«Национальные традиции, обычаи, обряды»

  • Лекции
  • docx
  • 27.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. Таким образом, традиции, обряды - это часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов.
Иконка файла материала контрошка по этнологии.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: «Национальные традиции, обычаи, обряды»                                  Выполнил: Ахтямова З. Л., группа К­УЗ ­ 12/1                                    Проверил:  кандидат исторических наук, доцент Смыслов В. В.Ульяновск – 2013 2Содержание      Введение…………………………………………………………….3­4 1. Национальные традиции, обычаи, обряды …………………5­10 2 Традиции,  обряды на примере русского народа…………..10­11 2.1  Русские традиции................................................................11-15      2.2 Свадебные обряды……………………………………….....15­18       2.3 Календарные и обрядовые праздники русских…………..18­22 Заключение……………………………………………………….23­24      Список использованной литературы………………………….......25 Введение Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи,   верования;   это   мировоззренческие,   нравственные   и   эстетические 3ценности,   определяющие   лицо   нации,   ее   самобытность,   уникальность,   ее социальную и духовную особенность. Традиционная   празднично­обрядовая   культура   представляет   поистине уникальные   возможности   для   ее   реализации.   Русские   народные   праздники   и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной   культуры   и   в   тоже   время   одно   из   наиболее   сложных   и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. Фольклор  не мог  возникнуть   на пустом  месте. Он выделился  из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда. К   основным   аспектам   содержания   народной   культуры   можно   отнести: мировоззрение   народа,   народный   опыт,   жилище,   костюм,   трудовую деятельность,   досуг,   ремесла,   семейные   отношения,   народные   праздники   и обряды, знания и умения, художественное творчество. Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер   народной   культуры   России,   способность   к   контакту   с   культурой других   народов,   диалогичность,   самобытность,   цельность,   ситуативность, наличие   целенаправленного   эмоционального   заряда,   сохранение   элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Система   обычаев   традиций   любого   народа   –   это   результат   его воспитательных   усилий   в   течении   многих   веков.   Через   эту   систему   каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура традиционная составляет основу народной культуры. Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция   ­ сеть (система)   связей   настоящего   с   прошлым,   при   чем   при   помощи   этой   сети совершается   определенный   отбор   стереотипов,   которые   затем   опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры». 4Традиционная празднично ­ обрядовая культура ­ неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь   с   духовным   и   эстетическим   развитием   общества.   Они   несут большую   эмоциональную   и   воспитательную   нагрузку,   обеспечивая   передачу традиций из поколения в поколение. Корни   большинства   народных   праздников   уходят   во   времена   язычества. Несмотря   на  тысячелетнее   усилие   православной   церкви  по   их   искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших   дней.   Часть   таких   обрядов   церковь   умело   приспособила   к   своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников. Цель: ­ Изучить национальные традиции, обычаи и обряды  народов        Задачи: 1. Пронаблюдать истоки народных обычаев и традиций.  2. Получить  знания о традициях, обычаях, календарно­ обрядовых праздниках  на примере  русского народа.                   3. Систематизировать сведения о русских обрядовых праздниках. 4. Проследить тенденции развития народной культуры и ее влияние на  повседневную жизнь человека. 1. Национальные традиции, обычаи, обряды Национальные традиции ­ (от лат. traditio ­ передача) ­ сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения 5людей. Как правило, недостаточное знание индивидом национальных традиций, обычаев,   привычек,   вкусов   других   этносов   нередко   ведет   к   серьезным сложностям   в   процессе   адаптации   к   новой   среде.   Значение   национальных традиций,   привычек,   их   содержание   различны   у   отдельных   народов.   Люди   в разной степени придерживаются их. Так, напр., у англичан наблюдается ярко выраженная потребность решать дела "согласно обычаю". Можно сказать, что если американец ­ раб стандарта, то англичанин ­ раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане   стремятся   везде   оставаться   самими   собой,   сохранить   в   любых условиях   свои   привычки,   вкусы,   нравы,   обособленность,   ассортимент   блюд, комплекс   некоторого   превосходства,   порой   снисходительное   отношение   к другим.  Традиции   людей  разнообразны.  Вот   как  их   описал   в  романе  "Люди, годы, жизнь" И. Эренбург. "Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий   совал   парижанам   босую   ногу,   вряд   ли   это   вызвало   бы   восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу,   покрывает   голову.   В   католических   и   православных   обществах женщины   не   должны   входить   в   храм   с   непокрытой   головой.   В   Европе   цвет траура черный, в Китае ­ белый. Когда китаец видит впервые как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на   стене,   вазой   или   другой   безделушкой,   то   хозяин   доволен.   Если   европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет ­ того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда,   никто   не   притрагивается   ­   нужно   показать,   что   ты   сыт.   Мир многообразен...: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие 6уставы".   Необходимо   иметь   в   виду,   что   люди,   как   правило,   весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не   нарушать.   Национальные   традиции,   привычки   проявляются   нетолько   в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Это принципиально важно. У   каждого   человека   есть   бессознательный   механизм,   который   фиксирует ситуацию "свой" ­ "чужой" по едва уловимым проявлениям психики. Любая традиция определяется отношением  к ней народа или группы. И следовательно, главное   наполнение   традиции   —  это   сам   факт   ее   отбора   как особенно ценного, того, что в силу этой ценности нельзя позволить себе утерять.   Национальные   обычаи  –   это  исторически   установившиеся,   во   многом стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде, национальной группе и являются привычной для их членов Сущность национальных обычаев заключается в строгом, неукоснительном следовании   членов   данной   этнической   общности   воспринятым   из   прошлого предписаниям   и   образцам   поведения.   Национальные   обычаи   выступают   как важное средство социализации индивида и передачи социального и культурного опыта   от   одного   поколения   этнической   общности   к   другому.   Они   являются одним из наиболее действенных средств социального контроля, регламентируя и 7организуя характер взаимоотношений между членами этноса, а также выступают средством   укрепления   и   поддержания   внутригрупповой   сплоченности.   С возникновением государства и права некоторые обычаи могут быть включены в систему законов, что имеет место, например, в правовых системах большинства арабских государств и ряда государств Азии и Африки. В отличие от национальных традиций национальные обычаи функционируют не во всех сферах общественной жизни этноса, сохраняясь прежде всего в сфере быта, гражданской обрядности, морали и некоторых других областях. Наиболее   распространение   обычаи   получили   в широкое докапиталистических   обществах.   В   новейшее   время   в   результате   развития   национальные производственно­экономических   отношений,   расширения   культурных   и политических   связей,   секуляризации   общественно­политической   жизни, урбанизации, развития средств массовой информации влияние Н.о., например, в Европе, Северной Америке уменьшилось. Однако в большинстве стран Африки, Азии и Латинской Америки роль национальных обычаев по­прежнему весьма велика. Национальные   обычаи   способствуют   сохранению   преемственности   в национальном   развитии,   приданию   культуре,   образу   жизни   национального колорита,   соблюдению   религиозных   догматов.   Вместе   с   тем   устаревающие национальные обычаи постепенно сменяются в процессе исторического развития новыми,   помогающими   установлению   более   прогрессивных   общественных отношений.  Соответственно,  национальные  обычаи  подразделяют  на старые  и новые, городские и  сельские, а также  исторические,  патриотические, религиозные  и бытовые.   Например,   издревле   на   Руси   существовали   обычаи   славить   своих героев, быть патриотом России и др., выкупать невест во время свадьбы, не приступать к еде за столом раньше хозяина, встречать гостей хлебом и солью и т.д. 8Национальные   обряды  ­   традиционные   действия,   сопровождающие важные   моменты   жизни   человеческого   коллектива.   Обряды,   связанные   с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды ­ календарными. Обряд  ­  это   церемониальное   действо,   проводимое   в   соответствии   с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего — порядку в мире духовном. Некоторые   религии   используют   обряды   для   закрепления   в   сознании верующих   некоторых   религиозных   представлений   и   укрепления   веры   во всемогущие силы.  У некоторых народов существуют так называемые лонные обряды ­ любой ритуал или церемония, где фигурируют гениталии. Например, обрезание. Обряд воздушного древнейших религиозных обрядов похорон умершего   человека,   в   котором   погребение погребения —   один     из   совершается путем подвешивания тела умершего в воздухе, с целью предания тела   умершего   воздуху,   духу,  свету,   дереву   и т. п.   Религиозная   мотивировка обряда у разных народов была разная. Абхазские историки считают, что обряд 9воздушного   погребения абхазо­адыгских   народов произошёл   из   религиозных культов строителей дольменов.  Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных   и   религиозных   обрядов.   С   возникновением   классового государства   и   церкви   формируются   специфическая   церковная   обрядность, ритуалы   и   церемонии,   связанные   с   общественной   и   государственно­ политической   жизнью   (например,   придворные   церемонии),   и   продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. Изменение   статуса   человека   часто   сопровождается   обрядом.   Например: свадьба,   похороны,   крещение,   и   т.   д.   В   некоторых   религиях   существуют персональные обряды. Например: исповедь, Хадж. Таким   образом,   национальная   традиции,   обычаи   и   обряды   –   это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит   человека   от   обезличивания,   позволяет   ему   ощутить   связь   времен   и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.  Каждый   народ   имеет   свои   взгляды   и   обычаи   на   проведение   обрядов. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой   силой,  систематически   повторяемая,  интересна   вообще,   так   как   лучше   всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым. 2. Традиции,  обряды на примере русского народа Каждый   народ   любит   свои   обычаи   и   очень   высоко   их   ценит.   Недаром существует   пословица: "Уважай  себя   сам  и   тебя   будут   уважать  другие!"  Её можно   истолковать   и   шире,   применив   к   целому   народу.  Обычаи   и   традиции влияют на историю и международные отношения. И с  народным календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» 10по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или   будни,   обычаи   и   суеверия,   традиции   и   обряды,   природные   приметы   и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями.   Отсюда   несовпадение   названий   месяцев   в   разных   областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта   с   его   праздниками   и   буднями.   Он   включает   в   себя   знание   природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни. Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным   православием.  С   утверждением   христианства   языческие   праздники запрещались,   получали   новое   истолкование   или   перемещались   со   своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Обряды,   приуроченные   к   крупным   праздникам,   включали   большое количество   разных   произведений   народного   искусства:   песни,   приговоры, хороводы,   игры,   танцы,   драматические   сценки,   маски,   народные   костюмы, своеобразный реквизит.  Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил   и   хранил   свои   традиции,   передавая   их   из   поколения   в   поколение.   И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают   чучело,   пекут   блины,   устраивают   веселые   игрища.   А   на   народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов.   Таким образом, традиции, обряды   ­ это часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.  Каждый народ имеет свои взгляды   и   обычаи   на   проведение   обрядов.   Русские   народный   обряд —   это 11народная   пьеса   полная   тайного   смысла,   исполненная   великой   силой, систематически   повторяемая.   Она   иллюстрирует   содержание   народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым. 2.1 Русские традиции  Национальные русские   традиции прослеживаются   в   различных   сферах   жизни нации: в устной и письменной речи, в фольклоре (былины, сказки, частушки, поговорки),  в  проведении   праздников,  в  национальной   кухне,  в  изготовлении игрушек, в народном костюме, в религиозных обрядах. известные, «живучие» русские традициии, дошедших до наших дней. Русское чаепитие Не верьте, если вам говорят, что настоящие знатоки чаепития – англичане. Они всего­навсего   придумали   свой   файф­о­клок,   тогда   как   русские   придумали абсолютно уникальный аппарат для приготовления чая – самовар! Невозможно представить   себе   русский   быт   без   этого   архитипичного,   но   очень   уютного атрибута традиционного семейного чаепития. Вечер   выходного   дня,   когда   вся   семья   собирается   расслабиться   за   чашкой крепкого чаю с домашней выпечкой – это то, во что выводились самоварные чаепития.   Особенности русского менталитета повлияли и на основную задачу чаепития. Русские люди не отрешаются от суетного мира, попивая чай, для них чайная церемония: повод к сближению,  задушевной беседе. Наверное, поэтому угли в самоваре могли подогревать воду для чая сколь угодно долго. По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались   и порция горячего и крепкого чая, и   радушное внимание хозяина.   Пили   чай   из   саксонского,   дрезденского,   или   же   отечественного фарфора   (особенно   славился   Поповский).   Мещане   и   купцы   любили   пить ароматный   горячий   напиток   из   глубоких   блюдец,   с   колотым   сахаром «вприкуску». У народа считалось признаком крайней бедности   пить «пустой» чай   –   то   есть   чай,   не   сопровождающийся   какой­нибудь   закуской.   В   разных 12городах   и   губерниях,   в   разных   эпохах,   к   чаю   полагались   разнообразные угощения. Молоко и сливки, расстегаи и ватрушки, варенье, печатные пряники, коломенская и ржевская пастила, сушки, шаньги, бублики – всего и не описать. Русская баня Какой же русский не любит бани? Еще Нестор­летописец писал о бане в своих трудах. Изначально в бане проводили очищающие обряды: омовение жениха и невесты   перед   венчанием,   роженицы   и   новорожденного,   изгоняли   «нечистую силу» из душевнобольных. Используя целебные травы и банный пар, знахари исцеляли   от   недугов   страдающих.   Молодежь   устраивала   в   банях   святочные гадания, а землепашцы загадывали на будущий урожай и погоду. Поговорка «В бане   все   равны»,   свидетельствует,   что   бывали   в   здесь   и   стар,   и   млад,   и простолюдины, и князья. Баня   оказалась   одной   из   самых   стойких   русских   традиций.   Невозможно представить, что есть русский человек, ни разу не отведавший  густого банного пара, березового или   дубового веника. Множество болезней исцеляет баня, в бане можно снять накопившуюся усталость и стресс, очистить не только тело, но и   душу.   Технология   приема   бани   почти   не   изменилась   в   древних   времен. Разогрев   тело   на   каждой   полке   поочередно,   от   души   хлещут   себя   хорошо распаренным веником, затем моются мылом и мочалкой, ополаскивают волосы хлебными   и   травяными   отварами. Русская   традиция требует   после   парильной прыгнуть в прохладную воду пруда, или в сугроб, прорубь. Русские хлеб­да­соль Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции,   хлебом   и   солью   сегодня   встречают   родители   жениха   и   невесту, хозяева   привечают   дорогих   гостей.   Хлеб­соль   встречает   представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость   как   бы   устанавливает   особые   доверительные   отношения   с хозяевами, признается   в   чистоте   своих   намерений   и   помыслов.   Дуэт   хлеба   и   соли   не случаен:   пшеничный   или   ржаной   душистый   каравай   символизировал благополучие   и   достаток,   а   редкой   в   те   времена   специи,   приписывали 13способность   охранять   от злых   духов.   Приглашая   на   пиршество,   на   Руси говорили:   «Заходите   на   хлеб­соль».   славящиеся   своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».   Дома   же, Как пили на Руси. Традиции пития на Руси сохранённые и дошедшие до нас, своими корнями уходят в стародавние времена, а во многих домах сегодня, как и в далёком прошлом отказаться от еды и выпивки означает обидеть хозяев. Также дошла до нас и повсеместно практикуется традиция пить водку не мелкими глотками, как принято   к   примеру   в   европейских   странах,   а   залпом,   сразу.Правда   сейчас изменилось отношение к пьянству, если сегодня пьянеть это значит отклониться он   принятых   норм   приличия,   то   в   те   времена   боярской   Руси,   когда   это считалось обязательным, и не напившийся гость должен был таковым хотя бы притвориться.   Хотя   не   следовало   быстро   пьянеть,   а   идти   в   ногу   со   всеми участниками   застолья   и   по   этому   быстрое   опьянение   в   гостях   считалось неприлично. Царские пиры.  Благодаря многим дошедшим до нас старинным рукописям мы прекрасно осведомлены о праздничном и повседневном столе царя и бояр. И это благодаря пунктуальности   и   чёткости   исполнения   своих   обязанностей   придворных служащих.   Количество   всевозможных   блюд   на   царских   пирах   и   на   пирах богатых   бояр   доходило   до   ста,   а   в   особых   случаях   могло   достигать   и   пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно, по одному, а драгоценные золотые   и   серебряные   посуды   с   остальными   кушаньями   держали   в   руках стоявшие вокруг стола слуги. Крестьянский пир. Но   традиции   пировать   и   трапезничать   были   и   не   столь   богатых   слоях   и   были   не   только   у   богатых   и   знатных   членов общества, общества.Представители   практически   всех   слоев   населения   считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых 14событий   в   жизни,   будь   то   свадьба,   крестины,   именины,   встречи,   проводы, поминки, народные и церковные праздники...И естественно именно эта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись. Русское гостеприимство.  О   русском   гостеприимстве   известно   всем   и   так   было   всегда.  А   что   же касается еды, то если в дом русского человека приходят гости и застают семью за обедом, то непременно будут приглашены ко столу и усажены за ним, и у гостя вряд ли будет возможность отказаться от этого.Торжественные обеды и застолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с особой широтой и размахом,   они   призваны   были   продемонстрировать   не   только   материальные возможности царственных хозяев (подчистую обиравших собственный народ), но и широту и гостеприимство русской души. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение   обычаи,   нормы   поведения   и   вкусы.   Устная   передача   каких­либо исторических   сведений,   предание.  Следование   традициям   помогает   ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно­культурными ценностями. Старинные обычаи — сокровище русского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются   живительным   бальзамом   для   души,   который   наполняет   ее   мощной силой. 2.2 Свадебные обряды Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. При общем сходстве свадебного обряда на всей территории России существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это, прежде всего, южнорусские и средне ­ и   северорусские   обряды   с   четко   выраженными   и   устойчивыми   комплексами действий, определенными участниками и разработанным фольклорным циклом. Так,   на   севере   России   «музыкальная»   часть   состоит   почти   полностью   из 15причетов, а на юге ­ почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен   и   обрядовых   действий,   а   систему,   очень   стройно   организованную. Повсеместно была распространена единая композиция свадебного обряда. В нее входили   три   цикла:   предсвадебный   (предвенечный),   день   свадьбы   и послесвадебный. Каждый имел свои внутренние части. Свадьбы   обычно   праздновались   осенью   или   зимой   после   Крещенья. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушку приезжали крестный с крестной или родители парня, реже   ­   другие   родственники.   Садились   под   матицу   и   заводили   разговор иносказательно:   "У   вас   ­   товар,   у   нас   ­купец"   или   "У   вас   ­   курочка,   у   нас ­петушок,   сведем   их   в   один   хлевушок".   В   случае   согласия   проходила   затем череда   предсвадебных   встреч:   смотрины   невесты,   знакомство   с   хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки ­ денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вслед за тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот период подруги невесты собирались в ее доме на вечерки, помогали приготовить подарки на свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали. Все   обряды,   входившие   в   свадебный   цикл,   сопровождались   песнями сообразно   моменту   ­   грустными,   лирическими,   величальными,   шуточными, прощальными. Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день,   когда   зять,   а   за   ним   и   все   присутствующие   отправлялись   "к   теще   на блины". Дружка ­  главный распорядитель на свадьбе, выбирался из старшей родни жениха.   Это   был   всем   известный   балагур   и   весельчак.   За   скоморошьим поведение дружки скрывались ум и находчивость, умение прочитать заговор и 16защитить свадьбу от колдовства. В некоторых местах дружку на немецкий манер называют шафером. Старшая боярка ­ распорядительница на свадьбе со стороны невесты. Тысяцкий, или посаженый отец ­ им чаще всего был крестный отец жениха; после дружки тысяцкий был одним из главных распорядителей на свадьбе. Причетница,   причитальщица ­  женщина   на   свадьбе,   которая   по необходимости подсказывает или помогает невесте исполнять причеты, то есть свадебные песни­плачи, в которых невеста прощалась со своей девичьей красой, с родимым домом и родителями.  Поезжане — гости, которые вместе со свадебным поездом сопровождают в церковь к венчанию жениха и невесту. Почетники ­  невестина   родня   в   доме   жениха   во   время   свадебного   пира после венчания. Рукобитье ­ так назывался предсвадебный обычай, когда отец жениха и отец невесты, прихватив полу своего кафтана, с размаху ударяли друг друга по рукам в знак договоренности о свадьбе и свадебных расходах. Зорю   окликать ­  когда   девушку   просватают,   она   на   ранней   утренней   и вечерней заре вместе с подругами выходила на дорогу; за околицу. Здесь невеста громко причитала — исполняла песню, обращаясь к заре, солнцу, полю, лесу, всем силам природы, к праздникам, которые праздновались в родном селе, к   всеми. святым Ведь   раньше   было   принято:   если   девушка   вышла   замуж,   она   оставляла   дом угодникам, прощаясь ними     с     родителей и начинала новую жизнь в доме родителей жениха. Вот и прощалась невеста с местами, где прошло ее девичество.  У казаков, например, после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной   лицо   и   с   гиканьем,   с   песнями   разъезжали   по   станице   на   волах, запряженных   в   повозки   ­   рыдваны.   Заезжали   в   гости   к   кумовьям   и   другим гостям. Свадьба   могла   длиться   неделю   и   больше.   Несмотря   на   ограниченное   число приглашенных,   присутствовать,   вступать   в   пляски,   представления,   изредка 17угощаться   могли   практически   все   желающие.  Русский   свадебный   обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Таким   образом,   свадебная   обрядность   прошла   сложный   путь   развития, меняясь   вместе   с   изменением   общественных   отношений.   Однако   обрядовые институты,   в   том   числе   и   свадьба,   обладают   высокой   степенью консервативности, в силу  чего в составе обрядового комплекса сохраняются многие пережиточные явления, не соответствующие социально­экономическим условиям   настоящего   времени.   Свадебный   обряд   впитал   в   себя   многое   от язычества  и позаимствовал  новое  в  обрядах  от  христианства. В  структуре  и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. Собиратели фольклора констатируют обеднение свадебной обрядности в XX   в.,   исчезновение   из   нее   не   только   многих   грустных,   но   и   ряда   игровых моментов.   Расширился   состав   участников,   однако   были   утрачены   свадебные "роли" (кроме дружки). Обрядовый песенный фольклор ушел в область истории. 2.3 Календарные и обрядовые праздники русских Колядки ­ старинный   рождественский   обряд   прославления   праздника Рождества   Христова   песнями   и   сама   песня.   В   ночь   с   6   на   7   января   перед православным   Рождеством   люди   обычно   не   спали:   ходили   из   дома   в   дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки ­ старин ные рождественские и новогодние   обрядовые   песни.  В  царские   времена  даже  цари  ходили   к   своим подданным   поздравиться   и   поколядовать.   Колядование   начинали   дети   и молодежь,   которые   пели   песни   под   окнами   и   получали   за   это   различное угощение.   Отправляясь   колядовать,   богатые,   как   правило,   переодевались   ­ рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю   одежду   наизнанку   и   надевали   маски   животных.   Сейчас   этот   обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. 18Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают. У нас в посёлке тоже дети ходят рано утром 7 января и поют Колядки. Крещение (19 января)  Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры   называются   «Орешки»   или   «В   жребий».   Специально   для   игры   пеклось очень   много   орешков.   Игра   создавала   атмосферу   изобилия:   у   всех   без   и сключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка. Сейчас накануне этого праздника многие жители нашего посёлка: и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу; некоторые едут на Самарку, чтобы искупаться, по народным поверьям, человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.  Святочные гадания.  В   сем   всегда   хочется   хоть   немножко   заглянуть   в   будущее,   а   святки считались   идеальным   временем   для   гаданий   ­   и   люди   гадали.   Для   гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся   в   святочный   период,   ­   места   нежилые   и   нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.               Гадавшие   должны   были   снять   с   себя   нательные   кресты   и   пояса, развязывали   все   узлы   на   одежде,   девушки   распускали   косы.   На   гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной   рубашке,   зажмурившись   и   покрыв   лицо   платком,   чтобы   не   быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали "защитные" меры против нечистой силы ­ очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок. Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода   скота   и   медоносности   пчел,   однако   основная   часть   гаданий   была 19посвящена   вопросам   брака   ­   девушки   старались   узнать   наиболее   подробную информацию о своем суженом.             В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при   правильном   истолковании   приоткроют   завесу   времени   и   подскажут будущее. "Знаками" могло быть что угодно ­ сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка,   поведение животных, количество и чет­нечет предметов и др.               Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня ­ дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев. По   домам   в   вечернее   время   и   по   ночам   ходили   ряженые   ­   колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую   зависел   от   степени   одарения   колядующих.   Современные   гадания сильно   отличаются   от   старинных   гаданий,   но,   тем   не   менее,   обычай   этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают. Масленица.  Время перехода от зимы к весне отмечено  Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Знамени   та   была   Масленица   своими   кулачными   боями.   И   опять­таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка  на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали 20рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови). Кульминация праздника — костры. Пока горел костер, кричали: «Молоко сгорело!»   или   «Масленица   сгорела,   в   Ростов   полетела!».   Костры   разводили ближе   к   сумеркам.   Едва   раздавались   звуки   вечернего   благовеста,   веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, — Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики. У   нас   в   Ольгино   тоже   широко   празднуется   Масленица:   проходит представление,   катаются   и   взрослые   и   дети   на   лошадях,   едят   блины,   ну   и, конечно же, сжигается чучело.                                                     Пасха.  Во   время   празднования   Пасхи   русские   вспоминают   о   жизни,   смерти   и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий   хлеб)   и   красят   яйца,   которые   символизируют   собой   тело   Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич   или   покрашенное   яйцо.   Подарки   преподносятся   со   словами:   «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить   в   ответ   или   кулич,   или   крашеное   яйцо.   Этот   обычай   именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их. Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи,   красят   яйца,   при   встрече   говорят:   «Христос   Воскресе!»   и   в   ответ получают: «Воистину Воскресе!» Обряды,   так   называемого   жизненного   цикла.   Это   обряд,   которые сопровождают  человека  по  всем  ступенькам его  жизненного  пути,  начиная  с 21рождения.   Рождение   ребёнка   –   это   очень   большое   событие   в   жизни   людей. Рождение   младенца. Русские   спешили   крестить   младенца,   и   чаще   всего крещение происходило в сороковой день. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, память которого случалась в день крещения Обычай крестить ребёнка сохранился и поныне. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь   Святого,   именины   которого   приходятся   на   день   рождения   младенца. Таким образом, какой­либо святой (святая) становится небесным покровителем и заступником крещёного. Таким образом, тема обычаев и традиций русского народа, как и любого народа,   населяющего   Землю,   необычайно   широка   и   многогранна.   Но   она поддаётся   и   делению   на   более   частные   и   узкие   темы.   Это   такие   темы   как рождество,   святки,   крещение,   масленица,   пасха,   и,   их   связь   с   культом растительности и солнца; семейно­брачные обычаи; современные обычаи.  Обряды,   приуроченные   к   крупным   праздникам,   включали   большое количество   разных   произведений   народного   искусства:   песни,   приговоры, хороводы,   игры,   танцы,   драматические   сценки,   маски,   народные   костюмы, своеобразный реквизит.  Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами   и   песнями.   Их   происхождение,   содержание   и   цель   отличаются   от церковных празненств. Большая   часть   народных   праздников   возникла   во   времена   еще   самого глубокого   язычества,   когда   с   богослужебными   обрядами   соединены   были различные правительственные постановления, торговые операции и прочее. 22Заключение Мы   должны   бережно   хранить   русские   традиции   и   обычаи   древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества Православные   обычаи   –   это   вера,   преобразившая   быт,   это   обычаи,   в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое. Православные   обычаи  народа –  это  сформированный  веками  уклад  его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается   путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху. Главная   задача   русского   человека   сегодня   –   сделать   духовный   выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных   обычаях   и   традициях,   идущих   из   глубины   веков,   обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа. Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать   их   передаче   следующим   поколениям   путём   приобщения   к богатой русской национальной культуре.         Исторические   обычаи   русского   народа   уникальны.   Народные   обычаи   и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры 23народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. Таким образом,  знакомясь  и  изучая  материалы об  обычаях и  традициях русского   народа  ясно   видно,   что   в   своей   первооснове   все   они   ­ языческие. Традиции   предков   –   основа   интеллекта   и   нравственности человека. На протяжении длительной истории русский народ накопил богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработал своеобразные   обычаи   и   традиции,   правила,   нормы   и   принципы   поведения человека. Действительно, у разных народов свое наследие и обычаи, сформированные на   протяжении   веков   или   даже   тысячелетий.   Обычаи   —   это   лицо   народа, взглянув в которое мы сразу можем узнать, какой это народ. Обычаи — это те не   писаные   правила,   которым   люди   следуют   повседневно   в   своих   малейших домашних заботах и наиболее важной общественной деятельности.   С   незапамятных   времен   было   трепетным   отношение   к   традициям.   Даже после   принятия   христианства   русские   сохранили   многие   свои   народные старинные   обычаи,   только   объединив   их   с   религиозными.   И   сегодня,   спустя тысячи   лет,   уже   непросто   обнаружить   грань,   где   в   русских   обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская. Свои   нравственные   корни,   свое   начало   любой   народ   берет   в   глубокой древности.   Знание   своих   исторических   и   культурных   корней   воспитывают   в человеке   гордость   прошлым   своей   Родины, ответственности, долга перед государством и семьей.   патриотизм,   чувством 24Список литературы 1. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973. 2. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. 3. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.­ М., 1999.­ 343 c. 4.   Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992. 5.   Энциклопедия   обрядов   и   обычаев   под   ред.   Брудная   Л.И.,   Гуревич   З.М., Дмитриева О.Л., С­Пб: "Респекс", 1997 г. 6. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990. 25