План 28
Раздел долгосрочного плана: Жидкие и твердые тела |
Школа: |
||||||||||||||||||||||||||
ФИО учителя: |
|||||||||||||||||||||||||||
Класс: |
Дата |
Количество присутствующих: |
Отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха. Фазовые диаграммы, тройная точка, критическое состояние вещества. |
||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения |
10.3.4.1Определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и психрометра |
||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Учащиеся: - объясняют понятие насыщенного и ненасыщенного пара, кипения, влажности воздуха, точки росы; - опытным путем определяют зависимость давления, насыщенного пара от температуры; - формируют навыки техники экспериментального определения влажности воздуха с помощью психрометра и гигрометра. |
||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: точка росы, влажность воздуха, кипение, насыщенны и ненасыщенный пар, тройная точка, психрометр, гигрометр. Полезные выражения для диалогов и письма: Если температура газа выше критической, тогда газ … Если температура газа равна критической, тога газ… Если температура газа меньше критической, тогда… Чем больше внешнее давление, тем выше … Температуру кипения можно понизить, если… |
||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
Расширение кругозора учащихся, развитие функциональной грамотности, ответственности и самостоятельности в своем обучении. Знание и понимание ГГ:Общность и разнообразие Ценности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию. Целенаправленное участие и вовлеченность. Вера в то что люди могут изменить мир к лучшему Навыки ГГ: Критическое и творческое мышление. Уверенность в себе и навыки рефлексии. Общение. Обоснованные действия и рефлексия. Привитие ценностей осуществляется через рассмотрение вопросов формирования объективной необходимости изучения нового материала, организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления источников света в природе и быту. |
||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Работа с бумажными ресурсами, презентация PowerPoint рандомное колесо: https://castlots.org/razdelit-na-gruppy/https://www.jamestease.co.uk/team-generator/ |
||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Молекулярное строение веществ (воздух), кипение, испарение, влажность вздуха. |
||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||
1 урок |
|||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 2 минуты
|
Ваимное приветствие учителя и учащихся через эстафету (сначала учитель касается поочередно одноименных пальцев рук ученика, начиная с больших пальцев и говорит: · желаю (соприкасаются большими пальцами); · успеха (указательными); · большого (средними); · во всём (безымянными); · и везде (мизинцами); · Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Далее учащиеся в парах проделывают то же самое действие. Таким образом, в классе создается благоприятная атмосфера для дальнейшей совместной работы. |
1 слайд
|
|||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний, вызов: Учитель предлагает рассмотреть рисунке на слайде: «Какие природные явления вы сейчас видели? (Туман, роса, иней). Как вы думаете, какие физические процессы «спрятаны» в этих явлениях природы? (испарение, конденсация, парообразование, влажность воздуха: туман представляет собой скопления мелких капелек воды)». Далее учитель предлагает ответить на следующие вопросы на слайде: - Почему в нашем городе так тяжело переносятся холод и жара? – Почему в нашем городе так трудно переносится жара даже 25oС, хотя в других местах и большая температура переносится легче? – Почему зимой на окнах появляются узоры? – Почему если на горячий чай дуть, то он остывает быстрее? – Почему больные люди так внимательно относятся к прогнозу погоды, когда передают влажность воздуха? После, учитель подводит учащихся к необходимости изучения новой темы. Тема урока, цели обучения и критерии оценивания выводятся на экран. |
2-6 слайд |
||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 5 минут
15 минут
|
Учитель проводит мультимедийные демонстрации: особенности насыщенных паров, переход ненасыщенного пара в состояние насыщения при уменьшении объёма. На основании этого делаются выводы. Учащиеся самостоятельно формулируют выводы, учитель проверяет данные выводы учащихся через зачитывание и класс записывает их в тетради.
Выводы учащихся и записи в тетрадях: 1) Пар, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным. 2) Давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром, называется давлением насыщенного пара. 3) Давление насыщенного пара зависит только от его химического состава и температуры и не зависит от величины объёма, который он занимает. 4) При увеличении температуры, увеличивается не только скорость молекул, но и их концентрация. |
7-8 слайд
9 слайд |
|||||||||||||||||||||||||
|
Учитель рассматривает отдельные предельные случаи и вместе с учениками делаются выводы. Выводы учащихся и записи в тетрадях: 1) Если температура газа выше критической, тогда газ не перейдет в жидкое состояние ни при каком давлении; 2) Если температура газа равна критической, тога газ перейдет в жидкое состояние и без перехода в состояние насыщения; 3) Если температура газа меньше критической, тогда изотермическое сжатие приведет газ в начале в состояние насыщения, а затем в жидкое состояние.
Далее по презентации учитель рассматривает процесс кипения, кипение при пониженном давлении. Выводы учащихся и записи в тетрадях: 1) Кипение начинается при температуре, при которой давление насыщенного пара в пузырьках сравнивается с давлением в жидкости; 2) Чем больше внешнее давление, тем выше температура кипения; 3) Температуру кипения можно понизить, если уменьшать внешнее давление.
Следующим шагом учитель рассматривает влажность воздуха, точка росы.Учитель: «В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара. Если водяного пара много, мы говорим, что воздух влажный, если мало – сухой. Но как определить это «много» или «мало»? Давайте решим две задачи и сравним полученные результаты» Условия задач. Какое наибольшее количество водяного пара может содержаться в 1 м3 воздуха при температуре 20oС? 5oС? При сравнении результатов выводятся понятия абсолютной и относительной влажностей, точки росы.
Выводы учащихся и записи в тетрадях: 1) Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара; 2) Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью; 3) Относительной влажностью воздуха называется отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе, к давлению насыщенного водяного пара при той же температуре; 4) Температура, при которой водяной пар становится насыщенным, называется точкой росы.
После учитель знакомит учащихся с приборами для определения относительной влажности воздуха |
10-11 слайд
12-13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд |
|||||||||||||||||||||||||
|
Учитель предлагает учащимся отработать практические навыки, для этого учащиеся выполняют лабораторную работу «Определение относительной влажности воздуха» и определяют «зону комфорта» для кабинета физики После выполнения лабораторной работы, учитель предлагает решить задачи учащимся. Первая задача решается совместно, вторую –самостоятельно в тетрадях. Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа. Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса. |
17-18 слайд |
|||||||||||||||||||||||||
Конец урока 3 минуты
Домашнее задание |
Рефлексия. Критерии оценивания (обсудить цели обучения). Учитель задает вопросы классу: «Что вызвало у вас затруднения? Что нам пока тяжело воспринять?». Обсуждение затруднений.
Исходя из затруднений, учитель определяет домашнее задание: Если все понятно, тогда достаточно повторить пройденный материал в тетрадях. Если были затруднения в восприятии материала, тогда учитель предлагает учащимся в качестве дополнительного материала обратиться к учебнику. |
19 слайд |
|||||||||||||||||||||||||
2 урок |
|||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 10 минут |
Лабораторная работа с психрометром |
|
|||||||||||||||||||||||||
Середина урока 28 минут |
Лабораторная работа Тема: Определение влажности воздуха при помощи психрометра Цель работы: закрепить понятие о влажности воздуха и способах ее измерения; определить абсолютную и относительную влажность воздуха научиться пользоваться · справочными данными: «Психрометрическая таблица» · приборами для измерения влажности воздуха – психрометром. Оборудование: Психрометр, психрометрическая таблица, Теория. В атмосферном воздухе всегда присутствуют пары воды, которая испаряется с поверхности морей, рек, океанов и т.п. Воздух, содержащий водяной пар, называют влажным. Влажность воздуха оказывает огромное влияние на многие процессы на Земле :на развитие флоры и фауны, на урожай сельхоз. культур, на продуктивность животноводства и т.д. Влажность воздуха имеет большое значение для здоровья людей, т.к. от неё зависит теплообмен организма человека с окружающей средой. При низкой влажности происходит быстрое испарение с поверхности и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, что приводит к ухудшению состояния. Значит, влажность воздуха надо уметь измерять. Для количественной оценки влажности воздуха используют понятия абсолютной и относительной влажности. Абсолютная влажность – величина, показывающая, какая масса паров воды находится в 1 м³ воздуха (т.е. это плотность водяного пара). Она равна парциальному давлению пара при данной температуре. Парциальное давление пара – это давление, которое оказывал бы водяной пар, находящийся в воздухе , если бы все остальные газы отсутствовали. Относительная влажность воздуха – это величина, показывающая, как далек пар от насыщения. Это отношение парциального давления p водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара p0 при той же температуре, выраженное в процентах: Если воздух не содержит паров воды, то его абсолютная и относительная влажность равны 0. Предельное значение относительной влажности – 100%. Нормальной для человеческого организма считается влажность 60%. Относительную влажность воздуха можно определить с помощью психрометра. Психрометр илипсихрометр Августа (см.рисунок) состоит из двух термометров: сухого и увлажненного. На шарике увлажненного термометра закреплен фитиль, конец которого опущен в чашечку с водой. Вода, испаряясь с фитиля забирает от термометра тепло, поэтому показания увлажненного термометра ниже, чем у сухого. По показанию сухого и разности показаний сухого и увлажненного термометров с помощью психрометрической таблицы находится относительная влажность воздуха.
Ход работы. Задание 1. Измерить влажность воздуха с помощью психрометра.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Конец урока 2 минуты
Домашнее задание |
Рефлексия. Критерии оценивания (обсудить цели обучения). Учитель задает вопросы классу: «Что вызвало у вас затруднения? Что нам пока тяжело воспринять?». Обсуждение затруднений.
Исходя из затруднений, учитель определяет домашнее задание: Если все понятно, тогда достаточно повторить пройденный материал в тетрадях. Если были затруднения в восприятии материала, тогда учитель предлагает учащимся в качестве дополнительного материала обратиться к учебнику. |
|
|||||||||||||||||||||||||
3 урок |
|||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 8 минут |
Лабораторная работа с гигрометром |
24-27 слайд |
|||||||||||||||||||||||||
Середина урока 30 минут |
Лабораторная работа Тема: «Измерение влажности воздуха методом точки росы.» Цель: освоить прием определения относительной влажности воздуха, основанный на использовании гигрометра.. Оборудование: гигрометр Теория. В атмосфере Земли всегда содержатся водяные пары. Их содержание в воздухе характеризуется абсолютной и относительной влажностью. Абсолютной влажностью воздуха rа - называется плотность водяных паров, находящихся в воздухе при данной температуре.
Относительная влажность воздуха j показывает сколько процентов составляет абсолютная влажность от плотности насыщенного водяного пара при данной температуре:
где ρ0-плотность насыщенного водяного пара при данной температуре и определяется по таблице «Давление насыщенного водяного пара и его плотность при различных значениях температуры» Таким образом, относительная влажность характеризует степень насыщения воздуха водяным паром. Для жилых помещений нормальной влажностью считается относительная влажность, равная 40 - 60 %. О влажности воздуха можно судить только по относительной влажности, так как при одной и той же абсолютной влажности в зависимости от температуры воздух может казаться или сухим или влажным. Определение точки росы Температура, при которой охлажденный воздух становится насыщенным водяными парами, называется точкой росы Т р При точке росы абсолютная влажность воздуха равна плотности насыщенного пара ρ0= ρa При определение точки росы используется таблица «Давление и плотность насыщенного водяного пара при различных температурах» и значение абсолютной влажности ρa В колонке плотности находим значение наиболее близко совпадающее со значением ρa и проецируем на колонку температур, полученное значение и есть точка росы Тр Например: Абсолютная
влажность воздуха равна: Находим в
колонке плотности находим значение наиболее близко совпадающее со значением
ρa. В данном случае это Тр=130С Для определения влажности можно воспользоваться гигрометром. Конденсационный гигрометр. Состоит из укрепленной на подставке металлической круглой коробочки с отполированной плоской поверхностью. В коробочке сверху имеются два отверстия. Через одно из них в коробочку наливают эфир и вставляют термометр, а другое соединяют с резиновой грушей. Действие конденсационного гигрометра основано на определении точки росы. Продувают воздух через эфир (с помощью резиновой груши), при этом эфир быстро испаряется и охлаждает коробочку. Слой водяного пара, находящийся вблизи поверхности коробочки, благодаря теплообмену тоже станет охлаждаться. При определенной температуре этот водяной пар начнет конденсироваться и на отполированной поверхности коробочки появляются капельки воды (роса). По термометру определяют эту температуру, это и будет точка росы. В таблице «Давление насыщенных паров и их плотность при различных температурах» по точке росы находят абсолютную влажность – соответствующую этой температуре плотность паров или их давление.
Ход работы. Задание. Определить влажность воздуха с помощью гигрометра.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 1. Почему после жаркого дня роса бывает более обильна? 2. Относительная влажность воздуха при 200С равна 58%. При какой температуре выпадает роса? 3. Относительная влажность воздуха при температуре 293 К равна 44 %. Что показывает увлажненный термометр психрометра? 4. В комнате объёмом 150 м3 при температуре 300 К содержится 2,07 кг водяных паров. Определите относительную и абсолютную влажность воздуха.
|
Карточки для ЛР 2 |
|||||||||||||||||||||||||
Конец урока 2 минуты
Домашнее задание |
Рефлексия. Критерии оценивания (обсудить цели обучения). Учитель задает вопросы классу: 1. Какие критерии мы можем отметить как выполненные нами? 2. Можно ли сказать, что теперь мы достигли нашей цели обучения? Общеклассное обсуждение.
Далее учитель определяет домашнее задание: Если все понятно, тогда достаточно повторить пройденный материал в тетрадях. Если были затруднения в восприятии материала, тогда учитель предлагает учащимся в качестве дополнительного материала обратиться к учебнику. |
28-29 слайд |
|||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||||||||
Поддержку планирую осуществить через общеклассное обсуждение результатов работы с тестовыми заданиями в начале урока, индивидуальное консультирование во время решения задач. |
По результатам выполнения тренировочных заданий в конце каждого урока. |
Создание благоприятной психологической атмосферы, соответствие заданий уровню подготовленности учащихся, смену видов деятельности, консультирование. |
|||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||||||||||||||||||||||
Поставленные цели обучения весьма реалистичны,учащиеся уже изучали на качественном уровне данную тему в 7-х и 8-х классах, в связи с чем не возникло проблем у учащихся в усвоении сравнительно нового материала, результатом чего явилось достижение поставленных ЦО. Дифференциация проведена правильно, каждому учащемуся был оказан индивидуальный подход (подмостки, кто в них нуждался). Временные этапы урока выдержаны, отступлений от плана урока не было. Все запланированные действия на уроке были выполнены. |
|||||||||||||||||||||||||||
Общая оценкахорошо Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1:Самостоятельное изучение на качественном этапе зависимость скорости предмета от высоты наклонной плоскости. Формулирование выводов по итогам опыта. 2:Активность на уроке, учащиеся охотно участвовали в диалоге по анализу проделанного опыта, а также выводе математической записи закона сохранения энергии. Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: Дать подробную обратную связь по выполнению проверочной работы в начале урока. 2:Вместо взаимооценивания можно было учащимся разрешить походить по классу и сверить свои ответы с ответами не только соседа по парте, но и других учеников. Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? А.Зверев и В. Большебратский требуют к себе повышенного внимания, быстро справляются заданиями, в связи с чем можно разработать задания для них с повышением уровня сложности. |
|||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.