Наставничество в профессиональном становлении
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о передаче и опыта знаний педагога-наставника молодому специалисту.
Ключевые слова: наставничество, технология, партнерство.
В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.[ 1]
Хотелось бы поделиться некоторым опытом работы в качестве педагога-наставника. В моей практике наставничества было очень много студентов дошкольной и коррекционной педагогики и психологии факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и молодых специалистов на работе. Мое наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности. Являясь 27 лет учителем – дефектологом высшей квалификационной категории и владея опытом работы по Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС), поэтому я с удовольствием беру на себя обязанности наставника. [2]
Цель моей работы в качестве наставника – оказать помощь молодым учителям-дефектологам адаптироваться в новых условиях педагогической деятельности, дать им возможность раскрыть свои профессиональные качества, творческие способности.
Для меня, для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:
· проведение коррекционных занятий для молодого педагога;
· организация индивидуальных консультаций;
· подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
· посещение занятий молодого педагога, анализ занятия ознакомление с новинками методической литературы;
· консультации по проведению родительских собраний, подготовке материалов к конкурсам разного уровня;
· знакомство с новыми инновационными технологиями.
Начинаю сопровождение молодого педагога с выявления его потребностей в обучении, намерений и цели, диагностики уровня его теоретической подготовки, установления в каких вопросах педагог испытывает трудности.
В первую очередь я, как наставник, знакомлю его с традициями и обычаями дошкольного учреждения. Первые дни самостоятельной работы для молодого педагога самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные, ведь у него появляется возможность проявить себя. Очень важно в данный момент не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями, просто нужно быть рядом и проявить внимание к его эмоциональному состоянию, поинтересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. Нужно сориентировать педагога с самого первого дня на постоянное повышение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, освоение секретов коррекционной работы.
Наша совместная деятельность, учителя-наставника и молодого педагога, начинается с составления плана работы. А это – посещение и взаимопосещение занятий, проведение консультаций по оказанию методической помощи.
Основной формой организации коррекционного процесса в ДОУ является занятие. Поэтому занятиям уделяли наибольшее внимание. Совместно с молодым учителем анализировали проведенные им занятия, давались методические рекомендации по правильности составления конспекта занятий и умения достичь цели поставленной на занятии: как правильно начать занятие, разумно распределить время по этапам, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии. По мере адаптации анализ занятий показал, что молодой педагог достиг достаточного уровня методической и теоретической подготовки, может организовать учебную деятельность воспитанников, использует современные педагогические технологии, включая ИКТ, игровые, другие элементы (личностно-ориентированная, проблемно-диалогического обучения и др.). С детьми молодому специалисту удается установить доброжелательные деловые взаимоотношения.
Работа с молодыми учителями - дефектологами в течение помогла становлению их педагогического мастерства, научила их разбираться в сложных вопросах инновации в образовании.
У наставничества множество положительных черт:его рамках можно использовать комплекс методов и технологий работы с молодыми специалистами, в процессе наставничества происходит передача и освоение не только явного (формального), но и неявного (неформального). [3]
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от данного способа двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые учителя, и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника.
Таким образом, рассмотрение организации учебных практик через призму наставничества позволяет вывести на качественно высокий уровень практическую составляющую учебного процесса, при этом сохраняя уровень теоретической подготовки студентов.
Литература
1. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2021).
3. Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №4 (109). – С. 62-70
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.