Нашествие крестоносцев

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Нашествие крестоносцев.docx

Урок  ……

БОРЬБА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ СО ШВЕДСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ АГРЕССИЕЙ

Цел и:

1.   Ознакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.

2.     Дать представление о полководческом искусстве Алексан­дра Ярославича.

3.      Продолжить формирование умения учащихся работать с исторической картой и историческими источниками.

Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчи­ков в XIII веке».

Основные понятия и термины: орден крестоносцев, ме­ченосец.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задание:

G  Расскажите о державе Чингисхана.

G  Опишите жизнь и быт монголо-татар.

G  Установите последовательность и длительность событий, связанных с нашествием монголо-татар.

G  Охарактеризуйте походы Чингисхана и Батыя до границ православного и католического мира.

G  Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?

 

Вывод: в XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не единст­венные враги, на Западе был еще очень опасный для Руси враг.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

2.    Невская битва и Ледовое побоище.

3.    Александр Невский - политик и военачальник.

 

1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибал­тики. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении тем курса «История средних веков». Вопросы:

=> Что означает «рыцарский орден»?

=> Есть ли разница между рыцарем - членом рыцарского ор­дена и обычным рыцарем?

=> Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие?

=> Почему походы шведских и немецких рыцарей в Прибал­тику характеризуются как крестовые походы?

=> Охарактеризуйте цель крестовых походов.

Учитель обобщает ответы учащихся и обращает вни­мание на следующее.

-   Действия крестоносцев первоначально были направлены
против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспан­сии на русские северо-западные земли.

От середины XII до середины XV вв. новгородцы:

  26 раз воевали со шведскими рыцарями,

  5 раз - с норвежскими,

  11 раз - с немецкими,

  14 раз - с литовскими.

В начале XIII века новгородцы совершили несколько по­ходов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

 

Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

-   занятые ими земли подвергались насильственной католизации;

-   на занятые земли селились приглашенные немецкие коло­нисты, строили свои замки;

местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.
 Работа с текстом учебника (с. 106-108).
Учащиеся   знакомятся  с  героической  борьбой  народов
Прибалтики и русского народа против вторжения немецких, дат­ских и шведских рыцарей и с последствиями этой борьбы для ме­стного населения Прибалтики.

   

Обратить внимание учащихся на то, что начинают зарождаться дружественные связи между русским и прибалтийскими на­родами.

Остановить вторжение крестоносцев не удалось, создалась угроза Новгороду и Пскову.

 Проблемный вопрос:

=> Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар - было более опасным для Руси? (Ответ обоснуйте.)

2. Невская битва и Ледовое побоище. Озна­комить учащихся с решающими сражениями русского народа со шведскими и немецкими поработителями - Невской битвой (1240 г.) и Ледовым побоищем (1242 г.).

Работа с картой:

=> Найти и показать устье реки Невы.

=> Показать направления походов крестоносцев.

В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля.

Согласно одной из точек зрения историков, едва ли есть ос­нование видеть в действиях шведов что-то большее, чем обычный грабительский поход. Но его успех мог открыть путь дальнейшим захватническим действиям крестоносцев.

Согласно другой точке зрения историков, это был очередной крестовый поход. Его цель - захват пути по Неве. Условия: 2/3 зе­мель - шведскому королю, 1/3 земель - Тевтонскому ордену, деся­тина с населением - церкви. К походу готовились два года.

Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоян­ного войска.

В Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославич (19 лет). Он получил крайне дерзкое послание: «Я уже здесь и пле­няю землю твою». Александр сразу проявил себя смелым и реши­тельным военачальником. Князь с одной дружиной и малочислен­ными ратниками-новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в корот­кие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение.

Рекомендуется обратить внимание учащихся на карту-схему «Невская битва» (с. 110).

Главное - надо было подойти внезапно, за Невой враги вели наблюдение. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне, высадиться и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно.

Вопросы:

=> Каково было боевое построение русских воинов?

=> Рассказать о плане Александра Ярославича.

(Князь ударом конницы в центр лагеря и обходом пеших воинов вдоль Невы хотел загнать противника в угол между Невой и Ижорой.)

=> Что определило победу русских воинов?

(Внезапность нападения, удачно выбранное место сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов.)

=> Назовите имена героев битвы.

(Гаврила Олексич, Савва и многочисленные новгородцы. Их мужество и героизм описываются в «Сказаниях о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославича Невского» - XIII в.)

=> Определите значение Невской битвы.

(Устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Князь Александр Ярославич получил про­звище - Невский.)

Знакомство с Ледовым побоищем учитель начинает с харак­теристики военных действий в 1242 году.

Работа с картой поможет учащимся проследить путь немецких феодалов в новгородские владения. Учащиеся нахо­дят и показывают разрушенные города - Изборск, Псков.

Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, защитить Новгородскую землю было некому, так как накануне Александр Невский поссорился с новгородским вече и покинул Новгород, пе­ребравшись в Переяславль. Видя активное усиление немецкой уг­розы, новгородское вече вновь пригласило князя на престол.

В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псков, из­гнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад. Князь Александр Невский стянул свои силы к Чудскому озеру и решил туда заманить рыцарей - на лед Чудского озера. Александр Невский занял позиции на льду Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам.

Работа со схемой «Движение войск и Ледовое по­боище» (с. 111) и иллюстрацией «Ледовое побоище» - миниатюра из летописи (с. 112).

Рассказ о ходе сражения в объеме учебника с использованием карты-схемы.

Вопросы:

=> Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.

=> Каким был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере?

=> Какова была их тактика ведения боя?

=> Почему русские одержали победу?

=» Охарактеризуйте роль рядовых воинов.

=> В чем проявился полководческий талант Александра Нев­ского?

Далее подвести учащихся к следующим рассуж­дениям:

-    В результате победы Александра Невского на Чудском озе­ре Левонский орден прислал в Новгород послов и отказался от аг­рессивных планов по отношению к Русской земле.

-    Эта победа окончательно пресекла попытки навязать Руси католичество.

Вывод (учащиеся читают на с. 112): в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского от­стояла свою территорию и православную веру.

3. Александр Невский - политик и военачальник. Показать учащимся репродукцию картины художника П. Корина «Александр Невский», а также представить книги, напи­санные об Александре Невском, например, авторов В. Пашуто, Л. Обухова, С. Мосиян, А. Сахаровой, С. Троицкого, А. Митяева и др. (Выставка книг, взятых в библиотеке.)

Далее познакомить учащихся с фрагментом из сюиты А. Прокофьева «Александр Невский». Можно сказать и о фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский».

Учащиеся обязательно должны осознать историческое значение деятельности Александра Невского - политика и полко­водца земли Русской. Александр Невский - это национальный герой.

Учитель рассказывает об Александре Невском.

В XIII веке было написано житие Александра Невского.

Работа с документом (с. 113-114).

Петр I приказал перенести мощи Александра Невского в Пе­тербург и захоронить в Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован, то есть причислен Русской православной церковью к лику святых.

Далее целесообразно организовать беседу «Александр Невский - защитник земли Русской».

-    Князь Александр Невский осознавал слабость русских зе­мель и не мог противостоять монголам.

-    Следовательно, он признал их власть и сознательно стал с ними сотрудничать.

-    В сложившихся условиях данная политика сотрудничества с ордынской властью была дальновидной, так как ослабленная Рус­ская земля не могла противостоять монголо-татарам, а это помога­ло избежать новых погромов и кровопролития.

-    В житии Александра Невского впервые была сформулиро­вана идея религиозного противостояния православной Руси като­лическому Западу.

Вывод: вся деятельность Александра Невского способ­ствовала отстаиванию национальных интересов Руси на северо-западе. Русские земли в этом районе сохранили свою независи­мость.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> Какие цели преследовали крестоносцы в Прибалтике?

=> На чем основывалась общность интересов Руси и народов Прибалтики во взаимоотношениях с орденом и шведами?

=> Почему именно в начале 40-х годов XIII века усилилось давление рыцарей-крестоносцев на Русь?

=> Определите значение победы Александра Невского.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 13, работать по вопросам и заданиям. Контурная карта № 4, задания 6-7.