Национальная деревня
Оценка 4.6

Национальная деревня

Оценка 4.6
docx
23.04.2020
Национальная деревня
Национальная деревня.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межкультурное взаимодействие как направление работы этнографического комплекса «Национальная деревня народов Саратовской области»

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов   2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Этнографический комплекс «Национальная деревня народов

 Саратовской области»………………………………………………….6

Русское подворье «Русский дом»……………………………….7

Башкирское подворье «Башкирская юрта»…………………….7

Казахское подворье «Казахский аул»…………………………..8

Татарское подворье «Тургай»…………………………………...8

Чувашское подворье «Ентеш»…………………………………..9

Мордовское подворье «Кудо»…………………………………...9

Грузинское подворье. «Ода»…………………………………….9

Армянское подворье. «Хрчит»………………………………….10

Украинское подворье «Украинский хутор»……………………10

Корейское подворье «корейский сад камней»…………………11

Азербайджанское подворье «Девичья башня»…………………11

Дагестанское подворье «Замок»………………………………...11

Узбекское подворье «Узбекский кишлак»……………………...11

Белорусское подворье……………………………………………12

Чечено-Ингушское подворье «Вайнах»………………………...12

Подворье поволжских немцев…………………………………...13

Заключение………………………………………………………………14

Список используемых источников……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной России взаимодействие культур, играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа и является важнейшим проявлением исторического процесса: это не только взаимообогащение ценностями, знаниями, техническими достижениями, но и условие выживания и устойчивого развития человечества в целом. В культурной антропологии взаимоотношения разных культур называется межкультурным взаимодействием.

Взаимодействие межкультурное – контакт двух или более культурных традиций (канонов, стилей), в ходе и результате, которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга. В соответствии с характером этого влияния определяется тип межкультурного взаимодействия.

Проблема взаимодействия культур, давно уже ставшая предметом пристального внимания исследователей, в сегодняшнем мире приобретает очевидную актуальность. Такие вопросы, как условия и предпосылки межкультурных взаимодействий, характер и специфика осуществления этого процесса в разных конкретно-исторических условиях, формы проявления и социальные последствия влияния (взаимовлияния) культур, несомненно, имеют не только чисто научный, теоретический смысл, связанный с пониманием указанного феномена как такового, но и приобретают нередко острый, с точки зрения социальной значимости, общественного резонанса, смысл.

Ни одна этническая общность не может существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными достижениями и ценностями.

Саратовская область – это регион, в котором проживают представители 135 народов, являющихся носителями неповторимых культурных особенностей. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, межнационального диалога и веротерпимости. Расположение региона на «стыке» западной и восточной культур, православной и исламской цивилизации обеспечило концентрацию на данной территории всех наиболее ярких черт пограничной культуры: полиэтничность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность вбирания в себя элементы других культур, способность к культурной адаптации.

За последние десятилетия в Саратовской области, как и в России в целом, активизировался рост этноконфессионального самосознания граждан, что, в свою очередь, обусловило актуализацию их этнокультурных потребностей по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев, равно и религиозного самоопределения. Непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление представителей различных этнических общностей, особенно в местах их компактного проживания, к наиболее полной социокультурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных языка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкультурной интеграции, формировании общих духовно-нравственных ценностей.

Традиционно при решении вопросов межкультурного взаимодействия населения Саратовской области акцент делается на сохранении и обогащении национальных культур. Важнейшим средством обеспечения межнационального согласия в регионе является систематическая работа органов исполнительной власти по созданию эффективных условий для удовлетворения информационных, культурных, образовательных и иных гуманитарных потребностей жителей Саратовской области, связанных с их национальной принадлежностью. Помимо общей истории происхождения, единство народов региона подкреплено важнейшей объединяющей идеей, которая может быть трансформирована в национальную идею России – история Победы в Великой Отечественной Войне. Главный символ Парка Победы г. Саратова – памятник «Журавли» – это образ, взятый из стихов Расула Гамзатова, образ и национального единства, и межнационального согласия. Открыта и продолжает пополняться «Аллея славы», соединяющая Парк Победы и этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области»

Идея создания «Национальной деревни народов Саратовской области» возникла у председателя общества «Дагестан» по Саратовской области Патахова Садулы Магомедовича, который задумал её ещё в 1991 году, а в 1996 году предложил на очередном заседании правительства Саратовской области. Проект имел целью подчеркнуть особенности этнического состава населения области, который на самом деле уникален – по данным последней переписи, в Саратовской губернии проживают 135 национальностей, от немцев и татар до калмыков и корейцев. 
Первоначально Национальная деревня планировалась авторами, как аллея макетов, но вскоре, было решено строить дома в натуральную величину, чтобы посетители деревни, могли оценить не только национальную архитектуру, но и быт народностей. Это своего рода «живой» этнографический музей, где каждый желающий сможет не только увидеть предметы быта и национальную одежду, но и услышать народные песни, попробовать национальные блюда. 

Строительство началось в апреле 2003 года, а уже 9 мая 2003 года состоялось торжественное открытие первой улицы «Национальной деревни», «Улица Дружбы народов». Тогда в ней насчитывалось всего 6 домов – русский двор, башкирская и казахская юрта, мордовское подворье, грузинский и армянский дома. Внутреннее убранство собирали «по домам», выкупали из частных коллекций. 

Основная цель создания «Национальной деревни» - гармонизация межэтнических отношений, развитие принципов толерантности и уважения к самобытным национальным культурам всех этнических групп, населяющих Саратовскую область.

Основные направления деятельности Этнографического комплекса «Национальная деревня народов Саратовской области»:

·        экспозиционно-выставочная; 

·        культурно-просветительская: проведение экскурсий; разработка и применение специальных программ для детско-юношеской аудитории и социально-незащищённых групп населения;

·        специальные игры-экскурсии, в том числе учебные.

·        массовые мероприятия: национальные народные праздники, фестивали национальных культур, концерты национальных творческих коллективов, выставки декоративно-прикладного искусства.

Сейчас на трёх улицах этно-деревни действуют 16 подворий — в каждом ресторан национальной кухни и небольшая этнографическая экспозиция, место для собраний национально-культурных объединений и гостей.

Русское подворье «Русский дом»

Русское подворье состоит из деревенского дома и бани, которые перевезены из Воскресенского района области. Традиционным русским жилищем является бревенчатая изба с двускатной крышей. Вход в жилище оформлялся как крыльцо окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Главная в русском доме – печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки. Центром сбора был стол, который накрывался скатертью. Особо оформлялся красный угол – место с иконами.

Башкирское подворье «Башкирская юрта»

Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках (летнее кочёвье) была ещё распространена войлочная юрта (тирмэ). Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир.

Казахское подворье «Казахский аул»

Казахи в России – четвёртая по численности после Казахстана, Китая и Узбекистана общность казахов. Казахи начали расселяться в Саратовском Заволжье с конца XVIII века. Во время голода в Казахской АССР 19932-1933 гг. численность казахов на территории Саратовской области увеличилась более чем в 4 раза. Сейчас, согласно переписи 2010 года доля казахов – 3,1% (76 007 человек). Казахи в Саратовской области расселены в основном в её заволжской части.

С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Гостя радушно встречали, усаживали на самое почётное место, угощали лучшим, что было в доме. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем – чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины – казы, шужук,  карта, кабырга. Традиционный хлеб трёх видов: баурсаки, шелпек и «таба-нан».

        Татарское подворье «Тургай»

На Татарском подворье представлены деревянный дом и баня, начато строительство хозяйственных построек. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. В Саратовской области их численность составляет около 52 884 человек. Татары компактно проживают в Базарно-Карабулакском, Дергачёвском, Ершовском, Петровском, Саратовском районах. В Саратове Функционирует Татарская гимназия и татарский детский сад.

Чувашское подворье «Ентеш»

Традиционная изба ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Со 2-й пол.XIX в. распространяются жилища среднерусского типа с трехраздельной структурой: изба — сени — клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутренняя планировка подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой. 

             Мордовское подворье «Кудо»

На Мордовском подворье представлена традиционная мордовская усадьба с самобытным внутренним убранством и надворными постройками. Мордва проживает в Российской федерации около 744237 мордовской народности. Больше всего мордвы в Поволжском районе - 192215 человек (четверть от общей численности народа). Особенно много их в Самарской (65447), Пензенской (54703) и Ульяновской (38977) областях. Также много мордвы живёт в Татарстане и Саратовской области.

Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. Под потолком делали полати для спанья.

Грузинское подворье. «Ода»

В грузинском дворе построен двухэтажный дом «Ода», где представлены экспонаты традиционного убранства грузинского дома. В этом большом гостеприимном доме представители всех национальных объединений традиционно проводят свои праздники, свадьбы и другие торжества, на которые приглашают руководителей всех национально-культурных объединений. В Саратовской области проживает около 10917 грузин. Один из самых популярных высших должностных лиц Саратовского края – Панчулидзев Алексей Давыдович (1758-1834 г.), выходециз имеритинских дворян. За время пребывания на посьту Губернатора (1808-1826 г.) внёс большой вклад в культурную жизнь, строительство и развитие нашего города и Саратовского края.

Армянское подворье. «Хрчит»

На армянском подворье «Хрчит» построен традиционный армянский средневековый крестьянский дом, разбит сад. Многие туристы, впервые побывавшие в Национальной деревне, замирают при виде Армянского двора «Хрчит» — это настоящий кусочек Армении в Саратове. Стены основной постройки – «глхатун», выполнены из природного, дикого камня, само по себе здание имеет квадратную форму и всего одно небольшое окно. Рядом с центральной постройкой располагается национальная печь, выложенная, со всех сторон, диким камнем. Вход в Армянский двор обрамляют красивые кованые ворота, врезанные в округлую арку из натурального камня.

На 2010год в Саратовской области численность армян составляет около 23841 человек. В Саратовском Поволжье одно из древнейших упоминаний об армянах встречается в начале XIV века. В золотоордынском Укеке действовали две армянские церкви. Многие армянские купцы обладали торговыми заведениями. Одна из принадлежавших им строений так назывался – Армянский дом, а улица, где он стоял, до 1937 года именовалась Армянской (ныне Волжская). Сегодня об этом напоминает только мемориальная доска торжественно открытая в 2000году во время визита Президента Республики Армения в Саратовскую область.

Украинское подворье «Украинский хутор»

Украинский хутор «Свитанок» стал наиболее посещаемым местом в деревне. Здесь наряду с надворными постройками, хорошо обустроенным домом создан настоящий уголок украинской культуры в ее лучших традициях.

На территории Саратовской области проживает около 41942 украинцев. Украинские поселения появились на территории Саратовской области в начале XVIII века.

Корейское подворье «корейский сад камней»

 На корейском подворье «Корейский сад камней» построена пагода. Разбит парк камней с сухим ручьем. В Саратовской области корейцев насчитывается около 4206 человек.

Азербайджанское подворье «Девичья башня»

В Азербайджанском дворе возведена шестнадцатиметровая «Девичья башня, копия подобной башни в Баку. На территории Российской Федерации насчитывается около 603070 азербайджанцев. В Саратовской области проживает около 14 868 азербайджанцев.

Дагестанское подворье «Замок»

При его строительстве использовался настоящий отделочный камень, привезенный из Дагестана. Работы над ним еще не завершены, но, не смотря на это, данный двор можно смело считать одним из самых примечательных сооружений в Национальной деревне, он является точной копией одной из частей дербентской крепости «Нарын Кала». 

Узбекское подворье «Узбекский кишлак»

Узбекский двор представлен узбекской чайханой «Согдиана». Планируется строительство надворных построек, беседки, украшение минаретов и ворот мозаикой в восточном стиле.

На территории Саратовской области проживает около 2909 узбеков.

 

Белорусское подворье

На белорусском подворье построена хата. Значительное число белорусов населяет территорию России, на 2010 год – 521 443 человек. В Саратовской области их численность составляет около 8489 человек.

Чечено-Ингушское подворье «Вайнах»

Чечено-ингушское подворье «Вайнах», состоит из четырехэтажного здания и двух стилизованных башен. "Вайнах" значит "братство" Саратовские чеченцы и ингуши решили строиться совместно, чтобы подчеркнуть исторически сложившуюся глубокую связь двух народов: помимо географического соседства – общая религия, родственные языки. Их подворье так и называется "Вайнах" – "братство". Аналогичное наименование носит и общественная организация, представляющая в Саратовской области интересы этих народов – кстати, их численность в регионе составляет около 18 тысяч. Высота основной части здания составляет три этажа, не считая цокольного, а две башни по бокам возвышаются еще на три-четыре метра. Подобные башни – значимая часть вайнахской культуры, они архитектурно разные, потому что у каждой из них свое историческое предназначение. Слева – башня военная, у нее окна похожи на бойницы, а наверху зубцы, за которыми удобно прятаться и стрелять. Правая же – мирная, у нее таких стратегических деталей нет. В подобных башнях внизу держали скот – зимой тепло от животных поднималось вверх, где жили люди. В цокольном этаже подворья "Вайнах" располагается комната для обучения национальным культурам, включая народные танцы и песни. Рядом – молитвенный зал и помещение, где можно совершить традиционное омовение перед тем, как вознести голос к Аллаху. Мусульмане молятся, преклонив колени, поэтому пол в зале устлан коврами. Для тех, кому встать на колени не позволяют болезнь или старость, предусмотрены низкие скамеечки, на которые можно присесть. На первом этаже размещается гостиничный комплекс из нескольких номеров, на втором - ресторан чечено-ингушской национальной кухни.

Подворье поволжских немцев

Внутреннее убранство дома включает экспонаты, доставленные из мест компактного проживания немцев Поволжья. Здесь вы попадете на южные земли Германии.

В Саратовской области проживает около 7579 человек. В 1918 году была создана Автономная область немцев Поволжья со столицей Екатериненштадт (ныне Маркс), которая в 1924 году была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику немцев Поволжья со столицей г. Покровск (Энгельс). После депортации немецкого населения Немреспублики в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" АССР Немцев Поволжья фактически прекратила своё существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

За время существования этнографического комплекса сложились определенные традиции. Здесь отмечают национальные и государственные праздники, юбилеи, играют свадьбы, проводят деловые встречи, принимают делегации из других регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Почетными гостями деревни были участники выездного заседания Президиума Государственного Совета РФ и Комитета по культуре Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, выездного заседания Комитета по собственности Государственной Думы РФ, члены первого отряда космонавтов, делегации из Тольятти, Кургана, Московской области, Республики Казахстан.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 30 января 2006 года  было создано государственное учреждение «Центр поддержки и развития национальных культур», учредителем которого выступило министерство культуры области. Главная задача центра – содействие национально-культурным организациям области в сохранении исторического наследия и развития национальной самобытности народов, проживающих на территории региона, путем создания и развития этнографического комплекса национальных культур.

Национальная деревня является местом встреч и проведения культурных мероприятий, концертов, национальных праздников, и т. д. Для этого имеется специальная площадка со сценой. В праздничные дни многие подворья открывают свои двери для гостей. В такие дни есть возможность ознакомиться с внутренним убранством подворья и попробовать национальную кухню. В обычные дни некоторые из подворий открыты и предлагают посетителю национальные блюда.

Национальную деревню можно рассматривать как своеобразную модель решения межнациональных вопросов. Это место, объединяющее людей разных национальностей, настоящий Дом дружбы народов.

Список используемых источников:

Литература:

1.     Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: Учебное пособие – СПб: СПбКО, 2009. — 416 с.

2.     Гузикова, М. О., Фофанова П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации: Учебное  пособие – Изд‑во Урал. ун-та, 2015. — 124 с.

3.     Калачева И.И. Поликультурное образование в системе межкультурных коммуникаций молодежи: Учебно-методическое пособие – Мн.:РИВШ, 2016. - 134 с.

 

Интернет источники:

1.     Википедия. Национальная деревня [Электронный ресурс].  URL:http://wikimapia.org/3811384/ru/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 08.11.2016)

2.     Национальная-деревня. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/derevnynations. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 08.11.2016)

3.     Путеводитель по городам и странам. Национальная деревня народов Саратовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rutraveller.ru/place/51569. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 09.11.2016)

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Межкультурное взаимодействие как направление работы этнографического комплекса «Национальная деревня народов

Межкультурное взаимодействие как направление работы этнографического комплекса «Национальная деревня народов

Содержание Введение…………………………………………………………………3

Содержание Введение…………………………………………………………………3

Введение В современной России взаимодействие культур, играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа и является важнейшим проявлением исторического процесса: это не…

Введение В современной России взаимодействие культур, играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа и является важнейшим проявлением исторического процесса: это не…

В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, межнационального диалога и веротерпимости

В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, межнационального диалога и веротерпимости

России – история Победы в Великой

России – история Победы в Великой

Этнографический комплекс «Национальная деревня народов

Этнографический комплекс «Национальная деревня народов

Основные направления деятельности

Основные направления деятельности

Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир

Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир

Чувашское подворье «Ентеш» Традиционная изба ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью у задней глухой стены

Чувашское подворье «Ентеш» Традиционная изба ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью у задней глухой стены

В Саратовской области проживает около 10917 грузин

В Саратовской области проживает около 10917 грузин

На территории Саратовской области проживает около 41942 украинцев

На территории Саратовской области проживает около 41942 украинцев

Белорусское подворье На белорусском подворье построена хата

Белорусское подворье На белорусском подворье построена хата

Подворье поволжских немцев Внутреннее убранство дома включает экспонаты, доставленные из мест компактного проживания немцев

Подворье поволжских немцев Внутреннее убранство дома включает экспонаты, доставленные из мест компактного проживания немцев

Заключение За время существования этнографического комплекса сложились определенные традиции

Заключение За время существования этнографического комплекса сложились определенные традиции

Список используемых источников:

Список используемых источников:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020