Наставничество-перспективное направление образовательного процесса
Оценка 4.7

Наставничество-перспективное направление образовательного процесса

Оценка 4.7
Документация
docx
другое
Взрослым
18.02.2024
Наставничество-перспективное направление образовательного процесса
Отчёт о работе Совета наставников
доклад Коваленко (1).docx

Доклад

«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»

 

 

В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Профессиональный рост – это уверенность в своём будущем, гарантия от слишком быстрого профессионального выгорания.

Существуют различные формы организации профессионального роста современного учителя:

1. Повышение квалификации;

2. Чтение популярных образовательных сайтов и педагогических журналов;

3. Посещение уроков своих коллег;

4. Регистрация в профессиональных сообществах;

5. Участие в педагогических конференциях, вебинарах, конкурсах и т.д.

Всё эти формы нам хорошо знакомы. Некоторые из них мы активно используем для своего профессионального роста.

Также повысить свой профессионализм, более полно развить личность, поможет целевая модель наставничества. В настоящее время система наставничества находится в стадии коренных перемен, вызванных многообразием воздействующих на нее факторов: педагогических, методических и индивидуальных.

Целью внедрения модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации.

Наставничество в образовании—важнейшее условие в профессиональном становлении молодого учителя, в повышении педагогического мастерства педагогов, оно значимо и в профессиональной ориентации учащихся, и в самоопределении студентов.

 

Актуальность внедрения системы наставничества в  образовательных организациях обусловлена необходимостью обеспечивать преемственность поколений посредством ускорения передачи социального и/или профессионального опыта. Данная модель разработана в рамках реализации федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», которые включены в национальный проект «Образование». Целевая модель призвана регулировать отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества.

О том, что наставничество является перспективным направлением образовательного процесса и активно развивается в современной системе Российского образования можно узнать из принятых нормативно – правовых документов, прежде всего федерального и регионального уровней:

???

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации";

-распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";

-методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08);

-Закона Ставропольского края от 30 июля 2013 г. № 72-кз
"Об образовании";

-приказа министерства образования Ставропольского края от 03.03.2022 года №337-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края».

 

Какие же понятия включает в себя модель наставничества:

   Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.

   Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

   Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, обучающиеся, представители сообществ выпускников образовательной организации.

   Куратор–сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, либо организации из числа партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.

 

Можно выделить следующие направления наставничества:

   Учебно-профессиональное: наставничество в профессиональной образовательной организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам в целях развития профессиональных компетенций обучающихся;

   Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, во внеурочной общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству и т.д.

   Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на разных видах учета).

   Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодого специалиста: наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных обязанностей, ознакомление с особенностями работы ОО.

 

  Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

 

Целевая модель наставничества, представлена следующими приоритетными формами наставничества:

-   «ученик– ученик»;

-   «учитель–учитель»;

-   «учитель–студент»;

-   «студент– ученик»;

-   «работодатель–студент».

 

В Левокумском муниципальном округе активно работает «Совет наставников», создана творческая группа наставников, осуществляющая обучение современным формам и методам обучения, основам педагогики и психологии, оказывается методическая и практическая помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами. В рамках сетевого взаимодействия на семинарах, заседаниях РМО, конференциях, мастер-классах, круглых столах изучается, обобщается и распространяется положительный опыт наставничества в образовательных организациях.

Совет наставников образовательных организаций Левокумского муниципального округа – это команда активных, целеустремленных и амбициозных педагогов района, стремящихся к единой цели – развитию кадрового потенциала, закреплению молодёжи в образовательных организациях, профессиональному развитию в сфере образования муниципального округа.

 

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с:

-Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. №3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», распоряжением Министерства просвещения РФ от 04.02.2021г. Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»,  

-приказом министерства образования Ставропольского края от 03.03.2022 года №337-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края,

-приказом отдела образования администрации Левокумского муниципального округа Ставропольского края от 08.04.2022 г. №209-од «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Левокумского муниципального округа Ставропольского края».

 

Приказами отдела образования утверждено:

-Положение о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций Левокумского муниципального округа Ставропольского края.

-Положение о Совете наставников образовательных организаций Левокумского муниципального округа Ставропольского края.

Деятельность наставника направлена на решение ряда важных проблем: повышение уровня профессиональной деятельности молодых специалистов, обеспечение качества их работы, ориентированной на достижение высоких образовательных результатов обучающихся/воспитанников, на преодоление нехватки квалифицированных педагогических кадров в учреждениях.

В Левокумском муниципальном округе в общеобразовательных организациях работает более 30 молодых специалистов, за которыми закреплены 22 педагога-наставника. В 2022-2023 учебном году с молодыми педагогами общеобразовательных организаций и педагогами-наставниками была организована следующая деятельность:

5 октября 2022 года на базе МБОУ СОШ № 1 был проведён Слёт молодых педагогов образовательных организаций Левокумского муниципального округа, в котором приняли участие более 30 молодых педагогов и их наставники.

28 октября 2022 года на базе ДДТ прошло заседание школы молодого педагога, в ходе которого наставники делились опытом работы, рассказали о достижениях в конкурсах и провели мастер-классы по подготовке к участию в конкурсе «Учитель года».

29 марта 2023 года на базе МКОУ СОШ №2 была проведена интеллектуальная игра «Где логика?» для молодых специалистов и их наставников.

17 мая 2023 года на стадионе ФОК «Юность» состоялась спортивная квест-игра, посвящённая Дню Победы, в которой приняли участие молодые педагоги и их наставники.

Молодые педагоги района принимали активное участие в конкурах, семинарах,  конференциях, форумах, выставках, мастер-классах, районного, краевого и федерального уровней.

Шаркова Н.О. (МКОУ СОШ №2) –участница муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России 2023» в номинации «Педагогический дебют», участница муниципальной стажерской площадки по теме «Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одаренных детей», участница проекта «Флагманы образования 2023», участница «Слёта молодых педагогов и их наставников» (муниципальный уровень), интеллектуальной игры для молодых педагогов и их наставников «Где логика?» (муниципальный уровень), квест-игры, посвященной Дню Победы (муниципальный уровень).

      Иванченко Д.С. (МКОУ СОШ №2) – участник практического семинара учителей истории и обществознания по теме «Перспективные направления модернизации историко-обществоведческого образования», участник Межрегионального научно-методического семинара по теме «Конвергентное образования – от теории к практике», участник «Слёта молодых педагогов и их наставников» (муниципальный уровень), интеллектуальной игры для молодых педагогов и их наставников «Где логика?» (муниципальный уровень), квест-игры, посвященной Дню Победы (муниципальный уровень).

Сарма А.А. (МКОУ СОШ №2) - участница заочного этапа Весенней школы наставничества, проводимой СКИРО ПК и ПРО, участница «Слёта молодых педагогов и их наставников» (муниципальный уровень), интеллектуальной игры для молодых педагогов и их наставников «Где логика?» (муниципальный уровень), квест-игры, посвященной Дню Победы (муниципальный уровень).

      Глазкова А.С. (МКОУ СОШ №2) – участие в заседании Школы молодого учителя, участница проекта «Флагманы образования 2023», участница «Слёта молодых педагогов и их наставников» (муниципальный уровень), интеллектуальной игры для молодых педагогов и их наставников «Где логика?» (муниципальный уровень), квест-игры, посвященной Дню Победы (муниципальный уровень).

Коваленко А.П.. педагог-наставник МКОУ СОШ №2 – участница краевого конкурса творческих работ (эссе) «Больше, чем профессия», посвященного Году педагога и наставника в России, Всероссийского конкурса лучших практик наставничества, а также участница заочного этапа Весенней школы наставничества по направлению «Профориентация», проходившего с 11 апреля 2023 года по 16 мая 2023 года.

Молодой педагог МКДОУ «Детский сад № 21 «Солнышко» Кирилова Татьяна Владимировна  в течение года принимала участие в различных мероприятиях, проводимых в рамках Года педагога и наставника: «Слет молодых педагогов», мастер-класс «Дорога к мастерству», спортивно-развлекательная квест-игра для молодых педагогов и наставников. Под руководством наставника Кулаковой Л.И., молодой   педагог неоднократно становилась победителем конкурсов различного уровня: Кирилова Т.В. заняла второе  место в районном этапе Всероссийского профессионального конкурса  «Воспитатель года России»  в 2022 году в номинации «Педагогический дебют», стала призером всероссийских конкурсов «Мир фантазий», «Педагогическое мастерство».

Кулакова Лариса Ивановна успешно приняла участие во Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества и получила удостоверение о повышении квалификации «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях».

Педагог-наставник Новиченко Ольга Ивановна (МКОУ СОШ №9) - участник районного фестиваля педагогических идей в номинации «Наставничество: шаг к личностному и профессиональному развитию» (мастер-класс «Проектирование персонализированной программы наставничества» - март 2023 г.); участник проекта «Флагманы образования», организованного в рамках Плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника. Под руководством Новиченко О.И. молодые педагоги Леоненко И.Ю. и Денисенко М.П. приняли участие в различных  мероприятиях, по итогам которых имеют сертификаты.

 

Серых Анастасия Юрьевна, молодой педагог МКОУ СОШ №6 (педагог-наставник Бибаева Татьяна Васильевна) приняла участие в конкурсе «Учитель года» в номинации педагогический дебют и заняла 3 место на муниципальном уровне.

Шульга Лидия Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 14» «Алиса» (педагог-наставник Фомина Л.Н.) в январе 2023 года получила диплом победителя - 2 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Новаторство и традиции» в номинации «Педагогические проекты», а в феврале 2023 года – диплом призера 2 место во Всероссийском конкурсе талантов в номинации «ФГОС дошкольного образования». Кривогубенко Ксения Витальевна (воспитатель детского сада № 14 «Алиса») участвовала в краевом конкурсе с детьми своей группы и они стали победителями, имеется диплом.

В 2022-2023 учебном году Щеголькова Марина Юрьевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад№19» «Родничок»  (педагог-наставник Кисилёва Н.А.) приняла участие во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России - 2023». В муниципальном этапе конкурса Марина Юрьевна заняла 1 место и приняла участие в краевом этапе конкурса.

Педагог-наставник Кисилёва Н.А. приняла участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие практики наставничества», получен Сертификат участника конкурса.    

Непорожняя Татьяна Алексеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №15» «Берёзка» (педагог-наставник Початкина Т.П.) приняла участие в районном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2023 году в номинации «Педагогический дебют», получила грамоту за участие.

Молодой педагог МКОУ СОШ №4 Дошоклоева Анна Владимировна (педагог-наставник Сивкаева Н.М.) участница заочного этапа Весенней школы наставничества, получен сертификат участника.

Бовина Дарья Андреевна-инструктор по физической культуре МКДОУ «Детский сад №2» «Семицветик» (педагог-наставник Долгополова Н.В.),  стала победителем в районном конкурсе «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам» и лауреатом в краевом конкурсе по данной  теме.

В январе 2023 Токарчук Ю. В., учитель физики (наставник Войтенко Н.С.) заняла первое место в профессиональном конкурсе «Учитель года РОССИИ-2023»в номинации «Педагогический дебют».

24 марта 2023 года наставник молодого специалиста Войтенко Н.С. приняла участие в районном фестивале педагогических идей «Школа успешного учителя», в номинации «Наставничество: шаг к личностному и профессиональному развитию». Она выступила с мастер-классом «Слагаемые успеха: опыт и молодость».

Войтенко Н. С. получила сертификат Уральского государственного педагогического университета за участие во Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества, ноябрь 2022 г.

Войтенко Н. С. награждена дипломом третьей степени за участие в пятом международном конкурсе методических материалов «Калейдоскоп методических идей, в номинации «Наставничество педагогических работников в образовательных организациях», 24.04.2023 г.

Педагоги-наставники образовательных организаций прошли  обучение на курсе «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях» и получили сертификаты, принимают активное участие в заседаниях РМО, фестивалях, семинарах, мастер-классах, в спортивных и интеллектуальных мероприятиях.

Молодым специалистам интересна работа, которой они занимаются. Анализ полученных результатов показал, что молодые специалисты имеют активную личностную позицию, стремление к самосовершенствованию и профессиональному развитию.

Подводя итоги работы Совета наставников можно сделать вывод, что методическое сопровождение способствует успешной педагогической адаптации начинающих учителей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить профессиональный уровень. На этом фоне одной из первостепенных задач становится всемерная поддержка молодых специалистов, которые выбрали нелегкий путь педагога. В целом, задачи, поставленные на 2022-2023 учебный год, выполнены.

 

Закончить свое выступление хочу словами: профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад « Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса »

Доклад « Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса »

Федерального закона от 29 декабря 2012 г

Федерального закона от 29 декабря 2012 г

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной…

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной…

В Левокумском муниципальном округе в общеобразовательных организациях работает более 30 молодых специалистов, за которыми закреплены 22 педагога-наставника

В Левокумском муниципальном округе в общеобразовательных организациях работает более 30 молодых специалистов, за которыми закреплены 22 педагога-наставника

Кулаковой Л.И., молодой педагог неоднократно становилась победителем конкурсов различного уровня:

Кулаковой Л.И., молодой педагог неоднократно становилась победителем конкурсов различного уровня:

Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества, ноябрь 2022 г

Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества, ноябрь 2022 г

Наставничество-перспективное направление образовательного процесса

Наставничество-перспективное направление образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2024