НАШ ПУТЬ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ (игра-путешествие)

  • Мероприятия
  • rtf
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
Иконка файла материала Наш путь в страну Вежливости и Доброты игра-путешествие.rtf
НАШ ПУТЬ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ (игра­путешествие) Цели:  расширение   знаний   о   вежливых   и   добрых   словах   и   их применении   в   жизненных   ситуациях;   развитие   способности анализировать свои действия; воспитание чувства доброты, вежливости, взаимопонимания. Х о д   м е р о п р и я т и я При входе в класс ученики получают жетон с номером «вагона» (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим «вагонам». На доске представлена   запись:   «Путешествие   в   Страну   вежливости   и доброты». У ч и т е л ь .   Ребята,   сегодня   мы   с   вами   поговорим   о   таких человеческих   качествах,   как   доброта   и   вежливость   –   ведь   они неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также   ситуации,   в   которых   нужно   употреблять   то   или   иное   слово, давайте   представим   себе,   что   мы   отправляемся   в   путешествие.   Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну   –   страну   Добра.   Смотрите,   перед   вами   карта   этой   страны. Давайте прочитаем, на каких остановках нам предстоит выходить. Вот их удивительные названия: «Народная мудрость», «Ежели вы вежливы», «Не попади впросак», «В гостях у Буратино», «Наш маленький театр». На каждой станции вас ждут приключения, а кое­где и испытания. «Поезд» трогается с песней «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; учащиеся поют первый куплет с припевом) и прибывает на первую станцию. Станция «Народная мудрость» У ч и т е л ь . В народе всегда относились к доброте по­особому. Есть даже такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это значит, что   не   только   каждому   из   нас   нравится,   когда   к   нему   относятся   с добротой.   Доброту   понимают   даже   животные.   Какие   пословицы   и поговорки о доброте вы знаете? – Спеши делать добро. – Добрые дела красят человека.– Без добрых дел нет доброго имени. – Жизнь дана на добрые дела. – Учись доброму – дурное на ум не пойдёт. – Про доброе дело говори смело. – Худо жить без ласкового слова. – Не мудрён привет, а сердце покоряет. – Ласковое слово лучше мягкого пирога. – Спасибо – великое дело. – Доброе слово и кошке приятно. У ч и т е л ь .   Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше, поехали! Исполняется 2­й куплет песни «Улыбка». Станция  «Ежели вы вежливы» У ч и т е л ь .  Вот наша следующая остановка. Посмотрим, насколько мы   вежливы.   А   то,   может   быть,   нас   в   город   Вежливости   и   пускать нельзя? Если вы уверены, что я назвала вежливый поступок, – хлопайте 2 раза, если невежливый – 1 раз. – Поздороваться при встрече? – Толкнуть, не извиниться? – Помочь подняться упавшему? – Поднять уроненную вещь? – Не встать, обращаясь к учителю? – Взять билет в автобусе? – Не уступить старшему место в транспорте? – Не заметить недовольство мамы? В о п р о с ы . (На каждый «вагон» по вопросу.)  – Как вы попросите передать на билет в автобусе? – Как вы будете прощаться, уходя из гостей? –   Как   вы   будете   просить   о   чём­то   взрослого   малознакомого человека? – Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке утром? Ч т е ц ы . Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Взобраться инвалиду.Ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. Ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами. Ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей, И с бабушкой, и с дедушкой Вы их не перебьёте. Ежели вы вежливы, То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмёте не навеки. Ежели вы вежливы, То книжечку вернёте В опрятном, не измазанном И целом переплёте. Ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. (С. Маршак.) Остановка вне расписания –  Внимание!   Внимание!   Остановка   по   предупреждению.  Поступил сигнал:   пришло   письмо,   жители   страны   Добра   просят   о   чём­то. (Зачитывает письмо.) «Ребята! У нас беда! В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими   приближёнными   Жадность,   Зависть,   Грубость,   Дерзость, Сплетни, Жестокость. Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми».–  Что   будем   делать,  ребята?  Давайте,  превратим   эти   неприятные слова в слова, противоположные по значению. Я знаю – у вас получится это волшебство.   нежность,   ласка,     вежливость, снисходительность, –   Щедрость,   добродушие,   предупредительность, внимательность, правдивость, жалость,сочувствие. –  Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей станет…  (Ученики придумывают имя.) В   этой   стране   жители   имеют   фамилии   с   корнем  ­добр­.  Давайте  (Добровы,   Добрушины,   Добрынины, придумаем   им   фамилии. Добрулькины...) – А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине. – Давайте послушаем, о чём они спорят и поможем им разобраться в ситуации. Диалог между Буратино и Мальвиной М а л ь в и н а . Здравствуй, Буратино! Б у р а т и н о . Здравствуй, Мальвина! М а л ь в и н а . Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил? Б у р а т и н о . Плохо я справился с заданием. М а л ь в и н а . Почему? Б у р а т и н о   (злобно   выкрикивает).  Потому   что   не   умею   себя сдерживать. М а л ь в и н а . А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый? Б у р а т и н о . Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду. М а л ь в и н а .   Буратино,   ответь,   пожалуйста,   каким   тоном   ты разговариваешь? Б у р а т и н о . Что значит – каким тоном? Обыкновенным! М а л ь в и н а .   Подожди,   Буратино,   пусть   ребята   тебе   подскажут, действительно   ли   у   тебя   обыкновенный   тон.  (Ребята   высказывают свои мнения.)  Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло. Б у р а т и н о . Не было этого, не было, не было… М а л ь в и н а . Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папеКарло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» – или: «Хочу в школу, хочу в школу» – разве это не было сказано капризным, недовольным тоном? Б у р а т и н о . Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только   некоторые   шуток   не   понимают.   Вот   вчера,   например,   иду   и вижу: Пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться   и   спросил   у   него:  «Как   посадка   прошла?».  Он   обиделся   и почему­то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса­вакса­ гуталин, на носу горячий блин!». Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?  Выслушиваются ответы учащихся. М а л ь в и н а .   Я   думаю,   что   ребята   правильно   тебе   сказали:   ты поступил  плохо.  Нужно  всегда  вначале  подумать:  не обидишь  ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами. Б у р а т и н о . Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да­да, я сам слышал. Из­за   мелочи   называют   друг   друга   грубыми   словами,   дразнятся,   не уступают   друг   другу.   А   иногда   смеются   над   неудачами   товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина? М а л ь в и н а . Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это! Станция «Наш маленький театр» –   Вот   и   следующая   остановка.   Мы   смотрим   спектакль   по стихотворению Самуила Маршака «Вежливое слово». Ученики инсценируют стихотворение. Театр открывается! К началу всё готово! Билеты прилагаются За вежливое слово! В три часа открылась касса, Собралась народу масса.Даже ёжик пожилой Притащился чуть живой! – Подходите, ёжик, ёжик! – Вам билет в каком ряду? – Мне поближе, плохо вижу, Вот спасибо, ну, пойду! Говорит овечка: – Мне одно местечко! Вот моё благодарю –  Доброе словечко. Утка:  – Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят. И достала утка: «Доброе утро». А олень: – Добрый день. Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке дайте Лучшие места. Вот моё «Пожалуйста». И вдруг, Отпихнув старух, Стариков, барсуков, бурундуков, Вдруг ворвался косолапый, Отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого: – Касса, выдай мне билет! – Ваше вежливое слово? – У меня такого нет. – Не получите билет. – Мне билет! – Нет и нет! Не стучите, не кричите, До свидания, привет.Ничего кассир не дал. Косолапый зарыдал, И ушёл он со слезами, И ушёл к мохнатой маме. Мама шлёпнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое слово, Что­то развернула и стряхнула, И чихнула, и вздохнула: – Ах, слова какие были! И не мы ли их забыли? Изволь, позволь… Их давно уж съела моль. Бедные «пожалуйста» – Что от них осталося? Театр открывается! К началу всё готово! Билеты прилагаются За вежливое слово. Вот уже второй звонок. Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе: – До свиданья. Здравствуйте. Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари! И кассир даёт билеты – Не один, а целых три. – С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять. И кассир даёт билеты, Не один, а целых пять. – Поздравляю с днём рожденья! Приглашаю вас к себе. И кассир от восхищенья Постоял на голове.И кассиру всё под силу, Очень хочется запеть: «Очень, очень, очень, очень, Очень вежливый медведь». – Благодарен, извиняюсь! – Славный парень! – Я стараюсь! – Вот умница. Вот идёт медведица, И она волнуется, И от счастья светится. – Здравствуйте, медведица! Знаете, медведица? Славный Миша, ваш сынишка, Даже нам не верится. – Почему не верится? – говорит медведица, – Мой сыночек молодец. До свидания! Конец! У ч и т е л ь . А вы когда­нибудь бывали В городе Спасибоград, Где на вежливом бульваре Вежливо благодарят? В   обиходе   культурного   человека   всегда   присутствуют   вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение. А что значит слово «здравствуйте»? «Здравствуйте!» Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете, «Здравствуйте!» – это же «будьте здоровы», Это же «дольше живите на свете!». Игра «Знаешь ли ты волшебные слова?» У ч и т е л ь . Следующая наша игра так и называется «Знаешь ли ты волшебные слова?». В волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске), а вот лепестки пока лежат у вас на   столах.   Давайте   соберём   эти   слова.   Первый   цветок   –   слова приветствия;   второй   –   слова   прощания;   третий   –   слова   просьбы   иблагодарности. Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка своего цветка. – Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными? Игра «Давайте говорить друг другу комплименты» У ч и т е л ь .   Сегодня,   вспомнив   вежливые   слова,   мы   посадили   в стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте «посадим» эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение. – А какие добрые дела сделали вы? Ответы детей. –   Доброта,   вежливость,   радость   создают   основу   человеческого счастья.   Человек,   который   делает   добро   другим,   чувствует   себя счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый, самый   счастливый,   очень   счастливый.   А   в   руках   у   вас   модели человечков.   Поместите   своего   человечка   на   ту   ступень,   каким человеком вы себя ощущаете.  Дети прикрепляют своих человечков на доску. Релаксационная пауза «Сердце доброты» – Представьте себе своё сердце. Сколько оно может вместить любви и   добра!..   Сложите   обе   руки   возле   груди,   раскройте   ладошки. Представьте   на   них   столько   любви,   добра,   добрых   чувств,   сколько может в них поместиться. Переложите эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает   добрыми.   Поделитесь   своей   любовью,   добротой   с   другими. Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу. Заключительная часть.  Ч т е ц ы .  Добрым быть совсем­совсем непросто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть,И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем­совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече: «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожеланье «в добрый час». Доброта – она от века Украшенье человека. Клянёмся вежливыми быть, Всегда «Спасибо» говорить, «Добрый день» и «До свидания». Нет в мире лучше звания. Клянёмся добрыми мы быть И лень, и грубость позабыть, Учиться этикету, Науку помнить эту. Клянёмся добрыми мы быть, В борьбе со злом добро дарить, Невеж разить мечом волшебным И строгим словом, и целебным. Клянёмся добрыми мы быть! У ч и т е л ь .     ДОБРОТА   –   это   стремление   человека   дать   полное счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Ч т е ц ы . Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырастинастоящими   людьми:  добрыми, смелыми,  отзывчивыми, вежливыми   и весёлыми.   А   чтобы   стать   вежливыми,   мы   должны   пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни нашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Мы   думаем,   что   никогда   не   исчезнут   с   нашей   земли   настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные. Заканчивается путешествие песней «Дорога добра». Спроси у жизни строго, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба Себя ведёт не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему – Всегда иди дорогою добра. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. После   исполнения   песни   дети   получают   в   подарок   воздушные шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости идоброты. В завершение звучит песня «Маленькая страна».Давай жить дружно!Сердце на ладони