Научная статья
Оценка 5

Научная статья

Оценка 5
Научные работы
docx
администрации
Взрослым
04.04.2018
Научная статья
Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС в основной школе». Аннотация статьи: В статье рассматривается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании Ключевые слова: стандарты нового поколения, система российского образования, общеобразовательная школа, профессионально значимые качества педагогов, критерии и показатели профессиональной компетентности педагогаВ последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем учителе. Какой он – учитель XXI века? Можно рисовать его портрет акварельными красками, а можно спроектировать, используя арсенал информационных технологий. Очевидно лишь то, что невозможно дать однозначный ответ. Учитель – всегда больше, чем просто специалист или профессионал. В последнее время из официальных документов и из средств массовой информации можно часто услышать следующую фразу «учителя - это продавцы образовательных услуг». Честно сказать, меня эта фраза коробит, конечно, образование не стоит на месте и надо идти в ногу со временем, но даже в торговле сейчас редко употребляется слово «продавец», чаще «продавец - консультант». Стандарт предписывает нам оказывать образовательные услуги и выступать в среде детей в роли консультанта, а я согласна с мнением Леонида Владимировича Занкова, что, как и прежде, есть две главные составляющие учителя – мастерство и личность.
Развитие профессиональной компетентности педагога.docx
Научная статья «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения  качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС в основной школе». Н.В.Шура (Россия, Реж ) e­mail: missis.schura2014@yandex.ru В   последнее   время   все   без   исключения   говорят   о   новом   школьном   образовании,   о современном, востребованном временем  учителе.  Какой он – учитель XXI века? Можно рисовать его портрет акварельными красками, а можно спроектировать, используя арсенал информационных технологий. Очевидно лишь то,   что   невозможно   дать   однозначный   ответ.   Учитель   –   всегда   больше,   чем   просто специалист или профессионал. В последнее время из официальных документов и из средств массовой информации можно часто   услышать   следующую   фразу   «учителя   ­   это   продавцы   образовательных   услуг». Честно сказать, меня эта фраза коробит, конечно, образование не стоит на месте и надо идти   в   ногу   со   временем,   но   даже   в   торговле   сейчас   редко   употребляется   слово «продавец»,   чаще   «продавец   ­   консультант».     Стандарт   предписывает   нам   оказывать образовательные услуги и выступать в среде детей в роли консультанта, а я согласна с мнением   Леонида   Владимировича   Занкова,   что,   как   и   прежде,     есть   две   главные составляющие учителя – мастерство и личность.  Конечно,   трудно   спорить   с   тем,   что   мы   живем   в   постоянно   меняющемся   мире. Единственная   его   постоянная   величина   –   изменчивость.   Неизбежно   меняется   школа, система образования. Хотим мы или нет, все меняется: общество, люди, наши ученики. Независимо от того, ставят ли они себе такую задачу. Процесс объективный. Поэтому и сегодняшний  учитель уже изменился по сравнению с прошлым веком.  Но, как и раньше, учителей, чье предназначение – учить детей, сразу видно в школе. Они всегда полны энергией,   потому что школа – это место, где они не только расходуют энергию, но и получают ее. Им всегда все любопытно: даже спустя много лет их живо интересует   как   преподаваемый   предмет,   так   и   отдельно   взятый   ребенок.   Они   всегда открыты новому и готовы учиться так же активно, как и учить. Ведь профессионалом можно стать только в том деле, которое осознанно выбираешь, которое любишь,  которым гордишься и горишь.   В основу нового стандарта, в рамках которого мы начинаем работать,   была заложена модель не догоняющая, а опережающая, соответствующая стратегическим планам развития государства. Как говорил один известный хоккейный тренер: «Нужно бежать не туда, где сейчас находится шайба, а туда, где она будет через минуту». А опыт показывает, что мы не успеваем даже «добежать», а тем более работать на опережение. Современный учитель должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед. Может быть, это и есть его главная черта? Вопрос только в том, как учителю успеть за стремительно меняющимся обществом? И   тут   справедлива   цитата   из   президентской   инициативы   «Наша   новая   школа»:   «… образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», и справедлива она не только для наших учеников, но и для нас самих. Я соглашаюсь с большинством из Вас, что полученное нами образование   было   очень   качественным.   Но   с   другой   стороны,   согласитесь,   что «качественное»   ­   это   одно,   а   «актуальное»   ­   это   другое.   Так   что,   коллеги,   «учиться, учиться   и   еще     раз   учиться»,   тем   более   учитель,   постоянно   повышающий   свою квалификацию, – не это ли истинный пример для наших учеников?!  Есть   еще   одно   немаловажное   условие   для   успешности   учителя   –   это   элементарная привычка   к   саморефлексии,   совершенно   необходимая   для   учительской   деятельности. Психологические особенности учителя: его характер, темперамент, тип мышления – на мой взгляд,   в   значительно   меньшей   степени   влияют   на   качество   его   профессиональной успешности, чем способность к самоисследованию и внутренняя честность перед самим собой. Человек, умеющий видеть свои недостатки, никогда не остановится в развитии.  Но главное, на мой взгляд, условие успешной педагогической деятельности – личностная зрелость учителя. Такой  учитель, сохраняя свои личные границы, будет открытым всему новому. Он знает и принимает себя самого, что позволяет ему узнать и принять своих учеников.  У него нет необходимости  ни от кого защищаться и кому­то что­то доказывать, поэтому   он   спокойно   относится   как   к   собственным   ошибкам,   так   и   к   ошибкам   своих учеников. Он уважает мнение авторитетов, но предпочитает анализировать и иметь свой взгляд на вещи, потому поддерживает и в других право на собственную позицию.  Такой учитель может быть строгим или мягким, увлеченным или   погружающимся в себя, но уважение к его личности позволяет ученикам следовать за ним и ориентироваться на его ценности. Мне очень повезло, т.к. в моей школьной жизни были такие учителя, а потом они стали моими коллегами. Строгая и требовательная Климина Людмила Яковлевна. Но мы её не боялись, а уважали, уважали за справедливость, за её мудрость. Совершенно другой учитель – Волохина Александра Поликарповна, я не помню ни одного случая с 7 по 11 класс,   чтоб   она   повысила   на   нас   голос,   всегда   доброжелательная   и   искрящаяся   и заражающая нас вначале позитивной энергией,   а вслед за этим и физика нам казалась бесподобно интересной. А влюбленная в литературу Селянина Людмила Владимировна и живущий     историей   Александр   Петрович   Старов,   как   можно   было   оставаться равнодушным?! Совершенно очевидно, что чем ярче личность учителя, тем более явным и сильным будет эмоциональное отношение детей к нему. Ведь педагогика – это наука о взаимовлиянии, где основное время при­ходится на непосредственный контакт с другим человеком. Воздействие одного человека на другого, а вовсе не передача информации, вот что главным образом должно происходить в школе. Причем влияют не только учителя на учеников, но и наоборот. И ответственность каждого в этом процессе, особенно учителя, – осознавать степень и характер своего влияния. Современный учитель находится в постоянном внутреннем движении и поддерживает в детях стремление к открытиям, знаниям, изменениям. Он уверен в себе и потому верит в своих   учеников.   У   него   нет   необходимости   все   знать,   он   всегда   готов   организовать увлеченные   поиски   ответов   на   любые   вопросы.   Ему   просто   интересно   и   увлекательно заниматься тем, что он любит: учить детей. Давайте   попробуем   подвести     итог:   какими   же   должны   быть   мы   –   современные, востребованные временем  учителя в современной школе?  Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учитель должен осознавать себя   зрелой   личностью,   уметь   видеть   свои   ошибки   и   недостатки   и   быть   готовым   к постоянному   обучению.   Для   современного   учителя   очень   важно   никогда   не останавливаться   на   достигнутом,   а   обязательно   идти   вперед.   Современный   учитель   – человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, способный улыбаться и быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они   действуют,   творят,   ощущают,   что   их   любят   и   желают   им   добра.   И   тогда   о компетентности можно сказать, что это не только и не столько ваши знания по географии, если вы учитель географии, это ваши знания и ваш личностный, как говорят подростки, «драйв», ваше увлечение жизнью в географии, географией в жизни и жизнью как таковой. Компетентность включает в себя не столько полный запас знаний о предмете: дат, фактов, конкретной   информации,   сколько   личностную   зрелость,   собственную   позицию,   умение делать   выбор,   принимать   решение,   брать   на   себя   ответственность   и   осознавать происходящее.   Важно   понимать,   что   компетентность   –   это   не   некая   точка   в   развитии профессионала  или  человека,  наоборот, – это в большей  мере процесс: процесс  роста, постоянного   обучения,   расширения,   углубления,   систематизации   собственных   знаний   и умений. Под   профессиональной   компетентностью   понимается   совокупность профессиональных   и   личностных   качеств,   необходимых   для   успешной   педагогической деятельности.   Профессионально   компетентным   можно   назвать   учителя,   который   на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании .                         Развитие   профессиональной   компетентности   –   это   развитие   творческой индивидуальности,   формирование   восприимчивости   к   педагогическим   инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня   педагога   напрямую   зависит   социально­экономическое   и   духовное   развитие общества.   Изменения,   происходящие   в   современной   системе   образования,   делают необходимостью   повышение   квалификации   и   профессионализма   учителя,   т.   е.   его профессиональной   компетентности.   Основная   цель   современного   образования   – соответствие   актуальным   и   перспективным   потребностям   личности,   общества   и государства,   подготовка   разносторонне   развитой   личности   гражданина   своей   страны, способной   к   социальной   адаптации   в   обществе,   началу   трудовой   деятельности, самообразованию   и   самосовершенствованию.   А   свободно   мыслящий,   прогнозирующий результаты   своей   деятельности   и   моделирующий   образовательный   процесс   педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко   повысился   спрос   на   квалифицированную,   творчески   мыслящую,     конкурентно способную личность  учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.                                  В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной образовательной политике. В послании В.В. Путина от 05 сентября 2005 года выделена цель государственной политики в области образования: «…создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования». Таким образом, инновационные   процессы   в   образовании   рассматриваются   в   качестве   «…основы   для прорывного   инновационного   развития   ее   для   укрепления   страны, конкурентоспособности…». Экономический кризис ставит перед страной совершенно новые задачи. Прежде всего ­ это задача повышения национальной конкурентоспособности». В   этих   акцентах   прослеживается   то   новое,   что   появилось   в   понятии   «инновация»   в последнее   время.   «Инновация   —   это   то,   что   позволяет   аккумулировать   научные, технические,   образовательные   ресурсы   и   превращать   их   в   экономический   фактор развития»[2].   То   есть,   изменения   не   ради   самих   изменений,   но   для   повышения эффективности   управления   образовательным   учреждением.   Показатели   эффективности использованы   в   качестве   критериев   отбора   в   рамках   конкурса   образовательных учреждений,   активно   внедряющих   инновационные   программы   в   ходе   реализации приоритетного   национального   проекта   «Образование».   Изменение   роли   образования   в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить  некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением руководителей это делать. Чтобы научиться управлять инновационным   развитием   школы,   нужно,   прежде   всего,   осмыслить   саму   суть   таких понятий, как «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Одной   из   важнейших   проблем   в   инновационной   деятельности   является   проблема организации   этой   деятельности,   т.е.   проблема   управления.   Анализ   практики   работы современных   образовательных   организаций   в   условиях   конкурентной   среды   позволяет сделать   вывод   о   том,   что   для   успешности   их   деятельности   все   большее   значение приобретает качество управления.    «Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения ­ это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций»[5]. Этапы управления инновациями в учреждении образования представлены на рис. 2  Рис. 2. Этапы процесса управления инновациями в образовательном учреждении.  Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 1.Работа в методических объединениях, творческих группах; 2.Исследовательская деятельность; 3.Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; 4.Различные формы педагогической поддержки; 5.Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; 6.Трансляция собственного педагогического опыта и др. Но   не   один   из   перечисленных   способов   не   будет   эффективным,   если   педагог   сам   не осознает   необходимости   повышения   собственной   профессиональной   компетентности. Отсюда   вытекает   необходимость   мотивации   и   создания   благоприятных   условий   для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает   необходимость   повышения   уровня   собственных   профессиональных   качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.  Развитие   профессиональной   компетентности   –   это   динамичный   процесс   усвоения   и модернизации   профессионального   опыта,   ведущий   к   развитию   индивидуальных профессиональных   качеств,   накоплению   профессионального   опыта,   предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1) самоанализ и осознание необходимости; 2) планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); 3) самопроявление, анализ, самокорректировка. Формирование профессиональной компетентности ­ процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической   деятельности   необходимо   постоянное   повышение   профессионализма,   и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития   обусловлен   биологически   и   связан   с  социализацией   и   индивидуализацией личности,   которая  сознательно   организует  собственную  жизнь,   а   значит,  и   собственное развитие.   Процесс   формирования   профессиональной   компетентности   так   же   сильно зависит   от   среды,   поэтому   именно   среда   должна   стимулировать   профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании   портфолио.     Портфолио     есть   отражение   профессиональной   деятельности,   в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются   и   обобщаются   результаты   профессиональной   деятельности.   Создание портфолио   –   хорошая   мотивационная   основа   деятельности   педагога   и   развития   его профессиональной   компетентности.   А   чтобы   создать   портфолио,   необходимо   иметь положительные   результаты   работы   с   учащимися   и   достижения   самого   учителя.   Имея хорошее портфолио, можно  принимать участие в различных грантах. Критерии и показатели профессиональной компетентности педагога Профессионально значимые качества педагогов рассматривались  учеными на протяжении длительного   времени   и   определяли   содержание   профессиональной   компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В.А  Сластениным, Н.М.  Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей.  И.Д   Лаптева   подразделяет   компетентность   на   ключевую,   базовую,   и   специальную. Ключевые компетентности   связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, специальные и базовые  определяют специфику некоторой пред­метной или надпредметной области.  Самым   перспективным   является     структуре   компетенций   педагога, представленный    в   работах  И.Я.Лернера,   В.В.  Краевского,       А.В.Хуторского.    Авторы   подход   к   предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих: ­   когнитивная   составляющая     (наличие   системы   педагогических     и   специальных предметных знаний),  ­   операционально­технологическая   составляющая   (владение   методами,   технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету), ­ личностная составляющая (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).            Такая  структура представляет критерии набора компетенций, связывая их через знания,   технологии   и   ценностные   установки.   Она   позволяет   выбрать   направление   для совершенствования профессиональной деятельности учителя:   для   роста когнитивной составляющей любой компетенции можно использовать ­ чтение специальной литературы и периодики, лекционные курсы; ­ для развития операционально – технологической  составляющей можно прослушать циклы   практико­ориентированных   семинаров,   методические   учебы,     деловые   игры   и тренинги.  ­ гораздо сложнее создать адекватные условия для   роста и развития   личностной составляющей. Мотивацию и позицию не сформируешь – её можно только инициировать и поддерживать   (адекватными   организационными   условиями,   системой   поощрений, обеспечением активного участия каждого учителя в жизни профессионального социума и т.д.). Галеева Н. Л., доцент кафедры управления развитием школы ФПК ППРО МПГУ, опираясь   на   данную   структуру   критериев   разработала   5   основных   показателей профессиональной компетентности педагогов: Предметно­методологические компетенции: владение системой знаний по базовым наукам, знаниями в области преподаваемого ­ предмета;  ­ ­ ориентация в современных исследованиях по предмету;  владение методиками преподавания предмета; владение   разнообразными   методами   предметной   дидактики   (в   том   числе ­ групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.);   владение   методиками,   технологиями, ­ социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов;   приемами,   развивающими   и умение   обеспечить   образовательный   процесс   ресурсами,   социализирующими   и ­ развивающими учащихся средствами предмета; осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ­ ценностей; видение содержания предмета и своей роли как учителя­предметника в процессе ­ обеспечения процветания нации и Отечества. Психолого­педагогические компетенции: ­ владение системой знаний о личных внутренних ресурсах учебно­познавательного успеха ученика – «чем ученик учится», знания об особенностях познавательной сферы каждого   ученика,   о   его   психологических   особенностях,   о   развитии   мотивационно­ потребностной и эмоционально­волевой сфер учащихся; ­ умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов»   ученика,   умение   использовать   знания   об   учебно­познавательных особенностях   каждого   ученика   для   конструирования   реального   образовательного процесса;  ­ позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика. Компетенции в области валеологии образовательного процесса: ­ владение   теоретическими   знаниями   в   области   валеологии   и   проектирования здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.); ­ владение системой нормативно­правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений,   приказов,   распоряжений   и   т.д.   устанавливать   ответственность   учителя   и ученика   как   субъектов   образовательного   процесса   за   организацию   и   результаты здоровьесберегающей деятельности; ­ владение   навыками   конструирования   здоровьесберегающей   среды,   принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учительученик»; ­ стремление   к   самообразованию   в   вопросах   здоровьесбережения,   осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей; осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего ­ благополучия; видение себя, как психически, физически и нравственно здоровой личности. Коммуникативные компетенции: ­ владение системой знаний о законах общения; ­ владение   приемами   эффективного   общения,   позволяющими   осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель–ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме; ­ осознание ценности общения, стремление строить педаго­гическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека – как ученика, так и коллеги. Компетенции в области управления системой «учитель­ученик»: ­ умение   осуществлять   педагогический   анализ   ресурсов   –   структурируя   учебный материал, учитывая особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;  умение   проектировать   цели   для   ученика   –   в   ЗУНах,   и   для   учителя   –   в ­ управленческих формулировках;  умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать ­ или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики, умение проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.; умение   выбрать   необходимое   направление   и   формы   деятельности   для ­ профессионального роста; осознание значения управления как ведущей деятельности человека, опирающейся ­ на его сознательный выбор; ­ стремление   учителя   сознательно   осуществить   выбор   инновации   для   собственной профессиональной деятельности, желание педагога реализовать собственный творческий потенциал, разрабатывая и апробируя новые программы, технологии, новые элективные курсы, рабочие тетради и др.; стремление   сформировать   у   учащихся   понимание   управления   собственной ­ деятельностью как единства свободы выбора и принятия ответственности за свой выбор; ­ желание   учителя   достичь   высокой   степени   профессионализма,   реализовать   свои возможности   на   максимальном   уровне,   внести   свой   достойный   вклад   в   общее   дело образования детей;  стремление   учителя   поделиться   профессиональными   находками   и   представить ­ собственные достижения для использования их коллегами; осознание   учителем   значения   этих   умений   для   собственного   профессионального ­ роста   и   в   качестве   ресурса   профессионального   роста   коллег   и   всего   педагогического сообщества. Овладение   педагогическим   мастерством   доступно   каждому   педагогу   при   условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.   Педагогическое   мастерство   —   это   сплав   личностно­деловых   качеств   и профессиональной компетентности учителя­воспитателя.            Таким образом, современная школа призвана создать все условия для субъектного формирования и развития учащихся. Сегодня в социальной жизни востребована личность, обладающая не только значительным объёмом предметных знаний, но и владеющая целым комплексом   социальных   и   интеллектуальных   умений,   позволяющих   ей   быстро адаптироваться   к   условиям   изменяющейся   действительности,   а   также   к   потоку информации, нарастающему с каждым днём. Всё это влечёт за собой системное изменение и совершенствование образования. Список использованных источников 1.Байденко   В.И.   Компетенции:   к   освоению   компетентностного   подхода   (Лекция   в слайдах): Материалы к первому заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 30 с. 2.Байденко   В.И.   Компетентностный   подход   к   проектированию   государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2­е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с. 3.Верстакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие – М.: Эксмо, 2008 г – 432 с. 4.Лаптева,   И.Д.   К   вопросу   о   педагогической   компетентности   /   И.Д.   Лаптева //Педагогическое образование и наука. ­ 2007. ­ №4.­С.35­38. 5.Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья

Научная статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018