Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Оценка 5
Научные работы
docx
библиотека
Детсад
09.10.2018
Дошкольный возраст является сензитивным для развития речи, где формируются все компоненты системы родного языка. Словообразование, выполняя различные функции, играет существенную роль для формирования всей языковой системы ребенка и для вербальной коммуникации в целом. В данной статье представлена информация о развитии словообразования в дошкольном возрасте. Описаны разные точки зрения развития словообразования в аспекте трёх наук: психология, лингвистика, логопедия.
Гемранова Э.И..docx
1
Современные аспекты изучения овладения словообразованием
в процессе онтогенеза
Морфология как одна из составляющих грамматического строя речи,
в основе которой лежит система взаимодействия слов между собой
в словосочетаниях и предложениях, предполагает умение владеть приемами
словоизменения и словообразования.
Словообразование изучено
исследователями различных областей наук: в лингвистике с позиций
содержания данного процесса (И.Б.
Крушевский,
Е.И. Литневская), в психологии с позиций его развития в онтогенезе
Голуб,
Н.В.
(Т.Н. Ушакова), в логопедии с точки зрения нарушения этого процесса
у детей с различной речевой патологией (А.Н. Гвоздев, Т.В. Туманова
и другие).
Данной проблемой начали заниматься еще в конце 19 века (Бодуэн
де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, К.И. Чуковский). Они характеризовали процесс
словообразования как способность, присущую одаренным детям. Лишь
с середины 40ых годов 20 века словообразование становится
самостоятельным объектом изучения, а в 60ые годы оно становится
отдельной дисциплиной в лингвистике.
По определению Е.И. Литневской словообразование – это раздел
языкознания, в котором изучается формальносмысловая производность слов
языка, средства и способы словообразования.
В классической лингвистике возможно рассмотрение словообразования
в двух аспектах:
1. Словообразование как образование производных слов с помощью
различных флексий согласно правилам русского языка.
2. Словообразование как раздел языкознания,
в котором
рассматриваются все тонкости создания производных слов,
функционирование, строение.
их 2
Как один из разделов языкознания словообразование решает следующие
задачи:
1) установить образовано ли слово в современном русском языке
от какогото другого или нет (наличие производной основы);
2) определить, как и с помощью каких средств было образовано данное
производное слово.
Основополагающие
понятия,
которые
относятся
к
словообразовательному процессу, были выделены Р.Л. Лихтманом:
производная основа – это основа слова, которая мотивирована
основами других слов;
производящая основа – одна общая основа, от которой можно
образовать несколько новых слов;
средство словообразования – это морфемы или операции,
посредством которых от производящего слова образуется производное;
способ словообразования – это операции, которые производятся для
образования новых основ слов, (например, приставочный, суффиксальный);
процессы, сопровождающие словообразование – это изменения
в основе слова для взаимоприспособления морфемы и производящего слова
для образования нового производного.
Средствами словообразования выступают различные морфемы, среди
которых выделяют словообразующие и формообразующие.
К словообразующим морфемам относятся приставка, суффикс или постфикс,
а также возможно их сочетание, то есть, например, одновременное
присоединение в производящей основе приставки и суффикса или двух
приставок. К формообразующим средствам относятся окончание
и формообразующий суффикс (суффиксы начальной формы, прошедшего
времени, повелительного наклонения глаголов, причастных и деепричастных
форм, также суффиксы степеней сравнения прилагательного и наречия).
В качестве других средств словообразования выступают различные 3
операции, которые проделываются с основой (основами) производящего
слова, но при этом морфемы не используются. К таким операциям Е.И.
Литневская относит следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового
слова (производное и производящее слово являются одной частью речи);
2) соединение компонентов производящих основ,
при этом
в большинстве случаев основы производящих слов сокращаются, происходит
строгая фиксация последовательности основ и места ударения только лишь
на одной производящей основе;
3) изменение отнесенности слова к определенной части речи.
Почти все части речи участвуют в словообразовании. И у каждой части
речи имеются свои специфические особенности и средства образования
(морфемы).
Имя существительное образуется суффиксальным, безсуффиксальным
(безаффиксным),
также
сложением нескольких частей речи и переходом других частей речи в разряд
приставочным (префиксальным) способами,
существительных (субстантивация) и наоборот, также сюда входит способ
аббревиации. Существительные могут образовываться еще и смешанными
способами: приставочносуффиксальным, суффиксальносложным.
Имена прилагательные в русском языке образуются приставочным
способом, суть которого заключается в присоединении приставки к основе
Для образования
прилагательного,
суффиксальным способом.
прилагательного суффиксальным способом аффиксы могут присоединяться к
основе прилагательного, существительного, глагола, имени числительного.
Кроме того, имена прилагательные могут образовываться приставочно
суффиксальным способом, сложением и сложением с одновременным
присоединением суффикса.
Образование глаголов также играет важную роль в оформлении
грамматически правильных высказываний.
Глаголы образуются 4
приставочным, суффиксальным способами, но наиболее распространенным
является приставочный способ образования. По мнению Н.В. Крушевского,
приставки в отличие от других аффиксов в образовании глаголов играют
важную смыслоразличительную роль, они наделяют слово оттенком.
Говоря о механизмах словообразования следует обратиться
к психолингвистической литературе, которая подчеркивает взаимосвязь
в онтогенезе словообразования, когнитивных процессов и коммуникации.
Умение владеть способами словообразования необходимо ребенку
в связи с тем, что ребенок сначала начинает обозначать словом предметы
окружающего мира, а затем и отношения между ними, события. И как раз
отношения между этими предметами требуют специфической конструкции,
преобразования известных наименований. Производное слово отражает
те изменения, которые произошли как в реальной действительности, так
и в языковом оформлении.
Необходимость уметь образовывать новые слова возникает у детей
примерно к трёмчетырем годам, когда образовывается некий разрыв:
у ребенка появляются способность более тонко и дифференцированно
познавать мир, но нет возможности выразить это в коммуникации. И лишь
овладение навыками словообразования может разрешить проблему всё
увеличивающегося разрыва.
Следовательно, возникновение в речи детей первых производных слов,
свидетельствует о переходе ребенка на новую ступень развития когнитивных
процессов и коммуникации.
Важность процесса словообразования обосновывается многообразием
функций, которые он выполняет в коммуникации. Е.А. Земская выделяет
конструктивная,
следующие функции:
собственно номинативная,
копрессивная, экспрессивная, стилистическая.
Механизм детского словотворчества связан с формированием языковых 5
системы
обобщений,
словообразования. В том случае, если в словаре ребенка нет готового слова
становлением
явлением
генерализации,
для коммуникации, он «изобретает» новое слово на основе своего речевого
опыта, что и называется детским словотворчеством, а слова, которые при
этом образуются, называются неологизмами, если же они не присущи данной
языковой системе. То есть ребёнок улавливает связь между изменением
предметного мира и изменением морфем в структуре слова. Все эти
наблюдения ребенок совершает в процессе предметнопрактической
деятельности.
Сущность генерализации заключается в том, что аналогичные явления
обозначаются аналогичным образом. Образование слов по аналогии строится
на умении слышать и понимать изменения, произошедшие в звуковом составе
слова, и какое явление теперь это слово называет. Ребенок видит взаимосвязь
между схожим звучанием частей слов и одинаковыми признаками предметов.
Благодаря этой взаимосвязи, деятельности самого ребенка, опыту
коммуникаций, в сознании ребенка закрепляются в виде речевых механизмов
структурные связи языковой системы.
психофизиологическая основа словотворчества в детском возрасте .
Генерализация есть
Подобный вывод делает и Т.Н. Ушакова: «в результате восприятия и
имеющих общие корневые
использования множеств слов,
и аффиксальные элементы, в мозгу ребенка происходят аналитические
процессы членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тому,
что в лингвистике называется морфемами».
Явление детского словотворчества – норма развития речи детей
в дошкольном возрасте. Это свидетельство того, что ребенок успешно
осваивает язык, что он может сам без чьейлибо помощи конструировать
слова, значит в детском сознании складываются или уже сложились
определенные нормы, правила процесса словообразования. Процесс детского 6
словотворчества присущ всем нормально развивающимся детям дошкольного
возраста. Отсутствие же словотворчества на определенном этапе онтогенеза
ребенка служит сигналом об отклонении в развитии.
Образование новых слов представляет собой сложный динамический
процесс аналитикосинтетической деятельности мозга образования новых
слов при помощи различных операций с основой производящего слова,
который осуществляется только при участии умственной и коммуникативной
деятельности. Усвоение ребенком родного языка есть не просто его
присвоение, а самостоятельное конструирование.
О формировании процесса словообразования в онтогенезе, о его
особенностях на определенном возрастном периоде излагается в работах:
А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин и других.
В ходе речевого развития ребенка сначала пополняется пассивный
словарь производными словами, а затем активный, то есть те представления,
которые сложились у него об изменении характеристик самого предмета,
так и в структуре его названия оречевляются.
По мере своего взросления дети всё лучше и лучше дают толкование
производным словам. Л.В. Сахарный отмечает, что словообразовательное
толкование
и когнитивного взросления, так как сущность данного процесса заключается
языкового,
требует
слов
так
как
в восстановлении необходимых явлений и предметов реальной
действительности со всеми их закономерностями и связями. К пяти годам
дети с нормативным развитием овладевают умениями толкования
производных слов, и, следовательно, готовы к самостоятельному близкому к
языковой норме образованию слов.
В своих дневниковых записях А.Н.
Гвоздев прослеживал
закономерности формирования словообразовательного процесса, а также
возрастные граница ее становления (таблица 1). 7
Таблица 1
Возрастные границы становления процесса словообразования
Возрастной
период
1 год 10
мес.
– 2
года 2 мес.
2 года 4
мес.
– 2
года 10 мес.
3 года 5
мес.
– 4
года
4 года – 4
года и 8
мес.
Словообразовательные умения и навыки
существительные,
образованные с помощью суффиксов
уменьшительности, а также уничижительности
Совершенствуется умения первого периода.
существительные с суффиксами увеличительности;
увеличительные формы прилагательных и глаголов, обозначающих
завершение или распространение действия (приставочный способ);
глаголы,
помощи
однократности/многократности совершаемых действий;
образованные
при
суффиксов
существительные, обозначающие детенышей животных;
существительные со значением женскости;
притяжательные прилагательные
глаголы образованные приставочносуффиксальным способом;
Совершенствуются
и
интенсивно
развиваются
словообразовательные умения первого и второго периодов.
существительные, обозначающие действующее лицо, образованных
суффиксальным способом;
приставочные глаголы со значением «наоборот/обратно»;
прилагательные, обозначающие принадлежность.
Зачастую дети прибегают при образовании производных слов
к аналогиям, что является причиной детских неологизмов.
Возраст от 3 до 4 лет является периодом активного
словотворчества
существительные, образованные от глаголов безаффиксным
способом,
от прилагательных суффиксальным способом.
совершенствуется образование слов, обозначающих детенышей
животных, усваиваются новые суффиксы;
растет разнообразие приставок при образовании глаголов.
Также речь детей характеризуется появлением чередований
в морфемах слов при поиске нормативного для данного языка
производного слова. Особенностью данного периода является
усложнение структуры производных слов
56 лет
67 лет
Ребенок совершенствует свои умения при образовании слов
разных частей речи суффиксальным, приставочным и смешанным
способом.
В речи ребенка присутствуют производные слова соответствующие
взрослому языку, так и неологизмы
Ребенок прибегает к образованию новых слов, лишь в том случае,
если в его словаре нет нужного слова, либо оно не точно характеризует
тот или иной объект, явление или действие. Зачастую же плоды
самостоятельного постижения ребенком способов словообразования
совпадают с нормами и правилами литературного языка 8
Таким образом, словообразование – это процесс образования новых
слов при помощи морфем: суффиксов, приставок. Интенсивное развитие
этого процесса приходится на дошкольный возраст. В процессе овладения
семантикой производного слова, ребенок неосознанно осваивает формы,
способы, морфемы, т.е. тот «строительный материал», который ребенок
в дальнейшем использует при «строительстве» слов. Умение образовывать
новые слова определяется умением детей соотносить реальные предметы
и явления, их связи и отношения с языковыми номинациями. Рассматривая
последовательность развития словообразования, можно сделать вывод, что
дети начинают пользоваться наиболее простыми способами словообразования,
которые чаще всего слышат в речи окружающих. Последовательностью
появления морфем,
руководствоваться при коррекции словообразования.
установленных исследователями,
следуют
Литература
1. Бобунова, М. А. Русская лексикография ХХI века / М. А. Бобунова.– М. :
Флинта, 2013. – 77 с.
2. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина,
Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – 6е изд., перераб. и доп. – М. : Логос,
2002. – 528 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. :
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2007. – 480с.
4. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – М. : Айрис –
пресс, 2010. – 448 с. 9
5. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование /
Е. А. Земская. – М. : ФЛИНТА, 2016.– 368 с.
6. Земская, Е. А. Русская разговорная речь : лингвистический анализ
и проблемы обучения : учебное пособие / Е. А. Земская. – 5е изд., стер.
– М. : ФЛИНТА, 2016. – 241 с.
7. Кубрякова, Е. С. Словообразование как особый вид речевой
деятельности / Е. С. Кубрякова. – М. : Астрель, 2013. – 379 с.
8. Литневская, Е. И. Русский язык / Е. И. Литневская. – М. : ЧеРо, 2008.
– 265 с.
9. Николаев, Г. А. Николай Крушевский : жизнь и научное творчество
(к 150летию со дня рождения) [Электронный ресурс] / К. Р. Галиуллин,
Г. А. Николаев // Научное наследие и современность : матер. Междунар.
науч. конф. «Бодуэновские чтения» (Казань, 1113 дек. 2001 г.). – Казань :
Новое знание, 2002. – С. 413. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp
?id=5019745
10.Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования
у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова //
Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 3441.
11.Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим
недоразвитием речи : монография / Т. В. Туманова. – М. : Альфа, 2002.
– 113 с.
12.Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции
у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР :
дис. … дра пед. наук : 13.00.0 / Туманова Татьяна Володаровна. – М.,
2005. – 397 с.
13.Ушакова, Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы /
Т. Н. Ушакова. – М. : Юнити, 2008. – 465 с.
14.Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова //
Дефектология. – 2004. – № 5. С. 714 10
15.Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи : учебное
пособие / С. Н. Цейтлин. – М. : Гуманитарный издательский Центр Владос,
2010. – 240 с.
16.Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию
в детской речи [Электронный ресурс] / С. Н. Цейтлин. – М. : Знак. 2009. –
593 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red
&book_id=73295
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Научная статья на тему "Современные аспекты изучения овладения словообразованием в процессе онтогенеза "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.