхно­сти (или несколько раньше) начинается движение назад, которое постепенно замедляется, скорость мяча гасится.

Завершающая фаза - принятие исходного положения для после­дующих действий. ОЦТ переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. После остановки выполняются преимущественно уда­ры (передачи) или перемещения с мячом (ведение).

Ведение мяча.

С помощью ведения осуществляются всевозмож­ные перемещения игроков. При этом мяч находится под их постоян­ным контролем. При ведении используют бег (иногда ходьбу) и вы­полняют в различной последовательности и разном ритме удары по мячу ногой. Ведение мяча ногой. Это основной прием ведения, который пред­ставляет собой сочетание бега (реже ходьбы) и ударов по мячу но­гой различными способами Отдельно анализ техники бега и ударов по мячу ногой дан выше. Поэтому остановимся на наиболее важных деталях и особенностях ведения.

Исходя из тактических задач, удары по мячу при ведении вы­полняют с различной силой. Если нужно быстро преодолеть зна­чительное расстояние, то мяч опускают от себя на 10-12 м. При противодействии соперника возникает возможность потери мяча поэтому не следует отпускать от себя мяч дальше 1 -2 м. Нельзя не отметить, что частые удары снижают скорость ведения.

В обоих рассмотренных случаях нет необходимости использо­вать специальные маховые движения для выполнения ударов. Зад­ний толчок является подготовительной фазой для удара. Опорная нога ставится сбоку от мяча. Маховая нога движется к мячу, и про­изводится удар. Различают несколько основных способов ведения, которые наиболее часто используют в игре. Их отличия заключа­ются только в способе нанесения ударов.

При ведении средней частью подъема и носком осуществляется преимущественно прямолинейное движение. Ведение внутренней частью подъема дает возможность выполнить перемещение по дуге. Ведение внутренней стороной стопы позволяет существенно менять направление движения. Наиболее универсальным является ведение внешней частью подъема, которое дает возможность выполнять прямолинейное перемещение, движение по дуге и с изменением на­правления.

При ведении прыгающих мячей используют удары средней час­тью подъема или бедром. Применяя эти два способа ведения, мож­но продвигаться с держанием мяча в воздухе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности технических элементов в баскетболе на уроках по спортивным играм

Ведение мяча.

Ведение мяча – приём  дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, вый­ти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и органи­зовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно по­ставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперни­ка, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.

Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступней.

Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный сус­тавы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение рав­новесия и быстро изменять направления движения. Туловище слег­ка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не до­пускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).

Для ведения характерна синхронность чередования шагов и дви­жений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким образом, должен в то же время следить за расположением партне­ров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периодически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обрат­но.

Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.

Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низ­ком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может во­обще выполняться на месте.

Обводка с изменением направления. Ее используют главным об­разом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Из­меняют направление таким образом: кисть накладывают на раз­личные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча. Широко используется также способ обводки соперника с пе­реводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой .

Броски в корзину.

 Подготов­ка к выполнению броска со­ставляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо - ее глав­ная цель. Для успешного учас­тия в состязании каждый баскетболист должен не только умело применять передачи, ловлю и веде­ние мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из раз­личных исходных положений, с любых дистанций при противо­действии соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремле­ние использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов вы­полнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока. Точность броска в корзину определяется в первую очередь рацио­нальной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке (не находится ли партнер в более выгодном положении, обеспечива­ют ли партнеры борьбу за отскок и т.д.), возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за от­скок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв ре­шение, игрок должен психологи­чески настроиться на бросок та­ким образом, чтобы никакие по­мехи уже не повлияли на уверен­ность и устойчивость движений. В заключительный момент брос­ка нужно расслабиться. Практи­ка показала определенное пре­имущество бросков с отражени­ем мяча от щита.

В бросках лучше придавать мячу вращение вокруг горизон­тальной оси в сторону, противо­положную направлению полета мяча (обратное вращение). В брос­ке из-под щита из трудных поло­жений применяется вращение мяча вокруг вертикальной оси. Это позво­ляет более свободно выбирать точку от­ражения от щита, не ограничиваясь его частью, расположенной непосредственно над кольцом, полнее использовать про­странство за щитом для прохода и брос­ка. Броски со средних и дальних дистан­ций целесообразно выполнять сильнейшей рукой. Броски вблизи корзины надо уметь выполнять как правой, так и левой рукой.

Траекторию полета мяча выбирают в за­висимости от дистанции, роста игрока, вы­соты его прыжка и активности противодействия высокорослого за­щитника. При бросках со средних (3-6,5 м от кольца) и дальних (свыше 6,5 м от кольца) дистанций лучше всего выбирать оптималь­ную траекторию полета мяча - параболу, при которой высшая точ­ка над уровнем кольца примерно 1,4-2 м. При более навесной тра­ектории несколько удлиняется путь мяча, что снижает точность брос­ка. Чем больше дистанция, тем больше должны быть амплитуда дви­жений при замахе, мощное заключительное усилие при выпуске мяча.

Движение вслед за своим броском должно стать привычкой для любого игрока.

В общей структуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в под­готовительные движения игрок может внести некоторые изменения в зависимости от внешних факторов без заметного ущерба для точ­ности приема, то основные движения должны отличаться стабиль­ностью и рациональной вариативностью в пределах решения конк­ретных задач, обусловленных установкой на бросок. Эти установ­ки могут быть направлены на регулирование:точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой);точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой);быстроты выполнения;высоты траектории полета мяча.

Бросок двумя руками от груди преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противо­действия защитника. Этот способ броска занимающиеся осваива­ют наиболее быстро, поскольку его структура близка к структуре передачи мяча тем же способом

Бросок двумя руками сверху целесообразно выполнять со сред­них дистанций при плотной опеке соперника

Бросок двумя руками снизу выполняют преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках кольца в затяжном прыж­ке под руками накрывающего мяч защитника

Бросок двумя руками сверху вниз все чаще начинают использо­вать игроки высокого роста с отличной прыгучестью. Помешать этому способу броска соперник по­чти не в состоянии, так как мяч ле­тит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой ско­ростью. Основная фаза: резким поворо­том кистей и пальцев сверху вниз игрок опускает мяч в кольцо.

Завершающая фаза: после выполнения броска баскетболист мяг­ко приземляется на обе ноги, занимая «исходное» положение для дальнейших действий.

Бросок одной рукой от плеча - распространенный способ атаки кольца с места со средних и дальних дистанций. Многие спортсме­ны используют его также в качестве штрафного броска

Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты.

При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и со­ставлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкнове­ния с защитником.

Большое значение в состязании приобретает быстрота выпол­нения броска или, как говорят, его скорострельность. Опыт пока­зывает, что медленно выполненный бросок, как правило, встреча­ет противодействие соперников, которое трудно преодолеть. Ско­рострельность броска можно увеличить, сократив время на подго­товительные движения и их реализацию.

Передача мяча.

Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки

Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целе­направленного взаимодействия баскетболистов в игре. Существу­ет много различных способов передач мяча. Применяют их в зави­симости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на кото­рое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.

Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчет и тактическое мышление - вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч.

Быстрота и точность выполнения всех способов передач в зна­чительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном с отскоком действовать кистями и пальцами, тогда сопернику труд­но определить направление передачи. Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важ­но сохранять положение равновесия, ибо направление предполага­емой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает «пробежку» или мяч перехватят.

Передача мяча двумя руками от груди - основной способ, позво­ляющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника.

Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами сво­бодно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опу­щены. Кругообразным движением рук мяч подтягивают к груди.

Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.

Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опуска­ют, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка со­гнутых ногах (такая завершающая фаза типична и для остальных способов передачи).

Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи парт­нера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда придают ему поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.

Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния при плотной опеке соперника. Положение мяча над головой дает возможность точно перебросить его сопернику через руки защитника.

Подготовительная фаза: игрок поднимает мяч слегка согнуты­ми руками над головой и заносит его за голову.

Основная фаза: игрок, рез­ким движением руками разги­бая их в локтевых суставах и де­лая захлестывающее движение кистями, направляет мяч парт­неру .

Передача мяча двумя руками снизу применяется с расстояния 4 -6 м, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с пло­щадки и нет времени переменить позицию.

Подготовительная фаза: мяч в опущенных и слегка согнутых руках, пальцы свободно расстав­лены на мяче. Мяч отводят к бед­ру стоящей сзади ноги и немно­го поднимают.

Основная фаза: маховым движением руками вперед и одно­временно выпрямлением их мяч посылают в нужном направле­нии. Когда руки достигают уровня пояса, кисти активным движе­нием выталкивают мяч и придают ему обратное вращение. Высо­та полета мяча определяется раскрывающим движением кистей. Передачу чаще всего выполняют с шагом вперед.

Передача мяча одной рукой от плеча - наиболее распространен­ный способ передачи мяча на близкое расстояние. Здесь минималь­ное время замаха и хороший контроль за мячом. Дополнительное движение кисти в момент вылета мяча позволяет игроку изменять направление и траекторию полета мяча в большом диапазоне (рис. 66).

Подготовительная фаза: руки с мячом отводят к правому плечу (при передачах правой рукой мяч лежит на кисти правой руки и под­держивается левой рукой) так, чтобы локти не поднимались, одно­временно игрок поворачивается в сторону замаха.

Основная фаза: мяч, на правой руке, которую сразу выпрям­ляют и одновременно выполняют движение кистью и поворот ту­ловищем.

Завершающая фаза: после вылета мяча правая рука на корот­кое мгновение как бы сопровождает его, а потом опускается вниз; игрок возвраща­ется в положение рав­новесия на слегка со­гнутых ногах.

Передача одной рукой от головы или сверху позволяет направить мяч через все поле контратакующему партнеру на расстояние 20-25 м.

Подготовительная фаза: правую руку с мячом (при поддержке левой рукой) поднимают и слегка отводят за голову. Одновремен­но поворачивают туловище. Таким образом достигается амплиту­да замаха.

Основная фаза: мяч на правой руке, которую сразу же с боль­шой силой и быстро выпрямляют и одновременно выполняют зах­лестывающее движение кистью и мощный поворот туловищем.

Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой сни­зу. Она позволяет направить мяч партнеру на близкое расстояние, минуя соперника с правой или левой стороны .

Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону назад и соответствующим поворотом туловища.

Основная фаза: рукой с мячом делают маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке. Направление полета мяча также зависит от движения раскрывающей кисти.

Скрытая передача мяча за спиной . Помимо описанных способов передачи мяча в трудных условиях активного противодей­ствия соперника баскетболисты используют так называемые скры­тые передачи, которые позволяют замаскировать истинное ее на­правление. Скрытыми эти передачи называют потому, что основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, час­тично скрыты от глаз опекающего соперника и являются для него до некоторой степени неожиданными. Все это затрудняет соперни­ку перехват мяча. Чаще всего применяют три разновидности скры­тых передач: передачи под рукой, передачи за спиной и передачи из-за плеча. Скрытые передачи отличает сравнительно короткий замах и мощное завершающее движение кисти и пальцев. При выполнении передачи под рукой рука с мячом движется скрестно под свободной рукой в сторону партнера, получающего мяч. Основные движения при передаче за спиной - это мах слегка согнутой рукой назад - за спину с последующим захлестывающим (с поворотом туловища) движением кистью. При передаче, выполняемой из-за плеча, игрок резким сгибанием предплечья и кисти над одноименным или про­тивоположным плечом посылает мяч выходящему партнеру.

Вывод: При написании данной главы было явленно, что волейбол, баскетбол и футбол являются теми спортивными играми, которые наиболее часто встречаются на уроках физической культуры в школах. Техника которых усложняется по нарастанию из класса в класс. Наиболее распространенные технические элементы данных игр были рассмотрены в данной главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В проделанной работе реализованы все поставленные цели. Обоснованно, что спортивные игры являются основным средством в физическом воспитании учащихся.

Так же рассмотрена основная характеристика спортивных игр в физическом воспитании школьников. В ходе написания данной работы было выявлено, что игровая деятельность для детей наиболее лучше подходит для воспитания и развития физических и морально-волевых качеств. Так же через игровую деятельность наиболее легче привлечь детей к занятию спортом и сделать их на уроках физической культуры более активными.

Таким образом в физическом воспитании школьников спортивным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающийся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью действия.

В курсовой работе подтвердилось то что игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, так как в работу могут быть включены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников соревнований довольно больших физических напряжений.

Было явленно, что волейбол, баскетбол и футбол являются теми спортивными играми, которые наиболее часто встречаются на уроках физической культуры в школах. Техника которых усложняется по нарастанию из класса в класс. Наиболее распространенные технические элементы данных игр были рассмотрены в данной работе.

 

 

 

 

Список используемых источников:

1.     Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания / Ашмарина Б.А – М. ”Просвещение” 1979-139с

2.     Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания/ Ашмарина Б.А – М. ”Просвещение” 1990-237с

3.     Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания/ Васильков А.А-Ростов-на-Дону: Феникс,2008-381с

4.     Выдрин В.М. Теория физической культуры/Выдрин В.М- Санкт Петербур: Учебное пособие/СПбГФК им.П.Ф Лесгафта,2001-91с

5.     Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры/Гужаловский А.А.- М.”Физкультура и спорт” 2005-352с

6.     Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М. Спортивные игры техника, тактика, методика обучения 2004-120с

7.     Качашкин В.М. Методика физического воспитания/ Качашкин В.М - М. ”Просвещение” 1980 – 246с

8.     Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Курамшин Ю.Ф.- М.”Cоветский спорт” 2004-463с

9.     Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся/Лях В.И- Москва 1997-162С

10. Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания/ Новиков А.Д – М. ”Физическая культура и спорт” 1976-256с

11.  Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры/Максименко А.М- М. ”Физическая культура” 2005-544с

12.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/Матвеев Л.П- М. ”Физическая культура и спорт” 1991-542с

13.  Скачков И.Г. Ежедневные занятие физкультурой с учащимися на воздухе/ Скачков И.Г – М. ”Просвещение” 1991-60с

14.  Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта/Холодов Ж. К, Кузнецов В. С- М. Издательский центр ”Академия” 2010 – 169с

15.  Шпак В.Г. Основы теории и методики преподавания физической культуры/ Шпак В.Г - Минск ”Беларуская Энциклопедия имени Петруся Бровки” 2010-130с

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

Содержание Введение …………………………………………………………………………………03 1

Содержание Введение …………………………………………………………………………………03 1

Введение Тема: Направленное использование спортивных игр в системе физического воспитания школьников

Введение Тема: Направленное использование спортивных игр в системе физического воспитания школьников

Задачи исследования : ·

Задачи исследования : ·

Спортивные игры в системе физического воспитания

Спортивные игры в системе физического воспитания

При отсутствии такой установ­ки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, сла­женной команды в целом даже в том случае, если она состоит из…

При отсутствии такой установ­ки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, сла­женной команды в целом даже в том случае, если она состоит из…

Командные и лично-командные спортивные игры имеют разли­чия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами -между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд

Командные и лично-командные спортивные игры имеют разли­чия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами -между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования

Глава 2. Особенности методики проведения занятий по спортивным играм 2

Глава 2. Особенности методики проведения занятий по спортивным играм 2

Перемещение в колонне вдоль определенных границ площад­ки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед

Перемещение в колонне вдоль определенных границ площад­ки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед

Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу

Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу

Игры, способствующие совершенствованию навыков переда­чи: «Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», побеждает команда, до­пустившая меньше падений мяча

Игры, способствующие совершенствованию навыков переда­чи: «Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», побеждает команда, до­пустившая меньше падений мяча

Подачи после вы­полнения интенсивных упражнений: прыжков, ускорений, кувырков и т

Подачи после вы­полнения интенсивных упражнений: прыжков, ускорений, кувырков и т

Подготовительная фаза - замах ударной и постановка опорной ноги

Подготовительная фаза - замах ударной и постановка опорной ноги

Подобная структура действий характерна для многих способов ударов по мячу ногой

Подобная структура действий характерна для многих способов ударов по мячу ногой

Условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, в момент удара строго вертикальна

Условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, в момент удара строго вертикальна

Останавливающая нога посылается навстречу мячу и развертывается к нему останав­ливающей поверхностью

Останавливающая нога посылается навстречу мячу и развертывается к нему останав­ливающей поверхностью

Различают несколько основных способов ведения, которые наиболее часто используют в игре

Различают несколько основных способов ведения, которые наиболее часто используют в игре

Особенности технических элементов в баскетболе на уроках по спортивным играм

Особенности технических элементов в баскетболе на уроках по спортивным играм

При отскоке, низ­ком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может во­обще выполняться на месте

При отскоке, низ­ком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может во­обще выполняться на месте

В заключительный момент брос­ ка нужно расслабиться

В заключительный момент брос­ ка нужно расслабиться

Бросок двумя руками от груди преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противо­действия защитника

Бросок двумя руками от груди преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противо­действия защитника

Большое значение в состязании приобретает быстрота выпол­нения броска или, как говорят, его скорострельность

Большое значение в состязании приобретает быстрота выпол­нения броска или, как говорят, его скорострельность

Передача мяча двумя руками от груди - основной способ, позво­ ляющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой…

Передача мяча двумя руками от груди - основной способ, позво­ ляющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой…

Основная фаза: маховым движением руками вперед и одно­временно выпрямлением их мяч посылают в нужном направле­нии

Основная фаза: маховым движением руками вперед и одно­временно выпрямлением их мяч посылают в нужном направле­нии

Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой сни­ зу

Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой сни­ зу

Наиболее распространенные технические элементы данных игр были рассмотрены в данной главе

Наиболее распространенные технические элементы данных игр были рассмотрены в данной главе

Заключение В проделанной работе реализованы все поставленные цели

Заключение В проделанной работе реализованы все поставленные цели

Список используемых источников: 1

Список используемых источников: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020