«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Оценка 4.7

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Оценка 4.7
doc
03.11.2021
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Изо.doc

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 418

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Автор: учитель начальных классов ГБОУ «СОШ №418»

Радионова Евгения Андреевна,

первая квалификационная категория

Предмет: изобразительное искусство

Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Класс: 3 класс, общеобразовательный

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Технологии: технология проблемного диалога, ИКТ технология

Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный

Формы организации детей на уроке: фронтальная,  индивидуальная

Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую, обучающую и контролирующую функции.

Оборудование:

1.     Мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме, созданная учителем в среде MS Power Point

2.     Раздаточный материал: учебные схемы с этапами росписи цветов.

3.     Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла.

Цель урока: Изучить особенности городецкой росписи.

Задачи:

Образовательные:

1) Научиться выполнять элементы городецкой росписи; создавать из этих элементов композицию.

2) Продолжить овладение приёмами работы гуашью.

Воспитательная:

3) Учиться эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Развивающая:

4) Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные действия

1 Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

2 Отделять известное от неизвестного.

Регулятивные действия

1 Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2 Работать по предложенному плану.

3 Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1 Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

2 Слушать и понимать других.

Личностные результаты:

1 Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2 Развитие чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ход урока.

1 Создание проблемной ситуации.

- Давным –давно в одной деревушке жила –была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице помогала.

- Итак, как использовали эту вещицу?

(Украшали ею стены, с её помощью какую-то работу выполняли).

- Что вас удивляет?

(Что один предмет можно использовать по-разному)

2 Формулирование  проблемы.

- Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

3 Выдвижение гипотез.

- Может быть, у вас есть какие-то предположения?

4 Открытие нового знания. (сопровождается презентацией)

- Сегодня на уроке мы познакомимся  с новым народным промыслом.

- Прочтите, как он называется.

- На всю Россию славятся расписные изделия городецких мастеров. Родилась городецкая роспись в Поволжье по  берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стала называться городецкой.

- Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера  для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

- А теперь рассмотрите разделочные доски, украшенные городецкой росписью. Какие элементы использованы для росписи каждой доски? Какие из элементов повторяются на всех досках?

- Чем отличаются эти доски? А что объединяет их в комплект?

- Какие  цвета использованы?

- Городецкая роспись выполняется по светлому фону незакрашенного дерева. В основном мастера используют различные композиции из цветов и листьев, в некоторые включают изображения животных. Иногда выполняется  сюжетная роспись.

- Цветы, которые рисуют городецкие мастера, как правило, красные или голубые.  Фигуры сказочных коней и птиц рисуют чёрным цветом, как силуэты. Особый признак городецкой росписи – тонкие белые штрихи или мазки, которые завершают роспись, уточняя форму всех её элементов. Ими оформлены лепестки цветов, птичьи пёрышки, гривы лошадей.

5 Применение знаний.

- Рассмотрите учебные схемы.

- Как изображаются цветы, листья, ягодки? С чего начинаем изображение  птиц?

- Мы будем рисовать разделочные доски по мотивам городецкой росписи. Давайте составим план действий дальнейшей работы.

( Совместно с учителем составляется план действий. Затем учащиеся самостоятельно выполняют задание. На партах лежат цветные учебные схемы с элементами городецких узоров и последовательностью их изображения)

6 Итог урока. Рефлексия.

- Что нужно было сделать?

- Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

- Ты выполнил работу  самостоятельно или с помощью? С чьей?

- Как бы ты оценил свою работу?


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 418

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 418

Воспитательная: 3) Учиться эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи

Воспитательная: 3) Учиться эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи

Украшали ею стены, с её помощью какую-то работу выполняли)

Украшали ею стены, с её помощью какую-то работу выполняли)

Цветы, которые рисуют городецкие мастера, как правило, красные или голубые

Цветы, которые рисуют городецкие мастера, как правило, красные или голубые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2021