ИСУТП – интеллектуальная система управления транспортными потоками. Эта система управления - контроля режима работы светофоров.
В современное время интенсивность движения на дорогах города сильно возросла. Следствием этого является частое возникновение пробок.
Работа системы ИСУПТ направлена на максимальную разгрузку перекрестков и повышение безопасности городского движения.ИСУТП – интеллектуальная система управления транспортными потоками. Эта система управления - контроля режима работы светофоров.
В современное время интенсивность движения на дорогах города сильно возросла. Следствием этого является частое возникновение пробок.
Работа системы ИСУПТ направлена на максимальную разгрузку перекрестков и повышение безопасности городского движения.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ
Крикунов Д.С. ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
Научный руководитель Кононова С.А.
ИСУТП – интеллектуальная система управления транспортными
потоками. Эта система управления контроля режима работы светофоров.
Первый светофор появился в американском городе Кливленде 5 августа
1914 года. До Курска новое чудо техники добралось к 1934 году. В
пятидесятых годах 20века светофоры получили широкое распространение.
Они регулировались вручную рядом со светофорной стойкой стояла
стеклянная будка, в которой сидел милиционер за пультом управления. Это
дежурство называли: «сидеть в стакане». Современные светофоры оснащены
таймерами, звуковыми сигналами и «голосом». За свою вековую историю
светофор стал незаменимым помощником. От его исправной работы зависит
безопасность людей. Не зря этому чудо устройству есть памятники в
России.
В современное время интенсивность движения на дорогах города сильно
возросла. Следствием этого является частое возникновение пробок.
Работа системы ИСУПТ направлена:
на максимальную разгрузку перекрестков;
повышение безопасности городского движения.
Система ИСУТП осуществляет сбор информации о движении
транспортных средств через пункты видео фиксации города, оснащенные
видеокамерами, проводит анализ данных и принимает меры по обеспечению
нормализации движения транспорта.
Для каждого пункта видео фиксации система вычисляет:
среднюю скорость потока по каждому направлению;
количество автомобилей, проехавших на разрешающий сигнал
светофора;
количество автомобилей, ожидающих разрешающего сигнала.
Система ИСУТП так же
записывает информацию по каждому
транспортному средству, проезжающему мимо пункта видео фиксации: цвет,
марку, распознавательный номер, время, скорость.
Система позволяет не только включать и выключать заданные
светофоры, но и изменять длительность разрешающего сигнала, а так же
время цикла любого светофора города.
Рассмотрим работу системы в разных ситуациях:
1.
Система обнаружила загруженность перекрестка: проверяется
загруженность перекрестков в параллельных соседних улицах, если эти улицы
относительно свободны, то система увеличивает время разрешающего
сигнала светофора в направлении соседних улиц, при необходимости мера
распространяется на соседние улицы 2ой и 3ей степени удаленности.2.
Система распознала, что авария и сообщила на пост ГИБДД
видеозапись случившегося. Автоматический режим позволяет изменять цикл
работы светофоров, перенаправлять поток, заблокировать проезд в одном из
направлений.
3.
На основании накопленных данных система ИСУПТ анализирует
информацию о загруженности перекрестков в разное время суток. Выявляет
часы максимальной загрузки каждого перекрестка, затем на основе анализа
данных вырабатывает решение о цикле работы каждого светофора и
обеспечении максимально возможной пропускной способности перекрестка и
всего городского движения транспорта в утренние и вечерние часы.
4.
Система выявляет узкие места транспортной сети, т. е. те
перекрестки, на которых повышена интенсивность движения. В результате
система может продолжить изменение цикла работы светофора.
5.
Система ИСУТП заносит список плановых ремонтных работ
дорог с указанием их длительности и масштабности. Система составляет
объездной маршрут движения на время ремонта. Аналогичные ситуации,
связанные с проведением публичных мероприятий.
6.
При аварийных повреждениях дороги: прорыв трубы, просадка
грунта или при наступлении опасных природных явлений на перекрестках
возникает скопление транспорта. Система передает сигнал о возникновении
внештатной ситуации на пост ГИБДД и далее работает в полуавтоматическом
режиме.
7.
Одной из важных возможностей системы составление маршрута. В
систему поступает запрос на составление маршрута, определяется
местоположение транспортного средства, т.е. стартовая точка. Начиная с этой
точки, просматриваются перекрестки. Маршрут составляется с учетом
скорости движения потока, которая была на данном участке в тот момент
времени.
Дополнительные возможности системы ИСУТП:
1. С помощью радио и интернет услуг автоматически информирует
водителей о ситуации на перекрестках города.
2. Прогнозирует нагрузку транспортной сети, с учетом тенденции роста
количества транспортных средств.
3. Моделирование вариантов движения.
4. Быстрый доступ к архивным данным и визуализация на любую дату,
время перекрестка.
Из мирового опыта внедрения ИСУПТ. Япония является передовой
страной в разработке и использовании высших форм автоматизированных
систем. С 1970 г. в Японии осуществлялась политика, стремящаяся
уменьшить заторы на дорогах и экологическую нагрузку. В настоящее время
практически вся дорожная сеть Японии оборудована ИТС
(интеллектуальными транспортными системами) различной степенисложности с широким использованием навигационных систем на
транспортных средствах. На этот проект было потрачено 2,5 млрд. $.
В США вся сеть автомобильных магистралей, примыкающих к крупным
городам и в них, оснащена АСУД (автоматизированная система управления
движением). Так в ЛосАнджелесе управляющая система включает 1170
светофоров. Результат: снижение горючего на 13%, на 41% уменьшение
количества остановок транспортных средств, на 16% сократились потери
времени.
Одним из
больших реализованных европейских проектов стал
мюнхенский проект COMFORT 1991г. Это первый проект, координирующий
транспорт в центре города с учетом планировки сети автомагистралей в
окрестностях, где были активизированы элементы информационных и
навигационных систем. Проект окупился в течение 2х лет. Количество
наездов уменьшилось на 35%, количество ДТП с ранениями – на 30% и
количество погибших на 31%.
К сожалению, статистических данных о работе ИСУПТ по РФ не
имеется. Такие системы существует в Москве и СанктПетербурге и только в
центральной части города. В Хабаровске ИСУПТ проходит тестирование. Из
интервью зам. директора «Научного центра организации дорожного движения
г. Хабаровска» А. Павленко: «При работе автоматизированной дорожной
системы видна целая городская дорожная сеть. Можно выявлять и
прогнозировать ситуацию распределения пассажиропотока. Сценарий, в
конечном счете, будет выбирать компьютер. Мировой опыт сводиться к тому,
что на такие системы выделяется суперкомпьютер. Система ИСУПТ г.
Хабаровска позволит менять до семи программ управления светофоров в
течение суток и дня недели.
В Курске около 130 светофоров. Они учтены на специальной карте и
занесены в компьютерную систему, что позволяет специалистам в режиме
реального времени отслеживать ситуацию на дорогах.
ВЫВОДЫ:
1. Система ИСУПТ является мощным интеллектуальным инструментом для
повышения пропускной способности и безопасности движения городского
транспорта.
Безусловно, система не обеспечит полное отсутствие автомобильных
пробок и дорожных заторов, но ее работа позволит максимально
уменьшить их количество и время простаивания в них.
2.
3. Изучать мировой опыт внедрения ИСУПТ.
4. Использовать элементы спутниковой связи системы ГЛОНАСС при
организации управления транспортными потоками.
5. Оснащать транспортные средства тревожными конками и бортовыми
навигационными терминалами.
6. Для внедрения ИСУПТ создавать автоматизированные диспетчерские
центры управления дорожным движением.Литература:
1. С.В. Жанказиев. Интеллектуальные транспортные системы. Учебное
пособие. М.,МАДИ, 2016г.
2. ГТРК Курск интервью А. Шабельников, ст. автоматизированной
системы управления дорожным движением г. Курска
3. Habrahabr.ru.