Урок географии в 8 классе
Тема: Наше национальное богатство и наследие
Цели урока: сформировать понятие «национальное богатство»; раскрыть особенности природных ресурсов России; выявить, что такое Всемирное природное и культурное наследие.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация
Россия,
ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Севастополя до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
3. Тема и цель урока.
Беседа:
Как вы считаете, Россия — богатая страна? А что вы считаете национальным богатством?
О чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить?
4. Изучение нового материала.
1. В чём состоит наше национальное богатство? (Вводная беседа)
На огромной территории России сосредоточены разнообразные ресурсы — природные, материальные, духовные. Всё, чем обладает страна, называется национальным богатством. Национальное богатство определяется в де нежном эквиваленте.
Ценности (природные, материальные, духовные) накапливаются и приумножаются людьми, поэтому главная ценность национального богатства страны — человек.
Как нужно в современных условиях распоряжаться национальным богатством, чтобы его приумножить?
1.
2. Особенности природных ресурсов России. (Работа по учебнику)
А) ознакомьтесь с классификацией природных ресурсов
Б) Используя таблицу 3, определите долю и место России по запасам и добыче отдельных видов минерального сырья. К каким видам природных ресурсов — возобновляемым или невозобновляемым — относятся указанные природные ресурсы?
В) Сформулируйте вывод о необходимости рационального использования природных ресурсов.
Вывод: природные ресурсы сокращаются , поэтому остро стоит проблема их рационального использования. Это подразумевает проведение политики ресурсосбережения, полноту и комплексность переработки сырья, активное использование вторичного сырья. Рациональное природопользование закладывает основы будущего устойчивого развития цивилизации.
Название |
Местоположение |
Особенности |
Ильменский заповедник |
Урал, Ильменский хребет |
Уникальное скопление минералов (более 200), редких и драгоценных (топазы, гранаты, сапфиры) |
Печоро-Илычский заповедник |
Северный Урал, западные склоны |
Биосферный заповедник: охраняются типичные и хорошо сохранившиеся территории тайги с постоянным мониторингом состояния природы |
«Звучащая гора» — памятник природы (Большое Богдо) |
Прикаспийская низменность |
Гора издает звуки — «поет». Воздушные струи вращают в трещинах горы зерна горных пород |
Река, изменяющая свое течение, — памятник природы (Волхов) |
Река Волхов вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро |
Река меняет направление течения в зависимости от выпадения дождей в низовье, т. к. имеет очень маленький уклон |
Озеро Байкал |
Юг Восточной Сибири, пояс гор Южной Сибири |
Самое глубокое озеро, имеющее уникально чистую по химическому составу воду и эндемичный органический мир |
Вулканы Камчатки — объект Всемирного природного наследия |
Полуостров Камчатка, Дальний Восток |
Скопление действующих (более 30) и потухших (более 130) вулканов. Один из высочайших вулканов — Ключевская сопка, Долина гейзеров |
«Звучащая гора» — памятник природы
На Прикаспийской низменности, рядом с озером Баскунчак, на 170 км возвышается гора Большое Богдо. Ядром горы служит монолит каменной соли. Уникальность горы Большое Богдо в том, что это звучащая гора. В ее трещинах воздушные струи вращают зерна кварцита и яшмы, пластинки гипса, и гора «поет». Местные жители считают гору местом обитания духа.
Река, изменяющая свое течение
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, произошедшее в XII в. Население старинного Новгорода, недовольное поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это как знамение Господне, и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Оказывается, уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают сильные дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.
Виртуальное путешествие по объектам Всемирного природного и культурного наследия.(Работа в группах)
Задание: используя материалы Приложения, иллюстрации, слайды, информацию из дополнительных источников, проведите виртуальную экскурсию по объектам Всемирного культурного и природного наследия.
1 группа.
А) Московский Кремль и Красная площадь. Б) Кижи. В) Девственные леса Коми Г) «Золотые горы Алтая»
2 группа.
А) Троице-Сергиевская лавра Б) Историко-архитектурный комплекс Соловецких островов. В) «Ленские столбы» Г) «Остров Врангеля»
3 группа.
А) Санкт-Петербург Б) Великий Новгород В) Казанский Кремль Г) Озеро Байкал
5. Рефлексия
5. Домашнее задание:
Творческое задание: Подготовить презентацию «Экскурсия … (по одному из объектов Всемирного культурного или природного наследия)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.