Конспект урока по литературному краеведению
«Сказка А.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
5 класс
Цели урока:
I. Обучающие: Провести анализ сказки «Аленький цветочек»;
Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях;
Повторить знания детей о сказках.
II. Развивающие: Формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, развивать творческое мышление, воображение;
III. Воспитательные: Воспитывать через художественное произведение, его героев жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям.
Ведущие методы: беседа, наблюдение над языковым материалом, выразительное чтение.
Наглядность: звукозапись сказки по мультфильму" Аленький цветочек"; план; портрет писателя и выставка книг.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
III. Анализ сказки
1. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Характеристика героев.
4. Инсценировка отрывка сказки.
5. Работа над языком сказки.
IV. Итог урока.
V. Задавание на дом.
Макет доски:
Число.
Классная работа.
Сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".
Любовь не знает мести, а дружба лести.
Любовь все побеждает.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа. Звучит музыка из сказки «Аленький цветочек». Музыка стихает.
У: Вы уже познакомились с этой замечательной сказкой. Что слышится в названии «Аленький цветочек»?
Д: Нежность, красота.
У: Прочитав сказку, мы задумываемся над тем, что нам хотел рассказать автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке.
III. Анализ сказки.
1. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям. На доске шесть иллюстраций
У: Перед нами иллюстрации к сказке. Назовите главных героев сказки?
Д: Три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское.
У: Вспомните сюжет сказки, опираясь на иллюстрации. Коротко передайте ход событий в сказке.
Д: Три сестры купеческие заказали отцу подарки. Старшая – венец, средняя – хрустальное зеркальце, младшая – аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец в тридевятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей. Чудище попросило за цветочек аленький одну из дочерей, ту которая пойдет к нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него колдовское заклинание и стало чудище красавцем писаным.
У: А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?
Д: Нет.
У: Почему?
Д: Они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному.
3. Характеристика героев:
У: Что мы узнали о сестрах из сказки? Портреты трех сестер помогут вам рассказать о них.
На доске портреты сестер.
Д: Старшая - горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской (зачитывает текст).
- Она неблагодарная. Не пошла выручать отца (зачитывает текст), злая, завистливая (зачитывает текст).
- Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).
У: А младшая дочь? Зачем ей нужен был аленький цветочек?
Д: Для радости, утешения.
У:Какая она?
Д: Добрая, ласковая, приветливая (зачитывает отрывки).
У: В каком поступке это проявилось?
Дети зачитывают текст.
-Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?
Д: Любовь девушки.
У: За что же полюбила девушка чудище?
Дети зачитывают текст.
- О чем рассказал Аксаков в этой сказке?
Д: Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.
У: Какой урок он преподает своей внучке и нам читателям?
Д: Добрые чувства способны победить зло.
У: Какая из пословиц, записанных на доске, подтверждает тему сказки? Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает.
Д: Любовь все побеждает.
4. Инсценировка отрывка сказки.
У: Как вы думаете, какой момент сказки самый волнующий?
Д: Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.
У: Давайте посмотрим, как это произошло.
Звучит музыка. Дети инсценируют отрывок. Инсценировка заканчивается. Чтец читает конец сказки.
У: Сказка эта живет уже около 150 лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
5. Работа над языком сказки.
У. Среди русских народных сказок есть такие, которые схожи по сюжету со сказкой "Аленький цветочек". Назовите их.
Д: «Заклятый царевич», «Перышко Финиста Ясна Сокола».
У: Чтение каких из этих сказок было интереснее?
Высказывания детей - в основном была названа сказка «Аленький цветочек».
У: Почему?
Д: Сказка «Аленький цветочек» написана красивым, плавным языком.
У. Да, ребята, сказка «Аленький цветочек» обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором?
Д: Литературные сказки, авторские сказки.
У: А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек».
Д: Это волшебная сказка.
У: Почему?
Д: В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы.
У: Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения.
Д: в тридевятое царство, в тридесятом государстве, он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед - дорога торная, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, долго ли, мало ли времени.
У: Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы?
Д: красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
У: Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу
Д: He прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить.
У: Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.
Д: Руки белые, красавица писаная...; палаты белокаменные, сады диковинные...
У: Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?
Д: Богатство - дело наживное; Двух смертей не бывать, а одной не миновать; От страха зуб на зуб не попадал.
У: Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке «Аленький цветочек» Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок, и, оказалось, она дорога русским детям.
IV.Итог урока.
V. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это ново для вас? Какие задания показались вам интересными?
Как вы думаете, когда нам пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?
Ответы детей.
V. Задавание на дом.
Дома вам необходимо будет нарисовать один из понравившихся вам эпизодов сказки.
Список использованной литературы:
1. Бегунов Ю.К. Источники сказки СТ. Аксакова «Аленький цветочек» // Русская литература. 1983. № 1. С. 179-187.
2. Сказки русских писателей. М., 1984.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.