Народные праздники как средство дух воспитания.doc
Воронова Елена Викторовна,
методист детской студии
традиционной народной культуры
«Теремок», педагог дополнительного образования
БУ ДО«ЦТРиГО «Перспектива»
Народные календарные праздники как средство
духовнонравственного воспитания младших школьников.
(из опыта работы)
Душа сродни сосуду, наполненному чувствами, мыслью, верой, образами. Не
случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру,
почитать старших, бережно относиться к окружающему миру. В настоящее время вряд ли
нужно доказывать насколько велико значение традиционной народной культуры в воспитании
подрастающего поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее
и будущее, должен знать народные традиции – прекрасное средство массового воспитания.
В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием.
Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым относились к окружающей природе,
к своему труду и его результатам.
Народный календарь сохранял древнейший взгляд на природу, когда все, что окружает
человека, одухотворено, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять
радость. Живыми, одушевленными в глазах древнего человека были не только солнце, месяц,
земля, деревья и явления природы, но и сам годовой круг, который представлялся в образе
крутящегося колеса – колеса времени. Оно то возносится к зимнему Солнцевороту, прямо в
небо, то падает в глубину года, на макушку лета – в день летнего Солнцеворота. Зимний
обрядовый цикл – это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее Солнце. Канун
праздника – смерть миропорядка, наступление господства злых сил природы, древнейшего
образа семиглавого Змея. В русских сказках Змей Семиглав самый страшный враг всего
живого. От господства его нужно уберечься, перехитрить его, победить. Но как? Чем? Только
весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания воспринимались как обновление
времени, как его движение. В противовес злым древним божествам были и добрые. Это,
прежде всего, Сварог, богкузнец, который представлялся воином в пурпурных одеждах, на
белом коне с копьем в руке. В православной традиции этому образу соответствует Святой
Георгий Победоносец. Другой добрый древний бог – Коляда, бог мира, открывающий людям
путь к новому лету, новому миру, нес людям плоды, дары, счастье. Отсюда и тексты
святочных колядок, начинающихся с призывов к Коляде.
Народный календарь дает житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы,
связывая человека с природой в гармоническое целое. Православный календарь в своих
знаменательных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, борьбу
Бога и дьявола внутри человека. Народный календарь представляет собой сплав
дохристианских и православных традиций, в которых тема жизни и смерти, постоянный
переход из одного состояния в другое, возрождение и воскресение через смерть, гибель,
сожжение, зарывание. Но древняя культура не была пассивной созерцательной. Человек не
только молился и приносил жертвы, он требовал, указывал, взывал к природе путем
магических обрядов. С этой целью пекли специальное печенье, устраивали трапезы и игрища,
широко использовали в обрядах яйца, зерна, чучела, символические изображения древних
божеств или олицетворение сил природы. Чаще всего их изготавливали на масленицу, семик, в
обряде похорон кукушки. Им устраивали торжественную встречу, а затем уничтожали,
разыгрывая комические похороны, сопровождавшиеся притворным плачем и непритворным
смехом. В основе этих действ лежит та же философия возрождения через смерть.
1 в
Народные праздники как средство выражения национального характера, оставаясь
яркой формой отдыха и игрового творчества взрослых и детей, объединенных совместными
действиями, общим переживанием играют особую роль в приобщении детей к народной
культуре Современный народный традиционный праздник, проводимый
условиях
несет некоторые черты стилизации. Невозможно
современного мегаполиса, конечно,
реконструировать традиционный народный праздник, сделав участие в нем приемлемым для
всех желающих. Показать полностью обряд, бывший для наших предков составной частью их
жизни, возможно только в виде театрализации. Современный человек сможет только
наблюдать, сопереживать, но сразу стать его героем, подлинным участником ему трудно.
Поэтому, выбирая обряд, мы придаем ему форму сказочного действа, привлекая детей к
участию в нем. При подготовке детского праздника учитываем возрастные психофизические
особенности детей и применяем только те обряды, которые были бы доступны пониманию
детей и подростков. Поэтому, при выборе темы традиционного народного детского праздника
необходимо учитывать степень восприятия и понимания его обрядового содержания,
предусмотреть место для пояснительного материала, в котором раскрывался бы смысл
праздника, его традиционное название, обычаи, специфические особенности, разучить песни,
игры, хороводы, произведения словесного фольклора. Знакомство с обрядами должно быть
построено так, чтобы дети сами как бы мысленно переносились на несколько веков назад и
становились его непосредственными участниками.
В нашем случае, мы проводим народные праздники, приглашая на них учащихся начальных
классов. На базе школы №132 г.Омска существует детская студия традиционной народной
культуры «Теремок», осуществляющая дополнительное образование детей средствами
традиционной народной культуры. Воспитанники студии одновременно осуществляют
обучение по нескольким направлениям по интересам: вокальное, хореографическое,
театральное и декоративноприкладное. Как правило, это примерно треть учащихся начальной
школы. С остальными учащимися через систему ФГОС ведется культурологически
ознакомительная работа через разовые занятия со специалистами студии или учителями,
которые включают фольклорный материал в свои уроки. Часть уроков по договоренности с
учителями проводятся по комплексной системе: музыкальный фольклор, народная экология,
народные подвижные игры, народнохудожественное творчество и т.п. На таких занятиях
ведется целенаправленная подготовка к очередному празднику по предварительно
составленному сценарному плану, подобранному музыкальному и литературному материалу. В
ход праздника включаются все присутствующие на нем. Чем лучше дети знают содержание и
понимают цель праздника, тем активнее принимают в нем участие.
У каждого праздника – свой смысл, свое назначение. Например, у многочисленных
осенних праздников свои традиционно прикрепленные к ним черты: «Семенов день»
прощание с летом, «зажигание нового огня», выпекание каравая; «Осенины» праздник
встречи осени, прославление её; «Капустники» праздник урожая, игр и обрядов, связанных со
сбором и переработкой овощей; «Кузьминки» прощание с осенью, встреча зимы, первые
посиделки, молодежные песни, игры, связанные со знакомством, любовной тематикой.
С темой праздника тесно связаны и традиционные обряды, игры, хороводы,
используемые в его содержании. Так в «Осенинах» и «Капустниках» присутствуют
одинаковые по теме хороводы и игры, в содержании которых используются обряды сбора
урожая, а вот на «Кузьминки» уже хороводы не водили, поэтому в музыкальном материале
используются припевки, частушки, вечёрочные и игровые песни. Для этого же праздника
характерно «вождение Кузьмы» сатирического персонажа – «жениха», выбирающего невесту
за красоту и умение.
Типовой формой участия детей в обрядах зимних святок являются ритуальные обходы
дворов с коллективным исполнением благопожелательных песен и получением угощения. В
нашем случае, мы организуем обряд «колядования» по школе, с заходом в классы,
2 учительскую, приемную директора, приобщая к древним традициям даже тех, кто не
принимает участия в обучении. Проводим святочные посиделки с показом вертепного театра,
вечерочными песнями, играми, танцами, в ходе которых приучаем этическим нормам общения
и поведения на массовых мероприятиях.
В обычаях и обрядах масленичной недели дети выступают зачинщиками многих
магических акций: хождение по кругу с песнями, катание с гор, взятие снежного городка,
сжигание соломенной куклы, поедание обрядовой пищи – блинов. Все эти обряды являются
непременной частью масленичных гуляний, в которых активную роль играют и родители.
Связанные с детьми ритуальные действия, совершаемые в Великий пост, призваны
обеспечить малышам здоровье и благополучие на весь год. В «вербное» воскресенье освещают
в церкви вербу, которой прикасаются к ребенку, охраняя его от болезней, сглазу и передавая
ему крепость и силу со словами: «Вербохлёст бей до слез», «Верба красна, не бей напрасно».
То же значение придается прыжкам детей через огонь, который разводили в Великий Четверг,
поджигая ветки вереска. В Вербное воскресенье славились детские базары, где
преимущественно торговали игрушками, вербами, цветами и сладостями, барашками из теста.
В нашей школе стал традиционным вербный базар, изделия для которого готовятся в течение
целого месяца всеми учащимися младших классов и их родителями. Сами же школьники
выступают в роли покупателей и продавцов. Нахвалить свой товар, внимательно отнестись к
творчеству других, принять участие в массовых играх – эти навыки приобретают все, кто
присутствует на школьных ярмарках.
В течение всей пасхальной недели дети качаются на качелях, играют в крашеные
яйца (крутят, катают по желобу, устраивают «бой»). Проводятся такие игровые программы,
как «Поем весну, аукаем» и «Птиц встречаем». Кроме игровых программ проводятся
этические беседы, экскурсии в православные храмы.
Детские обряды троицкосемицкой недели, связанные с культом березки, включают
два элемента – «завивание» и «похороны» ритуального дерева, игры с образом «кукушки»,
игры с «русалками». Как правило это заключительные в учебном году праздники «Русской
березки», которые в последние годы проводятся в форме интерактивной игры.
Завершает ученый год ежегодный областной фестиваль игрового детского творчества
«Васильковое лето», который организуют и проводят педагоги и воспитанники студии
традиционной народной культуры «Теремок» на площадках ПК «Зеленый остров». В
фестивале ежегодно принимают участие детские фольклорные коллективы учреждений
образования области и города (от 100 до 200 участников). Каждый год у фестиваля – своя
тема, сюжет, сказочные герои и задания для участников. В занимательной игровой форме
сказки решаются задачи духовнонравственного воспитания детей средствами игрового
фольклора.
Праздник – это всегда «событие». На праздник собираются все, и все в нем участвуют.
Это незаменимый способ соединения, когда каждый чувствует себя причастным ко всеобщему
торжеству, это радость «на миру», радость встречи с гостями, радость подлинного веселья,
радость неординарности праздничных ситуаций – истинных и неожиданных. А еще праздник –
это веселье, смех, выход накопившейся психической энергии. Праздник – не праздность, а
большое, важное дело, коллективное и творческое. Это своеобразная форма духовного
самовыражения и духовного обогащения ребенка.
Таким образом, народный календарный праздник в воспитании детей может
рассматриваться как оптимальное средство изучения основ народной культуры России.
Фольклор выполняет функции своеобразной аксиологической системы и средствами
художественного языка раскрывает духовнонравственные ценности и идеалы, этические
нормы людей. Через систему календарных праздников реализуются главные жизненные
ценностисмыслы человека: семья, соборность, труд, забота о старших, преемственность
3 поколений, здоровье, нравственность, природа, гармония и т.д. Все это служит веским
основанием для использования содержания фольклорных традиций в духовнонравственном
воспитании детей.
4
Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.