«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

  • doc
  • 03.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изо.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 418

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Автор: учитель начальных классов ГБОУ «СОШ №418»

Радионова Евгения Андреевна,

первая квалификационная категория

Предмет: изобразительное искусство

Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Класс: 3 класс, общеобразовательный

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Технологии: технология проблемного диалога, ИКТ технология

Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный

Формы организации детей на уроке: фронтальная,  индивидуальная

Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую, обучающую и контролирующую функции.

Оборудование:

1.     Мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме, созданная учителем в среде MS Power Point

2.     Раздаточный материал: учебные схемы с этапами росписи цветов.

3.     Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла.

Цель урока: Изучить особенности городецкой росписи.

Задачи:

Образовательные:

1) Научиться выполнять элементы городецкой росписи; создавать из этих элементов композицию.

2) Продолжить овладение приёмами работы гуашью.

Воспитательная:

3) Учиться эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Развивающая:

4) Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные действия

1 Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

2 Отделять известное от неизвестного.

Регулятивные действия

1 Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2 Работать по предложенному плану.

3 Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1 Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

2 Слушать и понимать других.

Личностные результаты:

1 Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2 Развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ход урока.

1 Создание проблемной ситуации.

- Давным –давно в одной деревушке жила –была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице помогала.

- Итак, как использовали эту вещицу?

(Украшали ею стены, с её помощью какую-то работу выполняли).

- Что вас удивляет?

(Что один предмет можно использовать по-разному)

2 Формулирование  проблемы.

- Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

3 Выдвижение гипотез.

- Может быть, у вас есть какие-то предположения?

4 Открытие нового знания. (сопровождается презентацией)

- Сегодня на уроке мы познакомимся  с новым народным промыслом.

- Прочтите, как он называется.

- На всю Россию славятся расписные изделия городецких мастеров. Родилась городецкая роспись в Поволжье по  берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стала называться городецкой.

- Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера  для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

- А теперь рассмотрите разделочные доски, украшенные городецкой росписью. Какие элементы использованы для росписи каждой доски? Какие из элементов повторяются на всех досках?

- Чем отличаются эти доски? А что объединяет их в комплект?

- Какие  цвета использованы?

- Городецкая роспись выполняется по светлому фону незакрашенного дерева. В основном мастера используют различные композиции из цветов и листьев, в некоторые включают изображения животных. Иногда выполняется  сюжетная роспись.

- Цветы, которые рисуют городецкие мастера, как правило, красные или голубые.  Фигуры сказочных коней и птиц рисуют чёрным цветом, как силуэты. Особый признак городецкой росписи – тонкие белые штрихи или мазки, которые завершают роспись, уточняя форму всех её элементов. Ими оформлены лепестки цветов, птичьи пёрышки, гривы лошадей.

5 Применение знаний.

- Рассмотрите учебные схемы.

- Как изображаются цветы, листья, ягодки? С чего начинаем изображение  птиц?

- Мы будем рисовать разделочные доски по мотивам городецкой росписи. Давайте составим план действий дальнейшей работы.

( Совместно с учителем составляется план действий. Затем учащиеся самостоятельно выполняют задание. На партах лежат цветные учебные схемы с элементами городецких узоров и последовательностью их изображения)

6 Итог урока. Рефлексия.

- Что нужно было сделать?

- Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

- Ты выполнил работу  самостоятельно или с помощью? С чьей?

- Как бы ты оценил свою работу?