История происхождения игры
Тогызкумалак – интеллектуальная игра, искусство логического мышления, которое можно сравнить с лучшими образцами мировой культуры. По мнению ученых археологов, игра зародилась около 4000 лет тому назад. Игра была придумана нашими предками, которые придавали большое значение интеллектуальному развитию подрастающего поколения наравне с физическим воспитанием.
Игра Тогызкумалак сохранилась и находит широкое распространение среди народов Республики Казахстан, Кыргызстан, а также в Монголии и России, на Алтае и Карачаево-Черкесии. В некоторых странах Европы и Китае есть любители, которые в средствах массовой информации пропагандируют данную игру. В университете Аляска в Нью-Йорке (США) занимаются исследованием игры Тогызкумалак.
Сейчас Тогызкумалак, как вид спорта, имеет большую популярность в Республики Казахстан.
Основные понятия и правила игры
Тогызкумалак (Тоғызқұмалақ) (девять камешков) — казахская народная настольная игра. Играют двое. На доске имеется 18 лунок (отау) (по девять у игрока) и два казана. В начале игры у каждого игрока в девяти лунках лежит по девять камешков (кумалак) (отсюда название игры) в каждой. Задача: собрать как можно больше камешков в свой казан.
Игра называется тогызкумалак, потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом.
Тогызкумалак — казахская настольная игра. Для нее используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из двух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно.
Игрок из одной из своих лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать шары у противника — не такое легкое дело.
Выигравшим считается тот, кто забрал из лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии.
Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов».
Игровая ситуация «Туздык»
Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым "туздык" соперник (в данном случае в 1-ой). У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.
Игровая ситуация «Атсыз калу»
Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию «атсыз калу» (каз. «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить, пока будет оставаться «пешим».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.