«НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ» (из опыта работы)
Оценка 4.8

«НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ» (из опыта работы)

Оценка 4.8
doc
11.01.2023
«НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ» (из опыта работы)
выступление.doc

МАУ ДО «Центр детского творчества»

Сургутского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ворошнина Светлана Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт Фёдоровский

2021

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

Основная часть:

1.      Что я узнала о наставничестве на курсах «Кружкового движения» НТИ?                 1)Как подойти к созданию системы наставничества в кружке?                             2) Наставничество. Функции системы наставничества.

2.      Анализ работы педагога в учебных «вертикалях» на занятиях по робототехнике 1) Способы работы педагога в «вертикалях».   

2) Позиция педагога в разновозрастной группе.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

           Здравствуйте, меня зовут Ворошнина Светлана Вячеславовна, я – педагог дополнительного образования «ЦДТ». Я занимаюсь с обучающимися нашего центра по разработанной мною программе по робототехнике «Самоделкин», цель которой - развитие технического творчества и познавательных интересов обучающихся посредством LEGO конструирования и робототехники, а так же раннего профессионального самоопределения в процессе конструирования и проектирования.

 Сегодня я хочу представить Вам опыт своей работы по теме: «НАСТАВНИЧЕСТВО В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ».  

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования является работа в группах смешанного разновозрастного состава. Так в наше робототехническое объединение ребенок может записаться и в 7 лет, и в 10 лет, и в 17 лет. Но при этом никто не торопит его в усвоении азов робототехники. Каждый работает в своем темпе и уровне (стартовый, базовый и продвинутый). Вот поэтому и получается, что в группе всегда есть и младшие школьники (начинающие) и старшие (опытные и еще не совсем опытные).

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело педагога за «малым»- помочь группе умело организоваться на своих занятиях, найти подходящую форму организации работы.

В октябре-декабре 2020 г и в марте 2021 г я прослушала курс «Кружкового движения» НТИ, где была представлена такая форма организации работы в кружке (объединении) как наставничество.

 

Основная часть.

1.      Что я узнала о наставничестве на курсах «Кружкового движения» НТИ?

Как подойти к созданию системы наставничества в кружке?

  1. Определить перечень заинтересованных / нуждающихся в наставничестве

Понять «запрос» на наставничество

Что ожидается от наставника? Может, речь не о необходимости наставника, а о необходимости проектного наставника/ эксперта? Кого хочет видеть сам подопечный — сверстника или состоявшегося в профессии человека?

  1. Понять, можно ли ответить на запрос внутри кружка

Если на запрос внутри кружка не ответить, то нужно привлечь наставника извне (например, из выпускников Академии наставников) или, к сожалению, отложить вопрос наставничества, но постараться при этом решить конкретные сложности, которые возникли в кружке / у учащегося / у сотрудника

  1. Когда наставник найден

Важно проговорить границы взаимодействия с подопечными и механизм регулярного совершенствования системы, обсудить нормы и отклонения. Например, бывает несовместимость наставника и подопечного — это нормально, а любое неуважение ценностей и свободы друг друга.

 

Наставничество.

Функции системы наставничества

1.      Адаптация. (адаптация в коллективе новых людей, адаптация к производимым работам, к правилам игры)

2.      Передача опыта. (обучение, передача опыта через профессиональные практики)

3.      Помощь и поддержка. (наставник – человек, к которому можно всегда обратиться)

Не обязательно система наставничества в вашем кружке должна быть формализована!

Для начала может быть достаточно фразы «Помоги освоиться», которую скажет педагог опытному участнику кружка по отношению к новому члену кружка!

Если в вашем кружке так или иначе выполняются функции адаптации, поддержки и передачи опыта, то можно считать, что система наставничества есть!

4 вида наставничества

                    сотрудник                               сотрудник

 

 


                                         обучающийся                 обучающийся

Сотрудник — обучающийся: наиболее часто встречающийся вид наставничества

Главное в этом виде наставничества — это не упасть в «яму» самоутверждения за счет подопечного. Льстит, когда обучающийся «завороженно смотрит в рот» своему наставнику, но стоит себя приземлять. Чтобы такого не произошло, надо быть живым: не идеальным, не всезнающим и т. п.

Сотрудник — сотрудник: тоже часто встречающийся вид наставничества, особенно когда подопечный является новичком в команде.

При этом и опытному сотруднику может быть нужен / полезен наставник, особенно когда человек видит границы собственного профессионального роста, хочет перейти на следующий уровень и / или сменить направление своей деятельности. В этом случае советы более опытного коллеги могут быть очень кстати, ведь даже у докторов наук есть научные руководители. Во многом система наставничества в академической среде = научная школа.

Обучающийся — Обучающийся:

«Для школьников академик — это не авторитет. Авторитет школьника — старшеклассник» — так говорил Ж. И. Алферов. При этом не обязательно, чтобы один был старше другого (хотя в этом случае наставничество естественнее): в рамках кружка ребята могут помогать друг другу адаптироваться и решать проблемы, передавать накопленный в кружке опыт.
Подобную систему не обязательно формализовывать, но можно заняться этим при желании, т. к. статус «готов стать наставником» может быть одним из мотиваторов для роста и развития учащихся внутри кружка!!!

Обучающийся — сотрудник:

Не стоит умалять компетентность ваших обучающихся, почти всегда у них можно многому научиться. Наиболее естественный пример подобного наставничества — освоение новых технологий и развитие каналов продвижения кружка.
Учащиеся знают, чем живут они сами и их сверстники, а это кладезь знаний для педагога, методолога, психолога, руководителя кружка, менеджера по продвижению, администратора и многих других ролей, которым важно адаптироваться к своей целевой аудитории, перенять их опыт взаимодействия с окружающим миром и иметь поддержку от учащихся в своих стремлениях сделать среду кружка безопасной, комфортной и развивающейся!

2.      Анализ работы педагога в учебных «вертикалях» на занятиях по робототехнике

Способы работы педагога в «вертикалях»

В учебных вертикалях возможно применение разнообразных методов и учебных приемов: фронтальная и парная работа, игровые методы, самостоятельная работа и другие.

Научиться способам работы в разновозрастной группе проще всего в семье. Недаром в Англии семейным образованием называют образовательные системы, которые построены на взаимодействии детей разных возрастов. В семье сосуществуют люди разных поколений, причем там все живут, а не готовятся к мифической будущей жизни. И ошибки воспитания там отражаются на самих воспитателях: родители связаны со своими детьми всю жизнь, а не пять – десять лет...

Приведу примеры способов работы в учебных вертикалях, отмеченные в процессе работы:

1.      Младшие эмоционально инициируют работу старших.

           Детям десятилетнего возраста свойственно более открыто, чем двенадцати-тринадцатилетним, выражать разнообразные положительные эмоции по отношению к учебной деятельности. Они демонстрируют удивление, восторг, заинтересованность, при этом зачастую старшие ребята из подростков с показным безразличием, превращаются снова в интересующихся детей.

           Безусловно, что при работе в вертикалях педагоги могут специально создавать разнообразные ситуации в учебной группе (фронтальная работа, рассказ или лекция, дискуссия и так далее), вовлекая младших в интересную для них деятельность с целью активизации старших.

2.         Старшие ребята, демонстрируя увлеченность начатым делом, инициируют работу еще не включенных младших.

            Усталость и желание бросить начатое дело наступает одновременно у всех ребят, однако старшие (возможно, из-за присутствия все тех же младших) продолжают работать, несмотря на усталость, что заставляет и младших не бросать начатое дело, а у старших повышается ответственность за взятые на себя обязательства. Общее дело с возложением максимальной ответственности за результат на старших может стать еще одним приемом работы в учебных вертикалях.

3.         В разновозрастной группе старшие могут помочь “выпадающим” младшим, а так же детям с ОВЗ, что немаловажно для проведения индивидуальной работы со всеми обучающимися в больших учебных группах. При этом наблюдается двойной эффект: младший получает помощь в важном для него вопросе и ощущает себя комфортно и защищенно, а старший не только помогает педагогу, но и имеет возможность утвердиться в собственных знаниях, выявить свои точки непонимания, структурировать собственные представления о мире в общении с другими людьми.

Создание учебных пар старший – младший с обязательной последующей демонстрацией обоим их роста может быть еще одним приемом работы в учебных вертикалях.

 

Позиция педагога в разновозрастной группе

Разноуровневость в вертикали естественна, обязательна, и соответственно никому не обидна. Но педагогу необходимы не только способы работы, при которых используется существующая разноуровневость ребят. Он должен и для себя принимать, что он не учит в разновозрастной группе других, а учится вместе со всеми. Если ему обучающийся задает вопрос, на который у старшего нет готового ответа, за такой вопрос говорят спасибо: ведь теперь педагог, пытаясь найти ответ, узнает что-то новое. А кто сделал так, чтобы педагог захотел найти это новое? Его обучающийся, задавший вопрос!

В ситуации работы с разновозрастной группой позиция педагога по отношению к обучающимся существенно изменяется: взрослый должен быть старшим членом растущего разновозрастного коллектива, а не только носителем общекультурных ценностей.

При этом педагог не должен унижать детей публичной демонстрацией их неумения, незнания. При работе в вертикали педагогу нельзя говорить детям “ты должен” без действительного предварительного принятия ребенком на себя некоторых обязательств перед группой конкретных людей.

Педагог просит о помощи тех, кому на занятии особенно легко, но предупреждает, что старшеклассникам для этого придется увеличить скорость своей работы: “За то же время вы должны не только сообразить сами, что нужно делать, но и показать младшим. Это усложняет вашу работу и под силу не всем”. Причем одному -двум младшим помогает сам педагог, тем самым как бы ставя старших учеников на один уровень с собой. В результате работают очень успешно все ребята.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В нашей стране техническому творчеству школьников всегда придавалось большое значение. Универсальность робототехники позволяет привлечь к данному виду работы любого, кто хотел бы заниматься техническим творчеством, независимо от возраста. Занятия техническим творчеством развивают у обучающихся интерес к науке и технике, к исследованиям, помогают сознательно выбирать будущую профессию, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуя углубленному освоению учебных предметов. Практика организации и проведения занятий в робототехническом объединении показала, что наибольших результатов можно добиться используя наставничество в разновозрастной группе: когда занимаются дети разного возраста, но это им абсолютно не мешает, а наоборот мотивирует и стимулирует. Если дать возможность младшим выбирать себе партнеров для занятий, а старшим быть выбранными, постепенно дети начнут принимать друг друга такими, какие есть, а не стараться быть везде и во всем   идеальными. Дополнительное образование имеет явные преимущества перед образовательной школой  в процессе формирования, становления личности ребенка, так как сюда он идет по собственному желанию, а не по принуждению. И мы, педагоги, стареемся сделать его пребывание в кружках, секциях, объединениях комфортным во всех отношениях: начиная от санитарных и заканчивая моральными - психологическими. Форму организации занятий выбирает сам педагог…. Я считаю, что такой формой в разновозрастных группах может стать наставничество!

Скачано с www.znanio.ru

МАУ ДО «Центр детского творчества»

МАУ ДО «Центр детского творчества»

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Основная часть: 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Основная часть: 1

Введение. Здравствуйте, меня зовут

Введение. Здравствуйте, меня зовут

Адаптация. (адаптация в коллективе новых людей, адаптация к производимым работам, к правилам игры) 2

Адаптация. (адаптация в коллективе новых людей, адаптация к производимым работам, к правилам игры) 2

Анализ работы педагога в учебных «вертикалях» на занятиях по робототехнике

Анализ работы педагога в учебных «вертикалях» на занятиях по робототехнике

Разноуровневость в вертикали естественна, обязательна, и соответственно никому не обидна

Разноуровневость в вертикали естественна, обязательна, и соответственно никому не обидна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023