Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
28.10.2019
Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»
Konspekt_uroka.docx
Пронина Евгения Ивановна МБОУ « Волошская СШ» учитель русского языка и литературы конспект урока литературы в 5 классе 2019 учебный год Тема урока: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер». Урок «открытия» нового знания Форма урока: урок исследование Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; Цель: формирование навыков идейно­художественного анализа текста через исследование. Задачи: 1. Предметные: ­познакомиться с краткими сведениями о жизни и творчестве Бунина; ­повторить имеющие знания по теории литературы; ­формировать   умение   анализировать   поэтический   текст,   внимательно   относиться   к каждому слову в лирическом произведении; ­ закрепить полученные  умения определять тропы в художественном тексте. 2. Метапредметные: ­ развивать навыки выразительного чтения; ­ совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся; ­ развивать память, внимание, творческие способности. 3. Личностные: ­воспитывать любовь и уважение к родной природе; ­утвердить значимость и ценность каждого слова. Коммуникативные: ­управлять поведением; ­уметь выражать свои мысли; ­согласованность при работе в парах. Регулятивные: ­формировать   умение   формулировать   тему   урока,   цели   урока,   умение   принимать   и сохранять учебную задачу; ­контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата. Познавательные: Способствовать умению структурировать знания 1. Организационный момент ­ Добрый день, ребята!  Садитесь. Давайте поприветствуем наших гостей. Повернитесь и улыбнитесь им.  (Раздается звук  SMS)  Вы слышали? Кажется, мне пришла СМС­ка. Интересно от кого она?  От редактора телеканала «Карусель». (Читаю)  «Здравствуйте, Евгения Ивановна, и ребята 5­го класса. Наш канал предлагает вам выполнить несколько заданий по литературе. Мы  готовим цикл телепередач об умных школьниках по всей России.  Если вы согласны, отправьте нам в ответном сообщении   смайлик соответствующий вашему сегодняшнему настроению, по ним мы поймём, согласны вы или нет с нашим  предложением». Ну, что, ребята? Попробуем соединить наш урок и задания телеканала? (Ребята берут смайлики у себя на столах и ставят на шаблон телефона, который размещён на доске) Учитель: Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Будьте внимательными, активными, готовыми к сотрудничеству. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний 2. Мотивация к учебной деятельности  (по ФГОС) (Раздается звук СМС­ки) Читаю. Кажется нам пришло первое задание. «Проявите   свое   внимание     и   свою   сообразительность,     и   вы   узнаете,   о   чем     будет сегодняшний урок. Отправляю вам видеофайл с игрой «Объяснялки».  Догадайтесь,  о чём идёт речь».   (интерактивная доска, идет видео фрагмент, дети слушают учащихся, которые объясняют, что такое поэзия.) Учитель:  Итак,   о   чем   идет   речь?  (ответы   детей,   СМС   со   словом   «поэзия» выкладывается на шаблон телефона) 3. Определение темы, цели урока Учитель:( на фоне музыки) Мир поэзии волшебный…. Она всегда с нами: и в радости, и в горе. Одной из самых любимых тем для поэтов была и остается тема природы. Сегодня мы с вами окунемся в мир поэзии замечательного человека. Мы не были лично знакомы с ним, нам не выпала такая уникальная возможность. Итак, мы поняли, что речь сегодня пойдёт о поэзии. ­ В чём преимущественно выражается поэзия? (Ответы детей «в стихотворении») ­  Правильно, мы открываем часть нашей темы. Давайте посмотрим ещё один  видеофрагмент, который нам прислал телеканал «Карусель». Посмотрите и  скажите, о поэзии какого писателя мы будем с вами говорить. (Видеофрагмент по биографии И.А. Бунина с частью стихотворения) Итак, о каком авторе пойдёт сегодня речь? (Ответы детей). (Открываю ещё одну часть и портрет Бунина). Вы уже догадались, какое стихотворение  Ивана Алексеевича  мы будем разбирать? Итак, озвучьте тему сегодняшнего урока.  «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер».  4. Актуализация знаний Иван   Алексеевич   Бунин   великий   поэт,   писатель,   он   один   из   первых   поэтов   в   России получил Нобелевскую премию. В детстве он уже писал стихи. Я предлагаю вам  немного поиграть: превратиться в поэтов и проявить свой талант.  Может быть, эти строки станут началом вашего литературного пути. На листочках вы видите предложенные вам рифмы. Ваша задача придумать стихотворение. (ребята сочиняют стихи – 3­5 мин, звучит музыка) Прочитайте, пожалуйста, ваши работы. Спасибо,   мы   обязательно   разместим   ваши   стихи   в   нашем   кабинете   русского   языка   и литературы. У   вас   получились   разные,   непохожие   друг   на   друга     стихи.   Ведь   у   каждого   свой, собственный   взгляд   на   окружающий   мир.   Но   сегодня   мы   говорим   о   творчестве   Ивана Алексеевича Бунина.  5.Первоначальное знакомство с произведением, целевая установка   Ребята, пока вы придумывали стихи,  нам пришло новое задание:  (читаю) «Послушайте  стихотворение в исполнении мастера художественного слова. Постарайтесь уловить настроение, интонацию. Вам это пригодится  в дальнейшей работе» (звучит стихотворение в исполнении мастера художественного слова). Скажите, ребята, какие чувства вы испытывали, когда слушали  стихотворение? Почему? (Поэту приятно вспомнить детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли писателя о родине). Я приглашаю вас в творческую лабораторию.   Чтобы понять мысли и чувства поэта, мы проведем небольшое исследование – это и будет цель     нашего   урока.    Давайте   этот   урок   мы   «проживём»,   а   не   просто   будем   читать стихотворение. Каждый   из   вас   попробует   себя   в   роли   исследователя,   а   объектом   для   исследования выступит стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Помню долгий зимний вечер».  ­ Для исследования всегда нужно выдвинуть гипотезу.  Что такое гипотеза? Разобраться в этом вопросе нам поможет Наташа. Наташа.   За разъяснением мы можем обратиться к словарю Сергея Ивановича Óжегова. (Ищет   в   словаре   и   зачитывает:   ГИП ТЕЗА,   ­ы,   ж.   (книжн.).   Научное предположение,   выдвигаемое   для   объяснения   каких­нибудь   явлений;   вообще предположение,   требующее   подтверждения.   Например,   выдвинуть   плодотворную гипотезу. Гипотеза подтвердилась). ОО 6. Выдвижение гипотезы, планирование урока об­ся Что такое гипотеза мы нашли, теперь надо её выдвинуть. Приглашаю к доске Мишу.   Гипотеза  «Поэзия   Ивана   Алексеевича   Бунина   наполнена   яркими   изобразительными средствами, которые способствуют глубокому пониманию стихотворения» ( Появляется на дереве предсказаний).        (Я выставляю гипотезу в СМС на шаблон) Для доказательства данной гипотезы надо выбрать материал, на котором будем доказывать данную гипотезу. Мы можем   сформулировать то, что мы будем исследовать  (Выкладывает карточки на доску магнитную) 1. Тему стихотворения  2. Определить идею. 3. Выявить выразительные средства. 4. Настроение, то есть чувства автора.   Это и будет наша  задача урока. Постигая бунинскую поэзию, мы будем оперировать терминами! **** Задание: у вас на партах есть карточки со словами­терминами, которые нужны для анализа, и   карточки   с   их   значением.   Найдите   каждому   термину   пару,   т.е.   определите,   что   он обозначает, и соедините их. (работают) (1 мин) Что у вас получилось? (Слайд) 7. Повторное чтение, словарная работа Откройте   учебник,   найдите   стихотворение.     Давайте   ещё   раз   прочитаем   его.  (чтение стихотворения детьми) Прежде чем начать нашу работу я предлагаю вам поработать с трудными словами. Попробуйте сами объяснить значение слов обвеянный, лампада, грезы. (слайд). Попробуйте объяснить значение слов сами, как вы их понимаете? (объясняют). Давайте узнаем  правильное значение этих слов. (Слайд). Обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; Лампада­  небольшой   сосуд   с   фитилем,   наполненный   специальным   маслом,   который зажигается перед иконой Грезы­светлые мечты, а также призрачные видения. Физминутка А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь задело. 8. Организация самостоятельной исследовательской деятельности Исследование поэтического текста И.А.Бунина Итак, начнём наше исследование. Исследование я предлагаю организовать в группе.  Сядьте вместе за одну парту. (выдаю карточки для анализа текста). Познакомьтесь с планом исследования на карточках обсудите, что вы запишите в каждый пункт. На обсуждение и заполнение четырёх пунктов вам отводится 5 минут.  (Звучит музыка). * Время вышло. Давайте посмотрим, что у вас получилось. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. Первый пункт. Какова основная тема стихотворения? (Стихотворение о детстве, родине, родной природе) Второй пункт. Какие мысли и чувства передает автор? (Поэту   приятно   вспоминать   детство,   он   отчетливо   вспоминает   свои   детские чувства. Мысли добрые, хорошие.) Третий пункт. Главная мысль. Идея стихотворения? (Родная природа дает человеку силы, успокаивает). Четвертый пункт.  Художественные средства использованные автором. Перечислите их. (Эпитеты, метафоры, олицетворение) Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Эпитеты: «долгий зимний вечер», «тихий сон», «летний зной»,  «невнятный шум») Назовите примеры метафор из стихотворения. (Метафоры:   «тускло   льется   свет   лампады»,   «ходят   медленно   и   плавно   золотые волны    ржи»). Какое олицетворение использовал автор? (Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», «шепот зреющих колосьев») Самоанализ и самоконтроль ­ Теперь мы должны с вами вернуться к гипотезе, которую выдвигали в начале нашего урока.  Можем ли мы утверждать то, что предполагали?  «Поэзия   Ивана   Алексеевича   Бунина   наполнена   яркими   изобразительными   средствами, которые способствуют глубокому пониманию стихотворения»       ­ Сейчас вам даётся буквально 2­3 минуты на то, чтобы сформулировать доказана ли наша гипотеза или нет, и почему. (Работают) Ответы детей. (Поэт возвращается в детство, главный человек для него мама, рядом с которым всегда тепло, спокойно и уютно). Если вы смогли доказать нашу гипотезу, поставьте себе ещё 1 балл. Ребята, поработав со стихотворением, вы поняли,  что поэт возвращается в свое детство и рисует его нам при помощи слова. Критики отмечали, что Бунин обладает уникальным даром чувствовать слово, что вы сегодня и постарались доказать. Спасибо, что вы не остались равнодушными на нашем уроке. Итак, мы попытались выполнить очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее. Домашнее задание Откройте дневники, запишите домашнее задание (Слайд) На выбор: 1.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения. ( всем обязательно)  Обратить внимание: ­  на темп чтения; правильность произношения; интонации строф; 2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению ( по желанию) Рефлексия. (Слайд) (Выдаю шаблоны телефонов) А теперь я предлагаю вам написать в  СМС­сообщении телеканалу «Карусель»:  ­ интересно ли вам было на уроке; ­ что вызвало у вас трудности; ­ довольны ли вы своей работой на уроке ­А какое настроение у вас к концу урока, можете передать   смайликом на нашем общем телефоне. (Ребята пишут СМС и озвучивают). На память о сегодняшнем уроке  я дарю вам эти телефоны и хочу угостить конфетами.  Спасибо, урок окончен! Карточка  ФИ___________________________________ № Анализ стихотворения И. А. Бунин «Помню долгий зимний вечер… Балл ы 1 2 3 4 5 Основная тема стихотворения Мысли и чувства автора Главная мысль (идея) Художественные средства, использованные автором Доказана ли гипотеза? Почему? Карточка  ФИ___________________________________ № 1 2 Анализ стихотворения Основная тема стихотворения Мысли и чувства автора И. А. Бунин «Помню долгий зимний вечер… Балл ы 3 4 5 Главная мысль (идея) Художественные средства, использованные автором Доказана ли гипотеза? Почему?

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе на тему: «Стихотворение И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2019