НАСТАВНИЧЕСТВО – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Г.З. Романова
МАУДО ЦДТ «Радуга», Гайский городской округ
В настоящее время в образовании существует острая проблема нехватки педагогических кадров. Более того, потребность в педагогических кадрах сохранится, поскольку подавляющее большинство молодых педагогов не видят перспектив, они оставлять профессию в самом начале карьеры, не достигнув определенного уровня мастерства.
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Работа с молодыми специалистами является важным направлением методической работы учреждения.
Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательной организации.
Вопросы наставничества привлекали внимание известных педагогов ещё в XIX веке: Н. Н. Булич, Н. А. Корф, Л. Н. Модзалевский, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров. Значимость наставничества в профессиональной адаптации молодого учителя раскрыта в работах Ю. В. Кричевского, О. Е. Лебедева, А. А. Мезенцева, В. А. Сухомлинского.
Наставничество - организация методического сопровождения молодого специалиста, которое способствует его адаптации к профессиональной деятельности, повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.
Педагогическое наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог или молодой специалист практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством опытного педагога.
В МАУДО ЦДТ «Радуга» работа с молодыми и специалистами осуществляется по нескольким направлениям:
- требования к организации учебного процесса;
- требования к ведению документации;
- разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- планирование деятельности (педагога-организатора, методиста и др.);
- работа по теме самообразования, подготовки к предстоящей аттестации;
- формы и методы организации воспитательной работы;
- требования по технике безопасности;
- разработка дидактического, наглядного и других материалов.
Выбор формы работы с молодым специалистом обусловлен их целесообразностью и эффективностью: беседа, индивидуальное консультирование, посещение и анализ занятий, изучение требований к оформлению документации, участие в работе методического объединения, конкурсы, личностная поддержка.
Необходимо отметить, что для успешного вхождения в педагогическую область молодому специалисту нужна безопасная среда, поскольку важно, чтобы возникающие проблемы и вызываемые ими эмоции обсуждались безотносительно оценки профессиональной компетентности молодых педагогов.
Методическое сопровождение молодого специалиста состоит из нескольких этапов:
I этап – адаптационный.
В этот период наставник знакомит молодого специалиста с кругом функциональных обязанностей и полномочий, оказывает методическую помощь в планировании собственной деятельности и разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, оказывает методическую помощь в подготовке занятий и дидактического оснащения, выстраивает работу педагога по теме самообразования, выявляет у него затруднения.
II этап – основной.
Наставник посещает занятия и воспитательные мероприятия, выявляет недостатки в его профессиональных умениях и навыках, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога. Помогает выстроить ему собственную программу саморазвития: определяет формы методической работы (методическое объединение, мастер-классы, семинары, конференции, педагогические конкурсы, вебинары), знакомит с требованиями аттестации, представляет передовой педагогический опыт.
III этап – контрольно-оценочный.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Основная цель методического сопровождения молодого специалиста в период адаптации — это повышение мотивации к продолжению профессиональной деятельности.
Процесс адаптации молодого педагога к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
- педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;
- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
- показатели качества обученности учащихся находятся на базовом уровне.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.