Народные сказочные традиции в стихотворении С.А.Есенина «Сиротка
Оценка 5

Народные сказочные традиции в стихотворении С.А.Есенина «Сиротка

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
22.12.2024
Народные сказочные традиции в стихотворении С.А.Есенина «Сиротка
Народные сказочные традиции в стихотворении С.А.Есенина Сиротка.docx

 

 «Народные сказочные традиции в стихотворении С.А.Есенина «Сиротка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

-обобщить и систематизировать знания по темам: «Волшебные сказки», «Русские народные сказки», сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;

- исследуя есенинское стихотворение «Сиротка», вместе с учащимися выявить глубинные истоки творчества поэта-земляка.

 

Задачи:

-повторить и закрепить  знания учащихся по строению сказки  и  её художественным особенностям;

 -познакомить со стихотворением  С.А. Есенина «Сиротка», показать народные сказочные традиции в произведении поэта-земляка;

-обогатить словарный запас учащихся, развивать память, мышление, внимание.

-прививать  интерес к чтению, литературному краеведению, воспитывать доброе отношение к людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I. Оргмомент.

2. Слово учителя:  Сказка… сказывать…сказители…какие простые и в то же время ёмкие слова, которые скрывают за собой и огромные пласты русской культуры, русских традиций и личности тех самых сказителей.

Кто же они такие?

Задание 1. Узнайте и назовите по имени-отчеству авторов-сказочников, с творчеством которых вы знакомы.

https://learningapps.org/display?v=poen5krmn19

(выполнение задания)

− Скажите, пожалуйста, о ком из авторов мы можем сказать, что он близок каждому рязанцу. Почему?

(Дети отвечают, что С.А.Есенин, потому что он родился и вырос на Рязанской земле).

Учитель: С особым трепетом мы относимся к творчеству этого великого поэта, читаем и перечитываем его произведения, не переставая восхищаться его талантом, глубокими познаниями жизни и творчества народа.

 − Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением «Сиротка». На доске намечены этапы наших действий, Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

 (На доске написан план урока.)Дети отвечают, учитель помогает.

1. Прочитаем произведение С.А. Есенина «Сиротка».

2. Определим жанр произведения, докажем свою точку зрения.

3. Поработаем с содержанием и незнакомыми словами, встретившимися в тексте.

4. Сравним стихотворение с похожими произведениями

5. Подведем итог урока, будет отвечать на вопросы, анализировать.

 II. Чтение стихотворения.

III. Беседа по тексту.

Учитель: Ребята, у вас на столах листочки с толкованием непонятных слов. Назовите авторов словарей, материалом  которых мы пользовались.

− В чём различия словарей этих авторов? (Ответы детей)

− Какие слова показались непонятными?(Ответы детей)

− Как вы думаете, о чём говорит тот факт, что словарную работу мы ведём, опираясь на несколько словарей? (О языковом богатстве стихотворения С.А.Есенина)

− Понравилось Вам стихотворение?

− К какому жанру можно отнести это произведение? Как вы догадались?

(Дети говорят, что здесь действуют сказочные персонажи и происходят необыкновенные события.)

− Докажите?

− К какому типу сказок можно отнести эту?(Дети отвечают, что это волшебная сказка)

− Ребята, в чём особенность речевого оформления этой  сказки? (Дети отвечают)

 

Учитель: В сказке, тем более волшебной, много фантастического, нереального. Там особый сказочный мир. Поэтому обо всём, что нам кажется невозможным, несуществующим, мы говорим: «Это сказка», «Как в сказке», «Не рассказывай сказки». А между тем, если сказку внимательно читать, то можно немало узнать о подлинной жизни народа в давние времена: о верованиях, обычаях и обрядах нашего народа,  о занятиях людей, о жилище, об одежде.

− Как в сказке поэт называет одежду? (Наряд)

− Так раньше говорили в деревнях Рязанской области, да и не только Рязанской. Внимание на экран.

Презентация о народном костюме. (Приложение 2)

Учитель: Какой цвет доминирует в костюме? (Красный) Почему?

− Что он символизирует(обозначает)?

− А какого цвета Машин полушалок? (Синего, голубого).

− Почему? Как вы думаете? Куда она собирается его надевать?

Голубой-символ честности и верности, напоминание о бесконечности.

Синий цвет связан с небом и Христом, цвет правды, соответствует божественной истинной вере. Это цвет лазури, неба, рая.

Иконы на Руси писались на голубом фоне-символе святости.

Деву Марию традиционно изображают облачённой в плащ и накидку лазурного оттенка.

 Учитель: Давайте посмотрим 2 видеофрагмента и сравним их.

(Показ фрагментов кинофильма и мультипликационного фильма по мотивам сказок: С.Я. Маршака «12 месяцев» и «Морозко»).

IV. Сравнительный анализ произведений и героев.

Учитель: На материале каких по жанру литературных произведений созданы фильм и мультфильм? ( Дети отвечают, что это авторская сказка и литературная.)

– Верно. В чем отличие? ( У народной сказки нет автора, автор- народ, авторской сказки есть конкретное лицо, человек, сочинивший это произведение.)

Учитель: Как вы понимаете выражение «круглая сирота»? Обратимся к нашему «Словарю». (Нет родителей, близких родственников, нет вообще родных.)

− Какое отношение к сиротам существовало на Руси?( Их жалели, помогали, подавали милостыню(«подачки»), в праздники старались навестить первыми: обижать сироту считалось великим грехом).

Учитель: Какой вы представляете Машу? Что о ней говорит С.А.Есенин?

(Она добрая, трудолюбивая, с терпением сносит притязания мачехи и её дочери, за неё некому заступиться, она ходит на кладбище, на могилку родителей, чтобы поплакаться на свою судьбу. Маша честная и совестливая (эпизод с жемчугом), не помнит зла, умеет прощать. Когда приехали  царедворцы, она первым делом отдала дань мёртвым, которых заморозил Дед Мороз,- похоронила их, а потом уже сыграла свадьбу с королём. Это говорит о её вере в Бога, её религиозности. На Руси по-другому нельзя было поступать.)

Учитель: С кем сравнивает Машу С.А. Есенин? Похожа она на героинь «Морозко», «12 месяцев»? Чем?

Главные героини трёх сказок-сироты. Маша и главные героини двух других сказок похожи друг на друга. Их объединяют общие черты характера: добрые, чуткие, отзывчивые, трудолюбивые, терпеливые, скромные, честные, совестливые, всепрощающие.)

Учитель: Как награждает героиню С.А. Есенин? Чем она это заслужила? (В конце сказки Маша выходит замуж за короля.)

Учитель: Дедушка Мороз- добрый герой? Почему он совершает зло?

(Дед Мороз –добрый герой, он награждает Машу жемчугом. Дед Мороз совершает не зло, он избавляет Машу от тех людей, которые её обижали.) Мороз наказывает злых за недостойное отношение к сиротке. Это не зло, а наказание, расплата.

 Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим «Литературную страничку». (Дети знакомятся с содержанием распечатанного материала на столах.)

V. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает составить синквейн к образу главной героини-Маши, а для этого вспомнить правила построения синквейна, которые есть на распечатанных листочках на партах.

Проверка выполнения задания.

VI Домашнее задание: составить синквейн к образу мачехи или её дочери.

VII. Рефлексия.


 

Скачано с www.znanio.ru

Народные сказочные традиции в стихотворении

Народные сказочные традиции в стихотворении

Ход урока. I. Оргмомент . 2

Ход урока. I. Оргмомент . 2

Учитель: В сказке, тем более волшебной, много фантастического, нереального

Учитель: В сказке, тем более волшебной, много фантастического, нереального

Мороз,- похоронила их, а потом уже сыграла свадьбу с королём

Мороз,- похоронила их, а потом уже сыграла свадьбу с королём
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2024