Научная статья
Оценка 5

Научная статья

Оценка 5
docx
10.04.2024
Научная статья
научная статья.docx

Методическое обеспечение кружка «Три цвета Родины» для обучающихся 1 класса

Вязьмина

Анастасия Владимировна

 

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Цели внеурочной деятельности:

·         создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

·         создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

1.      обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

2.      оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

3.      улучшить условия для развития ребёнка;

4.      учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

5.      развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Принципы организации внеурочной работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая:

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

• соответствие возрастным особенностям обучающихся;

• преемственность с технологиями учебной деятельности;

• опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

• опора на ценности воспитательной системы школы;

• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

При разработке модели организации внеурочной деятельности  необходимо следовать следующим принципам:

1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

2. Принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику  исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

3.  Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности  предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

4. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях  внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

Частью внеурочной деятельности является патриотическое воспитание младших школьников, и это одна из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание младших школьников - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как

младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей гражданских качеств особую роль сыграли А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий.

Рассмотрим формы воспитательной работы во внеурочной деятельности. Одна из основных форм воспитательной работы - это классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру.

Выделяют три основных функции классного часа:

  1. Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
  2. Ориентирующая функция заключается в формировании у обучающихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.
  3. Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.

Чаще всего классный час одновременно и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Кружок построен с использованием разнообразных методов и приёмов патриотического воспитания, в том числе проектной деятельности, с учётом психологических особенностей школьников (Эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, название истории, непонимание социальных явлений и др.).

Используются наиболее интересные и результативные формы работы: прогулки, экскурсии, игры, квесты, наблюдения, объяснения, пробуждающие школьников к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание занимает особое место в развитии и воспитании обучающихся. Кружок направлен на формирование у учеников начальных классов патриотического отношения и чувства к своей семье, к Родине, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.  Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему нашей Родины, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Кружок рассчитан на обучающихся 6-7 лет. Для реализации кружка «Три цвета Родины» принимаются все желающие без специального отбора.

Цель кружка: Формирование нравственно-патриотического воспитания любви к семье, к Родине, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.

Задачи:

Обучающие:

1.      закрепить знания о Государственных символах Российской Федерации;

2.      расширить знания о географическом расположении России

Развивающие:

1.      развивать у обучающихся интерес к истории, русским народным традициям и промыслам;

2.      развивать у обучающихся познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

Воспитывающие:

1.      воспитывать у обучающихся любовь к Родине, активную жизненную позицию;

2.      воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому России в целом и своего родного края

Кружок «Три цвета Родины» педагогически целесообразна, поскольку:

- способствует пополнению конкретных знаний о своем крае, по средствам экспозиционных материалов, представленных в музее детско-юношеского центра, тематических экскурсий, которые входят в состав базисных знаний по истории Отечества.

- способствует вовлечению детей в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, что создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности;

- обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность учащихся в культурной жизни;

- создаёт условия для культурного самоопределения личности ребенка.

 Список использованных источников:

1.      ФГОС начальное общее образование - [интернет источник] -https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/

2.      Курсы. Содержание внеурочной деятельности. Лекция  - [интернет источник] - https://multiurok.ru/index.php/files/kursy-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-l.html


 

Методическое обеспечение кружка «Три цвета

Методическое обеспечение кружка «Три цвета

Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте

Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте

Используются наиболее интересные и результативные формы работы: прогулки, экскурсии, игры, квесты, наблюдения, объяснения, пробуждающие школьников к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др

Используются наиболее интересные и результативные формы работы: прогулки, экскурсии, игры, квесты, наблюдения, объяснения, пробуждающие школьников к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2024