Повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся;
Формировать умение пользоваться и работать с помощью словаря; Воспитывать интерес к книге, к слову; развивать интерес к знаниям.
Воспитывать уважение к товарищам и терпимость к чужому мнению
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!” (А. Франс);
Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока «Наши друзья и помощники – словари». Сегодня мы узнаем лишь о некоторых словах, которые помогают правильно писать, говорят об истории их создания, расширяют кругозор, приобщают к культуре народа.
Наши помощники и друзья-словари.ppt
Наши друзья и помощники – словари
Тема урока: « Наши друзья и помощники – словари».
Цели: Повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся;
Формировать умение пользоваться и работать с помощью словаря;
Воспитывать интерес к книге, к слову; развивать интерес к знаниям.
Воспитывать уважение к товарищам и терпимость к чужому мнению
Ход урока
1.Организационный момент.
У. Добрый день, ребята! Урок русского языка сегодня будет немного необычным. Я сегодня
пригласила на урок своих друзей. Они уже долгое время помогают мне в работе. И мне бы хотелось,
чтобы и вы с ними подружились. А пригласила я их не спроста. Мне приснился сон. Хотите, я вам его
расскажу? И в этом мне помогут наши ребята.
Библиотека. Тишина. На полках стоят в ряд книги. Они тихо ведут беседу – в библиотеке не принято
говорить громко. Инсценировка : «В школьной библиотеке»
Толковый словарь: Тысячи слов живут на моих страницах, много веков люди собирают слова,
описывают их значения и создают толковые словари. Если бы школьники дружили бы со мной, как
много нового, интересного узнали бы они! Но меня редко берут в руки. А ведь я нужен ребятам!
Однажды на празднике последнего звонка важный выпускник сказал: “А сейчас мы хотим подарить
нашим младшим друзьям памятные сувениры”. Жаль его! За одиннадцать школьных лет он так и не
узнал, что сувенир – это 'памятный подарок'. Поэтому прилагательное 'памятный' в этом
словосочетании – то же, что масло масляное.
Словарь синонимов: Невесела наша доля, если бы ребята почаще брали бы меня в руки, то не
употребляли бы единственное слово сказать почти в каждом предложении. Ведь у этого слова столько
“братьев”, передающих разные его оттенки: спросил, воскликнул, заметил, подчеркнул, молвил. Я
готов любому помочь сделать речь образной, выразительной, точной. Да только где они эти друзья?!
Орфографический словарь: А как они пишут, эти наши читатели! “Математика”, “калидор”,
“сабака”! Ужас! Хочется крикнуть: “ Да откройте же меня, наконец, полистайте, поищите нужное
слово. Сомневаетесь – проверяйте; радуйтесь, если оказались правы. Чаще берите меня в руки!”
Школьный словообразовательный словарь: А с моей помощью можно узнать, как образуются
слова. Это помогает лучше понять их значение и правописание. Да только меня школьники берут еще
реже, чем вас. Отчего бы это?
У. Ребята! А вы задумывались, сколько слов в нашем русском языке? В русском языке более 500 тысяч
слов. Наверное нет такого человека во вселенной, который бы знал их все. Но существует
справедливое изречение: Не тот человек образованный, кто много знает, а тот , кто знает, где можно
Наши друзья и помощники – словари
Наши гости
Словарь Ожегова
толковый словарь русского
языка
ОЖЕГОВ Сергей Иванович (190064)
российский
лексиколог,
лексикограф, исследователь норм русского
литературного
доктор
филологических
"Словарь русского языка" (1949, 22е
издание, 1990; с 1992 "Толковый словарь
русского языка", совместно с Н. Ю.
Шведовой).
языковед,
Самый известный словарь
Это словарь В.И. Даля. В 1863 г. вышел его
знаменитый “Толковый словарь живого великорусского
языка”. В нём собрано более 200 000 слов. В.И. Даль
был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он
много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал
сложные хирургические операции. Но где бы ни был
В.И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда
прислушивался к речи людей. И мы с благодарностью
вспоминаем его – В.И. Даля, человека, который собирал
слова.
языка,
наук.
ДАЛЬ Владимир
Иванович [10 (22)
ноября 1801, Лугань
— 22 сентября (4
октября) 1872,
Москва], русский
писатель,
лексикограф,
этнограф, член-
корреспондент
Петербургской АН
(1838). Создал
«Толковый словарь
живого
великорусского
языка» (т. 1 – 4, 1863
– 1866), за который
был удостоен звания
почетного академика
Петербургской АН
(1863).
Наши друзья и помощники – словари
Сообщение темы и цели урока
“Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”.
(В.Брюсов)
“Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг.
Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!” (А. Франс);
У. Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока «Наши друзья и
помощники – словари». Сегодня мы узнаем лишь о некоторых словах, которые помогают правильно
писать, говорят об истории их создания, расширяют кругозор, приобщают к культуре народа.
Речевая разминка: На доске записана скороговорка, но слово пропущено. (… учил уроки, у него в
чернилах щёки)
У.Какое слово пропущено? ( словарное слово ученик) Где можно найти это слово? А для чего вы его будете
искать в словаре?( чтобы проверить правильное написание этого слова) Найдите это слово, проверьте
правильно ли вы его написали.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
У. Прочитайте эту скороговорку, с разной интонацией.
А) Осторожно. Какой усердный ученик.!
Б) С удивлением. Какой неаккуратный ученик!
В) С осуждением. Почему он запачкался чернилами?
Какое слово мы сейчас с вами повторили? Назовите ещё слова словарные связанные со школой. ( учитель,
пенал, тетрадь)
научном стиле.
А кто из вас знает, как располагаются слова в словарях? Почему мы так быстро можем их найти? ( Слова в
словарях располагаются в алфавитном порядке)
И ещё есть правила, которые нужно знать при работе со словарями. Статья о каждом слове написана в
Цель статьи сообщить точную информацию о слове.
Давайте отправимся в путешествие по некоторым словарям.
Сегодня просят нас с вами разобраться слова, которые не знают какого они роду – племени.
Это слова : Толерантность, комплимент, мигрант.
У. Как вы думаете в каком словаре они могут жить? ( Ученик . Заходит словарь иностранных слов. Я –
словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь
со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о
значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении.
У. Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные
связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите
слово "толерантность" в словаре и объясните его значение и происхождение.
Наши друзья и помощники – словари
Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и
Работа со словарём
означает терпение, терпимость.
Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово "толерантность" и объяснение этого слова работа по системе
СУО )слог, ударение, орфограмма)
в котором они находят и подтверждают версию слова)
( слова записываются на карточку для более эффективной работы) А одной группе детей даётся словарь иностранных слов,
Словарь иностранных слов
толерантность [лат. tolerantia терпение] - 1) терпимость, снисходительность к кому-или чему-л.; 2) биол., мед. полное или
частичное отсутствие иммунологической реактивности, т. е. потеря (или снижение) организмом животного или человека
способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение (ср. сенсибилизация 1).
Составьте и запишите предложение со словосочетанием толерантный человек.
Стихопауза с комментариями.
а) Чтение стихотворения «Мне больно, мальчики …»
Помню: С дерева в бору
Я упал однажды летом.
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом
Помню: руку в мастерской
Я пилой поранил в школе.
Час прошел или другой,
Я пилил, забыв о боли.
Помню: С братом как-то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз …
Боль прошла – мы улыбнулись.
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то,
Стало очень больно вдруг …
Больно и сейчас, ребята.
А. Кешоков.
ударение.
Последнее четверостишие записывается на доске. Его дети читают самостоятельно, интонацией обозначая логическое
Далее следует беседа по содержанию стихотворения.
Чем нанес рану друг этого мальчика?
Почему ему больно и сейчас?
Оцените дружбу этих двух мальчиков.
Как вы понимаете дружбу?
А как вы относитесь к новым одноклассникам, к детям, которые приезжают к нам из других республик и стран?
Какое значение здесь имеет слово «боль»?
Какая боль оказалась настоящей болью?
Наши друзья и помощники – словари
Боль
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то,
Стало очень больно вдруг
…
Больно и сейчас, ребята.
РАЗРЫВ
гроза ВЗРЫВ
Наши друзья и помощники – словари
Продолжение работы со словарём иностранных слов
Запись четверостишия в тетради по памяти. Найти слова в которых букв больше чем звуков. Словарноое слово с
безударной гласной в корне слова. Слова с парной согласной на конце слова. К слову друг подберите антоним.
Работа со словом «Мигрант» мигранты
Мигрирующие люди или животные. Виды организмов, проникших в данную местность из места, где они возникли в
Соотносящийся по значению с существительным: миграция, связанный с ним. Свойственный миграции, характерный
миграция
Передвижение, переселение народов, населения внутри страны или за ее пределы. Передвижение животных,
процессе эволюции;
для нее…
У. А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей? А как
вызванное изменением условий существования или в связи с прохождением нового цикла развития. Перемещение,
перераспределение чего-л…
мы можем поддержать таких людей? Поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но
также добрым словом, уважением, дружбой. Мне бы хотелось, чтобы все
Вывод. Боль души - смятение, растерянность.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
И так мы переходим с вами к следующему слову «Комплимент»Работа со словарём.
Физминутка. Давайте сыграем в игру "Комплимент". Игра проводится под песню Б.Окуджавы"Давайте говорить друг
Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший
другу комплименты".
сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент
должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность,
характер, способности, умение дружить.
Поменяйтесь тетрадями и запишите друг другу какой-нибудь комплимент.
Наши друзья и помощники – словари
Работа со словарём антонимов.
Ученик 2. Я – словарь антонимов. В словаре представлено 2000 антонимических пар. Мы спрашиваем: "Это хорошо или
плохо?", "Еще рано или поздно?". В словаре статья дает объяснения значения каждого члена пары, приводит пример
употребления антонимов из литературных произведений.
Что такое антонимы?
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Магнит". А что вы знаете о магните?
Ученики сообщают то, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой – отталкивает.
– Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов? Из записанных на доске слов выберите добрые и
хорошие слова, прямо противоположные им по смыслу.
На доске.
Ленивый, любить, грубый, жадный, ласковый, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый.
Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: левая колонка – хорошие слова, а правая колонка – антонимы к
Определите части речи . Какую пару слов отсюда можно исключить?
Если успеем. Работаем ещё с одним словарём. Для этого перенесемся с вами в царство фразеологии. Само слово
словам из левой колонки.
Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.
“фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука,
изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить
ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению
одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.
1. повесил нос 1. обманывал
2. приуныл 2. держать язык за зубами
3. помалкивал 3. вставлять палки в колеса
4. догонял 4. надул губы
5. обиделся 5. пускал пыль в глаза
6. хвастался 6. наступал на пятки
7. мешает 7. втирал очки
8. понравился 8. зуб на зуб не попадает
9. надоело 9. сделал из мухи слона
10. преувеличивал 10. на зубах навязло
11. замерз 11. нашел дорогу к сердцу.
высказывание французского писателя Анатоля Франса.
Что у вас получилось?
У. Мы познакомились только с тремя словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на выставку в класс! Прочитайте
"Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!«
Подведение итогов урока
У. Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята?
И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться.
Работу со словарями вы продолжите в библиотеке при подготовке не только к русскому языку, но и к другим
предметам.
Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа.
Спасибо за активное участие и работу на уроке!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.