Население Урала.
Оценка 4.7

Население Урала.

Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
география
5 кл
28.04.2020
Население Урала.
сформировать знания об особенностях этнического состава, урбанизации, религиях, о традициях народов Урала. Продолжить работу с источниками информации. Воспитывать уважение к народам России.
00071c71-96ea0ea9.docx

Тема: Население Урала

Цели: сформировать знания об особенностях этнического состава, урбанизации, религиях, о традициях народов Урала. Продолжить работу с источниками информации. Воспитывать уважение к народам России.

Оборудование: дидактический материал, интерактивная доска, листы А3, цветные карандаши.

Ход урока

Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: всё ли у вас готово, а главное не забыли ли вы хорошее настроение? Урок я хотела бы начать с высказывания древнего философа и мыслителя Китая Конфуция. Используя, данное высказывание, постарайтесь  сформулировать, как мы будем работать в течение урока.

子曰、学而不思罔、思而不学殆。
«Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно».

1.      Актуализация изученного материала

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по территории РФ, вам необходимо определить субъект РФ, обозначенный на карте, откройте карту атласа на стр. 4-5,

(учитель работает с интерактивной доской)

Что общего между следующими субъектами РФ: Оренбургская область, Башкортостан, Пермский край?

Вы правильно догадались, все эти субъекты расположены в Уральском экономическом районе.

Кто готов выйти и показать на карте  Уральский экономический район, а также перечислить субъекты РФ, входящие в его состав?

2.      Изучение нового материала

Ребята, послушайте внимательно стихотворение уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой. О чем это стихотворение?  Что является главной красотой Урала. И постарайтесь определить тему нашего урока?

 Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

… Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

(Л. Татьяничева)

Какова главная мысль стихотворения?  Что является главной красотой Урала. Кто сможет определить тему нашего урока?

Тема нашего урока: Население Урала?

Обратите внимание у вас на парте лежит задание, посмотрите на высказывания и постарайтесь определить с чем мы сегодня познакомимся на уроке, а вы готовы сейчас дать ответы на следующие высказывания:

 

Верю

Не верю

1.Уральский экономический район - однонациональный

 

 

2.Население Урала 19 млн. человек

 

 

3. На территории проживает 33 % удмуртов

 

 

4.На территории Урала преобладают русские

 

 

5.Екатеринбург город - миллионер

 

 

6.Башкиры исповедуют ислам

 

 

7. Удмурты – это народ, относящийся к индоевропейской семье

 

 

8.Естественный прирост - положительный

 

 

9.Население Урала из года в год молодеет

 

 

 

 

Обратите внимание на план урока:

1.      Народы, оказавшие влияние на культуру Урала. Численность населения Урала

2.      Национальный  состав населения Урала

3.      Религии народов Урала

4.      Принадлежность народов Урала к языковым семьям 

5.      Города-миллионеры Урала

6.      Естественный прирост и проблемы Урала

7.      Традиции народов Урала

Для достижения поставленных целей, мы с вами будем работать в группах, у каждой группы своё задание.

А как же в группе без руководителя, определите руководителя. Правила работы в группе: каждый работает с полной отдачей.  Итогом работы станет кластер- плакат с информацией.

ЗАДАНИЕ №1

1.      Используя текст учебника на странице 232, ответьте на вопрос. Какие народы внесли большой вклад в развитие культуры Урала? Чему равно население Урала? (учебник стр.234)

2.      Составьте диаграмму, используя текст. Урал -  многонациональный район: башкиры – 22%, удмурты – 30%, русские – 36%, коми – пермяки -1%, 11 % - другие народы. Сделайте вывод: какое население преобладает в районе, кого больше удмуртов или башкиров?

3.      Дополните  схему, используя карты атласа на стр. 8-9, определите, какие религии исповедуют народы Урала.

                                     Народы Урала

 

 

 


                   Башкиры              Русские                    Удмурты,

                                                                              Коми – пермяки

                         ?                        ?                              православие

                                                                              язычество

 

 

4.      Заполните таблицу, используя карту атласа на стр. 8-9, определите к какой языковой семье относятся народы Урала

Народ

Языковая семья

башкиры

Алтайская семья

удмурты, коми-пермяки

Уральско - юкагирская

русские

Индоевропейская

 

5.      Используя таблицу учебника, определите города – миллионеры Урала, найдите их на карте на стр. 6, нанесите на контурную карту. На Урале преобладает городское население и составляет – 71%.

 

6.      Используя текст учебника на стр. 234-235, заполните пропуски.

Естественный прирост в уральском экономическом районе отрицательный. За последние 20 лет население уменьшилось почти на 1 млн. человек. Основные причины миграции – суровые климатические условия, рост безработицы, слабое развитие инфраструктуры, сложность трудоустройства женщин, катастрофическая экологическая ситуация. Уезжает из района в основном молодёжь, поэтому население Урала стареет из года в год.

 

7.      Прочитайте текст, расскажите о традициях и обычаях народов Урала

- Башки́ры – народ, проживающий в Республике Башкортостан. Они говорят на башкирском языке. Башкиры имеют очень интересные традиции. На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю - она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой. У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней. В семье особым уважением пользовались дедушки и бабушки. Почитание старших было связано с культом предков. Башкиры должны были знать имена родных до седьмого поколения. Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.

 

-Русские составляют самую многочисленную группу населения и проживают во всех областях. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются как среди сельских жителей, так и среди горожан. К ним относятся и христианские, и языческие обряды, пришедшие в современную жизнь с древних веков.  Христианство дало народу Пасху и Рождество, язычество сказывается в праздновании россиянами Ивана Купалы и Масленицы. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошли в современную жизнь.

- Удмурты –Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования. Жизнь и быт удмуртов основывались на  праздничных и повседневных событиях,  неразрывно связанных с этапами сельскохозяйственных работ. Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие, животноводство и огородничество. В удмуртской кухне варят различные супы и каши, лапшу из кислого теста. В основном удмурты выращивали рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху, ячмень, лен и коноплю. Варили пшеничную, овсяную, ячменную каши. Женщины пекли хлеб из ржи и пшеницы, блины из кислого теста. На праздники пекли пироги. Начинки для пирогов были весьма разнообразными - с кашей, мясом, рыбой, картофелем, калиной, малиной

 

- Коми-пермяков отличает своя система традиций, обычаев и религиозные верований, которая сформировалась в результате смешения язычества и христианства. Предки жили в гармонии с природой и, в первую очередь, почитали материальное: растения, животных, стихии воды и огня, умерших предков. Они занимались животноводством и рыболовством. Женщины гончарным делом. Почитают старших и чтут традиции

 

ПРОМЫСЛЫ Урала

Бесценен вклад Урала в искусство и культуру России. Весь мир знает Уральское камнерезное и ювелирное искусство. Тагильские подносы, Оренбургские пуховые платки, Каслинское литье, Златоустовскую гравюру на стали, Бурачный промысел, Уральскую домовую роспись.

Релаксационная пауза: мы хорошо потрудились, необходимо отдохнуть, выпрямитесь, сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько вращающих движений глазами, сильно зажмурьте, откройте и поморгайте.

Закрепление изученного материала

Обратимся к таблице, с которой мы работали в начале урока, используя приобретённые знания, проверьте правильно ли вы ответили:

 

 

Верю

Не верю

1.Уральский экономический район - однонациональный

 

 

2.Население Урала 19 млн. человек

 

 

3. На территории проживает 33 % удмуртов

 

 

4.На территории Урала преобладают русские

 

 

5.Екатеринбург город - миллионер

 

 

6.Башкиры исповедуют ислам

 

 

7. Удмурты – это народ, относящийся к индоевропейской семье

 

 

8.Естественный прирост - положительный

 

 

9.Население Урала из года в год молодеет

 

 

 

Подведение итогов и рефлексия

Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для работы в группе

1.    Найдите соответствие:

национальность

религия

 русские

ислам

 

башкиры

православие

удмурты 

 язычество

 

2.    Найдите верные утверждения, характерные для Урала:

а.     Численность населения увеличилась за последние 20 лет

б.    Численность населения уменьшилась за последние 20 лет

в.     Сложная экологическая ситуация

г.     Безработица (в основном женская)

д.    Благоприятные климатические условия

е.     Суровые климатические явления

 

 

3.    Найдите соответствие:

национальность

Языковая группа

 русские

Уральско-юкагирская

 

башкиры

индоевропейская

удмурты 

 алтайская

 

      

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для работы в группе

1.    Найдите соответствие:

национальность

религия

 русские

ислам

 

башкиры

православие

удмурты 

 язычество

 

2.    Найдите верные утверждения, характерные для Урала:

а.     Численность населения увеличилась за последние 20 лет

б.    Численность населения уменьшилась за последние 20 лет

в.     Сложная экологическая ситуация

г.     Безработица (в основном женская)

д.    Благоприятные климатические условия

е.     Суровые климатические явления

 

 

3.    Найдите соответствие:

национальность

Языковая группа

 русские

Уральско-юкагирская

 

башкиры

индоевропейская

удмурты 

 алтайская

 

      

        

 


 

Тема: Население Урала Цели: сформировать знания об особенностях этнического состава, урбанизации, религиях, о традициях народов

Тема: Население Урала Цели: сформировать знания об особенностях этнического состава, урбанизации, религиях, о традициях народов

Верю Не верю 1

Верю Не верю 1

Используя текст учебника на стр

Используя текст учебника на стр

Они занимались животноводством и рыболовством

Они занимались животноводством и рыболовством

Задание для работы в группе 1

Задание для работы в группе 1

Задание для работы в группе 1

Задание для работы в группе 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020