Урок ……
БОРЬБА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ СО ШВЕДСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ АГРЕССИЕЙ
Цел и:
1. Ознакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.
2. Дать представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.
3. Продолжить формирование умения учащихся работать с исторической картой и историческими источниками.
Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке».
♦ Основные понятия и термины: орден крестоносцев, меченосец.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопросы и задание:
G Расскажите о державе Чингисхана.
G Опишите жизнь и быт монголо-татар.
G Установите последовательность и длительность событий, связанных с нашествием монголо-татар.
G Охарактеризуйте походы Чингисхана и Батыя до границ православного и католического мира.
G Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?
Вывод: в XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не единственные враги, на Западе был еще очень опасный для Руси враг.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.
2. Невская битва и Ледовое побоище.
3. Александр Невский - политик и военачальник.
1. Походы западноевропейских рыцарей в земли
Прибалтики. Учитель
опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении тем курса «История
средних веков». Вопросы:
=> Что означает «рыцарский орден»?
=> Есть ли разница между рыцарем - членом рыцарского ордена и обычным рыцарем?
=> Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие?
=> Почему походы шведских и немецких рыцарей в Прибалтику характеризуются как крестовые походы?
=> Охарактеризуйте цель крестовых походов.
Учитель обобщает ответы учащихся и обращает внимание на следующее.
- Действия крестоносцев
первоначально были направлены
против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские
северо-западные земли.
От середины XII до середины XV вв. новгородцы:
• 26 раз воевали со шведскими рыцарями,
• 5 раз - с норвежскими,
• 11 раз - с немецкими,
• 14 раз - с литовскими.
В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.
Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.
Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:
- занятые ими земли подвергались насильственной католизации;
- на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;
- местное население
закабалялось и подвергалось ассимиляции.
Работа с текстом учебника (с. 106-108).
Учащиеся знакомятся с
героической борьбой народов Прибалтики
и русского народа против вторжения немецких, датских и шведских рыцарей и с последствиями этой борьбы для местного
населения Прибалтики.
Обратить внимание учащихся на то, что начинают зарождаться дружественные связи между русским и прибалтийскими народами.
Остановить вторжение крестоносцев не удалось, создалась угроза Новгороду и Пскову.
Проблемный вопрос:
=> Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар - было более опасным для Руси? (Ответ обоснуйте.)
2. Невская битва и Ледовое побоище. Ознакомить учащихся с решающими сражениями русского народа со шведскими и немецкими поработителями - Невской битвой (1240 г.) и Ледовым побоищем (1242 г.).
Работа с картой:
=> Найти и показать устье реки Невы.
=> Показать направления походов крестоносцев.
В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля.
Согласно одной из точек зрения историков, едва ли есть основание видеть в действиях шведов что-то большее, чем обычный грабительский поход. Но его успех мог открыть путь дальнейшим захватническим действиям крестоносцев.
Согласно другой точке зрения историков, это был очередной крестовый поход. Его цель - захват пути по Неве. Условия: 2/3 земель - шведскому королю, 1/3 земель - Тевтонскому ордену, десятина с населением - церкви. К походу готовились два года.
Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоянного войска.
В Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославич (19 лет). Он получил крайне дерзкое послание: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружиной и малочисленными ратниками-новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в короткие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение.
Рекомендуется обратить внимание учащихся на карту-схему «Невская битва» (с. 110).
Главное - надо было подойти внезапно, за
Невой враги вели наблюдение. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне,
высадиться и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно.
Вопросы:
=> Каково было боевое построение русских воинов?
=> Рассказать о плане Александра Ярославича.
(Князь ударом конницы в центр лагеря и обходом пеших воинов вдоль Невы хотел загнать противника в угол между Невой и Ижорой.)
=> Что определило победу русских воинов?
(Внезапность нападения, удачно выбранное место сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов.)
=> Назовите имена героев битвы.
(Гаврила Олексич, Савва и многочисленные новгородцы. Их мужество и героизм описываются в «Сказаниях о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославича Невского» - XIII в.)
=> Определите значение Невской битвы.
(Устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Князь Александр Ярославич получил прозвище - Невский.)
Знакомство с Ледовым побоищем учитель начинает с характеристики военных действий в 1242 году.
Работа с картой поможет учащимся проследить путь немецких феодалов в новгородские владения. Учащиеся находят и показывают разрушенные города - Изборск, Псков.
Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, защитить Новгородскую землю было некому, так как накануне Александр Невский поссорился с новгородским вече и покинул Новгород, перебравшись в Переяславль. Видя активное усиление немецкой угрозы, новгородское вече вновь пригласило князя на престол.
В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад. Князь Александр Невский стянул свои силы к Чудскому озеру и решил туда заманить рыцарей - на лед Чудского озера. Александр Невский занял позиции на льду Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам.
Работа со схемой «Движение войск и Ледовое побоище» (с. 111) и иллюстрацией «Ледовое побоище» - миниатюра из летописи (с. 112).
Рассказ о ходе сражения в объеме учебника с использованием карты-схемы.
Вопросы:
=> Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.
=> Каким был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере?
=> Какова была их тактика ведения боя?
=> Почему русские одержали победу?
=» Охарактеризуйте роль рядовых воинов.
=> В чем проявился полководческий талант Александра Невского?
Далее подвести учащихся к следующим рассуждениям:
- В результате победы Александра Невского на Чудском озере Левонский орден прислал в Новгород послов и отказался от агрессивных планов по отношению к Русской земле.
- Эта победа окончательно пресекла попытки навязать Руси католичество.
Вывод (учащиеся читают на с. 112): в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру.
3. Александр Невский - политик и военачальник. Показать учащимся репродукцию картины художника П. Корина «Александр Невский», а также представить книги, написанные об Александре Невском, например, авторов В. Пашуто, Л. Обухова, С. Мосиян, А. Сахаровой, С. Троицкого, А. Митяева и др. (Выставка книг, взятых в библиотеке.)
Далее познакомить учащихся с фрагментом из сюиты А. Прокофьева «Александр Невский». Можно сказать и о фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский».
Учащиеся обязательно
должны осознать историческое значение деятельности Александра Невского -
политика и полководца земли Русской.
Александр Невский - это национальный герой.
Учитель рассказывает об Александре Невском.
В XIII веке было написано житие Александра Невского.
Работа с документом (с. 113-114).
Петр I приказал перенести мощи Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован, то есть причислен Русской православной церковью к лику святых.
Далее целесообразно организовать беседу «Александр Невский - защитник земли Русской».
- Князь Александр Невский осознавал слабость русских земель и не мог противостоять монголам.
- Следовательно, он признал их власть и сознательно стал с ними сотрудничать.
- В сложившихся условиях данная политика сотрудничества с ордынской властью была дальновидной, так как ослабленная Русская земля не могла противостоять монголо-татарам, а это помогало избежать новых погромов и кровопролития.
- В житии Александра Невского впервые была сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу.
Вывод: вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на северо-западе. Русские земли в этом районе сохранили свою независимость.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания:
=> Какие цели преследовали крестоносцы в Прибалтике?
=> На чем основывалась общность интересов Руси и народов Прибалтики во взаимоотношениях с орденом и шведами?
=> Почему именно в начале 40-х годов XIII века усилилось давление рыцарей-крестоносцев на Русь?
=> Определите значение победы Александра Невского.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 13, работать по вопросам и заданиям. Контурная карта № 4, задания 6-7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.