Нарушения привязанности у детей и пути их преодоления.
Социальное сиротство это проблема, характерная для многих развитых и развивающихся стран. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобрело в Российской Федерации огромное практическое значение.
Новым витком в решении проблемы сиротства в России стала федеральная программа «Россия без сирот». Согласно этому документу понятия «детдом», «интернат» ушли в прошлое. На их базе были созданы новые по целям и структуре организации - Центры поддержки семей.
Привязанность это - тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения.
Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Боулби полагал, что младенцы, которые остаются рядом с матерью, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке.
Чувство привязанности не является врожденным. Формирование привязанности имеет простой механизма: при голоде и дискомфорте грудной ребенок начинает плакать и родители кормят его, меняют пеленки. Так же удовлетворяются и потребности ребенка в общении. Со временем у малыша возникает доверие к человеку, который заботится о нем. Таким образом, формируется привязанность. Начало привязанности закладывается по мере развития у ребенка реакций на окружающих его людей.
Формирование детско-родительской привязанности имеет несколько стадий развития:
- Стадия недифференцированных привязанностей (1,5 – 6 мес.) – когда младенцы выделяют мать, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый;
- Стадия специфических привязанностей (7 – 9 мес.) – для этой стадии характерно формирование и закрепление сформированной первичной привязанности к матери ;
- Стадия множественных привязанностей (11 – 18 мес.) - когда ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям.
Что же может нарушить привязанность?
Нарушение привязанности – это серьезное психологическое расстройство. Оно развивается, если ребенок был заброшен, подвергался жестокому обращению со стороны взрослых, в раннем возрасте была частая смена ("калейдоскоп") взрослых, ухаживающих за ребенком, продолжительная госпитализация. Практически все психологи главной причиной нарушения привязанности называют депривацию в раннем возрасте. В психологической литературе под понятием депривация (от позднелатинского deprivatio - лишение) понимается психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека в удовлетворении в достаточной мере его основных психических потребностей. Депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
В частности, депривацией, а как следствие, реактивным расстройством привязанности страдают дети сироты.
В советской педагогике мало уделялось внимания на развитие ребёнка, как личности в раннем возрасте. А ведь для полноценного развития детей, начиная с младенческого возраста очень важно иметь опыт непрерывающегося взаимодействия с одним взрослым или небольшим числом близких людей. В процессе общения со взрослым ребенок овладевает необходимыми социально-эмоциональными навыками, которые становятся фундаментом для его дальнейшего всестороннего развития. Близкого взрослого малыш выделяет из других, а к 9 месяцам выражает негативную реакцию на посторонних, реализую потребность в безопасности.
Дети с не сформированной привязанностью ведут себя иначе, у них преобладает феномен «беспорядочного дружелюбия». Нет разграничения на «своих» и «чужих», любой взрослый для таких детей мама и папа. Причинами данного расстройства у детей сирот является отсутствие «близкого взрослого», смена большого количества персонала в группе проживания. В результате близкой привязанности с кем-либо из окружающих взрослых у ребёнка не устанавливаются.
Приведем пример расстройства детской привязанности:
родители усыновленной девочки, считают, что процесс адаптации ребенка в семье прошел хорошо, девочка ласкова, добра со всеми новыми членами семьи. Она обнимала и целовала при встрече и прощании родителей и брата. Вскоре приемные родители заметили, что ребенок ведет себя так же и с незнакомыми людьми, совсем не расстраивается при их уходе и легко остаётся с малознакомым человеком. На консультации у психолога они узнали, что у ребенка не сформировано чувство привязанности.
Мэри Эйнсворт, канадский психолог, специалист по психологии развития, выделила три основных типа привязанности: надёжная (безопасная) привязанность и две тревожных — избегающая и амбивалентная (протестующая) привязанности. Позднее эти виды привязанности были дополнены дезорганизованным типом.
Наиболее радикальные психоаналитики и психологи считают, что если у ребенка в раннем возрасте не сформировано чувство привязанности, то это уже не исправить. Позиция других более оптимистична. 0ни верят в потенциальные возможности растущего организма, в силу воспитания и обучения, в то, что целенаправленная работа и любовь к ребенку помогут добиться взаимной привязанности и избежать негативных последствий в развитии личности.
Конечно, идеальной средой для формирования привязанности является семья, где ребёнок находится в постоянном физическим и эмоциональном контакте с любящим взрослым, где его воспринимают как личность, прислушиваются к его индивидуальным потребностям, где он почувствует поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Труднее обстоит дело с детьми, которые находятся в социальных учреждениях и не имеют родных.
Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Чтобы исцелить ребенка, важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у ребенка, но и владеть особыми методами "терапевтического воспитания". Прежде всего главной задачей является создание комфортной, домашней среды для ребенка, важно чтобы он понимал и ощущал, что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений, что он может говорить о своих потребностях, и его потребности будут по возможности удовлетворяться.
Основные принципы взаимодействия с ребенком:
1.Главное правило " воспитания" - забота.
2. Принятие ребенка, таким каков он есть, в соответствие с реальными способностями и уровнем развития.
3. Переживание вместе с ребенком "пропущенных" этапов развития, это позволяет ребенку сформировать привязанность "с чистого листа".
4. Не ждем проблем, действуйте на опережение.
5. Все взрослые работают в команде.
6.Обстановка вокруг ребёнка безопасна для него как в эмоциональном, так и в физическом плане.
7. Проявляем понимание и доброжелательность, даже когда не довольны его поведением, побуждаем ребенка к размышлению о своем поступке.
8.Учим ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.
8. Предлагаем ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.
9. Соблюдаем последовательность в своих действиях и поступках.
10. Избегаем споров с ребенком о том, "кто главнее".
11. Учим ребенка доверять.
Для ребенка очень полезно увидеть, что кроме тех отношений, с моделью которых он знаком (далеко не всегда позитивных), существуют и другие модели отношений. Для этого ему важно видеть проявления заботы, привязанности. Положительной динамики в преодолении нарушения привязанности мы добиваемся не только устранением самой ситуации, но и специальной работой по коррекции уже возникших из-за неё проблем. Поэтому может потребоваться помощь невролога, психолога, дефектолога. Используются такие методики как: игротерапия (проигрывание различных ситуаций с игрушками); арттерапия (рисуночная терапия); сказкотерапия (сочинение терапевтических историй).
В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком. В течение дня, во время выполнения режимных моментов, используем игры направленные на развитие этого контакта. Это игры с пальчиками, ручками, ножками, лицом. Важно не навязывать ребенку каких-либо игровых ситуаций, а дать возможность самому «проигрывать» темы, волнующие его, в безопасной форме. Ребенок в игре, придуманной самостоятельно, проецирует свои страхи, проблемы, представления об окружающем мире, на тот персонаж, которого играет.
Привязанность – это самая мощная сила в воспитании, какая только может быть. Преодоление нарушения привязанности может помочь ребёнку в жизни:
- реализовать его потенциал;
- разобраться в его чувствах, переживаниях и ощущениях;
- логически мыслить;
- поверить в свои силы;
- справиться со стрессом и разочарованием;
- побороть страхи и переживания;
- развить будущие отношения;
- отпустить контроль и доверять окружающим;
- гармонично развиваться.
По итогам всего вышесказанного, можно сделать вывод, что действительно проблема привязанности является актуальной не только в пределах личности конкретного ребенка или семьи, но и в пределах страны. Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр, прогулок. Ребенку необходимо время, чтобы понять, чего можно ожидать от взрослых и выработать способы позитивного взаимодействия с ними. Большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от близких взрослых.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.