Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 418
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Автор: учитель начальных классов ГБОУ «СОШ №418»
Радионова Евгения Андреевна,
первая квалификационная категория
Предмет: изобразительное искусство
Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Класс: 3 класс, общеобразовательный
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Технологии: технология проблемного диалога, ИКТ технология
Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный
Формы организации детей на уроке: фронтальная, индивидуальная
Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую, обучающую и контролирующую функции.
Оборудование:
1. Мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме, созданная учителем в среде MS Power Point
2. Раздаточный материал: учебные схемы с этапами росписи цветов.
3. Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла.
Цель урока: Изучить особенности городецкой росписи.
Задачи:
Образовательные:
1) Научиться выполнять элементы городецкой росписи; создавать из этих элементов композицию.
2) Продолжить овладение приёмами работы гуашью.
Воспитательная:
3) Учиться эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.
Развивающая:
4) Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
Формирование УУД:
Познавательные действия
1 Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
2 Отделять известное от неизвестного.
Регулятивные действия
1 Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2 Работать по предложенному плану.
3 Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1 Высказывать свои мысли, вступать в беседу.
2 Слушать и понимать других.
Личностные результаты:
1 Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
2 Развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Ход урока.
1 Создание проблемной ситуации.
- Давным –давно в одной деревушке жила –была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице помогала.
- Итак, как использовали эту вещицу?
(Украшали ею стены, с её помощью какую-то работу выполняли).
- Что вас удивляет?
(Что один предмет можно использовать по-разному)
2 Формулирование проблемы.
- Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?
3 Выдвижение гипотез.
- Может быть, у вас есть какие-то предположения?
4 Открытие нового знания. (сопровождается презентацией)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым народным промыслом.
- Прочтите, как он называется.
- На всю Россию славятся расписные изделия городецких мастеров. Родилась городецкая роспись в Поволжье по берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стала называться городецкой.
- Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.
- А теперь рассмотрите разделочные доски, украшенные городецкой росписью. Какие элементы использованы для росписи каждой доски? Какие из элементов повторяются на всех досках?
- Чем отличаются эти доски? А что объединяет их в комплект?
- Какие цвета использованы?
- Городецкая роспись выполняется по светлому фону незакрашенного дерева. В основном мастера используют различные композиции из цветов и листьев, в некоторые включают изображения животных. Иногда выполняется сюжетная роспись.
- Цветы, которые рисуют городецкие мастера, как правило, красные или голубые. Фигуры сказочных коней и птиц рисуют чёрным цветом, как силуэты. Особый признак городецкой росписи – тонкие белые штрихи или мазки, которые завершают роспись, уточняя форму всех её элементов. Ими оформлены лепестки цветов, птичьи пёрышки, гривы лошадей.
5 Применение знаний.
- Рассмотрите учебные схемы.
- Как изображаются цветы, листья, ягодки? С чего начинаем изображение птиц?
- Мы будем рисовать разделочные доски по мотивам городецкой росписи. Давайте составим план действий дальнейшей работы.
( Совместно с учителем составляется план действий. Затем учащиеся самостоятельно выполняют задание. На партах лежат цветные учебные схемы с элементами городецких узоров и последовательностью их изображения)
6 Итог урока. Рефлексия.
- Что нужно было сделать?
- Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
- Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
- Как бы ты оценил свою работу?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.