Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
НАШ ПУТЬ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ
(играпутешествие)
Цели: расширение знаний о вежливых и добрых словах и их
применении в жизненных ситуациях;
развитие способности
анализировать свои действия; воспитание чувства доброты, вежливости,
взаимопонимания.
Х о д м е р о п р и я т и я
При входе в класс ученики получают жетон с номером «вагона»
(1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим «вагонам». На доске
представлена запись: «Путешествие в Страну вежливости и
доброты».
У ч и т е л ь . Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таких
человеческих качествах, как доброта и вежливость – ведь они
неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а
также ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово,
давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы
любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную
страну – страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны.
Давайте прочитаем, на каких остановках нам предстоит выходить. Вот
их удивительные названия: «Народная мудрость», «Ежели вы вежливы»,
«Не попади впросак», «В гостях у Буратино», «Наш маленький театр».
На каждой станции вас ждут приключения, а коегде и испытания.
«Поезд» трогается с песней «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. Э.
Успенского; учащиеся поют первый куплет с припевом) и прибывает
на первую станцию.
Станция «Народная мудрость»
У ч и т е л ь . В народе всегда относились к доброте поособому. Есть
даже такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это значит,
что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с
добротой. Доброту понимают даже животные. Какие пословицы и
поговорки о доброте вы знаете?
– Спеши делать добро.
– Добрые дела красят человека.– Без добрых дел нет доброго имени.
– Жизнь дана на добрые дела.
– Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
– Про доброе дело говори смело.
– Худо жить без ласкового слова.
– Не мудрён привет, а сердце покоряет.
– Ласковое слово лучше мягкого пирога.
– Спасибо – великое дело.
– Доброе слово и кошке приятно.
У ч и т е л ь . Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит
дальше, поехали!
Исполняется 2й куплет песни «Улыбка».
Станция «Ежели вы вежливы»
У ч и т е л ь . Вот наша следующая остановка. Посмотрим, насколько
мы вежливы. А то, может быть, нас в город Вежливости и пускать
нельзя? Если вы уверены, что я назвала вежливый поступок, – хлопайте
2 раза, если невежливый – 1 раз.
– Поздороваться при встрече?
– Толкнуть, не извиниться?
– Помочь подняться упавшему?
– Поднять уроненную вещь?
– Не встать, обращаясь к учителю?
– Взять билет в автобусе?
– Не уступить старшему место в транспорте?
– Не заметить недовольство мамы?
В о п р о с ы . (На каждый «вагон» по вопросу.)
– Как вы попросите передать на билет в автобусе?
– Как вы будете прощаться, уходя из гостей?
– Как вы будете просить о чёмто взрослого малознакомого
человека?
– Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке утром?
Ч т е ц ы .
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.
Ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
Ежели вы вежливы,
То книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом переплёте.
Ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея. (С. Маршак.)
Остановка вне расписания
– Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил
сигнал: пришло письмо, жители страны Добра просят о чёмто.
(Зачитывает письмо.)
«Ребята! У нас беда!
В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала
в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала
своими приближёнными Жадность, Зависть, Грубость, Дерзость,
Сплетни, Жестокость.
Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга.
Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми,
вежливыми, заботливыми».– Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти неприятные
слова в слова, противоположные по значению. Я знаю – у вас получится
это волшебство.
нежность,
ласка,
вежливость,
снисходительность,
– Щедрость,
добродушие,
предупредительность,
внимательность,
правдивость, жалость,сочувствие.
– Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей станет… (Ученики
придумывают имя.)
В этой стране жители имеют фамилии с корнем добр. Давайте
(Добровы, Добрушины, Добрынины,
придумаем им фамилии.
Добрулькины...)
– А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине.
– Давайте послушаем, о чём они спорят и поможем им разобраться в
ситуации.
Диалог между Буратино и Мальвиной
М а л ь в и н а . Здравствуй, Буратино!
Б у р а т и н о . Здравствуй, Мальвина!
М а л ь в и н а . Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не
выполнил?
Б у р а т и н о . Плохо я справился с заданием.
М а л ь в и н а . Почему?
Б у р а т и н о (злобно выкрикивает). Потому что не умею себя
сдерживать.
М а л ь в и н а . А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить,
когда ты такой сердитый?
Б у р а т и н о . Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает,
плакать не буду.
М а л ь в и н а . Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты
разговариваешь?
Б у р а т и н о . Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
М а л ь в и н а . Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут,
действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают
свои мнения.) Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с
ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Б у р а т и н о . Не было этого, не было, не было…
М а л ь в и н а . Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папеКарло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» – или: «Хочу в школу, хочу
в школу» – разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?
Б у р а т и н о . Может быть, я иногда и говорю немного громко или
капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить.
Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и
вижу: Пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал
смеяться и спросил у него: «Как посадка прошла?». Он обиделся и
почемуто ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку
ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Кляксавакса
гуталин, на носу горячий блин!». Что тут было! Он очень рассердился.
А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?
Выслушиваются ответы учащихся.
М а л ь в и н а . Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты
поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты
человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Б у р а т и н о . Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать,
учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что
неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали?
Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть
такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Дада, я сам слышал.
Изза мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не
уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей!
Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а
просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
М а л ь в и н а . Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят:
«Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!
Станция «Наш маленький театр»
– Вот и следующая остановка. Мы смотрим спектакль по
стихотворению Самуила Маршака «Вежливое слово».
Ученики инсценируют стихотворение.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прилагаются
За вежливое слово!
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.Даже ёжик пожилой
Притащился чуть живой!
– Подходите, ёжик, ёжик!
– Вам билет в каком ряду?
– Мне поближе, плохо вижу,
Вот спасибо, ну, пойду!
Говорит овечка:
– Мне одно местечко!
Вот моё благодарю –
Доброе словечко.
Утка:
– Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят.
И достала утка: «Доброе утро».
А олень:
– Добрый день.
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке дайте
Лучшие места.
Вот моё «Пожалуйста».
И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков,
Вдруг ворвался косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого:
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Не получите билет.
– Мне билет!
– Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет.Ничего кассир не дал.
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И ушёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое слово,
Чтото развернула и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
– Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь…
Их давно уж съела моль.
Бедные «пожалуйста» –
Что от них осталося?
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прилагаются
За вежливое слово.
Вот уже второй звонок.
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
– До свиданья. Здравствуйте.
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты –
Не один, а целых три.
– С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять.
И кассир даёт билеты,
Не один, а целых пять.
– Поздравляю с днём рожденья!
Приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.И кассиру всё под силу,
Очень хочется запеть:
«Очень, очень, очень, очень,
Очень вежливый медведь».
– Благодарен, извиняюсь!
– Славный парень!
– Я стараюсь!
– Вот умница.
Вот идёт медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится.
– Здравствуйте, медведица!
Знаете, медведица?
Славный Миша, ваш сынишка,
Даже нам не верится.
– Почему не верится? – говорит медведица, –
Мой сыночек молодец.
До свидания! Конец!
У ч и т е л ь .
А вы когданибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на вежливом бульваре
Вежливо благодарят?
В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые
слова. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее
настроение. А что значит слово «здравствуйте»?
«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете,
«Здравствуйте!» – это же «будьте здоровы»,
Это же «дольше живите на свете!».
Игра «Знаешь ли ты волшебные слова?»
У ч и т е л ь . Следующая наша игра так и называется «Знаешь ли ты
волшебные слова?». В волшебной стране растут цветы с волшебными
словами. Их сердечки видны (на доске), а вот лепестки пока лежат у вас
на столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова
приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы иблагодарности.
Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг
сердечка своего цветка.
– Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова
становятся действительно волшебными?
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
У ч и т е л ь . Сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в
стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у
вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте
свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте
«посадим» эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты,
чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.
– А какие добрые дела сделали вы?
Ответы детей.
– Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого
счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя
счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый,
самый счастливый, очень счастливый. А в руках у вас модели
человечков. Поместите своего человечка на ту ступень, каким
человеком вы себя ощущаете.
Дети прикрепляют своих человечков на доску.
Релаксационная пауза «Сердце доброты»
– Представьте себе своё сердце. Сколько оно может вместить любви
и добра!.. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки.
Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько
может в них поместиться. Переложите эти чувства в своё сердце, в свою
душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает,
делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими.
Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу.
Заключительная часть.
Ч т е ц ы .
Добрым быть совсемсовсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсемсовсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече:
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «в добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека.
Клянёмся вежливыми быть,
Всегда «Спасибо» говорить,
«Добрый день» и «До свидания».
Нет в мире лучше звания.
Клянёмся добрыми мы быть
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту.
Клянёмся добрыми мы быть,
В борьбе со злом добро дарить,
Невеж разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся добрыми мы быть!
У ч и т е л ь . ДОБРОТА – это стремление человека дать полное
счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение
вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Ч т е ц ы . Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырастинастоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и
весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться
волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими,
чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни нашим родителям, ни
друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие
друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на
помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные.
Заканчивается путешествие песней «Дорога добра».
Спроси у жизни строго,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему –
Всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
После исполнения песни дети получают в подарок воздушные
шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости идоброты.
В завершение звучит песня «Маленькая страна».Давай жить дружно!Сердце на ладони