«Национальные традиции, обычаи, обряды»
Оценка 5

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

Оценка 5
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.08.2019
«Национальные традиции, обычаи, обряды»
Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. Таким образом, традиции, обряды - это часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов.
контрошка по этнологии.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: «Национальные традиции, обычаи, обряды»                                  Выполнил: Ахтямова З. Л., группа К­УЗ ­ 12/1                                    Проверил:  кандидат исторических наук, доцент Смыслов В. В. Ульяновск – 2013 2 Содержание      Введение…………………………………………………………….3­4 1. Национальные традиции, обычаи, обряды …………………5­10 2 Традиции,  обряды на примере русского народа…………..10­11 2.1  Русские традиции................................................................11-15      2.2 Свадебные обряды……………………………………….....15­18       2.3 Календарные и обрядовые праздники русских…………..18­22 Заключение……………………………………………………….23­24      Список использованной литературы………………………….......25 Введение Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи,   верования;   это   мировоззренческие,   нравственные   и   эстетические 3 ценности,   определяющие   лицо   нации,   ее   самобытность,   уникальность,   ее социальную и духовную особенность. Традиционная   празднично­обрядовая   культура   представляет   поистине уникальные   возможности   для   ее   реализации.   Русские   народные   праздники   и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной   культуры   и   в   тоже   время   одно   из   наиболее   сложных   и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. Фольклор  не мог  возникнуть   на пустом  месте. Он выделился  из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда. К   основным   аспектам   содержания   народной   культуры   можно   отнести: мировоззрение   народа,   народный   опыт,   жилище,   костюм,   трудовую деятельность,   досуг,   ремесла,   семейные   отношения,   народные   праздники   и обряды, знания и умения, художественное творчество. Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер   народной   культуры   России,   способность   к   контакту   с   культурой других   народов,   диалогичность,   самобытность,   цельность,   ситуативность, наличие   целенаправленного   эмоционального   заряда,   сохранение   элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Система   обычаев   традиций   любого   народа   –   это   результат   его воспитательных   усилий   в   течении   многих   веков.   Через   эту   систему   каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура традиционная составляет основу народной культуры. Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция   ­ сеть (система)   связей   настоящего   с   прошлым,   при   чем   при   помощи   этой   сети совершается   определенный   отбор   стереотипов,   которые   затем   опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры». 4 Традиционная празднично ­ обрядовая культура ­ неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь   с   духовным   и   эстетическим   развитием   общества.   Они   несут большую   эмоциональную   и   воспитательную   нагрузку,   обеспечивая   передачу традиций из поколения в поколение. Корни   большинства   народных   праздников   уходят   во   времена   язычества. Несмотря   на  тысячелетнее   усилие   православной   церкви  по   их   искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших   дней.   Часть   таких   обрядов   церковь   умело   приспособила   к   своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников. Цель: ­ Изучить национальные традиции, обычаи и обряды  народов        Задачи: 1. Пронаблюдать истоки народных обычаев и традиций.  2. Получить  знания о традициях, обычаях, календарно­ обрядовых праздниках  на примере  русского народа.                   3. Систематизировать сведения о русских обрядовых праздниках. 4. Проследить тенденции развития народной культуры и ее влияние на  повседневную жизнь человека. 1. Национальные традиции, обычаи, обряды Национальные традиции ­ (от лат. traditio ­ передача) ­ сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения 5 людей. Как правило, недостаточное знание индивидом национальных традиций, обычаев,   привычек,   вкусов   других   этносов   нередко   ведет   к   серьезным сложностям   в   процессе   адаптации   к   новой   среде.   Значение   национальных традиций,   привычек,   их   содержание   различны   у   отдельных   народов.   Люди   в разной степени придерживаются их. Так, напр., у англичан наблюдается ярко выраженная потребность решать дела "согласно обычаю". Можно сказать, что если американец ­ раб стандарта, то англичанин ­ раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане   стремятся   везде   оставаться   самими   собой,   сохранить   в   любых условиях   свои   привычки,   вкусы,   нравы,   обособленность,   ассортимент   блюд, комплекс   некоторого   превосходства,   порой   снисходительное   отношение   к другим.  Традиции   людей  разнообразны.  Вот   как  их   описал   в  романе  "Люди, годы, жизнь" И. Эренбург. "Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий   совал   парижанам   босую   ногу,   вряд   ли   это   вызвало   бы   восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу,   покрывает   голову.   В   католических   и   православных   обществах женщины   не   должны   входить   в   храм   с   непокрытой   головой.   В   Европе   цвет траура черный, в Китае ­ белый. Когда китаец видит впервые как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на   стене,   вазой   или   другой   безделушкой,   то   хозяин   доволен.   Если   европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет ­ того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда,   никто   не   притрагивается   ­   нужно   показать,   что   ты   сыт.   Мир многообразен...: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие 6 уставы".   Необходимо   иметь   в   виду,   что   люди,   как   правило,   весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не   нарушать.   Национальные   традиции,   привычки   проявляются   нетолько   в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Это принципиально важно. У   каждого   человека   есть   бессознательный   механизм,   который   фиксирует ситуацию "свой" ­ "чужой" по едва уловимым проявлениям психики. Любая традиция определяется отношением  к ней народа или группы. И следовательно, главное   наполнение   традиции   —  это   сам   факт   ее   отбора   как особенно ценного, того, что в силу этой ценности нельзя позволить себе утерять.   Национальные   обычаи  –   это  исторически   установившиеся,   во   многом стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде, национальной группе и являются привычной для их членов Сущность национальных обычаев заключается в строгом, неукоснительном следовании   членов   данной   этнической   общности   воспринятым   из   прошлого предписаниям   и   образцам   поведения.   Национальные   обычаи   выступают   как важное средство социализации индивида и передачи социального и культурного опыта   от   одного   поколения   этнической   общности   к   другому.   Они   являются одним из наиболее действенных средств социального контроля, регламентируя и 7 организуя характер взаимоотношений между членами этноса, а также выступают средством   укрепления   и   поддержания   внутригрупповой   сплоченности.   С возникновением государства и права некоторые обычаи могут быть включены в систему законов, что имеет место, например, в правовых системах большинства арабских государств и ряда государств Азии и Африки. В отличие от национальных традиций национальные обычаи функционируют не во всех сферах общественной жизни этноса, сохраняясь прежде всего в сфере быта, гражданской обрядности, морали и некоторых других областях. Наиболее   распространение   обычаи   получили   в широкое докапиталистических   обществах.   В   новейшее   время   в   результате   развития   национальные производственно­экономических   отношений,   расширения   культурных   и политических   связей,   секуляризации   общественно­политической   жизни, урбанизации, развития средств массовой информации влияние Н.о., например, в Европе, Северной Америке уменьшилось. Однако в большинстве стран Африки, Азии и Латинской Америки роль национальных обычаев по­прежнему весьма велика. Национальные   обычаи   способствуют   сохранению   преемственности   в национальном   развитии,   приданию   культуре,   образу   жизни   национального колорита,   соблюдению   религиозных   догматов.   Вместе   с   тем   устаревающие национальные обычаи постепенно сменяются в процессе исторического развития новыми,   помогающими   установлению   более   прогрессивных   общественных отношений.  Соответственно,  национальные  обычаи  подразделяют  на старые  и новые, городские и  сельские, а также  исторические,  патриотические, религиозные  и бытовые.   Например,   издревле   на   Руси   существовали   обычаи   славить   своих героев, быть патриотом России и др., выкупать невест во время свадьбы, не приступать к еде за столом раньше хозяина, встречать гостей хлебом и солью и т.д. 8 Национальные   обряды  ­   традиционные   действия,   сопровождающие важные   моменты   жизни   человеческого   коллектива.   Обряды,   связанные   с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды ­ календарными. Обряд  ­  это   церемониальное   действо,   проводимое   в   соответствии   с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего — порядку в мире духовном. Некоторые   религии   используют   обряды   для   закрепления   в   сознании верующих   некоторых   религиозных   представлений   и   укрепления   веры   во всемогущие силы.  У некоторых народов существуют так называемые лонные обряды ­ любой ритуал или церемония, где фигурируют гениталии. Например, обрезание. Обряд воздушного древнейших религиозных обрядов похорон умершего   человека,   в   котором   погребение погребения —   один     из   совершается путем подвешивания тела умершего в воздухе, с целью предания тела   умершего   воздуху,   духу,  свету,   дереву   и т. п.   Религиозная   мотивировка обряда у разных народов была разная. Абхазские историки считают, что обряд 9 воздушного   погребения абхазо­адыгских   народов произошёл   из   религиозных культов строителей дольменов.  Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных   и   религиозных   обрядов.   С   возникновением   классового государства   и   церкви   формируются   специфическая   церковная   обрядность, ритуалы   и   церемонии,   связанные   с   общественной   и   государственно­ политической   жизнью   (например,   придворные   церемонии),   и   продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. Изменение   статуса   человека   часто   сопровождается   обрядом.   Например: свадьба,   похороны,   крещение,   и   т.   д.   В   некоторых   религиях   существуют персональные обряды. Например: исповедь, Хадж. Таким   образом,   национальная   традиции,   обычаи   и   обряды   –   это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит   человека   от   обезличивания,   позволяет   ему   ощутить   связь   времен   и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.  Каждый   народ   имеет   свои   взгляды   и   обычаи   на   проведение   обрядов. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой   силой,  систематически   повторяемая,  интересна   вообще,   так   как   лучше   всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым. 2. Традиции,  обряды на примере русского народа Каждый   народ   любит   свои   обычаи   и   очень   высоко   их   ценит.   Недаром существует   пословица: "Уважай  себя   сам  и   тебя   будут   уважать  другие!"  Её можно   истолковать   и   шире,   применив   к   целому   народу.  Обычаи   и   традиции влияют на историю и международные отношения. И с  народным календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» 10 по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или   будни,   обычаи   и   суеверия,   традиции   и   обряды,   природные   приметы   и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями.   Отсюда   несовпадение   названий   месяцев   в   разных   областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта   с   его   праздниками   и   буднями.   Он   включает   в   себя   знание   природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни. Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным   православием.  С   утверждением   христианства   языческие   праздники запрещались,   получали   новое   истолкование   или   перемещались   со   своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Обряды,   приуроченные   к   крупным   праздникам,   включали   большое количество   разных   произведений   народного   искусства:   песни,   приговоры, хороводы,   игры,   танцы,   драматические   сценки,   маски,   народные   костюмы, своеобразный реквизит.  Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил   и   хранил   свои   традиции,   передавая   их   из   поколения   в   поколение.   И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают   чучело,   пекут   блины,   устраивают   веселые   игрища.   А   на   народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов.   Таким образом, традиции, обряды   ­ это часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.  Каждый народ имеет свои взгляды   и   обычаи   на   проведение   обрядов.   Русские   народный   обряд —   это 11 народная   пьеса   полная   тайного   смысла,   исполненная   великой   силой, систематически   повторяемая.   Она   иллюстрирует   содержание   народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым. 2.1 Русские традиции  Национальные русские   традиции прослеживаются   в   различных   сферах   жизни нации: в устной и письменной речи, в фольклоре (былины, сказки, частушки, поговорки),  в  проведении   праздников,  в  национальной   кухне,  в  изготовлении игрушек, в народном костюме, в религиозных обрядах. известные, «живучие» русские традициии, дошедших до наших дней. Русское чаепитие Не верьте, если вам говорят, что настоящие знатоки чаепития – англичане. Они всего­навсего   придумали   свой   файф­о­клок,   тогда   как   русские   придумали абсолютно уникальный аппарат для приготовления чая – самовар! Невозможно представить   себе   русский   быт   без   этого   архитипичного,   но   очень   уютного атрибута традиционного семейного чаепития. Вечер   выходного   дня,   когда   вся   семья   собирается   расслабиться   за   чашкой крепкого чаю с домашней выпечкой – это то, во что выводились самоварные чаепития.   Особенности русского менталитета повлияли и на основную задачу чаепития. Русские люди не отрешаются от суетного мира, попивая чай, для них чайная церемония: повод к сближению,  задушевной беседе. Наверное, поэтому угли в самоваре могли подогревать воду для чая сколь угодно долго. По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались   и порция горячего и крепкого чая, и   радушное внимание хозяина.   Пили   чай   из   саксонского,   дрезденского,   или   же   отечественного фарфора   (особенно   славился   Поповский).   Мещане   и   купцы   любили   пить ароматный   горячий   напиток   из   глубоких   блюдец,   с   колотым   сахаром «вприкуску». У народа считалось признаком крайней бедности   пить «пустой» чай   –   то   есть   чай,   не   сопровождающийся   какой­нибудь   закуской.   В   разных 12 городах   и   губерниях,   в   разных   эпохах,   к   чаю   полагались   разнообразные угощения. Молоко и сливки, расстегаи и ватрушки, варенье, печатные пряники, коломенская и ржевская пастила, сушки, шаньги, бублики – всего и не описать. Русская баня Какой же русский не любит бани? Еще Нестор­летописец писал о бане в своих трудах. Изначально в бане проводили очищающие обряды: омовение жениха и невесты   перед   венчанием,   роженицы   и   новорожденного,   изгоняли   «нечистую силу» из душевнобольных. Используя целебные травы и банный пар, знахари исцеляли   от   недугов   страдающих.   Молодежь   устраивала   в   банях   святочные гадания, а землепашцы загадывали на будущий урожай и погоду. Поговорка «В бане   все   равны»,   свидетельствует,   что   бывали   в   здесь   и   стар,   и   млад,   и простолюдины, и князья. Баня   оказалась   одной   из   самых   стойких   русских   традиций.   Невозможно представить, что есть русский человек, ни разу не отведавший  густого банного пара, березового или   дубового веника. Множество болезней исцеляет баня, в бане можно снять накопившуюся усталость и стресс, очистить не только тело, но и   душу.   Технология   приема   бани   почти   не   изменилась   в   древних   времен. Разогрев   тело   на   каждой   полке   поочередно,   от   души   хлещут   себя   хорошо распаренным веником, затем моются мылом и мочалкой, ополаскивают волосы хлебными   и   травяными   отварами. Русская   традиция требует   после   парильной прыгнуть в прохладную воду пруда, или в сугроб, прорубь. Русские хлеб­да­соль Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции,   хлебом   и   солью   сегодня   встречают   родители   жениха   и   невесту, хозяева   привечают   дорогих   гостей.   Хлеб­соль   встречает   представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость   как   бы   устанавливает   особые   доверительные   отношения   с хозяевами, признается   в   чистоте   своих   намерений   и   помыслов.   Дуэт   хлеба   и   соли   не случаен:   пшеничный   или   ржаной   душистый   каравай   символизировал благополучие   и   достаток,   а   редкой   в   те   времена   специи,   приписывали 13 способность   охранять   от злых   духов.   Приглашая   на   пиршество,   на   Руси говорили:   «Заходите   на   хлеб­соль».   славящиеся   своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».   Дома   же, Как пили на Руси. Традиции пития на Руси сохранённые и дошедшие до нас, своими корнями уходят в стародавние времена, а во многих домах сегодня, как и в далёком прошлом отказаться от еды и выпивки означает обидеть хозяев. Также дошла до нас и повсеместно практикуется традиция пить водку не мелкими глотками, как принято   к   примеру   в   европейских   странах,   а   залпом,   сразу.Правда   сейчас изменилось отношение к пьянству, если сегодня пьянеть это значит отклониться он   принятых   норм   приличия,   то   в   те   времена   боярской   Руси,   когда   это считалось обязательным, и не напившийся гость должен был таковым хотя бы притвориться.   Хотя   не   следовало   быстро   пьянеть,   а   идти   в   ногу   со   всеми участниками   застолья   и   по   этому   быстрое   опьянение   в   гостях   считалось неприлично. Царские пиры.  Благодаря многим дошедшим до нас старинным рукописям мы прекрасно осведомлены о праздничном и повседневном столе царя и бояр. И это благодаря пунктуальности   и   чёткости   исполнения   своих   обязанностей   придворных служащих.   Количество   всевозможных   блюд   на   царских   пирах   и   на   пирах богатых   бояр   доходило   до   ста,   а   в   особых   случаях   могло   достигать   и   пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно, по одному, а драгоценные золотые   и   серебряные   посуды   с   остальными   кушаньями   держали   в   руках стоявшие вокруг стола слуги. Крестьянский пир. Но   традиции   пировать   и   трапезничать   были   и   не   столь   богатых   слоях   и   были   не   только   у   богатых   и   знатных   членов общества, общества.Представители   практически   всех   слоев   населения   считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых 14 событий   в   жизни,   будь   то   свадьба,   крестины,   именины,   встречи,   проводы, поминки, народные и церковные праздники...И естественно именно эта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись. Русское гостеприимство.  О   русском   гостеприимстве   известно   всем   и   так   было   всегда.  А   что   же касается еды, то если в дом русского человека приходят гости и застают семью за обедом, то непременно будут приглашены ко столу и усажены за ним, и у гостя вряд ли будет возможность отказаться от этого.Торжественные обеды и застолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с особой широтой и размахом,   они   призваны   были   продемонстрировать   не   только   материальные возможности царственных хозяев (подчистую обиравших собственный народ), но и широту и гостеприимство русской души. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение   обычаи,   нормы   поведения   и   вкусы.   Устная   передача   каких­либо исторических   сведений,   предание.  Следование   традициям   помогает   ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно­культурными ценностями. Старинные обычаи — сокровище русского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются   живительным   бальзамом   для   души,   который   наполняет   ее   мощной силой. 2.2 Свадебные обряды Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. При общем сходстве свадебного обряда на всей территории России существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это, прежде всего, южнорусские и средне ­ и   северорусские   обряды   с   четко   выраженными   и   устойчивыми   комплексами действий, определенными участниками и разработанным фольклорным циклом. Так,   на   севере   России   «музыкальная»   часть   состоит   почти   полностью   из 15 причетов, а на юге ­ почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен   и   обрядовых   действий,   а   систему,   очень   стройно   организованную. Повсеместно была распространена единая композиция свадебного обряда. В нее входили   три   цикла:   предсвадебный   (предвенечный),   день   свадьбы   и послесвадебный. Каждый имел свои внутренние части. Свадьбы   обычно   праздновались   осенью   или   зимой   после   Крещенья. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушку приезжали крестный с крестной или родители парня, реже   ­   другие   родственники.   Садились   под   матицу   и   заводили   разговор иносказательно:   "У   вас   ­   товар,   у   нас   ­купец"   или   "У   вас   ­   курочка,   у   нас ­петушок,   сведем   их   в   один   хлевушок".   В   случае   согласия   проходила   затем череда   предсвадебных   встреч:   смотрины   невесты,   знакомство   с   хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки ­ денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вслед за тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот период подруги невесты собирались в ее доме на вечерки, помогали приготовить подарки на свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали. Все   обряды,   входившие   в   свадебный   цикл,   сопровождались   песнями сообразно   моменту   ­   грустными,   лирическими,   величальными,   шуточными, прощальными. Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день,   когда   зять,   а   за   ним   и   все   присутствующие   отправлялись   "к   теще   на блины". Дружка ­  главный распорядитель на свадьбе, выбирался из старшей родни жениха.   Это   был   всем   известный   балагур   и   весельчак.   За   скоморошьим поведение дружки скрывались ум и находчивость, умение прочитать заговор и 16 защитить свадьбу от колдовства. В некоторых местах дружку на немецкий манер называют шафером. Старшая боярка ­ распорядительница на свадьбе со стороны невесты. Тысяцкий, или посаженый отец ­ им чаще всего был крестный отец жениха; после дружки тысяцкий был одним из главных распорядителей на свадьбе. Причетница,   причитальщица ­  женщина   на   свадьбе,   которая   по необходимости подсказывает или помогает невесте исполнять причеты, то есть свадебные песни­плачи, в которых невеста прощалась со своей девичьей красой, с родимым домом и родителями.  Поезжане — гости, которые вместе со свадебным поездом сопровождают в церковь к венчанию жениха и невесту. Почетники ­  невестина   родня   в   доме   жениха   во   время   свадебного   пира после венчания. Рукобитье ­ так назывался предсвадебный обычай, когда отец жениха и отец невесты, прихватив полу своего кафтана, с размаху ударяли друг друга по рукам в знак договоренности о свадьбе и свадебных расходах. Зорю   окликать ­  когда   девушку   просватают,   она   на   ранней   утренней   и вечерней заре вместе с подругами выходила на дорогу; за околицу. Здесь невеста громко причитала — исполняла песню, обращаясь к заре, солнцу, полю, лесу, всем силам природы, к праздникам, которые праздновались в родном селе, к   всеми. святым Ведь   раньше   было   принято:   если   девушка   вышла   замуж,   она   оставляла   дом угодникам, прощаясь ними     с     родителей и начинала новую жизнь в доме родителей жениха. Вот и прощалась невеста с местами, где прошло ее девичество.  У казаков, например, после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной   лицо   и   с   гиканьем,   с   песнями   разъезжали   по   станице   на   волах, запряженных   в   повозки   ­   рыдваны.   Заезжали   в   гости   к   кумовьям   и   другим гостям. Свадьба   могла   длиться   неделю   и   больше.   Несмотря   на   ограниченное   число приглашенных,   присутствовать,   вступать   в   пляски,   представления,   изредка 17 угощаться   могли   практически   все   желающие.  Русский   свадебный   обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Таким   образом,   свадебная   обрядность   прошла   сложный   путь   развития, меняясь   вместе   с   изменением   общественных   отношений.   Однако   обрядовые институты,   в   том   числе   и   свадьба,   обладают   высокой   степенью консервативности, в силу  чего в составе обрядового комплекса сохраняются многие пережиточные явления, не соответствующие социально­экономическим условиям   настоящего   времени.   Свадебный   обряд   впитал   в   себя   многое   от язычества  и позаимствовал  новое  в  обрядах  от  христианства. В  структуре  и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. Собиратели фольклора констатируют обеднение свадебной обрядности в XX   в.,   исчезновение   из   нее   не   только   многих   грустных,   но   и   ряда   игровых моментов.   Расширился   состав   участников,   однако   были   утрачены   свадебные "роли" (кроме дружки). Обрядовый песенный фольклор ушел в область истории. 2.3 Календарные и обрядовые праздники русских Колядки ­ старинный   рождественский   обряд   прославления   праздника Рождества   Христова   песнями   и   сама   песня.   В   ночь   с   6   на   7   января   перед православным   Рождеством   люди   обычно   не   спали:   ходили   из   дома   в   дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки ­ старин ные рождественские и новогодние   обрядовые   песни.  В  царские   времена  даже  цари  ходили   к   своим подданным   поздравиться   и   поколядовать.   Колядование   начинали   дети   и молодежь,   которые   пели   песни   под   окнами   и   получали   за   это   различное угощение.   Отправляясь   колядовать,   богатые,   как   правило,   переодевались   ­ рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю   одежду   наизнанку   и   надевали   маски   животных.   Сейчас   этот   обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. 18 Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают. У нас в посёлке тоже дети ходят рано утром 7 января и поют Колядки. Крещение (19 января)  Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры   называются   «Орешки»   или   «В   жребий».   Специально   для   игры   пеклось очень   много   орешков.   Игра   создавала   атмосферу   изобилия:   у   всех   без   и сключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка. Сейчас накануне этого праздника многие жители нашего посёлка: и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу; некоторые едут на Самарку, чтобы искупаться, по народным поверьям, человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.  Святочные гадания.  В   сем   всегда   хочется   хоть   немножко   заглянуть   в   будущее,   а   святки считались   идеальным   временем   для   гаданий   ­   и   люди   гадали.   Для   гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся   в   святочный   период,   ­   места   нежилые   и   нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.               Гадавшие   должны   были   снять   с   себя   нательные   кресты   и   пояса, развязывали   все   узлы   на   одежде,   девушки   распускали   косы.   На   гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной   рубашке,   зажмурившись   и   покрыв   лицо   платком,   чтобы   не   быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали "защитные" меры против нечистой силы ­ очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок. Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода   скота   и   медоносности   пчел,   однако   основная   часть   гаданий   была 19 посвящена   вопросам   брака   ­   девушки   старались   узнать   наиболее   подробную информацию о своем суженом.             В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при   правильном   истолковании   приоткроют   завесу   времени   и   подскажут будущее. "Знаками" могло быть что угодно ­ сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка,   поведение животных, количество и чет­нечет предметов и др.               Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня ­ дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев. По   домам   в   вечернее   время   и   по   ночам   ходили   ряженые   ­   колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую   зависел   от   степени   одарения   колядующих.   Современные   гадания сильно   отличаются   от   старинных   гаданий,   но,   тем   не   менее,   обычай   этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают. Масленица.  Время перехода от зимы к весне отмечено  Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Знамени   та   была   Масленица   своими   кулачными   боями.   И   опять­таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка  на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали 20 рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови). Кульминация праздника — костры. Пока горел костер, кричали: «Молоко сгорело!»   или   «Масленица   сгорела,   в   Ростов   полетела!».   Костры   разводили ближе   к   сумеркам.   Едва   раздавались   звуки   вечернего   благовеста,   веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, — Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики. У   нас   в   Ольгино   тоже   широко   празднуется   Масленица:   проходит представление,   катаются   и   взрослые   и   дети   на   лошадях,   едят   блины,   ну   и, конечно же, сжигается чучело.                                                     Пасха.  Во   время   празднования   Пасхи   русские   вспоминают   о   жизни,   смерти   и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий   хлеб)   и   красят   яйца,   которые   символизируют   собой   тело   Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич   или   покрашенное   яйцо.   Подарки   преподносятся   со   словами:   «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить   в   ответ   или   кулич,   или   крашеное   яйцо.   Этот   обычай   именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их. Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи,   красят   яйца,   при   встрече   говорят:   «Христос   Воскресе!»   и   в   ответ получают: «Воистину Воскресе!» Обряды,   так   называемого   жизненного   цикла.   Это   обряд,   которые сопровождают  человека  по  всем  ступенькам его  жизненного  пути,  начиная  с 21 рождения.   Рождение   ребёнка   –   это   очень   большое   событие   в   жизни   людей. Рождение   младенца. Русские   спешили   крестить   младенца,   и   чаще   всего крещение происходило в сороковой день. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, память которого случалась в день крещения Обычай крестить ребёнка сохранился и поныне. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь   Святого,   именины   которого   приходятся   на   день   рождения   младенца. Таким образом, какой­либо святой (святая) становится небесным покровителем и заступником крещёного. Таким образом, тема обычаев и традиций русского народа, как и любого народа,   населяющего   Землю,   необычайно   широка   и   многогранна.   Но   она поддаётся   и   делению   на   более   частные   и   узкие   темы.   Это   такие   темы   как рождество,   святки,   крещение,   масленица,   пасха,   и,   их   связь   с   культом растительности и солнца; семейно­брачные обычаи; современные обычаи.  Обряды,   приуроченные   к   крупным   праздникам,   включали   большое количество   разных   произведений   народного   искусства:   песни,   приговоры, хороводы,   игры,   танцы,   драматические   сценки,   маски,   народные   костюмы, своеобразный реквизит.  Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами   и   песнями.   Их   происхождение,   содержание   и   цель   отличаются   от церковных празненств. Большая   часть   народных   праздников   возникла   во   времена   еще   самого глубокого   язычества,   когда   с   богослужебными   обрядами   соединены   были различные правительственные постановления, торговые операции и прочее. 22 Заключение Мы   должны   бережно   хранить   русские   традиции   и   обычаи   древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества Православные   обычаи   –   это   вера,   преобразившая   быт,   это   обычаи,   в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое. Православные   обычаи  народа –  это  сформированный  веками  уклад  его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается   путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху. Главная   задача   русского   человека   сегодня   –   сделать   духовный   выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных   обычаях   и   традициях,   идущих   из   глубины   веков,   обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа. Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать   их   передаче   следующим   поколениям   путём   приобщения   к богатой русской национальной культуре.         Исторические   обычаи   русского   народа   уникальны.   Народные   обычаи   и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры 23 народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. Таким образом,  знакомясь  и  изучая  материалы об  обычаях и  традициях русского   народа  ясно   видно,   что   в   своей   первооснове   все   они   ­ языческие. Традиции   предков   –   основа   интеллекта   и   нравственности человека. На протяжении длительной истории русский народ накопил богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработал своеобразные   обычаи   и   традиции,   правила,   нормы   и   принципы   поведения человека. Действительно, у разных народов свое наследие и обычаи, сформированные на   протяжении   веков   или   даже   тысячелетий.   Обычаи   —   это   лицо   народа, взглянув в которое мы сразу можем узнать, какой это народ. Обычаи — это те не   писаные   правила,   которым   люди   следуют   повседневно   в   своих   малейших домашних заботах и наиболее важной общественной деятельности.   С   незапамятных   времен   было   трепетным   отношение   к   традициям.   Даже после   принятия   христианства   русские   сохранили   многие   свои   народные старинные   обычаи,   только   объединив   их   с   религиозными.   И   сегодня,   спустя тысячи   лет,   уже   непросто   обнаружить   грань,   где   в   русских   обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская. Свои   нравственные   корни,   свое   начало   любой   народ   берет   в   глубокой древности.   Знание   своих   исторических   и   культурных   корней   воспитывают   в человеке   гордость   прошлым   своей   Родины, ответственности, долга перед государством и семьей.   патриотизм,   чувством 24 Список литературы 1. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973. 2. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. 3. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.­ М., 1999.­ 343 c. 4.   Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992. 5.   Энциклопедия   обрядов   и   обычаев   под   ред.   Брудная   Л.И.,   Гуревич   З.М., Дмитриева О.Л., С­Пб: "Респекс", 1997 г. 6. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990. 25

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»

«Национальные традиции, обычаи, обряды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019