ГБПОУ «Соликамский автодорожно-промышленный колледж»
e-mail: makarena09@rambler.ru
Адаптация студентов первого курса
Поступив в среднее профессиональное учреждение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика), новым коллективом учебной группы.
В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Причем в этом процессе сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласовывание требований и ожиданий участников образовательного процесса.
Адаптация студента начинается с включения его в единое пространство техникума, специальности, что становится возможным благодаря, формированию уже в первые месяцы обучения индивидуального коммуникативного пространства и, прежде всего, внутри учебной группы. Характер межличностных отношений, складывается с преподавателями и одногруппниками, влияет на адаптационные возможности студента. Установившейся контакт с группой и преподавателями является показателем успешной адаптации.
Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в техникуме - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим и определяется интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.
Лучше всего к поступлению в техникум (и, следовательно, к адаптации к студенческой жизни) готовят школы "нового типа" (гимназии). У выпускников гимназии и бывших студентов техникумов свои "плюсы" и "минусы" с точки зрения адаптации к студенческой жизни. Эти выпускники лучше сориентированы на профессиональную деятельность, они более самостоятельны. И они не особенно нуждаются в помощи и поддержке в учебе. В большей мере эти проблемы существуют для выпускников районных и приезжих выпускников, по чьим оценкам их адаптация к студенческой жизни была наиболее сложной и продолжительной.
В современных условиях рыночной экономики важнейший дифференцирующий фактор - материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку-студенту, помочь не только в оплате контракта, но прежде всего в решении сложнейших материально-бытовых проблем). При всей условности самооценок студентами материального положения родительской семьи, прослеживается четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации.
Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Важно, не ограничиваясь общей благоприятной картиной достаточно хорошего социального самочувствия студентов-первокурсников и их удовлетворенностью студенческой жизнью, более конкретно рассмотреть степень их удовлетворенности разными сторонами этой жизни: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин; организация учебного процесса, качество преподавания); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); условиями для учебных занятий (обеспеченность учебно-методической литературой, техническая оснащенность аудиторий), бытовыми условиями (в техникуме, общежитии, условия питания), условиями для полноценного досуга, занятий спортом, художественным творчеством.
Как наиболее примечательный момент отмечается одинаковая удовлетворенность отношениями в группах и с преподавателями. Это говорит об определенных переменах к лучшему: еще недавно в обыденном сознании утвердилось мнение о присущем большей части преподавателей безразличии к студентам. Сами студенты-первокурсники отмечают обратное: нарастает внимательное, уважительное отношение по линии "преподаватель - студент".
Наконец, по наиболее значимому для организаторов внеурочной работы блоку культурно-досуговой деятельности тоже есть свои результаты. В целом оценка удовлетворенности условиями для полноценного досуга – достаточна высока. Она конкретизируется высокой оценкой первокурсниками возможностей своего участия в мероприятиях. Между тем у большей части вчерашних выпускников ориентации на активное участие не сформировано, они привыкли быть зрителями на этих мероприятиях. И когда с их поступлением в техникум ситуация коренным образом меняется, многие оказываются к этим переменам не очень готовы.
Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов. Для этого в рамках колледжа реализуется целый ряд мероприятий для способствования скорейшей и наиболее простой адаптации к студенческой жизни: курирование групп первого курса студентами-выпускниками, квесты на сплочение, программы по раскрытию интеллектуальных и творческих возможностей студентов, работа кружков, где каждый может реализовать себя через удовлетворение своих интересов и раскрытие талантов.
Ключевые слова: адаптация, социальная ситуация, индивидуальное коммуникативное пространство, социальное самочувствие.
1. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации подростков. - Свердловск, 2019.- С.55-71
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб.: Речь., 2019. С. 98-101.
3. Марчук Е.А. Успешная адаптация первокурсников как основополагающая профессионального выбора студентов. – М.: Просвещение, 2020. – 32с.
4. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2018. – С.57-86
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.