Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Оценка 5

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Оценка 5
Научные работы
docx
библиотека
Детсад
09.10.2018
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Дошкольный возраст является сензитивным для развития речи, где формируются все компоненты системы родного языка. Словообразование, выполняя различные функции, играет существенную роль для формирования всей языковой системы ребенка и для вербальной коммуникации в целом. В данной статье представлена информация о развитии словообразования в дошкольном возрасте. Описаны разные точки зрения развития словообразования в аспекте трёх наук: психология, лингвистика, логопедия.
Гемранова Э.И..docx
1 Современные аспекты изучения овладения словообразованием  в процессе онтогенеза  Морфология как одна из составляющих грамматического строя речи, в   основе   которой   лежит   система   взаимодействия   слов   между   собой в словосочетаниях и предложениях, предполагает умение владеть приемами словоизменения   и   словообразования.   Словообразование   изучено исследователями   различных   областей   наук:   в   лингвистике   с   позиций содержания   данного   процесса   (И.Б.   Крушевский, Е.И.   Литневская),   в   психологии   с   позиций   его   развития   в   онтогенезе   Голуб,   Н.В. (Т.Н.   Ушакова),   в   логопедии   с   точки   зрения   нарушения   этого   процесса у   детей   с   различной   речевой   патологией   (А.Н.   Гвоздев,   Т.В.   Туманова   и другие). Данной проблемой начали заниматься еще в конце 19 века (Бодуэн   де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, К.И. Чуковский). Они характеризовали процесс словообразования   как   способность,   присущую   одаренным   детям.   Лишь   с   середины   40­ых   годов   20   века   словообразование   становится самостоятельным   объектом   изучения,   а   в   60­ые   годы   оно   становится отдельной дисциплиной в лингвистике.  По   определению   Е.И.   Литневской   словообразование   –   это   раздел языкознания, в котором изучается формально­смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования. В классической лингвистике возможно рассмотрение словообразования  в двух аспектах: 1. Словообразование   как   образование   производных   слов   с   помощью различных флексий согласно правилам русского языка. 2. Словообразование   как   раздел   языкознания,   в   котором рассматриваются   все   тонкости   создания   производных   слов, функционирование, строение.   их 2 Как один из разделов языкознания словообразование решает следующие задачи:  1)   установить   образовано   ли   слово   в   современном   русском   языке от какого­то другого или нет (наличие производной основы); 2) определить, как и с помощью каких средств было образовано данное производное слово. Основополагающие   понятия,   которые   относятся   к словообразовательному процессу, были выделены Р.Л. Лихтманом:   производная   основа   –   это   основа   слова,   которая   мотивирована основами других слов;  производящая   основа   –   одна   общая   основа,   от   которой   можно образовать несколько новых слов;  средство   словообразования   –   это   морфемы   или   операции, посредством которых от производящего слова образуется производное;  способ словообразования – это операции, которые производятся для образования новых основ слов, (например, приставочный, суффиксальный);  процессы,   сопровождающие   словообразование   –   это   изменения   в основе слова для взаимоприспособления морфемы и производящего слова для образования нового производного.  Средствами   словообразования   выступают   различные   морфемы,   среди   которых   выделяют   словообразующие   и   формообразующие. К словообразующим  морфемам относятся приставка, суффикс или постфикс, а   также   возможно   их   сочетание,   то   есть,   например,   одновременное присоединение   в   производящей   основе   приставки   и   суффикса   или   двух   приставок.   К   формообразующим   средствам   относятся   окончание и   формообразующий   суффикс   (суффиксы   начальной   формы,   прошедшего времени, повелительного наклонения глаголов, причастных и деепричастных форм, также суффиксы степеней сравнения прилагательного и наречия). В   качестве   других   средств   словообразования   выступают   различные 3 операции,   которые   проделываются   с   основой   (основами)   производящего слова,   но   при   этом   морфемы   не   используются.   К   таким   операциям   Е.И. Литневская относит следующие:  1) сокращение   производящей   основы   как   средство   создания   нового слова (производное и производящее слово являются одной частью речи); 2) соединение   компонентов   производящих   основ,     при   этом   в большинстве случаев основы производящих слов сокращаются, происходит строгая фиксация последовательности основ и места ударения только лишь  на одной производящей основе;  3) изменение отнесенности слова к определенной части речи. Почти все части речи участвуют в словообразовании. И у каждой части речи   имеются   свои   специфические   особенности   и   средства   образования (морфемы).  Имя существительное образуется суффиксальным, безсуффиксальным (безаффиксным),   также сложением нескольких частей речи и переходом других частей речи в разряд   приставочным   (префиксальным)   способами, существительных   (субстантивация)   и   наоборот,   также   сюда   входит   способ аббревиации.   Существительные   могут   образовываться   еще   и   смешанными способами: приставочно­суффиксальным,  суффиксально­сложным. Имена   прилагательные   в   русском   языке   образуются   приставочным способом, суть которого заключается в присоединении приставки к основе   Для   образования прилагательного,   суффиксальным   способом. прилагательного суффиксальным способом аффиксы могут присоединяться к основе прилагательного, существительного, глагола, имени числительного. Кроме того, имена прилагательные могут образовываться приставочно­ суффиксальным   способом,   сложением   и   сложением   с   одновременным присоединением суффикса. Образование   глаголов   также   играет   важную   роль   в   оформлении грамматически   правильных   высказываний.   Глаголы   образуются 4 приставочным,   суффиксальным   способами,   но   наиболее   распространенным является приставочный способ образования. По мнению   Н.В. Крушевского, приставки   в   отличие   от   других   аффиксов   в   образовании   глаголов   играют важную смыслоразличительную роль, они наделяют слово оттенком. Говоря   о   механизмах   словообразования   следует   обратиться к   психолингвистической   литературе,   которая   подчеркивает   взаимосвязь в онтогенезе словообразования, когнитивных процессов и коммуникации. Умение   владеть   способами   словообразования   необходимо   ребенку в  связи с  тем,  что ребенок  сначала начинает  обозначать  словом  предметы окружающего мира, а затем и отношения между ними, события. И как раз отношения между этими предметами требуют специфической конструкции, преобразования   известных   наименований.   Производное   слово   отражает   те   изменения,   которые   произошли   как   в   реальной   действительности,   так и в языковом оформлении. Необходимость   уметь   образовывать   новые   слова   возникает   у   детей примерно   к   трём­четырем   годам,   когда   образовывается   некий   разрыв: у   ребенка   появляются   способность   более   тонко   и   дифференцированно познавать мир, но нет возможности выразить это в коммуникации. И лишь овладение   навыками   словообразования   может   разрешить   проблему   всё увеличивающегося разрыва. Следовательно, возникновение в речи детей первых производных слов, свидетельствует о переходе ребенка на новую ступень развития когнитивных процессов и коммуникации. Важность   процесса   словообразования   обосновывается   многообразием функций,   которые   он   выполняет   в   коммуникации.   Е.А.   Земская   выделяет   конструктивная, следующие   функции:   собственно   номинативная, копрессивная, экспрессивная, стилистическая. Механизм детского словотворчества связан с формированием языковых 5 системы обобщений, словообразования. В том случае, если в словаре ребенка нет готового слова становлением     явлением   генерализации,   для коммуникации, он «изобретает» новое слово на основе своего речевого опыта,  что  и  называется   детским  словотворчеством,  а  слова,  которые   при этом образуются, называются неологизмами, если же они не присущи данной языковой   системе.   То   есть   ребёнок   улавливает   связь   между   изменением предметного   мира   и   изменением   морфем   в   структуре   слова.   Все   эти наблюдения   ребенок   совершает   в   процессе   предметно­практической деятельности.  Сущность генерализации заключается в том, что аналогичные явления обозначаются аналогичным образом. Образование слов по аналогии строится на умении слышать и понимать изменения, произошедшие в звуковом составе слова, и какое явление теперь это слово называет. Ребенок видит взаимосвязь между схожим звучанием частей слов и одинаковыми признаками предметов. Благодаря   этой   взаимосвязи,   деятельности   самого   ребенка,   опыту коммуникаций, в сознании ребенка закрепляются в виде речевых механизмов структурные   связи   языковой   системы. психофизиологическая основа словотворчества в детском возрасте .   Генерализация   есть Подобный вывод делает и Т.Н. Ушакова: «в результате восприятия и     имеющих   общие   корневые использования   множеств   слов, и   аффиксальные   элементы,   в   мозгу   ребенка   происходят   аналитические процессы членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тому, что в лингвистике называется морфемами». Явление   детского   словотворчества   –   норма   развития   речи   детей   в   дошкольном   возрасте.   Это   свидетельство   того,   что   ребенок   успешно осваивает   язык,   что   он   может   сам   без   чьей­либо   помощи   конструировать слова,   значит   в   детском   сознании   складываются   или   уже   сложились определенные нормы, правила процесса словообразования. Процесс детского 6 словотворчества присущ всем нормально развивающимся детям дошкольного возраста.  Отсутствие же словотворчества на определенном этапе онтогенеза ребенка служит сигналом об отклонении в развитии. Образование   новых   слов   представляет   собой   сложный   динамический процесс   аналитико­синтетической   деятельности   мозга   образования   новых слов   при   помощи   различных   операций   с   основой   производящего   слова, который осуществляется только при участии умственной и коммуникативной деятельности.   Усвоение   ребенком   родного   языка   есть   не   просто   его присвоение, а самостоятельное конструирование.  О   формировании   процесса   словообразования   в   онтогенезе,   о   его особенностях   на   определенном   возрастном   периоде   излагается   в   работах:  А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин и других. В   ходе   речевого   развития   ребенка   сначала   пополняется   пассивный словарь производными словами, а затем активный, то есть те представления, которые сложились у него об изменении характеристик самого предмета,   так и  в структуре его названия оречевляются. По мере своего взросления дети всё лучше и лучше дают толкование производным   словам.   Л.В.   Сахарный   отмечает,   что   словообразовательное толкование   и когнитивного взросления, так как сущность данного процесса заключается  языкового, требует слов   так     как     в   восстановлении   необходимых   явлений   и   предметов   реальной действительности со всеми их закономерностями и связями. К пяти годам дети   с   нормативным   развитием   овладевают   умениями   толкования производных слов, и, следовательно, готовы к самостоятельному близкому к языковой норме образованию слов. В   своих   дневниковых   записях   А.Н.   Гвоздев   прослеживал закономерности   формирования   словообразовательного   процесса,   а   также возрастные граница ее становления (таблица 1). 7 Таблица 1 Возрастные границы становления процесса словообразования Возрастной период 1   год   10 мес.   –   2 года 2 мес. 2   года   4 мес.   –   2 года 10 мес.   3   года   5 мес.   –   4 года   4 года – 4 года   и   8 мес. Словообразовательные умения и навыки  существительные,   образованные   с   помощью   суффиксов уменьшительности, а также уничижительности Совершенствуется умения первого периода.  существительные с суффиксами увеличительности;  увеличительные формы прилагательных и глаголов, обозначающих завершение или распространение действия (приставочный способ);  глаголы, помощи однократности/многократности совершаемых действий; образованные     при     суффиксов  существительные, обозначающие детенышей животных;  существительные со значением женскости;   притяжательные прилагательные глаголы образованные приставочно­суффиксальным способом; Совершенствуются   и   интенсивно   развиваются словообразовательные умения первого и второго периодов.  существительные, обозначающие действующее лицо, образованных суффиксальным способом;  приставочные глаголы со значением «наоборот/обратно»;  прилагательные, обозначающие принадлежность. Зачастую   дети   прибегают   при   образовании   производных   слов   к аналогиям, что является причиной детских неологизмов.  Возраст   от   3   до   4   лет   является   периодом   активного словотворчества  существительные,   образованные   от   глаголов   безаффиксным   способом, от прилагательных суффиксальным способом.   совершенствуется   образование   слов,   обозначающих   детенышей животных, усваиваются новые суффиксы;   растет разнообразие приставок при образовании глаголов. Также   речь   детей   характеризуется   появлением   чередований   в   морфемах   слов   при   поиске   нормативного   для   данного   языка производного   слова.   Особенностью   данного   периода   является усложнение структуры производных слов 5­6 лет 6­7 лет Ребенок   совершенствует   свои   умения   при   образовании   слов разных   частей   речи   суффиксальным,   приставочным   и   смешанным способом.   В   речи   ребенка   присутствуют   производные   слова   соответствующие взрослому языку, так и неологизмы Ребенок прибегает к образованию новых слов, лишь в том случае, если в его словаре нет нужного слова, либо оно не точно характеризует тот   или   иной   объект,   явление   или   действие.   Зачастую   же   плоды самостоятельного   постижения   ребенком   способов   словообразования совпадают с нормами и правилами литературного языка 8 Таким   образом,   словообразование   –   это   процесс   образования   новых слов   при   помощи   морфем:   суффиксов,   приставок.   Интенсивное   развитие этого   процесса   приходится   на   дошкольный   возраст.  В   процессе   овладения семантикой   производного   слова,   ребенок   неосознанно   осваивает   формы, способы,   морфемы,   т.е.   тот   «строительный   материал»,   который   ребенок   в   дальнейшем   использует   при   «строительстве»   слов.   Умение   образовывать новые   слова   определяется   умением   детей   соотносить   реальные   предметы   и явления, их связи и отношения с языковыми номинациями. Рассматривая последовательность   развития   словообразования,   можно   сделать   вывод,   что дети начинают пользоваться наиболее простыми способами словообразования, которые   чаще   всего   слышат   в   речи   окружающих.   Последовательностью появления   морфем, руководствоваться при коррекции словообразования.   установленных   исследователями,   следуют Литература 1. Бобунова, М. А. Русская лексикография ХХI века / М. А. Бобунова.– М. : Флинта, 2013. – 77 с. 2. Валгина, Н. С.   Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – 6­е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2002. – 528 с. 3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.  – СПб. : «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2007. – 480с. 4. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – М. : Айрис – пресс, 2010. – 448 с. 9 5. Земская,   Е.   А.   Современный   русский   язык.   Словообразование   /   Е. А. Земская. – М. : ФЛИНТА, 2016.– 368 с. 6. Земская,   Е.   А.   Русская   разговорная   речь   :   лингвистический   анализ   и проблемы обучения : учебное пособие / Е. А. Земская. – 5­е изд., стер.  – М. : ФЛИНТА, 2016. – 241 с. 7. Кубрякова,   Е.   С.   Словообразование   как   особый   вид   речевой деятельности / Е. С. Кубрякова. – М. : Астрель, 2013. – 379 с. 8. Литневская, Е. И. Русский язык / Е. И. Литневская. – М. : ЧеРо, 2008.   – 265 с. 9. Николаев,   Г.   А.   Николай   Крушевский   :   жизнь   и   научное   творчество   (к 150­летию со дня рождения) [Электронный ресурс] / К. Р. Галиуллин,  Г. А. Николаев // Научное наследие и современность : матер. Междунар. науч. конф. «Бодуэновские чтения» (Казань, 11­13 дек. 2001 г.). – Казань : Новое знание, 2002. – С. 4­13. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp ?id=5019745 10.Туманова,   Т.   В.   К   проблеме   развития   процессов   словообразования   у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 34­41. 11.Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / Т. В. Туманова. – М. : Альфа, 2002.  – 113 с. 12.Туманова,   Т.   В.   Формирование   словообразовательной   компетенции   у детей дошкольного возраста и младшего   школьного возраста   с ОНР : дис. … д­ра пед. наук : 13.00.0 / Туманова Татьяна Володаровна. – М., 2005. – 397 с. 13.Ушакова, Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы /  Т. Н. Ушакова. – М. : Юнити, 2008. – 465 с. 14.Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. – № 5. С. 7­14 10 15.Цейтлин, С.  Н.  Язык  и  ребенок  :  Лингвистика   детской  речи :  учебное пособие / С. Н. Цейтлин. – М. : Гуманитарный издательский Центр Владос, 2010. – 240 с. 16.Цейтлин,   С.   Н.   Очерки   по   словообразованию   и   формообразованию   в детской речи [Электронный ресурс] / С. Н. Цейтлин. – М. : Знак. 2009. – 593 с. – Режим доступа:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red &book_id=73295

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "

Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018